Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста тютюнник ольга юрьевна. Доклад: Формирование экологических представлений у дошкольников Применение принципов системного подхода к построению программ экологического обучения

" Мир, окружающий ребёнка, -

это прежде всего мир природы с

безграничными богатствами явлений, с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума."

В. А. Сухомлинский

Человек и природа... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома - Земли.

С момента рождения человек является частью природы, неразрывно с ней связан и, казалось бы, наблюдая красоту окружающего мира, получая информацию от взрослых, по телевизору, из книг и различных игр природоведческого характера, должен понимать ее и о ней заботиться, но этого не происходит. Горько видеть пятилетнего малыша, растаптывающего крошечных муравьёв, отрывающего насекомым лапки и крылья, безжалостно обрывающего ветки с деревьев.

С раннего детства человек, окружённый природой, наблюдает за деревьями, птицами, явлениями природы, но, тем не менее, не имеет достаточных экологических представлений, чтобы понимать значение охраны природы и бережного отношения к ней.

Поэтому возникает проблема: как обеспечить формирование экологических представлений дошкольника, через какие формы и методы работы достигнуть эффективности в данном направлении.

Я стала работать над темой: «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством наблюдения за живой природой».

Поставила цель:

определить эффективные формы и виды деятельности в формировании у детей элементарных экологических представлений.

Задачи:

1. Провести анализ методической литературы по проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста через наблюдения и дидактические игры.

2. Классифицировать игры природоведческого характера и подготовить их дидактическое обеспечение.

3. Откорректировать перспективное и календарное планирование. (Приложение №1.)

4. Включить в воспитательно-образовательный процесс дидактические игры природоведческого характера и наблюдения.

5. Провести диагностику результативной деятельности по экологическим представлениям детей.

6. Создать в группе развивающую среду для усвоения элементарных экологических представлений.

7. Провести ряд наблюдений.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Для того, чтобы начать работу, я изучила методическую литературу.

1. С. Б. Шарманова «Формирование основ экологической культуры», Уральская гос. академия, Челябинск 2008 г. (В этой книге представлен материал по освоению дошкольниками правил поведения в природе; работа с родителями. Это помогло мне познакомить детей с правилами поведения в природе, провести ряд консультаций для родителей по вопросу о экологическом воспитании дошкольников.)

2. О.М. Масленникова «Экология в детском саду» , Учитель 2009г. (Эта книга помогла мне определить методы и формы работы с детьми.)

3. Л.В. Артёмова « Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» (Данное методическое пособие помогло мне вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями с помощью дидактических игр.)

4. П.Г.Саморукова « Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург Детство-пресс» 2003г (Я провела диагностику знаний детей по экологии, используя научные исследования в области дошкольного экологического воспитания детей.)

5. В.А.Новицкая «Правила поведения детей в природе для дошкольников» ,Москва 2011г.(Работу по ознакомлению дошкольников с правилами поведения в природе осуществила с помощью данного пособия.)

7. А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1991.(Я изучила и применила в работе дидактические игры природоведческого характера, которые помогли сформировать у детей ряд экологических представлений.)

Изучив научную литературу, я сделала для себя ряд выводов:

* успех образовательной деятельности зависит от чёткой, продуманной подготовки воспитателя;

* в группе необходимо создать здоровый психологический микроклимат;

* нужно научиться владеть основами педагогической импровизации, включающей в себя умение воображать и перевоплощаться, вызывать в себе и детях состояние творческого поиска и вдохновения, реагировать на неожиданную ситуацию;

* создать развивающую среду;

* наглядные, словесные, практические методы воспитания и обучения дошкольников использовать комплексно;

* разумно сочетать индивидуальные, фронтальные, групповые формы работы с детьми, использовать элементы дискуссии;
* уметь правильно оценивать деятельность детей.

Я пришла к выводу, что, используя наблюдения и дидактические игры, смогу сформировать элементарные экологические знания у детей.

Работу по формированию экологических представлений я начала со второй младшей группы. Для того, чтобы добиться хороших результатов, я познакомилась с психофизиологическими особенностями детей этого возраста и выяснила: малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон, охотно повторяют слова и действия. Их непроизвольные и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Они не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чем - то одном; в течение продолжительного времени необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. За каждым словом взрослого должен стоять зрительный образ предмета и действий с ним.

Я выяснила: успех экологического воспитания детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия с ними: мягкое, доброжелательное общение; медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же; подкрепление слова образом предмета, частые похвалы в адрес малышей (словесная оценка и поглаживание по голове).

Диагностические исследования детей на начало учебного года позволили сделать вывод о том, что у детей низкий уровень экологических знаний.

Следуя программе экологического образования, я поставила ряд задач:

1. научить ребёнка узнавать и называть некоторые растения, животных и их детёнышей;

2. выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

3. развивать интерес к окружающему миру и природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе.

Для решения этих задач я в своей работе использовала различные формы деятельности(непосредственно - образовательную область: познание, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательно-эвристического характера) и виды(разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения).

Экологическое воспитание осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в непосредственно-образовательной области.

Основным средством ознакомления детей с природным миром является непосредственно-образовательная область: познание. Оно проводится два раза в месяц. Очень эффективна непосредственно - образовательная область, построенная в виде игр (путешествия, приключения). Такая деятельность стимулирует познавательную и творческую активность детей.

* Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных). Это помогло мне в формировании первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства с моей стороны. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений, которые я соблюдаю.

Общие требования к организации наблюдения:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы

*Методика проведения наблюдений разных видов:

Распознающее наблюдение.

Во время первой экскурсии на луг дети бегали, играли, наслаждались красотой природы, потом я прочитала им стихотворение - про луг Е. Серовой, напомнила о том, что нельзя рвать цветы и траву. После самостоятельного наблюдения дети отвечали на вопрос: «Какого цвета луг летом?». Мы наблюдали за бабочками, насекомыми, птицами. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, строю свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе, учитывая возрастные возможности детей, использую разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливаю необходимые связи. Задаю детям вопросы, загадываю загадки, предлагаю обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используют трудовые действия (например, после поливки цветов спрашиваю: «Зачем мы поливаем растения?». « Растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем»), игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваем особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Таким образом приучаю детей вести наблюдение планомерно. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей.- и заботливое отношение к животным.

С трехлетнего возраста детей включаю в наблюдение отдельные поисковые операции. Например, наблюдая за жуками, говорю: « Есть ли ещё такие жуки?». Дети пытаются найти и показать мне похожего жука. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах провожу неоднократно. Повторяю как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Весной на клумбе детского сада были посажены цветы. Когда они выросли, детям очень нравилось нюхать их, любоваться ими, в то же время кто-то из детей сорвал цветок, кто-то забегал на клумбу. Вместе наблюдали, как гибнет сорванный цветок, а его «сестренки и братишки» плачут. Реакция детей на это была разная: одни переживали, другие - слушали, но им это было неинтересно и еще не понятно. Чаще всего процесс наблюдения сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности.

Кругозор детей расширяю наблюдением за обитателями уголка природы, растениями в группе.

Утром поливаем цветы, а я говорю: « Вот как цветы у нас проголодались, земля почти сухая, потрогайте, надо срочно полить их». Трехлетние дети делают это с большим удовольствием. Сравниваем цветы, описываем их. Если какой-то цветок «заболел», но земля сырая в горшке, объясняю, что ему света не хватает, давайте поставим его на окно и будем следить за ним. Поливаем цветы и вместе, и дежурные по уголку природы.(Приложение № 5)

Очень интересной была прогулка по экологической тропе здоровья: физические упражнения сочетались с темой непосредственно-образовательной деятельности и наблюдением за листопадом, а старичок Лесовичок был примером для подражания.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят

А с каким удовольствием дети бегали по опавшей листве! Это новая и интересная форма работы. Важно создать карту-схему экологической тропы, на которой все объекты обозначены значками (цветными рисунками). Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительской работы с родителями детей.

Наблюдая, дети в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности учатся различать и называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познают их главные свойства; форму, цвет величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, учатся действовать с ними. Например, на занятии «Тонет - не тонет», дети узнали, что дерево тонет в том случае, если оно намокнет. Мною был проведён эксперимент: «Вода - волшебница». Дети узнали, что вода без запаха, вкуса, цвета (прозрачная), льется.

Чтобы активизировать и закрепить полученные в непосредственно-образовательной деятельности экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы провели музыкально-экологическое развлечение « Осень».

В непосредственно-образовательной деятельности, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях в природу и прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, с чем их знакомим.

Важное место в процессе обучения занимает игра - несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движения животных, со звукоподражанием им.

Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно- печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Через игру я стараюсь вызвать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. В своей работе использую различные дидактические игры: «Кто в доме живет?», «А у нас во дворе», «К нам приехал гость», «У кого какой малыш?» (Задание: найдите детёныша, чья мама гуляет по лугу.) и другие, которые использую неоднократно, изменяя число персонажей. Игры - сюрпризы: «Кто-то постучался», «Ты кто», игры - забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка - водичка», «За кустом» и другие, кукольный театр. Стараюсь расширять кругозор детей, используя сказки, стихи А. Барто, произведения фольклора «Сорока - сорока», «Жили у бабуси», «Идет коза рогатая», сюжеты которых вызывают интерес у детей. К концу третьего года жизни можно знакомить детей с животными, которых они не могут увидеть непосредственно (медведь, слон), по книжкам и иллюстрациям.

Дидактические игры в формировании экологических представлений у дошкольников в интеграции с развитием речи имеют особое значение. Например, « Кто в домике живёт?», «У кого какой малыш?», «Кто кем будет, когда вырастет?», «А у нас во дворе», «Собери букет», «Зоопарк», «Дом, в котором ты живёшь» и др.Знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. (Дид. игра «Чьи детки?» Задача: закрепить знания о домашних животных, их детёнышах, кто как кричит. Для игры использую фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детёнышей: корова, телёнок и т. д. В ходе предварительной работы дети упражняются в звукоподражании. « Давайте покажем, как мычит корова. Сейчас будем играть. Посмотрите, какая красивая полянка(на фланелеграфе). Здесь будут жить животные». Раздаю детям карточки с изображением детёнышей. На лужок будут приходить животные и звать своих детёнышей, тот, у кого картинка с изображением нужного детёныша, выходит и ставит карточку на фланелеграф.)

Дидактические игры дети используют не только в свободной деятельности. Я включаю их в непосредственно-образовательную деятельность в интеграции:

С развитием речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),

С математикой (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),

С ознакомлением с окружающим,

Дидактические игры экологического содержания провожу во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые умения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения. Во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во время свободное от непосредственно-образовательной деятельности. Если в непосредственно -образовательной деятельности я учу детей, как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх я участвую в качестве партнёра, контролирую и направляю взаимоотношения детей.

Работу с малышами начинала с уже знакомыми им предметами.

Начиная работать с детьми младшей группы, я многократно рассказывала и разыгрывала с куклами сказки «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят» и другие. Далее дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, приходил к нам на занятия по теме «Овощи и фрукты», и дети узнали, что в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды. Он знакомил детей с разными плодами, участвовал в их обследовании, давал попробовать, относился к малышам доброжелательно. Тему домашних животных познавали с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур живут корова, коза, лошадь и другие животные. Сначала пришел дед и рассказал о корове с теленком, показал, как он их кормит травой, сеном, поит водой. Потом Баба познакомила с козой и козлятами. Дети с удовольствием помогали героям сказок кормить игрушечных коров и коз, пасли их, строили для них сарай, подражали их действиям и звукам.

Эта деятельность помогла мне познакомить детей с сельской живностью, развить их игровые умения, воображение, закрепить знания сказок. Научить ухаживать за животными сложно, но дети хорошо знают, что собака сторожит дом, кошка ловит мышей, а вот прививать истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, стоит огромного труда. Например, бабочка маленькая, а мы большие, поэтому мы не должны её обижать, а обязаны беречь, чтобы она не погибла.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой-маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Формирование экологических представлений у детей невозможно без взаимодействия с родителями.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.

Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

Ознакомление родителей с работой в группе по экологии (открытые мероприятия);

Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника,);

Ознакомление родителей с результатами обучения детей (различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее).

На родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповые уголки природы.

Я рассказывала родителям, какие несложные поручения по уходу за растениями выполняют дети в детском саду: поливают, рыхлят землю в горшочках, протирают листья.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни - их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе, в парке, в лесу и на поляне, возле реки.

На первом собрании мы поставили единые задачи:

Формирование у детей экологических представлений о цветах, деревьях, кустарниках и обо всём живом в окружающем мире;

Формирование у детей представлений о поведении птиц, животных;

Формирование у детей навыков видеть красоту окружающего мира, осознанное, правильное поведение в природе.

В конце учебного года, определяя уровень освоения представлений и умений по разделу программы, я отметила, что показатели выросли в сравнении с показателями на начало учебного года. Таким образом, работа по формированию экологических представлений была эффективной.

В средней группе задачи по формированию экологических представлений усложнились:

1. Расширение представлений о взаимосвязях и взаимодействии всех объектов природы.

2. Формирование осознанно-правильного отношения к природе.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Я определила направление своей работы: создание экологического уголка в группе, подбор дидактических игр, инвентаря.

Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни могут быть расширены, углублены, систематизированы. В непосредственно-образовательной деятельности главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. «Живая - неживая природа», «Живая душа природы - деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь - он колкий, ниток нет, одни иголки» - эти темы развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.

Немаловажное значение в средней группе имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно - от простого к сложному.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Я использую разные виды наблюдения.

ОНаблюдение провожу как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работу с детьми в этом случае организую фронтально. На экскурсии наблюдение организую со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы провожу наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению:

Прежде всего определяю:

1. место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности;

2. объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровы. Продумываю организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним - покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение. Лучше, если свет падает слева или из-за спины.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности - побуждающая к действию; стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности - всем удобно.

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а также оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Групповой уголок природы помогает мне организовать работу на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями, уход и выращивание. Растения должны хорошо себя чувствовать. Дети должны видеть ухоженные, здоровые растения. Все цветы нужно оформить эстетически. В уголке природы есть место для труда, календарь природы - это компоненты методики экологического воспитания. Дети приобретают знания и личный опыт.

У нас есть уголок, где дети проводят элементарные опыты с различными материалами неживой природы.

Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Дети постепенно учатся принимать задачу наблюдения. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко.

В ходе наблюдения в средней группе использую загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Предлагаю детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Длительное наблюдение. Например, за одуванчиком. Сначала он жёлтый, потом белый и,наконец, совсем облетает.

Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических набдюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Каждый раз побуждаю детей рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.

Все знания, полученные детьми в процессе наблюдений закрепляли, уточняли, обобщали с помощью бесед, рисования, чтения книг, рассказа воспитателя, рассматривания альбомов, оформления карточек - информаций.

Наблюдения провожу ежедневно: когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или опадают листья, поют птицы, звенит капель, шумит ветер. Умение наблюдать обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляет глубже познавать окружающее. При проведении наблюдений обязательно учитываю уровень развития детей и их опыт, а также индивидуальные особенности. В ходе наблюдений формируется доброжелательное отношение к природе. Наблюдение планирую заранее, но иногда они бывают случайными. (Например, наблюдение за сидящей на заборе сорокой.)

Например, на участке у нас кормушка, сделанная руками родителей. Мы постоянно кормим птиц. Дети наблюдают, кто прилетел к нам в гости, очень радуются этому. Наблюдаем за тем, как передвигаются птицы, где они живут, чем питаются, дети заметили,что они пугливые, нужно вести себя тихо рядом, чтобы не вспугнуть. В уголке природы у нас есть альбом «Наши пернатые друзья», который мы часто рассматриваем с детьми, читаем стихи о птицах. Настоящую кошку кормили кашей и слушали, как она, довольная, мурлычет. Рассматривали ее - какая она грациозная, двигается плавно, а шерстка пушистая. В свободное время рассматриваем картинки с изображением домашних животных.

Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка. Впечатления от родной природы, полученные в детском саду, запоминаются на всю жизнь. Таким образом, на фоне эмоционального подъёма у детей закрепляются экологические представления.

Для осуществления экологического образования и воспитания в группе достаточно иллюстративно-наглядного материала, предметные и сюжетные картины, репродукции с картин, книги о природе, альбомы.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, поём песенку,читаем стихотворение (Например, носит одуванчик жёлтый сарафанчик.), связанные с темой наблюдения, или играем в такую игру, где действует соответствующий персонаж). Наблюдение сопровождаю речью, чтобы полученные знания усвоились. Например, наблюдая кошкой, читаю стихотворение:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, то я регулирую его по времени, объему и содержанию. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами. (Вот например, подолгу могут дети наблюдать за ползающими по тропинке жуками, за полётом птиц; рассматривая цветы медуницы, дети обязательно заметят, что над ним кружится пчёлка, они догадываются, что пчёлы собирают с него нектар для мёда,т.к. у медуницы сладкий сок. После экскурсии к муравейнику и рассказа о пользе муравьёв для леса, дети внимательнее стали следить за муравейниками, зная, что их нельзя разорять.)

В работе с детьми средней группы продолжаю планирование дидактических игр, намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:

Находить предметы по сходству. Дидактическая игра « Подбери пару», «Узнай, что изменилось?» Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.

Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.(« Не ошибись», «Лото»)

Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления. Дидактическая игра « Вершки и корешки»

Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств. Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира. Д. и. « Угадай на вкус».

Группировать предметы по внешнему признаку. Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.(« Парные картинки», «Домино»)

Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить. Д. и. «Собери цветок»

Находить растение или животное по описанию взрослого.(«Узнай по описанию», «Какой предмет?», «Чьи детки?»(Если в младшей группе мы только находили детёнышей, то теперь задачи усложнились: упражняю детей в звукоподражании, учу давать характеристику животного. « Как корова зовёт своего сынка?» Дети произносят: « Му-му!». « Как определить, какое из животных- корова?» Дети описывают: «Это крупное животное, у него есть рога, длинный хвост и т.д.»)

Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.

Итак, воспитание у детей экологических представлений, любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Предлагаю на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание сына или дочери на погоду, явления природы, животных. В зависимости от развития детей рекомендуем задавать им различные вопросы: «Какого цвета собака?», «Снег какой?», «Чем укрывают зимой деревья?», «Где спрятались кусты?», «Почему капают сосульки?», «Как одеты люди?». Так же советуем, как можно больше общаться с детьми в выходные дни. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечений и успеху деятельности. Проводя праздники, развлечения, игры экологической направленности, привлекаем родителей.

В сентябре 2015 года с провела групповое родительское собрание "Природа глазами ребенка".

Результаты позволяют сделать следующие выводы: вся проводимая в течение трёх лет работа по экологии эффективна и имеет положительные результаты, дети дошкольного возраста стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформировалась система знаний (в соответствии с возрастом) об экологических проблемах и путях их разрешения; повысился познавательный интерес к природе; дети стали общительнее, раскованнее, добрее; сформированы элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и животными.

В апреле 2015 года я приняла участие во всероссийском конкурсе "Экология в нашей жизни".Разработала занятие в образовательной области "Познание".Тема: "Мы любим лес".(Сертификат участника)

Работа по этой теме продолжается. Передо мной ещё ряд нерешённых задач:

1. Научить детей устанавливать связи между живой и неживой природой посредством наблюдений, дидактических игр, экспериментов.

2. Расширить представления о жизни диких животных, используя репродукции картин, художественную литературу, дидактические игры природоведческого характера.

3. Расширить представления о жизни насекомых, используя наблюдения.

4. Упражнять детей в навыках посадки деревьев и цветов.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и т.д.), но и их связь со средой. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к миру природы.

Литература.

1. С.Б. Шарманова «Формирование основ экологической культуры», Уральская гос. академия, Челябинск 2008 г.

2. О.М. Масленникова «Экология в детском саду», Учитель 2009г.

3. О.В.Мариничева "Учим детей наблюдать и рассказывать".

4. Л.В. Артёмова « Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

5. П.Г.Саморукова « Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург Детство-пресс» 2003г.

6. В.А.Новицкая « Правила поведения детей в природе для дошкольников» , Москва 2011г

7. А.К.Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» , Москва «Просвещение»1991.

8. М.В.Лучич «Детям о природе».Москва.,1989.

9. С.М.Николаева «Место игры в экологическом образовании детей»Москва.,1996.

10. О.А Воронкевич « Добро пожаловать в экологию». Санкт - Петербург.

11. В.А.Дрязгунова « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М.,1981.


Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Л. Рубинштейн. А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания -- к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего . Обстоятельное психологическое исследование В.А. Левина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся культурно-исторический опыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагматизм -- природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный -- как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно-этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.

В исследовании представлены характеристики субъективного отношения к природе на разных этапах онтогенеза личности (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый), на основе которых строится психолого-педагогическая коррекция. Нельзя полностью согласиться с автором по поводу его рекомендаций для работы с дошкольниками, которые предусматривают нейтрализацию прагматического взгляда на природу и использование антропоморфизма (очеловечивания природы). Нейтрализация взгляда на природу с позиций «пользы и вреда» необходима -- с дошкольниками в лес надо идти не за грибами-ягодами, а за прекрасными впечатлениями, среди которых иногда бывают и «вкусные впечатления» в виде грибов-ягод. Антропоморфизм как механизм приобщения детей к природе нежелателен -- они и так его получают в достаточном количестве через сказки. Использование антропоморфизма тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формировании субъектно-этического отношения к природе -- практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей, понимания самоценности и хрупкости жизни. Такой подход представлен в ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (В.Г. Фокина, 3.П. Плохий, В.Д.Сыч. И.А. Комарова, М.К. Ибраимова и др.). Значение знаний о природе для становления положительного отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых -- отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф. Виноградова. И.А. Хайдурова. Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г. В. Кирикэ. Т.А. Маркова, Т.А. Федорова, Д.Ф. Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н. Н. Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме -- итогом стало понимание самоценности жизни, недопустимости, нанесения какого-либо вреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни .

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И.А.Комаровой. Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению -- это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других -- подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих -- взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В.Д. Сыч подчеркивает, что у дошкольников развить эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение дошкольников с природой, восприятие ее натуральной красоты. Исследование В.С.Изотовой, которая занималась со слепыми дошкольниками -- формировала у них представления о живой и неживой природе, убеждает в этом: дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения. 3.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции -- ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А. Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям -- они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними.

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А.В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности .

Отношение к природе имеет разные оттенки, что связано с направленностью воспитательно-образовательного процесса. Личностными особенностями ребенка. В последние годы произошло осознание постулата, что ресурсы природы не бесконечны, что расходуются они подчас расточительно, что побудило педагогов к поиску такого экологического содержания, которое помогло бы уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей экономно-бережное отношение к предметам, материалам, природным ресурсам. Бережно относиться к растениям, животным -- это понятно: там самоценна жизнь. Бережно относится к предметам, имуществу -- это другое, ведь они включены в категории неживого. Более традиционным является подход с позиций вложенного труда: вещи предлагают детям беречь потому, что затрачен труд, а к труду надо относиться с уважением. Исследование П.О. Абдулвагабовой, проведенное с детьми средней группы, демонстрирует именно такой подход. Иной -- эколого-экономический -- подход к данному вопросу представлен в исследовании Т.А.Федоровой, в котором экономно-бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам (различным упаковкам) было стержнем формируемой у старших дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать закладывать первые основы природопользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельностей, вырабатывать у них экологически правильное поведение в быту.

В самом деле, цепочка живое дерево -- древесина -- изготовление детского стула -- новый стул в детском саду -- сломанный, а затем починенный стул -- неспиленное живое дерево убедительнее цепочки древесина -- изготовление стула -- новый стул в детском саду -- сломанный и затем починенный стул, в которой не берется в расчет исходный материал как ресурс живой природы. В последние годы многие практики, которые занимаются экологическим воспитанием дошкольников, проводят мероприятия по сбережению чистой белой бумаги, воды, приобщают детей к экономному ее расходованию. Это перспективное направление экологического образования .

Итак, формирование положительного отношения дошкольников к природе -- это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем. Каким может быть это отношение? Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования.

Осознанно-правильное -- это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует. Им можно любоваться -- это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-за плохих условий) -- надо сочувствовать и помогать .

Шитикова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская область, Городской округ Подольск, поселок Железнодорожный, Б. Серпуховская, дом 202 б
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста".
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

воспитателей групп раннего возраста

южной территориальной зоны

Сообщение на тему:

«Формирование экологических представлений у детей раннего возраста».

Подготовила

воспитатель МДОУ детский сад № 20

Шитикова Наталья Ивановна

Формирование экологических представлений у детей

раннего возраста

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к

красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений

остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет

такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном

возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую

связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору

жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы

полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».

Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там

плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи.

Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок

видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь

ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии

желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному

труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На

этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в

ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим

сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша

всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира

природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе,

бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных

ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и

духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир

природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём

живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное

учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед нами поставлена задача

формирования у дошкольников основ культуры рационального

природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном

учреждении нужно с момента прихода детей в первую младшую группу.

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших

группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная

вырастил

«приходит»

«фруктово-овощной»

тематикой

растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей

с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать

и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных

легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых,

животные.

«приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о

козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.

используются

произведения

фольклора,

стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

приобщения

маленького

осуществляться

интересной

эмоционально,

вызывать

радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых

успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества,

признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной

развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными

растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около

дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка

приблизить

естественной

природной

регулярное

общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и

представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать

богатому

разнообразному

необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу

ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в

рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром

являются наблюдения.

Наблюдения

прогулке

обогащают

представления

окружающем

мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить

наблюдать

различными

объектами

явлениями;

обязательно

наблюдать

объектами

явлениями,

запланированы.

Наблюдения

животными

природными

явлениями

бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую

возможность. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров,

форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка –

полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило,

радость, оживление, удивление

Необходимо

стимулировать

любознательность;

формировать

умение замечать изменения в природе.

наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее

радостное впечатление.

Воспитатель

знакомит

животными,

относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно

быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно

общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому воспитатель

помогает детям в общении с животным, чтобы оно не было опасным ни для

животного ни для ребенка.

Выходя на прогулку, родители и педагоги должны осознавать, что для их

детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу

важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать

многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и

формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его

интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в

детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время

года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста

дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.

Обогатить

впечатлениями

разнообразия,

природных

всматриваться,

любоваться

восхищаться

природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об

окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан

закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая

жизнь человека неразрывно связана с природой.

В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и

весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за

жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз

подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в

заботливого

отношения

животным

маленьких

закладываются

организации

систематических длительных контактов и общения с ними.

Учитывая

физиологические

психологические

особенности

раннего возраста, работу по формированию экологических представлений

следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному

и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз

добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

экологическому

воспитанию

используется

интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской

деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,

театральной

деятельности,

литературы,

моделирования,

просмотра

телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности

детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

полученные

занятиях

"проверяют"

самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и

ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в

дидактической

познавательное

занимательное.

усиливает

эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате

закрепленные

играх-опытах

свойствах

качествах

природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Заключение.

Воспитательное

значение

переоценить.

животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем

пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы

часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

Отсутствие

отражающих

действительность,

нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного

отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и

отрицательно

действует

ожесточает

исправить

имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые,

правильные.

Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте

получили верные сведения о природе.

Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.

Поэтому экспериментальное исследование включает следующие этапы:

1. Подбор методов диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет

2. Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет

3. Обработка результатов исследования.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) обработать результаты исследования.

Диагностическое обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, посредством беседы, используя при затруднениях иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых идет речь. Содержание каждой беседы направлено на выявление круга представлений о животных, растительном мире, неживой природе и временах года. В то же время цикл бесед позволяет достаточно точно определить полноту и объем сформированных у дошкольника представлений.

В исследовании принимали участие 20 человек - 11 мальчиков и 9 девочек (воспитанники второй старшей группы детского сада № 149 «Рябинушка», ул. Аминева, 17 г. Самары)

Нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности экологических представлений у старших дошкольников. Также были подобранны диагностические задания, соответствующие критериям и показателям.

Критерии

Показатели

Диагностические задания

знания о мире животных

Знание видов животных

Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Знание соотношения представителей фауны и их среды обитания

Представления о характерных признаках животных

Небезразличное отношение к животным, птицам и насекомым

знания о растительном мире

Знание видов растений

Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Представлений об условиях, необходимых для жизни, роста и развития комнатных растений

Представления об уходе за комнатными растениями

знания о неживой природе

Знание отличительных характеристик объектов неживой природы

Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Представления об использовании объектов неживой природы

знания о временах года

Знания о временах года

Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами)

Знания о сезонных особенностях того или иного времени года

Диагностические задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении Б.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении В.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении Г.

Анализ результатов проведенных заданий:

Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений дошкольников 5-6 лет:

Таблица 1 - Уровень степени сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических представлений

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Вероника Н.

Сережа Р.

Андрей Т.

Руслан Ч.

В среднем по гр.

Старшие дошкольники в целом показали средний уровень сформированности экологических представлений - 9, 4 балла. Анализ результатов показал, что в среднем у детей лучше всего сформированы представления о временах года (11,15), а хуже - представления о неживой природе (7,25).

Данные результатов по каждому показателю смотреть в Приложении Д.

В ходе задания и беседы выявлялись знания ребенка 5-6 лет видов животных, знания соотношения представителей фауны и их среды обитания, представления о характерных признаках животных и определялся уровень отношения ребенка к животному миру.

Сначала нами определялся уровень сформированности экологических представлений о мире животных. Результаты исследования этого показателя представлены в виде диаграммы.

Рисунок 1 - Уровни сформированности экологических представлений о животном мире

В ходе исследования было выявлено, что большинство детей (75%) имеют средний уровень сформированности экологических представлений. У трех детей (15%) наблюдается низкий уровень и лишь у двух детей (10%) - высокий.

Рисунок 2 - Уровни сформированности экологических представлений о растительном мире

экологический представление моделирование дошкольник

Из диаграммы видно, что большинство детей (75%) имеют средний уровень сформированности экологических представлений о растительном мире. Высокий уровень имеют три дошкольника, что на одного ребенка больше, чем в предыдущем задании. Низкий уровень сформированности наблюдается у одного ребенка (5%)

Затем мы определили уровень сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет о неживой природе.

Рисунок 3 - Уровни сформированности экологических представлений о неживой природе

У большинства детей (75%) был выявлен средний уровень сформированности экологических представлений о неживой природе. Остальные дети (25%) показали низкий уровень. Высокого уровня сформированности не показал ни один ребенок.

В конце мы исследовали представления детей 5-6 лет о временах года. Результаты представлены в виде диаграммы.

Рисунок 4 - Уровни сформированности экологических представлений о временах года

Представления о временах года сформированы на среднем уровне у большинства детей (70%), остальные дети показали высокий уровень сформированности (30%). Низкого уровня не было выявлено ни у одного ребенка.

Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию данных представлений.

Введение

Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется.

Что нас привлекает в Красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Восхищение Красотой природы делает человека лучше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, педагоги должны, прежде всего, помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовное здоровье.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.

Качество мыслей есть нравственное начало человека. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения, мировосприятия, миропонимания. Поэтому истинная экология должна в первую очередь уделять внимание образу мышления человека, его мировоззрению, его культуре. Человек чувствует и понимает свою взаимосвязь с миром, свою ответственность. Такого человека можно назвать Экологическим Человеком.


В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» - это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел Мир природы программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе, по замыслу Т.И. Гризик создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, сознания и личности.

В целом можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе.

Наряду с комплексными в 90- е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». НА. Авдеевой и Е.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина-Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится экологоосознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.

Читайте также: