Формирование экологических представлений у детей раннего возраста. Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Роль экологического воспитания в развитии личности дошкольников

, воспитатель

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования .

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – , и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.


· Развитие элементарных естественно - научных представлений;

· Развитие экологической культуры детей;

· Развитие представлений о человеке;

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей II группы раннего возраста, составлен в соответствии с

« Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. , . В плане представлены темы занятий с детьми с 1 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке.

Методика проведений занятий подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой , развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях , творческих рассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности , музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.


Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений

(ранний возраст)

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел

Задачи

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.

Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным . Из влажного песка

Часть занятия оз. худ. лит-ой.

« Дождик, дождик» « Лужи» с.19.

Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.

Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.

Подвижная игра.

« Солнышко и дождик»

Формочки для песка, емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.

Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.

Вертушки, флажки по кол-ву детей.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.

Занятие по озн. с окр.

« Падают листочки» с.13

Прогулка.

«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.

Сбор осенних листьев.

Подвижная игра.

« Листопад»

Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.

Осенние листья.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.

Реагировать на появление животных положительными эмоциями.

Часть занятия по озн. с окр. « Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» с 68

Индивидуальная работа. « Серенькая кошечка» с. 20

Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.

Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».

Игрушка - петушок и собачка.

Игрушки - кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.

Игрушка - кот, собака.

Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»

Часть занятия

« Где глазки, носик?»

2 квартал (декабрь, январь, февраль)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки.

Опытным путем приобрести сведения о свойствах снега.

Часть занятия оз. С худ. Лит-ой. « Снежок порхает, кружится»

Часть занятия по озн. с окр. « Рассматривание картин из серии « Времена года» Зима.

« Санки» с. 137-138.

Прогулка. « Белый снег пушистый…» Наблюдение за снегопадом.

Рисование пальчиками: « Белый снег кружится»

Картинки изображающие зиму.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Познакомить детей с новым деревом (елочкой). Она зеленая, колючая, с иголками.

Часть занятия по озн. с худ. Лит-ой. « Елочка»

Прогулка. « Храбрая елочка». Наблюдение за елочкой.

Чтение стихотворения: « Елочка» с 21

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать и называть диких животных. Показывать по просьбе взрослого голову, лапки, коготки, шерстку, туловище

Познакомиться с их поведением и повадками.

Называть их хотя бы детским или звукоподражательным названием.

Часть занятия по озн. С окр. « Мишка».

« Зайка». «Кого мы встретили в лесу?»

Индивидуальная работа. Чтение сказки

« Колобок»

Подвижная игра:

« Зайка серенький сидит»

« У медведя во бору»

Игрушка - медведь, заяц, и соответствующие картинки.

Побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом.

Игра «Улыбнись, поклонись»

3 квартал (март, апрель, май)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе

Понимать смысл слов идет дождик, дует ветерок, светит ласковое солнышко.

Называть эти объекты хотя бы детским названием.

Занятие по р. р. и озн. С окр. « Рассматривание картин из серии «Времена года» «Весна» с.139 №43

Занятие по р. р.(Худ. сл.)

«Смотрит солнышко в окошко». с.80

Прогулка. Наблюдение за сосульками.

« Растет она вниз головой»

Наблюдение за весенним солнышком.

« Солнышко-колоколнышко».

«Наблюдение за весенним дождиком «Дождик-дождик пуще»..

Рисование пальчиками. « Дождик», « Солнышко»

Наблюдение за ветерком.

«Ветерок проснулся разом».

Подвижная игра:

«Солнечный зайчик»,

« Солнышко и дождик»

Картины из серии « Времена года», кукла Катя.

Картинки с солнечной погодой.

Вертушки, ленточки.

Листы бумаги, гуашь синего, желтого цвета, салфетки.

РАСТЕНИЯ

Формировать представления о растительном мире: деревья, цветы, трава

Называть их хотя бы детским названием.

Находить цветы такого же цвета и размера, как у воспитателя.

Занятие по озн. С окр.

« Выходи дружок на зелененький лужок» с.71.

Занятие по р. р. (Худ. Сл.) « Ай люли, ай люли» с. 54-55

Наблюдение за первой травкой.

« Уж трава моя шелковая»

Наблюдение за одуванчиком. «Веселый, луговой»,

« Одуванчик белоголовый»

Наблюдение за распустившимися листочками. «Зеленейся, зеленейся»

Подвижная игра

« Собери букет для мамы»

Рисование пальчиками « Травушка зеленая»

Магнитная доска или фланелеграф, одуванчик, ромашка, травка, птички, солнышко, кукла Катя.

Листы бумаги, гуашь зеленого цвета, салфетки.

ЖИВОТНЫЕ

Расширять представления детей о домашних животных и их детенышей, их характерных особенностях. Познакомить детей с домашними птицами (цыпленок, гусь)

Имитировать некоторые действия животных(бегает, прыгает, летает, клюет).

Различать животных в жизни, а также в игрушках и на картинках.

Занятие по р. р. и озн. с окр. « Желтые, пушистые». с 73-74

« Гуси-гуси»

« Животные и их детеныши» с. 99-100

Подвижная игра:

« Вышла курочка гулять»

Игрушка цыпленок, мисочка с зерном и водичкой, собачка, кукла Катя.

Игрушки - гуси, мисочки с водой и зерном.

Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Выделять и называть отдельные части своего тела.

Игры: « Топни ножкой»

4 квартал (июнь, июль, август).)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: жарко, светит ярко солнце.

Уточнять знания детей о свойствах воды, выделить ее как объект неживой природы: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают.

Пополнять знания детей о свойствах песка: сухой сыплется, из влажного можно лепить.

« Лето красное пришло!»

Игра: « Тонут-плавают»

Д. и. « Вылави уточку из пруда», « Поймай рыбку».

Игра: « Сыплем, лепим», « Пирожки для мамы»

Емкость для воды, теплая и холодная вода, плавающие игрушки, рыбки, сачки, ведерки.

Лопатки, набор игрушек для игр с песком.

РАСТЕНИЯ

Знакомить детей с цветущими растениями

(ромашки, колокольчики).Уточнять отличительные особенности растений (цвет, величина)

Д. И. « Собери букет для мамы»

Д. и. « Покажи цветок такого же цвета». « Дай такой же»

Цветы - ромашки, васельки.

ЖИВОТНЫЕ

Развивать представления детей о насекомых. Способах передвижения (жучек жужит, бабочка летает, муравей ползает).

Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу - обижать нельзя.

Наблюдение за божьей коровкой. « Красный сарафанчик, черные горошки».

Чтение потешки

« Божья коровка_ черная головка»

Д. И. « Посади бабочку на цветок».

Подвижная игра

« Мотыльки»,

« Пчелки»

« Комарики и лягушка»

Хрестоматия для малышей.

Вязаные цветы, бабочки.

Шапочки – пчелки, комарики, бабочки.

Учить контактировать

со сверстниками, называть имя другого ребенка. учить выделять имена взрослых и детей, а также знать свое имя

Игры-занятия:

« Паровозик», «Передай мячик»

Для игры: большой легкий мяч.

Паровозик, рельсы.

Литература:

1. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.

2., Белоусова в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.

3.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. , . СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.

4.Николаева воспитание младших дошкольников. Кника для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез, 2004г. 91 с.

5.Соломенникова воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации . – 2-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006г

6.Соломенникова по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных экологических

представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность»

Введение………………………………………………………………………......3

1.1 Теоретическая значимость формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста………………………………………..5

II. Практическая часть

2.1 Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»………………12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….17

Введение

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Именно поэтому в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.

Цель проекта – формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность.

Задачи проекта:

  1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  2. создать оптимальные условия для формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  3. разработать педагогическую технологию формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  4. анализ, результативность, перспективность.

Участниками проекта являются дети группы раннего возраста и воспитатель.

Данный проект применялся с целью формирования элементарных экологических представлений у детей группы раннего возраста.

Данный проект может использоваться воспитателями групп раннего возраста и родителями для успешного формирования элементарных экологических представлений у детей 2-3 лет.

I. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

1.1 Теоретическая значимость формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка и нравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам.

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Вересова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и другие).

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе - хозяева природы или ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детям интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего, непосредственно образовательная деятельность, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка – полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. При этом следует особо обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.

У двухлетнего ребенка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

II. Практическая часть.

2.1 Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»

Тема: «В гости в деревню»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи:

  • закреплять умения узнавать в игрушках домашних животных и называть их;
  • формировать основы взаимодействия с домашними животными;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • развивать активность детей при подпевании и пении;
  • обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных, прилагательными, обозначающими цвет и величину;
  • продолжать развивать слуховую дифференциацию и мелкую моторику рук.

Способы организации детей: сидя полукругом, стоя у стола.

Оборудование: игрушки (петушок, собака, кошка), мультимедийный проектор и экран, слайды с изображениями животных (корова, поросёнок, лошадь), музыкальный центр, аудиозаписи голосов животных (корова, поросёнок, лошадь).

Словарная работа: домашние животные.

Предварительная работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД

Воспитатель :

С добрым утром, с ясным днём!

Очень дружно мы живем!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в деревню, но путь наш не близок, поэтому поедем мы на поезде. Отправляемся в путь . Я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. Вставайте друг за другом и поехали. Ту-ту-ту-ту-ту (под музыкальное сопровождение дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровоз» (Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной)

(Музыкальный руководитель поет, дети подпевают)

Загудел паровоз

И вагончики повёз –

Чох-чох, чу-чу –

Далеко я укачу!

Воспитатель : Вот и остановка, мы с вами приехали в деревню. (Изображение деревни на экране).

Дети садятся на скамеечку.

Смотрите, ребятки, кто-то нас встречает.

Кто скажите, громко лает,

Дом хозяйский охраняет?

Кто это? (Собака)

Какая собака? (Большая, лохматая)

Как лает собака? (Гав-гав)

Воспитатель: Собачка, наши ребятки знают про тебя песенку (Дети исполняют песню «Жучка». Музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко)

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка,

Зубы острые,

Шёрстка пёстрая.

Гав! Гав!

Воспитатель: ребятки, кто это кричит? Правильно – это петушок. (Показывает игрушку петушка).

Посмотрите, что у петушка есть.

Дети: Гребешок, клюв, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный.

Воспитатель: Петушок, наши ребятки знают про тебя потешку.

(Ребёнок читает потешку).

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Воспитатель: петушок очень любит клевать горошек, и я как раз принесла его. (Показывает баночку с фасолью и горохом). Вот беда, все перемешалось, (показывает, что в баночке). Посмотрите, ребята, здесь и фасоль, и горох. А нам нужен только горох. Давайте отберем для петушка только горох.

Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с горохом и фасолью, в середине стоит большая тарелка, дети отбирают в неё горох, а фасоль оставляют.

Воспитатель: Молодцы ребята. Угощайся петушок, дети постарались, все перебрали!

Петушок : Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Это петушок вам сказал «спасибо». Молодцы!

Давайте посмотрим, кто ещё здесь живёт (подходят к домику, воспитатель открывает шторку и говорит):

Бархатные лапки,

А в лапках цап-царапки.

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

Кто это? (Кошка)

Какая кошка? (Пушистая, белая)

Как кошка мяукает? (мяу-мяу)

Воспитатель: ребятки, кошка хочет с вами поиграть.

Динамическая пауза «Кошка»

Кошка лапки подними,

Кошка лапки опусти,

Кошка, кошка покружись,

А потом земли коснись,

И животик свой потри

Раз-два-три, раз-два-три.

Воспитатель : Ребятки, мы с вами повстречались с собакой, петушком, кошкой. Это домашние животные, они живут рядом с домом или в доме человека. Домашние животные приносят пользу людям, а люди ухаживают за ними. В деревне живут и другие домашние животные, послушайте внимательно, кого вы узнаете.

Дидактическая игра «Кто как кричит»

Дети отвечают – на экране появляются изображения животных.

Вот мы с вами и побывали в гостях. Где мы с вами были? Кого мы видели?

(Обобщение воспитателя). А сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся со всеми и поедем на паровозике.

Дети встают паровозиком, машут рукой и уезжают под песню:

Загудел паровоз

И вагончики повёз –

Чох-чох, чу-чу –

В детский сад я укачу!

Заключение

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их, исправить имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые, правильные.

Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Список литературы

  1. Андреевская, Е.Г. Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях. [Текст] / Е.Г. Андреевская. – М., 2010 г.
  2. Голицина, Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст] / Н.С. Голицына. – М., 2006 г.
  3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. – М.,2004 г.
  4. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа». [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.,2005 г.
  5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.,2000 г.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных существ.

Взрослый должен помочь малышу открыть окружающий мир природы, полюбить его. Уже с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём. Новизна и яркость ранних впечатлений остаётся на всю жизнь .

Любви к природе ребёнок учится прежде всего у родителей. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребёнок учится определённым образом относиться к сломанному дереву, к голодному животному.

Зелёный мир в доме

Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения. Обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: «Растение красивое, потому, что мы его поливаем». Надо помочь ребёнку понять, как жизнь растений зависит от воды, тепла, света.

Приучайте ребёнка смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов. Можно показать, как выглядит цветущее растение в разных местах комнаты, одиночно или в сочетании с другими предметами. Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребёнка всматриваться, замечать, что изменилось в растении, понимать, что растение меняется, потому, что оно растёт, оно живое.

Итак, знакомство ребёнка с зелёным царством дома формирует первые представления о жизни «зелёных друзей», воспитывает гуманное отношение к растениям.

Добрые друзья

Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребёнка. Взрослые помогают познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у детей с самого раннего детства интерес и любовь к животным — это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравстенно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию(помочь, пожалеть, позаботиться). Очень важно предупредить у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жесткости.

Все дети любят играть с живыми друзьями. Играть с животными можно и нужно. Но никакого насилия! Игра должна быть радостной для обоих (с мячиком, бантиком и др.). Желательно читать детям стихи, короткие рассказы о кошке, о собаке, вместе петь песенки, рассматривать картинки.

Мы пошли гулять

Природа меняет свой облик в связи с сезонными изменениями. Цвета, краски в разное время года вызывают у детей интерес, затрагивая эмоциональную сферу, тем самым закладывая основы доброго и бережного отношения к родной природе. Задача взрослых — вызвать у малыша интерес к миру природных явлений. Не увлекайтесь обилием названий — это бессмысленная нагрузка мозга, памяти, ничего не дающая для подлинного развития. А вот, если малыш, присев на корточки, внимательно следит за ползущим жучком — это важно! Это развивает его. Не торопите его, пусть у него составится своё впечатление. Главное, чтобы у малыша накапливалось больше впечатлений. Они необходимы для будущих самостоятельных выводов.

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - нашем доме — вот благородная задача взрослых!

Савина Наталья Анатольевна, воспитатель

Г.Урай, ХМАО-Югра, Тюменская область

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности».

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

  • · Развитие элементарных естественно -научных представлений;
  • · Развитие экологической культуры детей;
  • · Развитие представлений о человеке;

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Предлагаю вниманию коллег примерный перспективный план работы по формированию экологических представлений для детей раннего возраста. Педагоги могут дополнять или менять темы и виды деятельности в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений

(ранний возраст)

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.

Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка

Ознакомление с художественной литературой.

« Дождик,дождик. Лужи» Борисенко М.Г. с.19.

Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.

Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.

Подвижная игра.

« Солнышко и дождик»

Формочки для песка,емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.

Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.

Вертушки, флажки по кол-ву детей.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.

Ознакомление с окружающим.

« Падают листочки» Карпухина Н.А. с.13

Прогулка.

«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.

Сбор осенних листьев.

Подвижная игра.

« Листопад»

Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.

Осенние листья.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.

Реагировать на появление животных положительными эмоциями.

Ознакомление с окружающим.

« Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» С.Л. Новоселова с 68

Индивидуальная работа.

« Серенькая кошечка» Карпухина Н.А.с. 20

Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.

Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».

Игрушка- петушок и собачка.

Игрушки- кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.

Игрушка- кот, собака.

Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»

Часть занятия

« Где глазки, носик?»

Литература:

1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005..

2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. - Воронеж, 2006. с.

3. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.

4.Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.

5.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.

6.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез, 2004г. 91 с.

7.Новоселова С.Л.Дидактические игры для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977, с.68

8.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г

9.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.

Юлия Сафронова
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему :

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста »

Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы .

Как говорил Сухомлинский В. А.:

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста .

Приоритетным направлением ДОУ является экологическое развитие воспитанников, тем самым мы ставим цель и задачи, которые необходимо решать в течение всей работы по данному направлению.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине, умение любоваться пейзажами родных мест.

На данном слайде представлены пути реализации системы экологической работы в ДОУ - это создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей ; повышение экологической грамотности педагогов; обновление содержания, форм и методов работы с детьми; экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников )

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу : "Юный эколог " С. Н. Николаевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников .

В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания .

В результате научных исследований, многих теоретиков и практиков, таких как П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъякова, Н. А. Рыжовой и других учёных, пришли к выводу о том, что

Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве .

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уходу за животными.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни . Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры .

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений , готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного. Бережного отношения к природе.

В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Формирование экологических представлений проходит на протяжении всего дня во всех образовательных областях.

Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты» , «Овощи» , «Домашних и диких животных» , дети любят игру «Летает - не летает» .

11 слайд. Речевое развитие.

В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Родной мой край, любимые места» , дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родного края.

12 слайд. Познавательное развитие.

Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей . Обращаем внимание на форму , цвет,размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощаем» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну.

13 слайд. Физическое развитие.

Дети дошкольного возраста очень подвижны , поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.

Воспитываем интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием. Любимый персонаж доктор Айболит проводит беседы о полезности здоровой пищи.

14 слайд. Худ-эстетич. развитие.

Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

На праздник милых мам, дети готовят поделки и открытки своими руками, в которых всегда можно увидеть частички природы, это и нежный тюльпан в чашечке и бабочка на цветочке. В лепке дети передают характерные особенности и строение животных, растений, а также закрепляют их названия.

Создание условий для можно разделить на 2 составляющие : внутренняя природная зона и внешняя природная зона.

Внутренняя природная зона предполагает уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.

Внешняя природная зона – огород, цветник, клумбы на участках, фруктовый сад, экологическую тропу (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая)

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для .

Главной особенностью создания определенных условий является внесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка , в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду , необходимую для воспитания детей . Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей .

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста. Для наблюдений и труда в природе.

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности . Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей .

По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др.

Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.

Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.

Для развития познавательной сферы ребенка педагогами изготовлены макеты экосистем, цель которых закрепить знания о среде обитания животных и птиц, развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Педагоги используют в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка» , «Что предмет расскажет о себе . Игры для развития у детей умения сравнивать , составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож» , «Что лишнее» , «Что изменилось» , «Чьи следы?» . Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?» , «Назови одним словом» , Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает» , «Испорченный телефон» , «Несуществующее животное (растение) .

Педагоги своими руками изготавливают дидактические пособия и игры, в группах имеются картотеки экологических игр , в соответствии с индивидуальными особенностями детей . Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей , полученные в ходе восприятия природных явлений, с помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей .

В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей , журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания , которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги , содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания , сосредоточенности, умственной активности.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире , формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

Педагоги постоянно стимулируют детскую любознательность; формирую умение замечать изменения в природе (С детьми ходим в гости к ёлочке и сосне, наблюдаем за изменениями в росте, уточняем знания детей о хвойных деревьях )

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

29-30-31 слайд.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

29. На слайдах представлены опыты с водой , 30. опыты со льдом, 31. –опыты со снегом.

В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе . Он расширяет кругозор детей , создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности .

Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты , в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии , сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Работа по проекту носит интегрированный характер : результаты дети обобщают в виде рисунков, аппликаций участвуют в инсценировках, праздниках.

Педагогами групп разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой» , «Волшебница – вода» . По продолжительности проекты разные - от 1 месяца до года.

Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, важна включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей .

Мы проводим праздники, и развлечения «День Земли» , «Праздник цветов» , «День птиц» , «Давайте беречь природу» . Развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ней.

40-41 слайд.

По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей , родителей и педагогов. (Зимушка-хрустальная, Осень золотая, Родной мой край, любимые места, Дети и природа, Осенние фантазии и Чудеса природы)

42 -43 слайд.

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с районной библиотекой им. В. В. Вересаева и художественно-краеведческим музеем.

Сотрудники библиотеки и музея проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе, знакомят с природой и животным миром родного края.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

В ДОУ внедрены в работу разнообразные формы работы с педагогами .

Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания , знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников .

В работу по экологическому воспитанию включены практически все работники ДОУ.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников , подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

Так, педагог-психолог использует в своей работе различные методики, развивая экологическую культуру ребёнка , используя в работе сюжетную композицию, расположенную на стене, которая меняется в зависимости от поставленных целей и задач.

47 слайд :

На данном слайде представлены различные формы работы с родителями . Это : родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и др.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников , педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры .

48-49 слайд.

Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях) . В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье , консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера ; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала, педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформированы начала экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое : создать экологическую тропу на территории детского сада.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками .

Спасибо за внимание!



Читайте также: