Проблемы современного российского дошкольного образования. "актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе". Тема «Роль семьи в социализации ребенка»

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного

Дошкольного воспитания

Место работы: ГБДОУ № 31

Кировского района

г. Санкт-Петербург

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями, можно часто услышать такие фразы:

Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня, происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить как: сокращение времени для общения родителей с детьми .

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть разные:

Выкроить для себя немного времени;

Для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;

Во время ожидания в очередях;

Пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Все чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности. Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию, которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные варианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:

Помочь обрести уверенность,

Подкрепить положительное начало в личности,

Удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно-ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение,
  • Модульное обучение,
  • Развивающее обучение,
  • Обучение в сотрудничестве,
  • Метод проектов,
  • Коллективное взаимообучение.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности).

II. Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

  • «Традиционная русская игрушка»,
  • «Здоровье нации в наших руках»,
  • «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

С целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России, современное патриотическое воспитание

  • «Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников.

Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видах деятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

  • Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своих детей.
  • Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III. Можно использовать в практике ДОО Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», разработанную пермским доктором педагогических наук Коломийченко Людмилой Владимировной.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).

Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая). Программа достаточно доступная для восприятия и усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», « Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена блочно-тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.

Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при организации непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:

«Традиционная русская кухня», «Богатыри земли Русской», «Изобретения и достижения человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и его история». В ходе подготовки и проведения занятий мы незначительно изменили предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.

Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.

Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Проблемы дошкольного образования

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость. По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

«Современные проблемы дошкольного образования,
тенденции его развития и направления реформирования»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

Иванова Наталья Николаевна,
преподаватель С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Общепрофессиональная дисциплина ОП.05.«Теоретические основы дошкольного образования» (Профессиональный цикл учебных дисциплин).

Раздел 1. Отечественный опыт дошкольного образования

Тема 1.3. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Количество часов: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

Технология «Развитие критического мышления» (см. Приложение 1)

Цель урока: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).

Развивающие:

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).

Средства обучения:

· Комплект документов, в том числе на электронных носителях.Закон РФ “Об образовании”2012 г.; ФГОС дошкольного образования 2013 г.(проект). Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

· Мультимедийная установка.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта занятия

структура

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

обучения

контроля

обучения

Средства

Развиваемые

Организационный этап

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

I фаза «Вызов»

Актуализация опорных знаний

Препод. обращает внимание обучающихся на название темы урока (на экране) и просит ответить на несколько вопросов.

. Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальн.

Целеполагание

Препод.предлагает студентам самим поставить цели урока.

Нацелить на рефлексию по методу «ПМИ»- обращает внимание на таблички, предлагает самостоятельно делать заметки по ходу занятия.

Определяют цель урока.Вместе с препод. формулирую т задачи урока.

Фронтальн.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Изучение нового материала:

Сообщение нового материала - рассказ преподавателя: проблемы и разработка ФГОС

Препод. с помощью проектора демонстрирует слайды «Совр. Проблемы ДО», дает пояснение.

Обучающиеся делают записи в тетрадь. «Подсказывают» проблемы, с которыми сталкивались на практике или в жизни.

Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Лекция с визуализацией

Фронтальн.

Организует просмотр из Интернет фрагмента презентации

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

Фронтальн.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документов.

Предлагает познакомиться с учебным материалом, по вопросам, размещенным в виде таблице на экране

Студенты читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют графы таблицы.

индивидуальная

III фаза «Рефлексия»

Рефлексия.

ПМИ (Плюс -Минус -Интересно)

Сообщение необходимых заданий. Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Работа в паре. Озвучивание результатов.

парная работа

ОК 6 таблицы

Домашнее задание

Визуализаци ФГОС ДО: выполнение презентации или в схематических рисунках -кластерах.(на экране-схемы)

индивидуальная

Информационное обеспечение:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" опубликовано:1 декабря 2012 г. (в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)

2. Российское образование Федеральный порталМинистерство образования и науки РФ http://www.edu.ru/

3. Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://www.educom.spb.ru

Конспект занятия

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:
. Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
. Почему?

Повторение материала:

Фронтальная беседа

1.Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ста вшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2.Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3.Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В .

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

· Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе).

· Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи).

· Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада).

· Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями).

- Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО).

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

5. Задачи.

6. Стандарт - основа для разработки…

7. Требования, устанавливаемые стандартом.

8. Образовательные области.

9. Виды деятельности детей дошкольного возраста.

10. Аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста.

11. Формы организации образовательного процесса.

12. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.

13. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

14. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документа.- 45 минут

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Задание для самостоятельной работы. Визуализация ФГОС ДО: выполнение презентации в программах «PowerPoint», «Prezi» или в схематических рисунках в тетради. Сроки сдачи-10 октября 2013 г.

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии - трехфазовая структура урока

Технологические этапы

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

· сбор данных

· анализ текстов

· сопоставление альтернативных точек зрения

· коллективное обсуждение

· разные виды парной и групповой работы

· дискуссии

· направляет усилия учеников в определенное русло

· сталкивает различные суждения

· создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

· дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

· подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono ; род. 19 мая , Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины. Создатель концепции «нестандартного мышления ».

1. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

2. «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

3. «Что в этом интересного?» (?) запись различных интересующих человека фактов и мыслей.

Приложение 3

Уточнение понятий

* Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта.В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.

**Диверсифика́ция Назад

  • Вперёд
  • Обновлено: 29.09.2019 22:03

    You have no rights to post comments

    Ирина Морозова
    Дошкольное образование в сфере социальных проблем России

    С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор .

    На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены : дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации , ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками . Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования : создаются разные типы, виды дошкольных учреждений ; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения ; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

    Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение .

    Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования , обусловленная рядом местных социальных , культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах , касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России .

    В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1 : недостаточное количество детских садов и их перегруженность.

    Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей , с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения , так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении .

    Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

    Проблема №2 .

    Недостаточное финансирование.

    Сюда относится :

    Недостаточное оснащение детских садов;

    Устаревание материально-технической базы;

    Невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;

    Отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.

    Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

    Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

    Проблема № 3 .

    Отсутствие групп раннего развития.

    Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.

    Проблема № 4 .

    Кризис семьи.

    Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей . Острота проблем семейного воспитания

    связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,

    испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска . У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка , негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей .

    Почти треть маленьких россиян - более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш

    воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной

    мере заниматься воспитанием внуков.

    В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников :

    Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

    Обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

    На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения , личности педагога.

    Проблема № 5 .

    Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов .

    Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.

    Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.

    Проблема № 6 .

    Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ .

    Отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;

    Недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями ;

    Несформированность у всех работников дошкольных образовательных учреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;

    Нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу) ;

    Отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.) необходимого профиля и квалификации;

    Отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;

    Отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты .

    Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования , обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование . Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду) . Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.

    Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

    Список литературы :

    1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации » (2008-2009 годы) .

    2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России , 2013.

    3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.

    4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы

    дошкольного образования ».

    Мясникова Инна Михайловна,
    воспитатель
    ГБДОУ №28
    Невского района Санкт-Петербурга

    Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Уровень рождаемости с 2007 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

    Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений, пожалуй, самая основная и сложная проблема. Недофинансирование, дефицит финансирования - эти слова, к сожалению, очень часто звучат применительно к дошкольной отрасли.

    Дошкольное образовательное учреждение должно получить и получало до последнего времени более стабильное финансирование, есть возможность проведения единой образовательной политики в дошкольном образовании области, более полного удовлетворения потребностей родителей, возможность комплектования детского сада по нормам наполняемости и месту жительства детей, дифференцированного комплектования учреждений и групп, своевременного обеспечения повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений.

    Все более актуальными становятся проблемы комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную,ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

    Однако многие немало озабочены тем, что муниципальные органы управления образованием, методические службы не всегда обеспечивают должный анализ результатов использования экспериментальных учебных программ, новых педагогических технологий. К большому сожалению, остается проблематичным вопрос организации научного руководства инновационной деятельностью. Эта проблема может быть вполне успешно решена при взаимодействии ученых и практиков, преподавателей педагогического университета, института повышения квалификации работников образования, а также педагогических колледжей.

    Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

    Изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "Родитель - ребенок - воспитатель" на равноправные, построенные на взаимном уважении и доверии. Поэтому неслучайно модель "Открытого" дошкольного учреждения с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, в управленческую деятельность становится одной из перспективных в развивающемся образовании.

    Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в решении следующих проблем:

    • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
    • Недостаток детских садов;
    • Содержание дошкольного образования;
    • Качество дошкольного образования;
    • Условия реализации программ дошкольного образования;
    • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
    • Общественное восприятие дошкольного образования;
    • Количество мест в детских садах

    Читайте также: