Благодеяние к родителям – твоя религия. Доброе отношение к родителям Статья об уважении к матери

Хвала Аллаху, который сотворил человека из ничего, и наделил его многочисленными дарами. Мир и благословения почтеннейшему из пророков, лучшему в словах, в делах, в поддерживании родственных связей и в проявлении доброты.

Аллах, Свят Он и Велик, приказал нам хорошо обходиться с родителями и проявлять к ним искреннюю заботу.

Всевышний сказал: (Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 23-24).

Ибн Касир, в комментариях к словам Всевышнего: (не говори им: «Тьфу!») сказал: «Это означает: не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов».

Аллах, Свят Он и Велик, воспитывает нас с помощью специальных молитв. Он говорит в Коране: (… и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») , чтобы помнил раб все те тяготы и усталость, которые испытывают родители при воспитании своих детей. И тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, сказав:

(Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам …) (Корова 83).

Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: -(Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» .(Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Доброе отношение к родителям - это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!» (Сахих Муслим).

Аль Хасан сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О мусульманин! Это великий месяц. Он распростер для тебя свое покрывало, и дни его уже наступили, и благо его приблизилось к тебе. Задумайся над положением человека, который пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просит его разрешить ему участвовать в джихаде. Ведь джихад - это одно из лучших дел. В нем много тягот и лишений, переездов и остановок, риска для жизни и т.д. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «А живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Так отдавай все свои силы им!» (Сахих аль-Бухари).

Приказ хорошо относиться к родителям общий и абсолютный. В него входят вещи, которые по душе ребенку, и вещи, которые ему неприятны. Эти приказы не приемлют обсуждений и споров. И это очень важный момент, который требует особого внимания, ведь многие дети забывают о нем. Они думают, что проявление доброты и искренности должно быть в тех делах, которые им нравятся, и которые не противоречат их желаниям. На самом же деле все как раз наоборот. Истинное проявление доброты бывает лишь в тех делах, которые не соответствуют нашим желаниям. А если бы соответствовали нашим желаниям, то не назывались бы добром и искренностью.

Аллах Всевышний побуждает нас в Коране к добру в отношениях с родителями и указывает на их высокое положение.

Всевышний сказал: (Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 24).

О мусульманин! Не иди к родителям медленным шагом, а будь подобен быстрой птице отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится. Тогда ты заслужишь их довольство. Затем дополни эту службу молитвой за них, попросив у Аллаха для них милости и прощения.

И не думаю, что после этого ты воздал перед ними свой долг сполна, но Аллах вознаграждает даже за малое дело и благословляет его.

Вместе с этим благородным призывом Аллаха, Свят Он и Велик, хорошо относиться к родителям, мы замечаем у некоторых людей ошибочное взвешивание дел и недостаточное понимание. Мы видим, что некоторые ставят своих друзей выше родителей. Многие оставляют лучшие из дел, такие, как доброе отношение к родителям, для того, чтобы заняться менее важными делами.

Если мы посмотрим на отношения детей с их родителями, то что мы увидим?

Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Одни оставляют их в домах престарелых, другие же позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и бранят, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с неверующими тактичны и культурны, в то время как со своими родителями они грубы и невоспитанны.

Немалая часть молодежи сегодня уважает и почитает своих друзей больше, чем родителей.

Также подчинение мужей женам и превознесение их над родителями стало характерной чертой нашего общества. Это происходит по причине слабости веры и духа.

Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне никогда не ослушиваться своих родителей, даже если они прикажут оставить свою семью и имущество». (аль-Муснад имама Ахмада).

И нет блага в женщине, которая подталкивает своего мужа на ослушание родителей и порывание родственных связей.

Сообщается, что ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару (да будет доволен им Аллах). В конце концов он сказал мне: «Разведись с ней!» Я отказался, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказал ему обо всём, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся своего отца!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).

Подчиняться в этом случае необходимо, если имеется уважительная с точки зрения шариата причина для развода, и если это не приводит к нежелательным последствиям.

Абу Дарда` передавал, что как-то раз к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» На это Абу-д-Дарда` сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родитель — это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их». (Этот хадис приводит Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис»).

В этом хадисе ясное доказательство того, что, ослушавшись родителей, можно лишиться серединных врат Рая, то есть лучших врат, а подчиняясь им, сохранить эти врата. И кто ищет счастья, тот будет беречь их, даже если он лишится из-за этого отдыха и веселья. А тот, кто продал свою последнюю жизнь за ближайшую и предпочел вечной жизни временную, того нисколько не беспокоит сохранность этих врат.

Этот хадис рассказывает о ситуации с верующей, праведной мусульманкой, а если же она неправедная и отличается плохим нравом, то развод с ней будет только благом.

Праведная мусульманка, которая боится Всевышнего Аллаха, получит свой удел за помощь, оказанную мужу в добром отношении к его родителям, за то, что побуждала его с любовью к ним относиться, заботиться о них и терпеливо ожидать за это награды у Аллаха. Ведь любовь к родителям мужа и забота о них является проявлением дружественного отношения к нему, а также признаком хорошего нрава.

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот его бьет. Тот, кто смотрит в глаза своим родителям, тот неуважительно к ним относится. А тот, кто обидел своих родителей, то их ослушался».

Остерегайтесь же ослушаться своих родителей.

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай` бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) полулежал опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сообщается, что Муауия бин Джахима бин аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Джахима (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Он спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами». (Муснад имама Ахмада).

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха, я пришел, чтобы присягнуть тебе и совершить переселение, и оставил своих родителей в слезах». Он сказал: «Вернись и обрадуй их так же, как ты опечалил их».

В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я не приму твоей присяги, пока ты не вернешься и не обрадуешь их, так же, как ты огорчил их». (Сахих аль- Бухари).

Бишр бин аль-Харис сказал: «Сын, который находится возле своей матери, слышит ее дыхание, лучше, чем сражающийся на пути Аллаха Всевышнего. А смотреть на родителей — лучше всего остального».

Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если твоя мать настаивает на том, чтобы ты не совершал добровольных молитв, кроме обязательных, и не постился дополнительно, кроме обязательного поста, то ты должен послушаться ее, ведь подчинение ей важнее, чем добровольные молитвы и посты».

Хишам бин Хассан сказал однажды Аль-Хусейну: «Я изучаю Коран, а моя мать ждет меня с ужином». Тот сказал: «Для меня будет более предпочтительно, если ты поужинаешь со своей матерью и порадуешься ей, чем совершишь добровольный хадж».

Однажды Ибн Умар увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?» Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

О мусульманин! Если кто-нибудь сделает тебе добро, один раз или дважды, ты непременно будешь хвалить и благодарить его за это, многократно упоминая только хорошие его качества. Так почему же твои родители не получают от тебя ничего, кроме неблагодарности, упреков и проблем?

Многие годы они ухаживали за тобой, давая тебе еду и питье, одежду и лекарства. Они щедро дарили тебе свою любовь, заботу и воспитание. И после всего этого, после всего добра, которое они тебе сделали, ты их оставляешь?!

Преславен Аллах! До чего же грубыми и далекими от благого бывают сердца! Мы не видим ребенка, оставленного родителями, когда он болеет. Вспомни Якуба (мир ему) как он переживал утрату своего сына Юсуфа (мир ему).

Всевышний упомянул об этом в Коране, сказав: (И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал) (Юсуф 84).

Распространенным видом ослушания родителей также стало то, что дети часто обижают своих родителей, становясь причиной их слез. Навещают их только изредка и не заботятся об их здоровье и материальном положении.

Причиной горести родителей становится также равнодушное отношение их детей к религии.

Отсутствие уважения к родителям стало распространенным явлением в нашем обществе. Дети перестали вставать, когда те входят в дом, перестали выполнять их просьбы. А некоторые из детей настолько возгордились, что стесняются своего родства с родителями, особенно, когда они бывают в знатном обществе или в общественных местах.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». (Сахих аль- Бухари, Сахих Муслим).

Ибн Батталь сказал: «Есть три вещи, которые имеют отношение только к матери: это трудность вынашивания ребенка, трудность его рождения и трудность его кормления».

Большая мудрость заключается в преимуществе матери перед отцом. Она тратит больше усилий на своего ребенка, чем отец, и она сама нуждается в помощи и доброте. Женщина слабая, и не может, как мужчина, зарабатывать на пропитание. Она нуждается в сочувствии и нежности. И первым, кто должен ей давать все это - ее сын.

О мусульманин! Даже после смерти родителей дети должны проявлять свою внимание к ним. Они должны просить Аллаха, чтобы Он простил их родителей и наделил Своей милостью. Могут выплатить милостыню за них. Могут поддерживать связи с друзьями родителей.

Сообщается, что Абу Усайд Малик бин Раби`а ас-Са`иди (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды), когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришёл какой-то человек из (племени) бану Салама и спросил (его): «О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, (если будешь) молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Привел Абу дДаууд. Албани счел его слабым хадисом.).

О юноша! Завет Аллаха тебе свыше, с семи небес, и завет книги Аллаха, и завет посланника Аллаха.

Вот они оба перед тобой, уже коснулась их седина, и спины их уже сгорбились, и руки их трясутся. Они с тяжестью встают и садятся с трудом, ведь болезни ослабили их.

Будь к ним добр и милосерден. Не жалей для них своего имущества и своих сил. Будь к ним кроток и мягок.

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О,Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду.

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • — Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
  • — “Джахид” — этот глагол образован от того же корня, что и слово “джихад”.
  • — То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
  • — То есть: наилучшие.
  • — Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишить себя этой возможности.
  • — Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.
  • — Имеются в виду обращения к Аллаху с мольбами за родителей.
В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины - слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше - тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах - радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие - явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер - это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» - «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более - в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски - прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» - играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то - лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста - это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… - сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на - вот смех-то! - какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей - рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит - для блага общества - подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже - его обращения за помощью в ”органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой - самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше - тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям - для нормального развития их личности. А родителям - для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение - величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей - необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», - сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути - все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут - «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно - «мама», а она - Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи… Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. ”без необходимости”. - Т.Ш. )».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)

«ЗЛОСЛОВЯЩИЙ -- ОТЦА или МАТЬ – СМЕРТЬЮ ДА УМРЕТ» (Мк. 7: 10).

В наше время в детях -- ТРУДНО Воспитывать УВАЖИТЕЛЬНОЕ отношение к другим, потому, что многие люди сами -- РАЗУЧИЛИСЬ уважительно относиться -- и к своим близким и к окружающим их людям.

Скажем, в семье, где бабушка с дедом -- относятся к своей взрослой дочери -- как к несмышленышу и всячески «РУГАЮТ и выговаривают ей и УНИЖАЮТ свою дочь -- ПЕРЕД её ребенком, -- потакая его прихотям, поэтому, маме -- ТРУДНО поддерживать свой Авторитет. Ребенок вскоре ПЕРЕСТАЁТ -- УВАЖАТЬ Мать, как мать и потому – перестаёт слушаться всех, в том числе и бабушку.

Нередко и муж, грубо, не церемонясь, УКАЗЫВАЕТ жене -- на её Недостатки -- при детях. Жены тоже -- не остаются в долгу... И понять потом, такие Неразумные родители НЕ МОГУТ – почему дети -- их перестали УВАЖАТЬ и любить, почему, дети стали -- непослушные, вредные и ни во, что не ставят -- ни отца и ни мать.

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать Авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то всё равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает -- впечатления. А в современном мире -- властвует НЕУВАЖИТЕЛЬНЫЙ Дух.

Дети и молодёжь – ПЕРЕСТАЛИ УВАЖАТЬ -- своих родителей и Взрослых людей, ПЕРЕСТАЛИ -- внимательно и почтительно ОТНОСИТЬСЯ -- к пожилым и старым людям, мужчины – НЕ УВАЖАЮТ женщин, а женщины – мужчин. Дух Нравственной деградации -- охватил Россию и если мы -- не осознаем этого, не начнем -- Исправлять ситуацию – большая беда ждёт Русский народ. Всепроникающая ирония, насмешки, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух Постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире -- нет ничего святого, что -- нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот -- дурак, лох или ханжа. Или и то и другое разом. В такой недоброй обстановке в первую очередь – СТРАДАЮТ слабые и немощные люди: дети, старики, женщины.

Сильного и жестокого – БОЯТСЯ. Богатым и начальству – ЗАВИДУЮТ и по холуйски – им ПРИСЛУЖИВАЮТ, готовы за деньги и подачки – на всё, слабых и бедных -- ПРЕЗИРАЮТ, чужими состраданием и великодушием безжалостно -- Манипулируют.

Поэтому надо в детях воспитывать уважение -- к матери, к женщинам, уважение к взрослым и старшим людям. Конечно в наше время это непросто, но это необходимо делать – иначе от детей, которые не уважают родителей, непочтительны к взрослым и пожилым людям ничего доброго – не будет.

Дети, которые, -- НЕ ВОСПИТАНЫ и Неуважительны к людям – это Невоспитанные, грубые, дурные дети – Печальна их судьба…

А МЫ САМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ -- УВАЖАЕМ?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом Закон и пророки», -- сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный Закон настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, -- так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях -- уважение, если ты сам – НЕ УВАЖАЕШЬ других, НЕВОЗМОЖНО. Дети все видят и понимают -- и хамство и неуважительность людей к друг другу. Ребенок перенимает -- стиль поведения в семье ещё до того, как научится говорить.

Поэтому, очень важно задуматься: а как мы сами ОТНОСИМСЯ -- к своим родителям, и к родителям -- жены или мужа, к бабушкам и дедушкам, к своим родственникам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков? Не повышаем ли голос на них? Не говорим ли, в том числе, при ребенке, что у них «Поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам пусть даже только мысленно, претензии: того недодали, не долюбили?

А дети – всё ВИДЯТ и всё запоминают и хорошо – УСВАИВАЮТ такой ДУРНОЙ Родительский пример. И вот, через какое-то время – дети точно, также РАЗДРАЖЕННО и недовольно – грубо ВЫГОВАРИВАЮТ родителям: «Не надо меня учить! Отстань! Надоели со своими нотациями!» Что посеешь – то и пожнешь!

Дети, особенно мальчики, подражая отцу, -- ПЕРЕНИМАЮТ его манеру поведения. И если отец относится – к матери грубо, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО, то точно также Грубо, глядя на отца -- НАЧИНАЕТ относиться и сын -- к матери и ко всем -- другим женщинам. Поэтому сейчас заметно участились случаи, когда сыновья -- ведут себя с мамами грубовато, по хамски, как будто матери -- их рабыни.

Это хамство нужно – ПРЕСЕКАТЬ на месте, иначе – Бог не даст ничего доброго таким грубым, непочтительным к матери детям. Вся жизнь таких детей -- будет РАЗРУШЕНА.

Конечно, женщины сами напросились -- на НЕУВАЖЕНИЕ к себе со стороны мужчин, упорно добиваясь -- РАВНОПРАВИЯ. А с равным как известно -- не церемонятся. Значит, и отношение мужчин к женщинам -- становятся ГРУБЫМИ, как это принято -- в мужской среде.

А еще надо знать, что -- УНИЖАТЬ других нормальному человеку -- ПРОТИВНО. Такой способ самоутверждения применяют люди – НЕПОРЯДОЧНЫЕ, амбициозные, грубые.

Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребёнок -- не слушается бабушку, грубит ей, а мы – НЕ ВМЕШИВАЕМСЯ, не торопимся -- призвать его к порядку? Какой вообще образ мира взрослых -- формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда -- уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей -- все равно соблюдается -- некая грань.

Нет самопревозношения и насмешки, НЕТ -- злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда -- Позорным. И даже, если человек сердился на мать с отцом, он -- не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы -- не поддержал.

Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать -- смертью да умрёт» (Мк. 7: 10). Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Претензии матерей к их собственным -- матерям как бы витают в воздухе и НАСТРАИВАЮТ -- детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. И потому, именно с неё он БЕРЁТ первый пример – как нужно относиться к людям. Поэтому от того, как мама -- ОТНОСИТСЯ к людям, будет во многом зависеть его отношение -- к ним и к ней самой.

Если мать подаёт пример -- ВЕЖЛИВОГО, заботливого, великодушного отношения -- к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет -- НАСТРАИВАТЬ детей -- на ДОБРЫЕ - УВАЖИТЕЛЬНЫЕ отношения к людям… Вот, только так, на ДОБРОМ примере родителей дети – и учатся Уважению и ВЕЖЛИВОСТИ.

Очень ВАЖНО, чтобы о близких, да и о дальних родственниках, ребенок -- СЛЫШАЛ как можно -- БОЛЬШЕ хорошего – тогда, он БУДЕТ их УВАЖАТЬ и будет -- с ними поддерживать отношения. А если, ваши родственники люди -- Непорядочные, то НЕ НУЖНО их обсуждать -- при ребенке, лучше молчите и ничего не говорите, потом, когда ребенок подрастет, можно будет ему всё объяснить.

Часто мы сами, не замечая, даже в бочку меда -- умудряемся подмешать ложку дегтя. Например, можно по хорошему сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, сказать о папе Плохое, -- что иначе папа -- будет ругаться. И ещё добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут -- такой бардак. Ну и как, после этого должен ребенок -- относиться к отцу?

Также бывает, мать -- ТЕРЯЕТ свой родительский Авторитет -- перед детьми, когда сильно привязывается к ним и начинает жить -- только Интересами детей, ВСЕ им РАЗРЕШАЯ, позволяя им буквально -- сеть на шею и помыкать собой. Вот так дети – становятся ЭГОИСТАМИ.

Дети требуют, чтобы мама -- БРОСИЛА домашние дела и занималась -- только ими. При этом они совершенно -- НЕ ЦЕНЯТ ее заботу, не стремятся заботиться -- о ней и помогать ей , они раздражаются и гневаются на мать -- если их просьбы почему-то встречают отказ.

В дошкольном и младшем школьном возрасте -- они пытаются демонстративно завладеть вниманием матери -- в присутствии третьих лиц, НЕ ДАЮТ поговорить -- со знакомой на улице или даже с учительницей, тянут за рукав, настаивая на том, чтобы немедленно отправиться домой, кривляются, ноют. Мама-придаток не имеет права даже -- заболеть, устать, расстроиться. Всё это вызывает у детей, ПРИВЫКШИХ к тому, что мама существует только лишь -- для ОБСЛУЖИВАНИЯ их детских нужд, -- недовольство и гнев.

Вот так мать, сама не желая того – ПОРТИТ своих детей, РУШИТ им будущую жизнь, потому, что Господь сурово -- НАКАЖЕТ таких дурновоспитанных, неуважительных -- к матери детей – ПЕЧАЛЬНА их судьба… Ибо сказано: Не почитающий мать – ПРОКЛЯТ!

Поэтому, ЛИШЕНИЕ родителей – Авторитета перед детьми -- чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам -- себе голова, в эту незрелую голову легко -- Проникают ДУШЕВРЕДНЫЕ -- идеи и дети СТАНОВЯТСЯ -- Дураками, а с дураками, как известно можно делать всё, что хочешь…

Уважение к родителям – ребёнок ПЕРЕНИМАЕТ от самих родителей, он хорошо видит, а главное – ЧУВСТВУЕТ, как ПАПА -- любит маму, и БЕРЕЖНО, с уважением к ней -- ОТНОСИТСЯ, и как – мама тоже с большим уважением – относится к отцу.

Ребёнок – видит, как родители помогают -- друг другу, ЗАБОТЯТСЯ и о нём и о друг – друге. Ребенок видит, как его родители – С УВАЖЕНИЕМ относятся -- к своим старым родителям, к его бабушке и дедушке, и как о них заботятся – всё это ребенок запоминает, это входит в его Подсознание и остается там навсегда.

Вот – так дети – НАЧИНАЮТ – УВАЖАТЬ и слушаться -- родителей. Родительский Авторитет для детей в этом случае остается -- Незыблем всю их жизнь, поэтому, дети и -- НЕ БРОСАЮТ своих родителей, а наоборот, заботятся о них, когда родители состарятся.

Вообще, имеет смысл почаще смотреть на себя -- со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть -- ВОСПРИНЯТЫ детьми, КАКОЙ урок они из них -- ИЗВЛЕКУТ, какую память мы о себе -- ОСТАВИМ. Пройдут годы, дети многое -- поймут и переоценят. Что потом, будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать -- относилась к близким?

Ребёнку – очень ВАЖНО видеть и копировать ДОБРЫЙ пример матери -- ПОЧТИТЕЛЬНОЕ обращение матери -- со своим мужем, со своими родителями, со старшими людьми, особенно с престарелыми людьми. К сожалению, сегодня это редко встречается.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. (Мат. 12, 46. Лук. 8, 19.)
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Даже здесь мы видим конфликт матери и ребёнка. Мать не стала для Христа кем-то важным, кем-то уважаемым. Просто родительница, которую надо почитать, то есть чувствовать свой долг перед ней. Да и в самой Библии сказано о почитании родителей. И, заметьте, именно обоих родителей - отца и матери, т.е. не выделяют именно женщину, которая родила, а говорят о тех, кто воспитал. Ребёнок чувствует свой долг за воспитание, а не за рождение. Но это именно почитание - признание чьего-то доминирующего положения, принятие долга послушания и заботы. А уважение? Если принять постулат, что уважать мать следует за то, что она родила, как быть с отцом, который не рожал? Уважать за то, что зачал? И на этом основании уважать всех мужчин, особенно насильников и "гулящих"? Два варианта: либо принять, что почитание - это уважение, и на этом основании пойти против Библии, уважая только мать, либо почитать (то есть чувствовать свой долг) обоих родителей за то, что они воспитали и вырастили тебя (или не почитать, ибо почитания требует только свод еврейских законов, собранных в Ветхом Завете, к которому атеисты не имеют никакого отношения). Но во втором случае становится совершенно непонятно, с какой стати женщина требует уважения только на том основании, что она мать и родила? И если речь идёт именно о библейском почитании - где сказано, что надо почитать чужих родителей? Только своих. А если не опираться на Библию, то возвращаемся к картинке с кошкой. Нужно ли уважать того, кто следует своим инстинктам и выполняет заложенную в него биологическую программу?
К тому же, уважение - это такая категория человеческих отношений, которая не обладает общечеловечностью. Кто будет уважать богатого человека? Только тот, для кого последний является примером. Кто будет уважать учёного-бессеребренника? Только тот, кто ценит ум и сам является увлечённым человеком. Получаем, что мать будут уважать только женщины, которые сами являются матерями или стремятся ими стать. А те, кто не может и не хочет в силу физиологии или по другим мотивам? За что им уважать "достижения", абсолютно чуждые по духу? Да и почему женщина-мать хочет именно уважения? Почему ей недостаточно любви близких и почитания её собственных детей? Может, подсознательно она понимает, что любовь и почитание - это биологические функции, свойственные животным, а хочется получить признание именно своими человеческими качествами. Вот и напирают на то, что "ах вас родители не научили уважать мать!", пытаясь вызвать у собеседника чувство неполноценности за то, что он чему-то в детстве не был научен, а, следовательно, является каким-то ущербным членом общества. И многие покупаются на этот дамский приём, ибо никому не хочется быть ущербным в глазах окружающих. Рейтинг: / 16

По тому как человек заботится о своих родителях можно судить о нем самом. Вы знаете что, в Исламе на втором месте после вовремя сделанного намаза стоит почитание родителей? Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: - (Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» . (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сам Всевышний сказал об этом в Коране так: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 23-24).

В своих комментариях Ибн Касир пояснил, что «не говори им: «Тьфу!» - значит: «не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов». Мусульманин живет по законам данным ему Всевышним, которые записаны в Коране . Не выполнение этих законов ведет непослушанию Аллаху, ибо почитание родителей – это путь к раю. В суре Лукман Всевышний дает нам указание: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (аят 13-14).

Но выполняем ли мы заветы Аллаха? Относимся с почтением и вниманием к своим родителям? В вышеприведенном аяте Всевышний указывает, что рождение ребенка для женщины – это тяжелое испытание. Помним ли о том, что родители не смыкали глаз в те дни, когда мы болели? Вспоминаем ли об этом, когда родители больны и нуждаются в нашей заботе? Помним ли о том, как мать стирала наши пеленки, вытирала сопли, собирала разбросанные по всему дому вещи? Помним ли мы об этом, когда ворчим на них за то, что они забывают положить на место вещи или находятся в крайне тяжелом состоянии и мы брезгуем кормить их и убирать за ними? Благодарим ли мы их за бессонные ночи, за переживания? Любой родитель пойдет на все, что бы защитить своего ребенка. А мы способны пожертвовать собой ради родителей? В суре Юсуф описаны страдания отца по сыну: «И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал.» (аят84). Способны ли прощать им обиды, как они прощают их нам? Даже отец Юсуфа просил у Господа прощения для своих сыновей: «Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он - Прощающий, Милосердный». (сура Юсуф аят 96).

Жизнь и деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) являются примером для мусульман, а его слова – руководством к действию. Вот что говорил Пророк (мир ему и благословение) об отношениях к родителям: "Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей - тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада"

В самом начале приведен хадис из которого следует, что первое из любимых дел для Аллаха – вовремя сделанный намаз, на втором месте - проявление почтительности к родителям и на третьем – борьба на пути Аллаха. Так вот, Пророк (мир ему и благословение) запрещал сражаться тем, у кого были престарелые родители, ставя на первое место заботу о них. Во время сборов Пророка (мир ему и благословение) на джихад, к нему подошел один человек и попросил взять его с собой, тогда Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался, живы ли его родители. «Да», – ответил человек. «Это и есть твой джихад», – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). (Аль-Бухари) Это значит, что нахождение с родителями их поддержка в старости и есть джихад мусульманина, который является важнее борьбы на пути Аллаха. В еще одной истории Пророк (мир ему и благословение) говорит: "Рай - под ногами матерей" . Приведем одну историю о человеке, который нёс на спине свою мать из Йемена до Каабы, совершая паломничество. Возле Каабы он встретил Умара (да будет доволен им Аллах) и спросил его: «Исполнил ли я свой долг перед матерью?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не исполнил». Человек сказал: «Я нёс её на спине, я был для неё слугой, одевал её, помогал в омовении, следил за её чистотой». Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Всё, что ты делал, меньше одного её стона при твоём рождении. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

Всевышний сказал в Коране: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (сура Ахкаф, аят 14). А так же . «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 24).

Итак обязанностью мусульманина является почитание родителей и совершение молитвы-доа за них, прося у Всевышнего для них милости и прощения.

В заключении – отрывок из книги «Предостережение от смертных грехов» Ибн Хаджара, известного исламского ученого, жившего в 15 веке. Посмотрите, как актуально звучат эти слова сейчас.

«О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на непослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия! Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты болел, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она явно и скрыто молила Алла ha даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложно то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется длинной, на самом деле она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя к ответу, ругая и порицая за то, что ты натворил. И воистину Он ни в чём не обижает своих рабов».

Но наша благодарность родителям не заканчивается после их смерти. В хадисе говорится об ансаре, который спросил Пророка (мир ему и благословение) : "Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?" Пророк ответил: "Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти" . (Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа).

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О, Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

Читайте также: