Методические рекомендации по формированию основ гражданской идентичности у обучающихся начальной школы. "формирование гражданской идентичности младших школьников" Формирование ценностей российской гражданской идентичности

Состояние современного российского общества можно охарактеризовать как неравновесное, кризисное, обусловленное коренными изменениями всей социальной структуры, разрывом прежних социальных связей, дезориентацией человека в социальном пространстве. Это состояние затяжного перехода от монолитной и «прозрачной» идентичности, характерной для советского человека и советского общества, к многомерной, многосоставной идентичности, имеющей сложную систему оснований.

Процесс идентификационной ломки как следствие распада советского общества, поглощенного государством, и открытия границ социального оборачивается сегодня «размытием» основных параметров идентичности. Неопределенность оснований идентичности на индивидуальном уровне проявляется в нестабильности, подвижности и произвольности выборов отдельного человека, в неспособности индивида определить себя через принадлежность к какой-либо социальной группе и тем самым установить границы своего Я, обрести устойчивое положение в обществе.

В современных западных исследованиях (в работах Ж. Бодрийяра, З. Баумана, У Бека) идентичность все чаще трактуется как костюм или маска, которую можно легко сменить, как только этого потребуют изменившиеся социальные условия. Данное суждение может быть полезным при анализе идентификационного кризиса в России. Действительно, идентичность современного человека достаточно пластична, а процесс ее формирования можно сравнить с лепкой человека самого себя. В условиях усложнения картины социальной реальности, развития российского общества как открытой системы индивид вынужден выбирать свой жизненный путь из многообразия перспектив, постоянно корректируя свои жизненные цели, мотивы деятельности, ценностные установки. Проблемой здесь оказывается не столько растерянность человека в условиях множественности выбора стратегий и объектов идентификации или психологическая неготовность делать выбор, сколько отсутствие прочного «каркаса» (основных структурных элементов идентичности), на который могло бы «наслаиваться» содержание индивидуальных выборов соотнесений индивида с социальными общностями различного типа (от этнической группы до мирового сообщества).

Рассматривая основные тенденции развития современного российского общества, необходимо отметить, что ценности и ориентиры, которые раньше направляли действия людей, отвергнуты, тогда как новый порядок взаимодействия еще не выработан. Распад коллективной памяти, потеря ценностных ориентаций, утрата веры в общее будущее, неосвоенность новых образцов поведения и общих норм деятельности, безусловно, препятствует элементарной согласуемости действий людей в их повседневной жизни. Кризис идентичности российского общества выражается сегодня в отчуждении индивидов от социальных процессов, в ослаблении социальных связей, в несоответствии между динамикой развития социальных институтов и переменами в индивидуальном сознании. Перед российским обществом сегодня остро стоит вопрос формирования консолидирующей идентичности в условиях неопределенности представлений различных социальных групп об общности интересов.

Однако о сущности кризиса идентичности российского общества и его причинах невозможно говорить, не учитывая открытость России процессам глобализации, которые, на наш взгляд, не сводятся к реализации унифицирующей модели развития и не являются ни вызовом российскому обществу, ни угрозой российской идентичности, ни теми внешними условиями, к которым Россия вынуждена приспосабливаться.

Глобализация (или становление мира как единой социальной системы, уплотнение социальных связей, интенсификация социальных отношений) представляет собой сочетание объективных процессов «сжатия времени» и выхода социального пространства за пределы территории отдельного государства. Сегодня территориальность перестает быть организующим принципом социальной жизни, сменяется принципом политерриториальности. Новые социальные практики (виртуальная коммуникация) и новые формы организации деятельности (сетевые структуры) освобождаются от привязок к определенному локусу и свободно пересекают пространственные границы. Физическое пространство более не воспринимается человеком как препятствие, предел коммуникации. Связь места и социального пространства распадается, контуры общества больше не покрываются контурами государства, а значит и идентификационное пространство пространство выбора человеком самого себя, определения себя через принадлежность к какой-либо социальной общности становится шире, чем пределы отдельного государства территориально ограниченного единства.

Процессы трансформации российской идентичности характеризуются пересмотром основ национальной и государственной идентичности, появлением новых объектов идентификации (например, мировое сообщество) и новых форм идентичности (виртуальная идентичность), не привязанных к определенному месту, возникновением гибридных идентичностей посредством пересечения старых и новых классификаций через конфликт традиционных ценностей и ценностей современности.

Сегодня мы можем наблюдать усиление так называемой первичной идентичности, основанием которой являются различия, проходящие вдоль этнических, религиозных и языковых линий, что в современных условиях не может не оборачиваться социальными противостояниями и конфликтами. Всплеск национализма, «возвращение к корням» ответ на утрату монолитной идентичности советского человека, нивелирующей национальные особенности, попытка «нагрузить» идентичность традиционными ценностями и сплотиться против сил, угрожающих идентичности, отказываясь тем самым от диалога.

В этой ситуации британский социолог Э. Гидденс, предупреждая об опасности фундаментализма как одного из возможных направлений поиска идентичности, предлагает обратиться от национальной идентичности к идентичности гражданской.

Гражданство как особый тип социальной связи между людьми, способными проявлять различные формы совместной деятельности, в условиях глобализации не обуславливается извне «кровью и почвой» и не определяется преданностью гражданина государству. Современному человеку открывается возможность определять себя не только в рамках тех групп, с которыми он связан фактом рождения или местом проживания. По словам Э. Гидденса, сегодня гражданство «это уже не просто феномен, указывающий на принадлежность к целостному национальному государству <...> оно становится гораздо сложнее». В этой ситуации в основу взаимоотношений общностей самого различного типа могут быть положены не культурные различия, а более общие принципы права.

В условиях роста этнического, религиозного, культурного разнообразия российской социальной реальности, как в научном, так и в политическом дискурсе артикулируется необходимость интеграции и согласия, основанного не на приоритете ценностей и интересов конкретных социальных общностей, но на их балансе. Так, отечественный исследователь М.Б. Хомяков настаивает на том, что гражданская идентичность, в отличие от идентичности национальной, является достаточно сильной для того, чтобы обеспечить консолидацию многонационального российского общества.

Гражданская идентичность как вид социальной идентичности связана с фундаментальной потребностью индивида быть признанным какой-либо группой, быть укорененным в социальном бытии, преодолевая тем самым изолированность и замкнутость своего индивидуально-психологического мира.

Гражданская идентичность включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости членства, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой, граждан и государства, политическую информированность.

По мнению многих российских исследователей (В.В. Лапкин, З.Т. Голенкова, А.А. КараМурза, Л.М. Левин, Л.М. Дробижева и др.) в России принципиально различаются государственная и гражданская идентичности. Государство и гражданское общество выступают в этом случае как два разных социальных пространства, два полюса ценностных ориентаций, два объекта идентификаций.

Особенность соотношения государства и гражданского общества в России емко и точно передана в тезисе одного из авторов журнала «Отечественные записки»: «Неорганизованное гражданское общество оборотная сторона всеорганизующего государства». Социальное пространство России до сих пор остается пространством вертикальных, а не горизонтальных связей. Границы социального пространства все еще задаются границами политическими, территориальными, как внешними, так и внутренними. Пространство общества организовано жесткой и мощной структурой, сращенной с государством; способность социального пространства к самоорганизации очень слаба.

«Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество же по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость государства и всемогущих политиков», считает З.Т. Голенкова. Государство по-прежнему остается наиболее приемлемой формой, решающей задачу поиска и сохранения идентичности, «скрепляющей» российское общество.

Таким образом, формированию гражданской идентичности в современной России препятствуют такие ее особенности, как отсутствие традиций гражданских объединений и взаимодоверия между социальными группами, доминирующая роль государства в определении векторов развития общества, отчуждение индивидов от сферы политики, нарушение баланса между полномочиями властей и правами личности, отсутствие механизма мирного разрешения социальных конфликтов.

Можно выделить принципиальное различие между механизмами «простраивания» государственной идентичности и движущими силами формирования гражданской идентичности. Государственная идентичность конструируется через такие «каналы» и благодаря таким «инструментам», как СМИ, государственная символика, государственный язык, территориальные границы (как внутренние, так и внешние), образовательная программа. Формирование государственной идентичности всегда несет в себе момент воздействия, манипуляции. Субъектами или «строителями» государственной идентичности выступают идеологи, политические партии и лидеры, которые обходятся достаточно простыми формулами идентичности.

Как отмечает Л.М. Дробижева, «государственная идентичность формируется политической волей лидера, политической элитой, политическими антрепренерами, посылающими идеи, интерпретирующие государственность, державность <...> намного сложнее с формированием гражданского самосознания, которое связано <...> с заменой исторически сложившихся представлений у громадного большинства населения, переориентацией его с патерналистских настроений на деятельностную самоорганизацию, солидаризацию вокруг ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих».

Очевидна прямая связь между формированием устойчивой гражданской идентичности и наличием реально действующих структур и институтов гражданского общества: «Гражданская идентичность как вид социальной идентичности возникает только в гражданском обществе, когда у человека появляется возможность самоопределения и самоорганизации в категориях общественных групп и движений, существующих относительно независимо от государственной власти», отмечает С.В. Рыжова. Для России, даже, несмотря на наличие таких формальных признаков гражданского общества, как функционирование неподконтрольных государству общественных организаций и провозглашение демократических свобод, формирование гражданской идентичности остается задачей, не имеющей, однако, искусственных решений.

Гражданскую идентичность можно определить как модель самоутверждения и самоорганизации общества, а не утверждения и организации общества государством. Государственная идентичность совпадает с гражданской только в том случае, когда самоуправляемое общество утверждает и защищает себя через политические институты. Государство как упорядоченная пространственно-временная структура в этом случае представляет собой способ самоорганизации общества. Ни интересы индивида, ни мотивы созидательной ответственной деятельности не могут быть заданы извне, искусственно сконструированы.

Нерегулируемость, но саморегуляция является качественной характеристикой процесса формирования гражданской идентичности. Согласимся здесь с утверждением западного исследователя Й. Зигерта, который полагает, что «создать гражданское общество вообще невозможно <.> оно должно созреть само, и это долгий процесс». При этом не существует никаких отлаженных механизмов для построения гражданского общества. Источник обновления социальной системы следует искать не вне общества. Изменения всегда зависят от конкретных людей, и развиваться должны, прежде всего, сами люди. Условия формирования гражданской идентичности создаются в процессе становления социальных связей в результате взаимодействия людей.

Одним из условий формирования устойчивых параметров гражданской идентичности, консолидирующей российское общество, может стать не противопоставление групповых ценностей остальному миру, не противостояние глобальным тенденциям, но выработка новых ориентиров и стандартов взаимодействия с другими обществами. Переход к мировому сообществу возможен через взаимопризнание культурных особенностей и согласование различий, через реальное сотрудничество общностей самого различного типа, через нахождение «единства в многообразии». Поиск идентичности представляет собой оборотную сторону процесса глобализации. Однако этот процесс не противоречит тенденциям глобализации, но является их естественным спутником.

Важным фактором формирования гражданской идентичности является также историческая память, которая не только обеспечивает преемственность поколений, но и актуализирует связь современников.

Условием разумного формирования гражданской идентичности может стать не противопоставление старого и нового, не отрицание прежних ориентаций, ориентация на однозначную смену идентичности, но солидарность неразобщенное и долгосрочное соучастие индивидов в социальном бытии, осознание целей и перспектив развития социума, возможность каждого реализоваться в настоящем, локализовать, обозначить и отстоять (институциональными способами) свои интересы.

Эффективная скоординированная деятельность, достижение общих целей невозможны без общих норм, стандартов деятельности и доверия. Социальное доверие связано с соблюдением каждым человеком рациональных и этически обоснованных правил, с верой в выполнимость и эффективность этих правил и ожиданием от других участников исполнения взаимных обязательств.

Несмотря на то, что гражданское общество формируется в поле напряженности, создаваемой разностью интересов различных социальных групп и институтов, среди условий преодоления раскола российской социальности (на государство и гражданское общество) следует особо выделить способность общества и власти достигать взаимоприемлемых компромиссов, консенсус государства и формирующегося гражданского общества, партнерство конкурирующих социальных групп, учет и координация множества интересов.

Важным фактором формирования гражданской идентичности является внутренний резерв личности, проявляющийся, прежде всего, в активном отношении к социальной реальности, в готовности к принятию поведенческой модели гражданина, формирование таких личностных черт, как автономность (экономическая, политическая, моральная, религиозная, творческая) и умение ей распорядиться, способность устанавливать социальные связи и отношения. Гражданин не обязательно разделяет политический курс государства или проявляет лояльное отношение к власти. Гражданина отличает перспективная индивидуальная ответственность на основе памяти о своих поступках и осознания возможных их последствий, уважение к многообразию индивидуального выбора, признание достоинства каждого человека, активное отношение человека к действительности, способность обозначить собственное отношения к явлениям социальной реальности, готовность принимать самостоятельные решения.

Подводя некоторые итоги, отметим, что формирование гражданской идентичности зависит и от формы интеграции российского общества в глобальную сообщество, что, конечно, невозможно без внутренней консолидации плюралистичного российского общества, и от потенциала, инициативы самого человека, определяющего свою социальную позицию как позицию гражданина.

Однако не стоит полагать, что совпадение всех условий с необходимостью приведет к некой победе в деле формирования гражданской идентичности. Задача формирования гражданской идентичности не может быть решена окончательно Формирование гражданской идентичности не единичный акт, но серия взаимосвязанных выборов личности. Гражданская идентичность не статичное образование, не набор неизменных характеристик, не некое достижение, но всегда проект. При этом наше видение того, какими мы будем и какими мы хотим быть, формируется в динамично изменяющемся пространстве социальных отношений, где качества гражданина проявляются в деятельности, гражданское общество, независимое от государства, не может функционировать вне связи с ним, вне взаимодействия граждан. Нельзя раз и навсегда обрести идентичность. Идентичность нужно поддерживать, актуализировать в различных формах социальной практики, иначе она утрачивается. Переход от исследования идентичности как некой «готовой» структуры (унаследованной или приобретенной) к анализу открытого в будущее процесса формирования идентичности, выявление движущих сил этого процесса является на сегодняшний день важной теоретической и практической задачей.

Гражданская идентичность -- это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

В ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

  • · приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
  • · создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • · формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • · формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

  • -когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
  • -ценностно-смысловой (позитивное или негативное отношение к принадлежности)
  • -эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
  • -деятельностный-реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

  • 1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся - формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
  • 2. Историческое воспитание-знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
  • 3. Политико-правовое воспитание-направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность.
  • 4. Патриотическое воспитание- направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.

Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

  • 5. Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание-формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.
  • 6. Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

Таким образом, структура гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный, деятельностный. Основными задачами воспитания гражданской идентичности являются: духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание.

В том числе и относительно самоопределения и идентификации. Личность формируется в биологической оболочке под воздействием социума и проблем общества. От того, насколько каждый оценивает свое влияние на жизнь народа и государства, зависит устойчивость общественного строя державы. Формирование гражданской идентичности является достаточно проблематичным моментом стадии подросткового развития. Молодые люди не могут в полной мере оценить свою роль и свое мнение в жизни страны. Во многом это обусловлено банальным недостатком информации или способов её подачи. В этом материале рассказывается о том, что представляет собой национальная гражданская идентичность.

Общие сведения о понятии гражданской идентичности

Формирование гражданской идентичности является неотъемлемой частью организации управления державой, обеспечения национальной безопасности и обороны. Если народ может идентифицировать себя, то такая страна по праву может считаться демократической.

Исторически так сложилось, что введение в оборот понятия «гражданство» и понимание его жителями является объединяющим фактором. Считается, что это помогает устранить раскол в обществе, сплачивает различные сословия, слои и группы населения. Это вызывает единение всех людей, что, конечно, привносит свой вклад в стабилизацию. Независимо от того, кто кем является и сколько имеет денег, все становятся равными. Это позволяет выработать единую нормативно-правовую базу и аппарат по защите интересов граждан. Правительство той страны, где заложены основы гражданской идентичности, может формировать политический строй.

Гражданское образование школьников различных возрастов

Гражданская идентичность младших школьников и их старших товарищей сейчас становится темой обсуждения в педагогических, психологических и научных кругах. Ведь осознавать себя личностью человек должен с самого юного возраста.

Гражданское воспитание подразумевает собой следующие моменты:

  • воздействие на психику ребенка;
  • подача знаний определенного рода;
  • привитие чувства любви и уважения к Родине;
  • пробуждение интереса к истории страны и своих предков;
  • закладывание основ правоведения;
  • формирование понятия ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства;
  • формирование активной гражданской позиции.

Заложенные знания

В конечном итоге подразумевается, что формирование гражданской идентичности школьника должно заложить в нем определенные основы. Он должен владеть информацией о своих правах и обязанностях, государственном устройстве и возможности выбора.

Ребенок, поддающийся воздействию со стороны родителей, детского сада и школы, должен иметь представление о ценностях, уважать права и выбор других людей, быть толерантным. В процессе развития у детей должно формироваться критическое мышление, способность адекватного восприятия политической ситуации. У человека должно присутствовать желание высказывать свое мнение или негодование, он должен хотеть участвовать в общественно-политической жизни. Воспитание гражданской идентичности заключается во взращивании поколения, живущего в соответствии с демократическими ценностями.

Определение понятия гражданской идентичности

Существует множество толкований понятия гражданской идентичности. И действительно, оно может характеризовать совершенно не похожие вещи и носит различный смысл. Но в первую очередь гражданская идентичность - это самоопределение человеком своей принадлежности к той или иной группе. Он должен четко осознавать факт выбора.

В каждом государстве этому понятию присваивается разное значение. Гражданская идентичность - это ощущение личностью себя как составляющей части, элемента организованной силы. И именно она должна защитить его от любых отрицательных проявлений социума.

Двойственность определения термина

Понятие гражданской идентичности может характеризоваться с двух позиций. Первая гласит, что данное определение выражает принадлежность человека к определенному народу того или иного государства. Вторая позиция, в противовес предыдущей, утверждает, что приобщение идет не к конкретному обществу, а к совокупности людей в целом. Эта теория подтверждает то, что цивилизованный человек считает себя коллективным субъектом.

Действительно, первая позиция отождествляет два определения и говорит о том, что гражданская идентичность - это и есть гражданство. Но мало быть частью страны по паспорту, важно само отношение к государству и ощущение себя его частью. Базой комплексного мнения должно быть понимание возможности свободного выбора и самоидентификации. У народа, в котором есть основы гражданской культуры личности, с помощью сферы образования закладываются определенные качества, такие как патриотизм, нравственность и толерантность.

Факторы формирования гражданской идентичности

Существование определенных аспектов влияет на формирование общественного сознания. Для того чтобы каждый житель страны мог идентифицировать свою гражданскую позицию, должен присутствовать ряд факторов:

  • единая история;
  • общие культурные ценности;
  • отсутствие языковых барьеров;
  • объединяющие эмоциональные состояния;
  • подача информации институтами социализации;

История возникновения теории воспитания гражданина

Гражданская идентичность - это то, что волновало людей еще в глубокой древности. Как направление в сфере образования оно сформировалось достаточно давно, так что проблематика изучалась не только современными мыслителями. Проанализировав мнения историков и философов, можно сделать вывод, что основы самоопределения в этом отношении закладывались еще в древней цивилизации. На протяжении того, как развивалась восприятие данного понятия в социуме, так и само оно становилось более образованным и осведомленным в этом плане. Это дает право утверждать, что характер общественных отношений определяется степенью внедрения философии гражданского образования.

Формирование гражданской идентичности обучающихся являлось важным звеном образования в Древней Греции. Именно выходцы из этих земель оставили после себя величайшие труды и богатейшее наследие философской мысли в отношении науки и педагогики. Например, Платон своими трудами выражает важность для общества и гражданского самоопределения образования. Об этом свидетельствуют наименования его многочисленных работ, посвященных воспитанию.

Последователь Платона Аристотель считал неотъемлемой частью успешного управления страной взращивание достойного поколения с правильными мыслями и идеями. По его мнению, воспитание молодых людей является залогом сохранения государственного строя. Он говорил о том, что воздействовать на сознание детей нужно начинать в возрасте семи лет. Аристотель утверждал, что уровень развития и осведомленности должен достигать такой степени, чтобы человек был способен руководить над собственным государством.

Философия Средних веков

Среди просветителей восемнадцатого столетия считалось, что формирование национальной гражданской идентичности невозможно без достаточного уровня образованности. Для стабильности в обществе необходимым был определенный процент таких людей. Такого мнения придерживались величайшие умы своего времени - Руссо, Дидро, Песталоцци, Гельвеций. В лице русского научного сообщества к такой идее склонялся К. Д. Ушинский.

Все эти люди утверждали, что социум может в полной мере ощутить свою силу и развить навыки лишь в том случае, если каждый будет пользоваться правом на образование. Возможность получить образование и должно предоставить государство, ведь это находится в поле интересов страны.

Достижения девятнадцатого столетия

Новое понимание гражданской идентичности внесли мыслители девятнадцатого века. По их мнению, несправедливость разделения общества на классы и сословия мешает единению народа и устойчивому пониманию прав личности. Так утверждали и на Западе в своих утопических системах Оуэн, Фурье, Маркс и Энгельс. Русские демократы, представителями которых являлись Чернышевский, Белинский и Добролюбов, лишь поддерживали эту мысль.

Единой линией пронизаны все их теоретические разработки. Согласно им, неважными являются имущественное состояние, знания и почести в процессе общественного производства. Все люди в этом смысле равны между собой.

Идея американского философа Дьюи

Идея этого американского философа несколько освежила понятия гражданской идентификации. Она является новейшим направлением в сфере данного образования. По его работам можно сделать вывод о том, что основная мысль заключается в формировании демократического общества. Человеку не должно быть навязано мнение со стороны.

Дьюи пропагандировал идею развития личности. Он утверждал, что предоставление возможности самовыражения является гораздо более действенным методом, чем давление извне. То есть расти над собой нужно, опираясь не на высказывания и тексты хоть и мудрых, но чужих людей, а лишь на свой опыт. Таким образом, определить свою позицию можно лишь путем проб и ошибок.

Дьюи говорил о том, что в детях нужно развивать не отдельные способности и навыки, а разрешать им достигать пусть и маленьких, но значащих для них целей. Школа должна подготовить ребенка ко взрослой жизни не только умственно, но и морально. Он должен быть закаленным, сформированным и самостоятельным. То есть обучать юных граждан необходимо не по статичному материалу, написанному в учебниках, а пытаться модернизировать его под текущий период времени и идти в ногу с постоянно развивающимся миром.

Современная российская гражданская идентичность во многом обусловлена именно периодом СССР. Этому вопросу уделяли особое внимание эталоны педагогической науки, такие как Сухомлинский, Макаренко, Блонский, Шацкий и Пинкевич. Все их труды описывают методы воспитания, организации коллективной деятельности. Но этих людей, как и их работы, объединяет всеобщий призыв к формированию в детях чувства любви и уважения к Родине, семье, истории предков и всем людям.

Через различные виды искусства до ребенка должны быть донесены основы человечности и гражданственности. Нравственно-моральные ценности, по мнению этих знаменитых педагогов, прививаются людям в достаточно юном возрасте. Вся жизнь человека и его отношение к миру и окружающим зависят от того, насколько в детстве он усвоил такие понятия, как добро и зло.

Современное видение

На данный момент проблематика вопроса гражданской идентичности является предметом работ многих философов, психологов и педагогов, таких как Соколов и Ямбург. Большая часть специалистов придерживается мнения о том, что система воспитания этого понятия в современных детях никуда не годится. Ребенок не должен быть "пустым сосудом", который наполняют по своему усмотрению взрослые. Он должен сам принимать активное участие в учебном процессе. Таким образом у него вырабатывается свое видение и понимание происходящего.

Взаимоотношения между учеником и учителем должны быть гуманными, они должны чувствовать себя на равных правах. Только когда ребенок сам будет полностью увлечен и заинтересован в собственном развитии и самопознании, в образовании появится смысл. Если дети управляют учением со своих позиций, то это станет основой нравственному становлению. Одним из аспектов современного воспитания является и взращивание ответственного гражданина с юных лет.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МБУ ДО Дом детского творчества

г. Белая Калитва

Социально-образовательный проект на статус областной инновационной площадки

Формирование российской гражданской идентичности как нравственно-правовой основы успешной социализации обучающихся в муниципальном образовательном пространстве

Рябченко А.М . научный руководитель

проекта, зав.кафедрой методики

воспитательной работы РИПК и ППРО,

к.п.н., доцент

Кравченко Т.А. – директор МБУ ДО

ДДТ г.Белая Калитва

Егорова М.В. – Зам.директора МБУ ДО

ДДТ г.Белая Калитва

Белая Калитва

  1. Актуальность, новизна и практическая значимость проекта

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление детей и подростков, формирование российской гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию русского народа

Указанные приоритеты требуют консолидации усилий различных институтов гражданского общества, формирования социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций.

МБУ ДО Дом детского творчества г.Белая Калитва в статусе областной инновационной площадки в течение длительного времени разрабатывает и реализует образовательные проекты и социокультурные программы, ориентированные именно на указанные приоритетные направления. В частности, с 2015 года по 2018 год педагогический коллектив ДДТ успешно и эффективно работал над реализацией проекта «Создание и апробация инновационных моделей воспитания и социализации обучающихся на основе положений новой Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации». Итоги инновационной деятельности ДДТ по выполнению названного проекта были обсуждены и проанализированы на межрайонной научно-практической конференции «Социально-педагогические эффекты реализации Концепции развития дополнительно образования», состоявшейся

22 мая 2018 года в городе Белая Калитва с участием представителей городов Красный Сулин, Шахты, Новошахтинск, Морозовского и Тацинского районов.

Участники конференции, педагоги Дома детского творчества решали один из основных вопросов: на какой содержательной основе обеспечить такую целостность и системность педагогической деятельности, которая бы привела к новому качеству и более высокой эффективности образовательных и воспитательных результатов?

С учётом политических реалий в стране и в мире можно утверждать, что такой политической, культурной, и педагогической «скрепой» может и должна стать идея консолидации народа, гражданского общества, старших и молодых поколений в обеспечении развития страны, её безопасности и защиты, укрепления научного и интеллектуального потенциала. Для образовательных учреждений консолидация – это стратегический ориентир и педагогический механизм обеспечения позитивной социализации обучающихся, одна из целей инновационной деятельности. Именно по этой причине, исходя из актуальности и практической значимости, администрация и педагогический коллектив Белокалитвинского Дома детского творчества остановил свой выбор темы нового инновационного проекта по проблеме: «Формирование российской гражданской идентичности как нравственно-правовой основы успешной социализации обучающихся в муниципальном образовательном пространстве».

Новизна и практическая значимость указанной темы проекта связаны также с практикой введения ФГОС, которая показала, что модель внеурочной деятельности на основе дополнительного образования в муниципальном воспитательном пространстве – самая распространённая. В общенаучном плане проблема формирования российской гражданской идентичности обучающихся также является очень актуальной и значимой, так как в постсоветской период национальная идея и гражданская идентичность до сих пор находятся в стадии формирования. Президент новой России Владимир Путин назвал дальнейшие развитие национальной идеи ключевым условием успешной консолидации российского общества, которое должно появиться в результате естественного слияния «универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».

В нашем проекте общероссийская стратегия дополняется и конкретизируется через призму регионализации. Принимая к реализации основные положения государственных нормативно-правовых документов, мы стремились учесть специфические региональные условия и возможности образовательных учреждений в аспекте единства принципов федерализма и регионализации, cоединения общих подходов и частных, общих и особенных, а также гармонической интеграции культурных и нравственных традиций народов России и Донского края. Считаем важным также подчеркнуть, что предлагаемый проект имеет все специфические черты социально-образовательного проекта:

  • обязательная ориентация на осуществление социальных действий и реальной социальной практики;
  • направленность на решение конкретной социально значимой проблемы, имеющей как федеральное значение, так и региональное своеобразие;
  • необходимость строгого учёта социального контекста в муниципальном пространстве вне образовательного учреждения, среди множества деятельностных и политических позиций;
  • групповой характер социально-образовательного проекта, который не может быть осуществлён одним человеком или в малой социальной группе;
  • ориентация на социальное партнёрство и взаимодействие педагогов с носителями других социальных позиций: родителями, представителями органов власти, общественных организаций и другое.
  1. Исходные теоретические положения и концептуальные идеи инновационного проекта

Национально-гражданская идентичность в условиях мультикультурности

Процессы, происходящие в современном мире, делают проблему формирования национально-гражданской идентичности одной из наиболее актуальных в условиях укрепления государственности и дальнейшего развития общества. Если согласиться с определением национально-гражданской идентичности как индивидуального чувства принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющего гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта, то становится понятным значимость её формирования для большинства стран мира, которых захлестнули неконтролируемые миграционные потоки. В последние годы этнический состав во многих странах мира, особенно западных, претерпел значительные изменения. Их население пополнилось мигрантами, не только этнически и конфессионально, но и (главное) ментально чуждыми жителям этих стран. Необходимо отметить, что это преимущественно вынужденные переселенцы, появившиеся во многом из-за неблаговидной политики западных стран. Проблема мигрантов остро стоит и в России. Основной их поток идёт из бывших союзных республик: Украины, Молдавии, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Как правило, это трудовые мигранты, большинство из которых претендует на получение российского гражданства. И здесь новые российские граждане из азиатских республик не очень вписываются в российские реалии, несмотря на общее прошлое. А это говорит о том, что ценностные установки и конфессиональная принадлежность в данном случае оказываются сильнее, чем само по себе получение российского гражданства и не гарантируют формирования у новых россиян национально-гражданской идентичности.

В поисках российской идентичности

Понятие идентичности не является статичным, меняясь в зависимости от социальных и экономических условий. Если посмотреть в исторической ретроспективе, как менялась российская идентичность со времён Российской империи до наших дней, то можно заметить, что, несмотря на кардинальную смену политического строя в 1917 году, идентичность в многонациональной Российской империи и многонациональном Советском Союзе была одинаково надэтническая – российский народ и советский народ. При этом из 15 союзных республик в Российской республике государственность и даже её атрибутика была развита слабо. Поэтому, когда Россия стала самостоятельным государством, вопросы самоопределения встали перед ней в полной мере. Ельцинская администрация в некоторой степени продолжила имперскую и советскую традицию, предложив следующую трактовку гражданской идентичности россиян: гражданская (неэтническая) модель нации, в которой нерусским предоставлены значительные культурные и политические права, но которую объединяет широкий набор общих ценностей и традиций. Но в турбулентные 90-е возможности заниматься подробно такими теоретическими вопросами как поиск национальной идеи и формирование гражданской идентичности не было.

С 2000-х ситуация стала меняться. Новый президент России Владимир Путин назвал дальнейшие развитие национальной идеи ключевым условием успешной консолидации российского общества, которое должно появиться в результате естественного развития, через постепенное слияние «универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». С тех пор прошло около 20 лет, но российская национальная идея идентичность до сих пор находятся в стадии формирования. Однако подход к их поиску начал меняться. «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология родится как бы сама по себе», - заявил в 2013 году на заседании Валдайского клуба Владимир Путин. Однако история показала, что «новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам». Практически в тоже время в России начинается поворот к новому консервативному, ценностно-ориентированному подходу. Во время своей предвыборной кампании Владимир Путин написал серию тематических газетных статей, одна из которых была посвящена национальному вопросу. В ней был резко раскритикован как европейский мультикультурализм, так и русский этнонационализм, но, что особенно важно, русские были названы «государствообразующим народом»: «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура». Такой поворот к «русскости» был положительно воспринят большинством населения страны, поскольку этнические русские, хотя и составляют большинство населения страны (80%), ощущают, что их интересы постоянно и последовательно игнорируются. Это подтверждается результатами опроса NEORUSS, во время которого почти 2/3 респондентов (59,3%) поддержали этот лозунг частично или полностью. Интересно, что наиболее популярен он был среди молодёжи от 18 до 24 лет. Однако не стоит спешить с оценкой такого «русского» поворота, как националистического. В ходе вышеупомянутого опроса, когда респондентов спросили, кто такие «русские» в лозунге «Россия для русских», только 39,0% выбрали чисто этническое определение. Больше половины ответили, что русскими следует считать либо всех граждан страны (таким образом, приравнивая «российскую» идентичность к «русской» (24,9%), либо «преимущественно русских по национальности, но не только их» (30,0%). Таким образом, можно сказать, что большинство респондентов принимают интерпретацию национальной идентичности, предложенную Президентом России –русско-центричную, но при этом неэтническую. И опять, чаще всего вариант «этнические русские, но не только они» выбирали представители постсоветского поколения (от 18 до 24 лет). Надо заметить, что сегодня «стать русским» не составляет проблемы. Политическая либерализация 1990-х годов значительно облегчила процесс смены этнической идентификации, упразднив советскую практику указания этнической принадлежности во внутреннем паспорте. Теперь ничто не мешает обрусевшим представителям различных российских этносов присоединиться к русскому большинству, cпособствуя его укреплению. Таким образом, этническое понятие «русский» остаётся открытым, поэтому говорить о расцвете русского национализма совершенно нет оснований.

Проблемы формирования российской гражданской идентичности обучающихся

Воспитание будущего гражданина должно начинаться со школы, поэтому не случайно формирование гражданской идентичности у школьников является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). Согласно компонентам, входящим в структуру гражданской идентичности – когнитивному, ценностно-ориентировочному, эмоционально-оценочному, поведенческому – разработаны соответствующие методы и формы работы, которые постоянно пополняются новыми и совершенствуются. Вопрос, однако, заключается в том, насколько они оказываются эффективными, то есть способствуют формированию гражданского сознания и идентичности. Так недавно было проведено исследование школьной идентичности детей в 22 школах городов Москвы, Перми, Калиниграда, Томска. Причем для него были отобраны школы с хорошей репутацией, как у местного населения, так и у педагогической общественности. В результате исследования были получены следующие результаты:

Только 50% подростков воспринимают педагогов как положительно значимых людей в своей жизни;

Школа конструктивно использует воспитательный потенциал семьи только в 40% случаев;

Только 42% подростков ощущают себя положительно причастными к классному коллективу, и всего лишь 24% - к школьной общности;

76% подростков приходят в школу, чтобы общаться и дружить друг с другом, и тем самым спасают себя от окончательной потери смысла школьной жизни.

Одним из важнейших результатов, полученных в ходе исследования, стало выявление утраты образовательными учреждениями и семьёй главной роли в процессе социализации детей. Одновременно резко возросла роль средств массовой информации (особенно телевидения и интернета). Таким образом, нужно признать, что разработанные и практикующиеся сейчас в школах и учреждениях дополнительного образования подходы по формированию общероссийской гражданской идентичности обучающихся работают недостаточно эффективно. А, следовательно, нужно искать новые формы и методы работы, в большей степени учитывающие современные реалии, шире использовать возможности современной информационно-медийной среды, особенности детского творчества в системе дополнительного образования.

Инновационные подходы к проектированию модели формирования общероссийской гражданской идентичности обучающихся

Проблема формирования гражданской идентичности является сравнительно новой в науке. Было доказано, что идентичность является результатом процесса соотнесения личности с другими людьми: с их внутренним миром, c ценностями, c гражданской общностью и т.д. Структура такого явления как «идентичность» отражает не только индивидуальность самого человека, но и его направленность на социальное окружение. Несмотря на то, что проблемы гражданского образования находятся в поле внимания многих исследователей, вопросы формирования у обучающихся гражданской идентичности ещё недостаточно разработаны. Современное педагогическое образование одной из задач ставит формирование умения детей и подростков соотносить себя с российским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет молодым людям осознавать себя полноправными гражданами своей страны, чувствовать свою принадлежность к российской гражданской общности. Образование позволяет учащейся молодёжи научиться «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим этнокультурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и её приверженцами. Ключевая стадия формирования идентичности – период от 11 до 20 лет, приходящий на время обучения в школе, колледже, на первых курсах высших учебных заведений. Поэтому формирование и укрепление гражданской идентичности – задача воспитания в молодом возрасте, а значит, её решение должно осуществляться, прежде всего, в образовательных организациях. Интеграция, единство и целостность самосознания личности молодого гражданина как члена поликультурного общества достигается путём формирования гражданской идентичности на основе изучения и принятия системы общечеловеческих нравственных ценностей и свободы самовыражения с помощью учёта разнородных общественных установок, норм и ценностей. Для этого у учителей, педагогов-воспитателей и руководителей образовательных организаций должна быть сформирована психолого-педагогическая готовность к внедрению программ формирования гражданской идентичности личности. Нормативно-правовой базой для разработки образовательных программ формирования гражданской идентичности в молодёжной среде в Российской Федерации выступает Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа патриотического воспитания граждан на 2016-2020 годы и другие документы. В модели формирования гражданской идентичности обучающегося могут быть представлены следующие компоненты:

-познавательный – предполагающий систематизацию знаний об истории и культуре Отечества, его духовно-нравственных основах, о российской государственности, государственной символике, общественно-политических событиях и др.;

-эмоционально-оценочный – предполагающий готовность и способность обучающегося к рефлексии собственных знаний и представлений о родной стране, наличие собственного отношения к событиям общественной жизни, умёние чётко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

-ценностно-ориентировочный – принятие и уважение истории, традиций, культуры народов, входящих в состав Российской Федерации, гордость молодого поколения за Россию, её прошлое и настоящее, принятие общероссийских ценностей, определяемых как духовно-нравственные скрепы общества; признание собственными ценностями духовность, милосердие, честность, нравственность, совестливость, миролюбие, ответственность;

-поведенческий – желание и готовность служить Отечеству на разных поприщах; участие в общественной жизни образовательной организации; самостоятельность и ответственность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия (на практике это может проявляться, например, в участии школьников в волонтёрской деятельности, в общественно-полезной деятельности, социальных проектах, cанкционированных гражданских акциях, соблюдении и поддержании общественного порядка и многом другом). Все структурные составляющие гражданской идентичности – ценностная, познавательная, поведенческая и эмоционально-оценочная – находятся в неразрывной связи между собой.

Основными направлениями формирования гражданской идентичности молодёжи можно признать:

Духовно–нравственное ценностно-cмысловое воспитание;

Культурно-историческое воспитание;

Патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Политико-правовое воспитание;

Экологическое воспитание;

Целостная модель подготовки учителя и педагога дополнительного образования к формированию российской гражданской идентичности, вероятно, должна включать в себя все названные выше направления воспитательной деятельности. Мы исходим также из того положения, что формирование российской гражданской идентичности обучающихся служит нравственно-правовой основой успешной социализации обучающихся в муниципальном образовательном пространстве. В ходе реализации настоящего инновационного проекта планируется выявить закономерности этого взаимодействия, опираясь на ранее разработанные и апробированные модели позитивной социализации.

Наша научно-методическая позиция остаётся прежней: есть два подхода к определению сущности понятия «социализация».

Первый подход: социализация – это процесс адаптации человека к обществу.

Второй подход исходит из того, что человек не только адаптируется в процессе социализации к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Мы в процессе инновационной практики убедились, что успешная позитивная социализация в системе дополнительного образования требует определенного баланса

адаптации и становления человеческой индивидуальности. Именно поэтому при формировании российской гражданской идентичности обучающихся, педагогический коллектив должен обеспечить гармоническое единство культурно-творческих и социально-воспитательных стратегий, чтобы наш воспитанник, отвечая на вопрос «кто Я?», не разрывал целостность двух сущностей:

1) Я – творческая, свободная личность;

2) Я – гражданин и патриот своей Родины.

Системная логика рассмотрения обозначенных проблем, решаемых в настоящем проекте, обусловила ещё одну взаимосвязь: между процессом формирования гражданской идентичности обучающихся и процессом подготовки учителей и педагогов дополнительного образования к эффективному осуществлению этой педагогической деятельности.

  • Педагогическая стратегия разрешения основных проблем и задач инновационного проекта

О бразовательно-воспитательная система МБУ ДО ДДТ г. Белая Калитва, как и вся муниципальная образовательная система Белокалитвинского района, активно откликается на возникающие вызовы времени, связанные с кризисными явлениями в социализации, гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащейся молодёжи, с задачами по модернизации внеурочной деятельности, вытекающими из положений ФГОС. Заметным импульсом для активизации этой деятельности явилась Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Педагогический коллектив ДДТ накопил в предыдущие годы заметный инновационный опыт в разработке и реализации приоритетных моделей успешной социализации обучающихся, комплексных социально-воспитательных программ на основе взаимодействия общего и дополнительного образования. Фактически ДДТ выполняет миссию муниципального ресурсного центра по проблемам социокультурного становления молодого поколения. Но в муниципальном воспитательном пространстве остаётся одно направление воспитательной деятельности, cвязанное с содержанием и организацией процесса формирования гражданской российской идентичности, которое требует разработки системы научно-методического обеспечения на муниципальном уровне во взаимодействии учреждений дополнительного и общего образования, родительской общественности, административных структур и т.д.

Цель настоящего социально-образовательного проекта:

Проектирование и создание муниципального методического ресурсного центра на базе МБУ ДО ДДТ г. Белая Калитва по нравственно-правовым вопросам формирования российской гражданской идентичности обучающихся в рамках системной работы по социализации детей и подростков средствами дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

Разработка структуры, нормативно-правовой базы, содержания и организации деятельности муниципального ресурсного центра по вопросам формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

Подготовка примерной социально-воспитательной программы формирования российской гражданской идентичности детей и подростков в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования;

Проведение маркетингового исследования по изучению влияния воспитательного потенциала различных культурных и образовательных сред (семья, труд и общественно-полезная деятельность, творческие детские объединения, общественные организации, казачьи структуры и т.д.) на формирование российской гражданской идентичности детей и подростков в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования;

Подготовка методических рекомендаций для муниципального инновационного кластера по системе формирования российской гражданской идентичности обучающихся в контексте непрерывного образования (детский сад-начальная школа-средняя школа-дополнительное образование-среднее профессиональное образование) на основе единой матрицы социально-гражданской компетенции обучающихся, конкретизированной через социальные роли (ученик, друг, сын/дочь, гражданин, профессионал…);

Создание совместно с методической службой района компьютерного банка лучших воспитательных практик в сфере гражданского, патриотического и нравственного воспитания;

Оказание программно-методической и организационно-практической помощи образовательным учреждениям города и района в разработке и реализации программ формирования гражданской идентичности на основе традиций России и Донского края, волонтёрской помощи нуждающимся, в организации психолого-педагогического просвещения родителей и других;

Разработка форм и методов подготовки учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования к осуществлению педагогической деятельности по формированию российской гражданской идентичности обучающихся во взаимодействии с социальными партнёрами.

Объект инновационной деятельности:

Процесс проектирования и создания на базе ДДТ муниципального методического ресурсного центра педагогической поддержки процесса формирования общероссийской гражданской идентичности обучающихся в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Предмет инновационной деятельности:

Программно-методические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование создаваемого ресурсного центра по социокультрурному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Гипотеза реализации целевой установки проекта:

Развивающая и социализирующая культурно-образовательная среда г. Белая Калитва и Белокалитвинского района заметно повысят свою педагогическую действенность, если имеющийся педагогический потенциал будет дополнен системой формирования российской гражданской идентичности обучающихся, на основе создаваемого на базе ДДТ методического ресурсного центра. Деятельность данного муниципального методического центра должна строиться на системной основе, предполагающей:

Выработку целей образования и воспитания в образовательных учреждениях на основе «национального воспитательного идеала» и базовых нравственных ценностей («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);

Формирование в ОУ города социокультурного нравственного уклада жизни при обеспечении гражданского примера деятельности педагогов;

Повышение педагогической роли семьи, трудового воспитания, общественно полезной деятельности, социальной активности обучающихся в воспитательном процессе.

По нашему мнению, понятие российской гражданской идентичности тесно связано с вышеупомянутым национальном воспитательном идеалом. Современный национальный воспитательный идеал – научно обоснованное понятие о человеке и гражданине, воспитание и социализация которого совместными усилиями многих социальных субъектов способно обеспечивать успешное развитие страны. Современный воспитательный идеал – «высоконравственный, ответственный, компетентный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою собственную, ответственный за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Национальный воспитательный идеал даёт ответ на вопрос о том, какой потенциал и какими средствами должен быть актуализирован в современном гражданине, чтобы задача модернизации общества была успешно решена. Воспитательный идеал – это общенациональная консолидирующая идея, разделяемая всеми социальными субъектами и большинством граждан. Он раскрывается в системе базовых национальных ценностей , составляющих фундамент современной культуры – гражданственность, социальная солидарность, патриотизм, труд, творчество, наука, традиционные религии России, иcкусство и др. Поэтому все образовательные учреждения в муниципальном образовательном пространстве должны исходить из вышеприведённого воспитательного идеала при организации процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

В наибольшей степени этому идеалу может соответствовать портрет молодого Патриота и Гражданина – выпускника школы, представленный в Федеральном государственном образовательном стандарте:

  • любящий свой Донской край и свою Большую Родину – Россию, уважающий свой народ, его культуру и духовно-нравственные традиции;
  • осознающий и понимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, многонационального народа России, человечества, осознающий свою историческую сопричастность к судьбе России;
  • креативный и критически мыслящий, активно познающий мир, знающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и смаообразование в течение всей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира и инновационной деятельности;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный вести исследовательскую и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопо

рядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, Oтечеством, человечеством;

  • уважающий иных людей, умеющий вести диалог, достигать взаимопонимания для достижения общественно-значимых результатов;
  • выполняющий и пропагандирующий правила здорового образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы.

Для обеспечения такого облика воспитанника в работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию могут и должны включаться все учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, родители детей, общественность города и района. В итоге в каждом образовательном учреждении организация социокультурного становления, формирования российской гракжданской идентичности обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала должна осуществляться системно в русле муниципальной образовательной политики по следующим направлениям, обеспечивающим формирование ценностных и гражданских основ личности ребёнка:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, cвободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, cвоему народу, cвоему краю, служение, правопорядок, поликультурный мир, cвобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Воспитание нравственных чувств, правового и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, cправедливость, милосердие, честь, достоинство. Уважение родителей. Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию истины, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нравственно-психическое и социально-психическое.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Мы предлагаем эти направления педагогической деятельности осуществлять на следующих принципах организации воспитания и всего уклада жизнетворчества детей в условиях муниципального образовательного пространства:

  • принцип ориентации на идеал;
  • аксиологический (ценностно-ориентированный) принцип;
  • принцип следования нравственному примеру педагога;
  • принцип персонификации воспитания;
  • принцип диалогического общения;
  • принцип полисубъектности воспитания.
  1. C одержание, этапы и ожидаемые результаты реализации проекта

Нормативной, организационно-правовой и учебно-методической базой процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся может служить «Региональная модель социализации и воспитания обучающихся на историко-культурных и нравственных ценностях России и Донского края». Данная модель призвана конкретизировать на региональном уровне «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Мы считаем, что российская гражданская идентичность обучающихся – это результат региональной системы управляемой позитивной социализации в процессах воспитания и обучения с целью формирования социально-гражданской компетентности обучающихся.

Наш предыдущий инновационный опыт по разработке интегративной модели успешной социализации обучающихся убедил нас в необходимости органичной взаимосвязи личностно-ориентированного, аксиологического, cистемно-деятельностного и компетентностного подходов. Формирование социально-гражданской компетенции обучающихся мы будем ориентировать не только на трансляцию от поколения к поколению социокультурного опыта, включающего в себя опыт познания, опыт освоения способов деятельности и опыт формирования ценностных отношений, но (при сохранении всего этого) на формирование активного, деятельного гражданина, cпособного к оптимальному самоосуществлению и позитивному социальному преобразованию и созидательному творчеству. Критерием оптимальности мы определяем достижение социального благополучия и ощущения личного счастья, органически сочетающиеся в системе ценностей обучающихся. С учётом данного понимания социально-гражданских компетенций мы будем ориентироваться на следующую матрицу.

Матрица социально-гражданских компетенций обучающихся

Компетенция социальной мобильности

C оциально-когнитивные компетенции

(социальный интеллект)

Социально-волевые компетенции

Социально-коммуникационные

компетенции

(межличностного взаимодействия и общения)

Быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам

Владеть культурой мышления, быть способным к осмыслению социальных ситуаций, поведения других людей

Владеть навыками самоконтроля, быть способным к саморегуляции

Владеть навыками межличностного общения, речевого этикета

Быть готовым парировать возникающие угрозы cоциального, экологического характера

Владеть базовыми знаниями в области

гуманитарных и социальных наук и применять их методы в различных видах социально-профессиональной деятельности

Проявлять эмоциональную устойчивость

Быть готовым к социально-культурному диалогу

Быть готовым вести здоровый образ жизни

Знать специальные правила и нормы поведения

Проявлять социальную активность (инициативность, предприимчивость)

Обладать способностью и готовностью работать совместно, в команде

Быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий

Иметь социальное мышление (определение настроения, чувств, рефлексия поведения других людей)

Проявлять социальную ответственность

Быть способным к коллективному взаимодействию

Быть готовым к выполнению (смене) социальных

Проявлять социальное творчество

Быть способным к конструктивному поведению в межличностных конфликтах

Считаем необходимым подчеркнуть отличие понятий «компетенция» и «компетентность». Понятие компетентности, согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования», включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, cоциально-гражданскую и поведенческую. Компетентность всегда есть деятельное проявление компетенции. Механизм успешной позитивной социализации, а cледовательно и формирования российской гражданской идентичности обучающихся, требует открытости образовательного учреждения социуму: семьям детей, культуре, производству. Открытость позволяет как привлекать ресурсы территории, так и вносить гражданский вклад в благополучие территории. По этой причине в своём проекте мы заявляем, что при объективных различиях в социокультурных условиях при формировании гражданской идентичности обучающихся каждое образовательное учреждение призвано стремиться стать социально активным . Мы предлагаем следующие признаки (компетенции) социально активного образовательного учрежденеия (САОУ), в том числе и для Белокалитвинского ДДТ:

  1. Организация социального партнёрства для решения актуальных проблем образования и социума;
  2. Обеспечение возможности построения индивидуальной образовательной траектории;
  3. Разработка и реализация социальных проектов, акций, поддержка социальных инициатив;
  4. Разработка и реализация программ формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников через учебную и внеурочную деятельность;
  5. Реализация региональной модели профориентационной работы;
  6. Привлечение социума к реализации государственно-общественного характера управления ОУ.
  7. Организация просветительской и культурно-досуговой деятельности для обучающихся и местного сообщества (с.27).

ЭТАПЫ:

1-ый этап: аналитико-проектировочный (2018г)

На этом этапе будут решаться следующие задачи:

Проектирование и построение теоретической модели муниципального методического ресурсного центра на базе ДДТ г. Белая Калитва, ориентированного на решение проблемы формирования российской гражданской идентичности;

Разработка полномасштабной программы и плана действий по реализации настоящего социально-образовательного инновационного проекта;

Проведение входных исследовательских процедур, накопление и анализ исходного эмпирического, статистического, диагностического материала;

Разработка нормативно-управленческих и программно-методических и мониторинговых документов;

Создание организационно-управленческих структур, cпособных обеспечить реализацию проекта и координацию действий его участников;

Осуществление информационно-методической подготовки ПДО, учителей, классных

руководителей к формированию российской гражданской идентичности обучающихся (семинары, консультации, конференции и т.п.).

На этом этапе предстоит решить следующие задачи:

Апробация модели формирования гражданской российской идентичности на основе матрицы социально-гражданских компетенций обучающихся;

Внедрение инновационных форм гражданско-патриотического воспитания с опорой на базовые ценности России и Дона;

Внедрение в воспитательную практику программно-методического и мониторингового инструментария по всему спектру целей и задач проекта, повышения результативности процесса формирования социально-гражданских компетенций в условиях дополнительного образования и внеурочной деятельности (с опорой на сферу семейного и трудового воспитания);

Организация научно-исследовательских групп и лабораторий, социально-психолого-педагогической службы диагностики результатов формирования гражданской идентичности в соответствии с задачами проекта;

Разработка научно-методических документов и технологических процедур, cтимулирующих социальную активность и позитивную мотивацию участия обучающихся в общественно полезных гражданских акциях;

Дальнейшее развитие волонтёрского движения, инновационной социальной практики в рамках российского движения школьников, деятельности органов самоуправления и т.д.

На этом этапе необходимо осуществить решение следующих задач:

Исследование и критический анализ полученных результатов с позиции их соответствия целям и задачам проекта;

Обобщение и представление итогов инновационной деятельности в публикациях, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, в электронном банке инновационного опыта ДДТ и районной методической службы, а также в сети ИНТЕРНЕТ с целью популяризации и распространения творческих наработок педколлектива в вопросах формирования российской гражданской идентичности;

Прогнозируемые результаты

Краткое описание ожидаемых продуктов проекта:

  • нормативные акты на уровне муниципалитета, образовательных учреждений, партнёрские соглашения и другие организационно-управленческие документы;
  • инновационные модели формирования российской гражданской идентичности детей всех возрастов и категорий;
  • инновационные программы дополнительного образования, в том числе по внеурочной деятельности, ориентированные на развитие гражданских качеств, социализацию, профориентацию обучающихся, а также проекты и программы по организации общественно-полезной, социально-значимой, поисково-исследовательской и содержательной досуговой деятельности детей и подростков, имеющей гражданскую направленность;
  • программно-методические комплексы по формированию социально-гражданских компетенций;
  • методические рекомендации по социально-педагогическому и психологическому сопровождению процесса социализации детей и подростков различных социальных категорий (в том числе с ОВЗ) в образовательном учреждении, едином муниципальном образовательном пространстве;
  • аналитические, диагностические и научно-исследовательские материалы;
  • электронные продукты: образовательные программы, разработки занятий и массовых мероприятий, мастер-классов, авторские методики, диагностический инструментарий, сайты, ИНТЕРНЕТ и СМИ – конкурсы, форумы, презентации опыта работы педагогов-инноваторов и другая печатная продукция.

Эффективность проекта:

Ожидаемые эффекты:

  • постоянная включённость подростков в реальную позитивную социально-гражданскую и культурно-воспитательную практику, их высокая гражданская и трудовая активность и социально-значимая мотивация творческой деятельности.
  • раскрытие способностей и развитие талантов детей, их успешная социализация и самореализация;
  • высокий уровень социальной адаптации к предстоящему обучению в школе у обучающихся дошкольного возраста;
  • эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и имеющихся ресурсов для организации муниципального социализирующего пространства дополнительного образования и внешкольной работы;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам социализации и формирования гражданской идентичности обучающихся;
  • создание комплекса эффективных моделей гражданской социализации обучающихся, обеспечивающей системную поддержку и развитие детей всех возрастов и категорий, а также мониторинг его результативности.

Основные подходы к оценке эффективности проекта:

  • комплексный мониторинг уровня воспитанности и гражданской зрелости, в том числе на основе изучения общественного мнения (родители, дети, представители общественных организаций, социальные партнёры и др.);
  • диагностическая карта на основе матрицы сформированности социально-гражданских компетенций обучающихся МБУ ДО ДДТ г.Белая Калитва.

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.,
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М., 2010.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. Вестник образования, 2015, №13.
  4. Цирульников А.М., Ионина Н.Г., Воробьёва В.А. Модернизация школы. Социокультурная альтернатива. М.,
  5. Организация деятельности и управления социально активным образовательным учреждением: методические рекомендации / Авт.- сост. Н.А. Криволапова, О.А. Кутиков, В.Д. Ячменёв. Курган, 2011.

Директор

МБУ ДО ДДТ Т.А. Кравченко

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Читайте также: