МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №1Д. СТАРОЕ МЕЛКОВО
«ДЕНЬ И НОЧЬ»
(ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ)
2-МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ: МОРОЗОВА О.Ю.
2013-2014 у.год
Старое Мелково
Цель: Создать условия для развития представлений о смене дня и ночи, научить правильно, употреблять слова «день» и «ночь».
Обучающие задачи :
продолжать упражнять детей познавать действительность, обобщать познавательный опыт детей.
Развивающие задачи:
создать условия для развития представлений о смене дня и ночи;
развивать сообразительность, внимание, способствовать развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей самостоятельность;
воспитывать эмоциональную отзывчивость через проживание.
Предварительная работа с детьми:
отгадывание загадок,
Наблюдение за действиями людей в период дня и ночи,
Индивидуальные занятия.
Расширение словаря:
доброе утро, добрый день, добрый вечер, день, ночь.
Методы и приемы, используемые на занятии:
словесные: рассказ воспитателя, художественное слово;
наглядные: показ картинок с изображением действий людей в период дня и ночи;
практические: игра.
Материалы и оборудование:
1. Картинки с изображением действий людей.
2. Образная игрушка.
3. Кружки, заранее вырезанные из картона, желтого и синего цвета, для изготовления часов.
4. Кукла.
5. Игрушечная кровать и постельные принадлежности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть. Встреча с Белочкой .
Педагог берет в руки Белку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте её поприветствуем
Дети здороваются с Белочкой.
Воспитатель: Белочка пришла к нам за помощью. Она слышала, что есть день и ночь, но не знает, когда это бывает. Давайте ей поможем.
Ответы детей.
2 часть. День и Ночь.
- Воспитатель читает стихи, посвященные светлому времени суток.
Куклу рано разбудили
Вот тебе вода и мыло
Надо, если даже лень.
Умываться каждый день!
Воспитатель: спрашивает у детей как они просыпаются утром? Просит рассказать и показать Белочке, что они делают утром, какие ласковые слова говорят родителям, когда просыпаются.
Ответы детей: Дети рассказывают и показывают, как они это делают.
Воспитатель : Дети, а у вас есть домашние животные? А вы знаете, как они просыпаются? Давайте покажем Белочке как они это делают?
Ответы детей.
Воспитатель :
Пальчиковая гимнастика: «С добрым утром»
Наши уточки с утра: пальцы на обеих руках соберите в щепотку,
Кря-кря-кря, имитируя клювики птиц.
Кря-кря-кря. Открывайте и закрывайте
Наши гуси у пруда: «клювы» в ритм тексту.
Га-га-га-га-га.
Наши гуленьки вверху поднимите руки вверх и помашите
Гу-гу-гу-гу-гу-гу. кистями, как крыльями.
Наши курочки в окно постучите указательными пальцами
Ко-ко-ко-ко-ко-ко. по столу, как курочка клювом.
А вот Петя – петушок сложить пальцы обеих рук вместе
«гребенкой»,
Золотой гребешок, имитируя гребешок петушка.
Рано-рано поутру Помашите руками, как крыльями, и
Прокукарекайте.
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
- Воспитатель читает стихи о темном времени суток, дети смотрят картинки
Кукла Валя хочет спать
Уложу её в кровать
Принесу ей одеяло
Чтоб быстрее засыпала.
Воспитатель : дети, давайте покажем Белочке, как мы укладываемся спать (укладывают куклу спать)
Воспитатель просит детей рассказать о том, что они делают вечером и ночью, какие ласковые слова говорят родителям, когда ложатся спать.
3 часть. Динамическая пауза
Белки прыгают по веткам,
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются не редко Высоко, высоко! (прыжки на месте)
4 часть.
Дети вместе с Белочкой встают вокруг стола и рассматривают картинки, на которых изображено поведение детей в разное время суток (спят, играют, умываются и т.д.). Воспитатель предлагает Белочке и детям придумать часы для жителей леса, чтобы они тоже знали, что им делать когда темно, а что когда светло.
Дети вместе с воспитателем выкладывают круг с помощью разноцветных кругов (вырезанных из картона), которые обозначают темное и светлое время суток (день и ночь). Дети с Белочкой помещают в желтый сектор картинки с изображением того, что делается утром и днём, а в синий сектор то, что происходит вечером и ночью.
5 часть.
Белочка благодарит ребят что узнала, что значит «День» и «Ночь».
И теперь хочет проверить, вас ребятки, как вы запомнили это.
- На лугу цветы проснулись,
Мы в кроватках потянулась. (Утро)
- За стеной шуршат мышата,
Спят игрушки и ребята. (Ночь)
Воспитатель тоже благодарит детей и отмечает самых активных.
Предварительная работа. Загадки.
- Друг за дружкой чередой
Мирно ходит брат с сестрой
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,-
Спать немедленно завет
(День и Ночь)
- К вечеру умирает,
Поутру оживает.
(День)
- Подходит к дому стена
С неба солнце украла.
20 -е место
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе, по образовательной области «Познание».
Тема «Домашние животные».
Разработала: Коробова Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад№6»
1 Образовательные цели: знакомить детей с домашними животными и их детенышами; кошка, котенок; корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; свинья, поросенок; коза, козленок. Учить называть и сравнивать их по величине. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.
2. Развивающие задачи: развитие связной речи, любознательности, усвоения словаря по теме, развитие мышления, зрительного внимания.
3. Воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.
Материалы: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи и их детенышей, набор домашних животных.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о домашних животных, настольные игры с домашними животными. Дидактические игры «Угадай кто же?», «Кто лишний?», «Чьи детки?».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных. А о каких животных, вы узнаете, если отгадаете загадки.
- Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Хвост - крючком,
Нос - пяточком,
Посередине - спинка,
На спинке - щетинка. (Поросенок)
- «М-е-е!» - Ребяток кто зовет?
Бородою кто трясет?
У кого витые рожки
И как ягодки глаза?
Это к деткам по дорожке
Приближается ….. (Коза)
- Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают..... (Коровы)
- У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шерстка гладкая,
Кто же я?... (Лошадка)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали правильно.
Воспитатель: А,вы знаете где эти животные живут?
Дети: Да, у бабушки в деревни.
Воспитатель: Правильно. Эти животные (перечисляем хором) живут рядом с домом человека и поэтому их называют домашние животные. Повторите.
Воспитатель: Они живут прямо в комнате с человеком?
Дети: Нет, для них строят сараи.
Воспитатель: Правильно. Человек заботиться о своих домашних животных. Строит им жилище, кормит, поит их. Домашние животные не смогут сами построить себе дом. И они не приспособлены жить в лесу.
Рассмотреть сюжетные картинки с изображением домашних животных вместе с детьми.
2. Побеседовать о детенышах домашних животных.
Воспитатель: У кошки маленький…..
Дети: Котенок.
Воспитатель: А у собаки маленький…..
Дети: Щенок.
Воспитатель: У коровы - теленок, а у лошади - жеребенок, у козы - козленок, у свиньи - поросенок.
Посмотрите мама корова большая, а теленок какой?
Дети: Маленький
Воспитатель: Собака большая, а щенок какой?
Дети: Маленький
Воспитатель: Лошадь большая, а жеребенок какой?
Дети: Маленький
Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, как заботятся животные о своих детенышах?
Они их кормят молочком, чистят шерстку языком, защищают, согревают.
Как заботятся животные о детенышах? (Ответы детей)
3. Физкультминутка «Лошадка»
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в лошадок?
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок! (Поочередное топанье одной ногой, затем другой)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Кружимся на месте)
Воспитатель: Идемте сюда. Ой, кто это там цокает?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: давайте тоже поцокаем.
(Проводится артикуляционная гимнастика)
Воспитатель: Действительно! Лошадка к нам прискакала, давайте мы расскажем лошадке стихотворение о ней!
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
Воспитатель: Вот молодцы! Какая лошадка красивая стала причесанная, довольная и говорит вам спасибо! Вы очень добрые ребята!
4. Подведение итога занятия
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. О ком мы сегодня говорили. О животных. Как их назвать одним словом (домашние).Предложить детям назвать животных и их детенышей, как они запомнили.
Я вами очень довольна, вы молодцы! Вы очень добрые и умные, вы очень много знаете
Конспекты занятий во второй младшей группе по ФГОС.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей второй младшей группы (3-4 лет)
«Подарок для Медведя»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности;
Задачи:
Образовательные: формировать у детей представления о свойствах муки в процессе элементарных опытов, формировать умение раскатывать комочки круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, закреплять умение аккуратно пользоваться соленым тестом;
Развивающие: развивать умение совместно со взрослыми выполнять практические познавательные действия экспериментального характера по выявлению свойств изучаемого объекта;
Воспитательные: воспитывать доброе, отзывчивое отношение к другим, дружеские отношения в коллективе детей в процессе исследовательской деятельности;
Средства обучения: Аудиозапись физминутки «Я пеку, пеку, пеку…» , музыка для лепки, соленое тесто, кукла Маша, подарочная коробка, баночка с мукой, тарелки, стаканы, салфетки по количеству детей, тазик для замешивания теста, поднос, мешок с фруктами и изделиями из теста, корзинка.
Предварительная работа: Беседа о профессии «Повар», просмотр мультфильма «Маша и Медведь», игровая ситуация «День рождения куклы Кати», рассматривание изделий из теста, д /и «Что сделано из теста?»
Ход НОД
I.Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на пришедшую в гости куклу Машу из мультфильма.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Вы узнали ее?
Дети: Маша
Воспитатель:
— А из какого мультфильма она пришла?
Дети: Из мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель:
— Ребята, Маша очень просит ей помочь. Скоро у ее друга медведя День рождения, а она не знает, с чем нужно приходить на праздник и что дарить. Давайте ей поможем, скажем, с чем принято ходить на День рождения.
Дети: С подарками
Воспитатель:
— А что можно дарить имениннику?
Дети: Машинки, куклы, конструкторы
Воспитатель:
— А откуда берутся подарки?
Дети: Их покупают в магазине
Воспитатель:
— А если мы не можем купить подарок?
(подводит к мысли, что можно что-то найти в группе или сделать своими руками)
Предлагает посмотреть, нет ли чего в группе, что можно подарить Медведю. Обращает внимание на подарочную коробку)
II.Основная часть
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, тут какая-то коробка, как вы думаете, что это может быть?
Дети: Высказывают предположения
Воспитатель:
— А давайте посмотрим, что же там находится? (Открывает коробку достает банку с белым веществом)
— Что же это?
Дети: Мука
Воспитатель:
— Правильно мука.
— А какого цвета мука? На что похожа?
Дети: На снег
Воспитатель:
— А как вы думаете, муку можно подарить как подарок?
Дети: Нет
Воспитатель:
— Ребята, а вы хотите поиграть с мукой? (Приглашает пройти детей к столам для экспериментирования)
Экспериментирование.
— Как вы думаете, а мука чем-то пахнет, у нее есть запах? А как можно это проверить?
Дети: Понюхать
(Открывает крышку и дает детям понюхать.)
Воспитатель:
— Имеет ли мука запах?
Дети: Нет, не пахнет
(Начинает сыпать муку детям в тарелки)
Воспитатель:
Что я делаю, что происходит с мукой?
Дети: Сыплется
— Значит она – сыпучая (повторяет с детьми это слово)
— Какая мука на ощупь?
Дети: (трогают муку руками) Мягкая
Воспитатель:
— А как вы думаете, на ней можно что-нибудь нарисовать? Попробуйте.
Дети: (пробуют нарисовать на муке)
Воспитатель:
— А как вы думаете, а мука лепиться? Из нее можно что-то слепить. Попробуйте.
Дети: (пробуют из нее что-нибудь слепить, но ничего не получается)
Воспитатель:
— А чтобы она лепилась, что нужно сделать?
Дети: Добавить в нее воды
(Предлагает высыпать муку к ней в тазик и налить туда воды из стаканчиков)
Перемешивает ложкой муку.
Воспитатель:
— Что стало с мукой. Какая она стала?
Дети: Липкая
Воспитатель:
— Во что она превратилась?
Дети : В тесто
Воспитатель:
Ребята, а мы тесто сырое можем подарить медведю? Это хороший подарок?
Дети: Нет
Воспитатель:
А что можно сделать из теста?
Дети: Баранки, пряники, печенья
Воспитатель предлагает поиграть в Д/И «Что пекут из теста?»
В мешочке находятся предметы, сделанные из теста и не из теста (баранка, пряник, печенье, конфета, яблоко, морковь и т.п.). Дети по очереди достают предметы, если они из теста – кладут на тарелку, если нет – в корзинку.
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, сколько всего можно испечь из теста. Что-то из этого мы можем подарить Медведю.
(Предлагает вспомнить, что любил в мультфильме Медведь)
Дети: Пряники
Воспитатель:
Поможем Маше испечь пряники?
Дети соглашаются.
Воспитатель:
— Давайте рассмотрим пряник, какой он формы, на что похож?
— Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны подготовить свои пальчики.
Физминутка «Я пеку, пеку,пеку…»
(Вместе с детьми переходит к столам для лепки. Садится вместе с детьми и сначала сама демонстрирует способ лепки пряников)
Воспитатель:
— Отщипываем кусочек теста. Кладем на ладошку и начинаем катать круговыми движениями. Получился шар. Не сильно сжимаем этот шар ладошками — получился пряник. Кладем готовый пряничек на тарелочку.
Дети: Под музыку начинают лепить пряники и кладут их на тарелку
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, сколько пряников у вас на тарелочках, давайте их красиво сложим на поднос и попросим Дарью Викторовну отнести наши пряники на кухню. Что там с ними сделают? Где будут печься пряники?
Дети: Испекут в духовке
III. Заключительная часть
Воспитатель:
— Ребята, а что мы сегодня с вами лепили?
Дети: Пряники
Воспитатель:
Для кого?
Дети: Для Медведя
Воспитатель:
А из чего мы сделали наши пряники?
Дети: Из теста
Воспитатель:
А тесто из чего получили?
Дети: Из муки
(Младший воспитатель в группу вносит поднос с готовыми пряниками)
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите наши прянички испеклись.
(Рассматривают пряники на подносе)
Воспитатель:
— Ребята, давайте поможем Маше сложить пряники в коробку, и пусть она подарит их своему другу Медведю.
Дети: складывают пряники в подарочную коробку
Воспитатель:
— Ребята, Маша говорит вам спасибо, вы большие молодцы! Ей пора спешить к Медведю, а я ее провожу и помогу донести коробку с подарком.
Номинация:
конспекты занятий в детском саду по ФГОС.
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ №18 «Ягодка» г. Калуги
Месторасположение: г. Калуга
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе:
«Моя семья».
Программное содержание:
Формировать представление о понятии «Семья»;
Учить детей называть членов своей семьи; - воспитывать любовь и уважение к своим родным, чувство привязанности к членам своей семьи.
орг. момент:
здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп здравствуйте ножки, топ-топ-топ здравствуйте щечки, плюх-плюх-плюх здравствуйте губки, чмок-чмок-чмок здравствуйте зубки, щелк-щелк-щелк здравствуй мой носик, бип-бип-бип Здравствуйте дети!!!
Ход занятия:
Ребята, послушайте загадки и отгадайте о ком они?
Гребешок на голове Две ноги и шпоры две Он в один и тот же час Рано утром будит нас. (петух)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку.
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов, (курица)
Желтый крошка, Ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка - Наклюёт ему бока! (цыпленок)
Дети, это кто? (курица)
Дети, а это кто? (цыплята)
Ребята, а кто курица для цыплят? (мама)
А для цыплят петушок? (папа)
А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? (дети)
Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами? (ко-ко-ко)
А как папа-петушок разговаривает со своими цыплятами? (ку-ка-ре-ку)
А цыплята как отвечают? (пи-пи-пи)
Ребята, а как вы думаете, дружная у них семья? (да)
Как вы догадались? (они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает и т.д.)
А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
Ребята, я знаю, что у всех наших детей тоже есть семья, есть папа и мама. Давайте послушаем стихотворения и отгадаем, про кого из ваших членов семьи они.
Много мам живёт на свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
«Это мамочка моя!»
Про кого эти стихотворение? (про маму)
Конечно же вы догадались, что это про маму.
Ребята, вот посмотрите, какой у нас здесь волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова, и сложим их в этот сундучок.
Когда мама обнимает вас, целует. Она какая? (ласковая)
Когда мама модно одевается. Какая она? (красивая)
Когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)
А если вы маму любите, то она какая? (любимая)
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
А вы мне скажите, что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно? (убирает, стирает и т.д.)
Вы маме помогаете? А как? (да), (ответы детей)
А кто ещё маме помогает в семье? (папа)
Как папа помогает, что он делает? (пылесосит, моет посуду и т.д.)
Ребята, какие замечательные у вас папы! А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют (пилить, строгать, чинить телевизор и т.д.)
Давайте с вами поиграем в игру «Что умеет делать папа».
Игра - имитация: Что умеет делать папа
Пилить-вжик-вжик,
Пылесосить - у-у-у,
Забивать гвозди - тук-тук,
Строгать - чик-чик.
Ребята, а папа любит вас? Как вы догадались? (ответы детей)
А какими ласковыми словами называют вас папы и мамы? (ответы детей)
А давайте откроем наш волшебный сундучок и положим туда ласковые слова для папы, (дети подбирают слова)
Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем (он нам ещё пригодится). А мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка: Занимались мы, устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали - раз, два, три!
Ножками потопали - раз, два, три!
Ручками помашем, помашем, помашем,
Ножками попляшем, попляшем, попляшем!
Ребята, давайте вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили? (о маме и папе)
Ребята, а у кого есть бабушка? (ответы детей)
А бабушку вы любите? (да)
За что? (она добрая, гуляет с внуками, покупает конфеты и т.д.)
А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок? (дети подбирают слова)
А теперь мы с вами поиграем!
Игра «Ладушки»
Ладушки - ладушки
Где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
В морщинках собраны (показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые - предобрые (поглаживают ладонь о ладонь)
Всё работали ладони
Долгими годами (постукивают кулачком по ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами (подносят ладони к лицу, нюхают)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони (гладят себя по голове)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони (обнимают себя за плечи)
Ладушки - ладушки!
Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши)
Ребята, а кто ещё живёт в вашей семье? (дедушка)
А вы любите своего дедушку? (да)
А чем дедушка с детьми занимается? (гуляет, играет, читает книжки) -Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок? (ответы детей)
Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова? (для мамы, папы, бабушки, дедушки)
А все вместе - это кто? (семья)
Как хорошо, что у всех вас есть семья!
Ребята, а вас любят в семье? (да)
Как вы догадались, что вас любят? (целуют, жалеют, говорят ласковые слова и т.д.)
А за что вас любят в семье? (слушаюсь маму, папу, игрушки убираю и т.д.) -Молодцы, значит и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с нашими пальчиками:
Пальчиковая игра: Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья!
А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Но сначала договоримся, почаще вспоминать ласковые слова и называть ими своих мама, пап, бабушек, дедушек, (открываю сундучок и показываю сердечки из цветной бумаги)
Ребята, смотрите, каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите его вместе с ласковым словом любому члену вашей семьи!
Цель: расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах города.
1. Образовательная. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока), особенностями их внешнего вида и поведения через знакомство с моделью «Птицы».
2. Развивающая. Развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий. Активизировать словарь детей с помощью художественного слова (загадок и стихотворений).
3. Воспитательная. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, продолжать учит отвечать на вопросы. Обращать внимание детей на необходимость зимней подкормки птиц.
Материал к занятию: игрушка Карлсона, кормушка, картинки с изображением вороны, воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, модель «птицы», картинки насекомых – бабочка, стрекоза, муха, комар, набор картинок с изображением птиц по количеству детей для игры «Птичья столовая», карточки «Что забыл художник?», «Кто лишний?», фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость, послушайте… Я слышу его приближение, а вы? (Карлсон жужжит и влетает в группу.)
Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Я – Карлсон, вы, конечно, меня узнали? Я пролетал мимо вашего сада и увидел какие-то домики на деревьях развешаны, а для кого они не понял. Вот хочу узнать.
В-ль: Здравствуй, Карлсон, а ты спроси у ребят. (Дети отвечают, что это кормушки.)
Вопросы к детям:
В-ль: А для кого мы повесили кормушки? (Для птиц.)
Карлсон: А чем вы кормите птиц, котлетами? Вареньем? (Крошки хлеба, зернышки, семечки.)
Карлсон: А какие птицы прилетают к вам на кормушки? (Голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.)
В-ль: А зачем зимой надо подкармливать птиц? (…)
Карлсон: Как интересно. А я ничего не знаю о птицах…
В-ль: А ты не спеши улетать, оставайся с нами и узнаешь много нового. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте и отгадайте:
Чик – чирик,
К зернышкам прыг.
Клюй. Не робей,
Кто это? (Воробей.)
Выставляет картинку воробья.
Окраска сероватая.
Повадка вороватая.
Известная персона…
Кто это? (Ворона.)
Выставляет картинку вороны.
Воспитатель и дети сравнивают по картинкам ворону и воробья, обговаривают:
Какая ворона по размеру? (Большая.) Покажите руками…
А какой по размеру воробей? (Маленький.) Покажите руками…
Какого цвета ворона? А воробей?
Покричите, как ворона… А как поет воробей? Правильно, молодцы.
Вывод: Все у вороны и воробья разное – ворона большая, а воробей… Ворона ходит, а воробей… Ворона каркает, а воробей…
Физминутка под музыку: Ребята, давайте изобразим, как ходит большая ворона, а теперь, как прыгает маленький воробушек, а теперь полетим, как большие вороны, а теперь, как маленькие воробушки… Молодцы.
Рассматривание птиц
Воспитатель на мольберте выставляет картинки птиц – синица, снегирь, голубь, сорока.
Посмотрите, сколько у меня птиц и все они разные. Это кто? А это?... Как одним словом назовем? (Воспитатель обводит рукой все картинки.) Да, это птицы. Все птицы разные, но чем-то они все похожи. Подумайте, чем?
Сколько ног (лап) у птиц. У всех по две (показ модели).
Чем покрыто тело у всех птиц? Перьями (показ модели).
Как едят? Чем клюют? (Мы едим ртом, а птицы клюют…) У всех птиц есть клюв. (Показ модели.)
Что помогает им летать? Крылья, хвост. (Показ модели.)
Карлсон: Ой, а у меня тоже есть интересные картинки птиц, давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы их называйте. (Выставляет картинки бабочки, стрекозы, мухи и комара.)
В-ль: Карлсон, а ты считаешь, что это птицы? (Да, конечно, у них же есть крылья.) А вы, дети, как думаете? Почему? Давайте разберемся – у них тело покрыто перьями? Есть клюв? А сколько ног? (Не две, а много.)
Вывод. Это не птицы, а насекомые.
Дидактическая игра «Птичья столовая»
В-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…
А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)
А вороны были в среду.
Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)
А в четверг со всех краев
Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)
А в субботу белобока
Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)
В воскресенье, воскресенье
Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)
Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свой черед, не ошиблись. (Карлсон играл вместе детьми.)
Карлсон: У меня для вас есть картинки, но в них что-то не так… Помогите мне разобраться, пожалуйста.
В-ль: Конечно, Карлсон, мы тебе поможем.
1 картинка «Что забыл художник»
(В-ль и Карлсон раздают картинки на каждого ребенка с незаконченным рисунком.)
Ребята, на картинке что не так? (Художник забыл дорисовать к кормушке веревочки.) Нарисуйте веревочки от кормушки к веточке дерева.
(Фломастеры, мелки на выбор детей.) А кормушка пустая – дорисуйте зернышки…
2 картинка « Кто лишний»
Посмотрите на картинку внимательно, кто нарисован лишний? Почему вы так думаете? Да, верно, это собака, а все остальные птицы. Обведите собаку в кружочек, чтобы Карлсон не запутался.
Рефлексия:
Кто к нам приходил?
Зачем? (хотел узнать о птицах).
Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? Да, в зимнее время, Карлсон, не забывай заботиться о наших маленьких друзьях.