Занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста. Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

Цели:

— формировать адекватную самооценку;

— повышать саморегуляцию и самоконтроль.

Задачи:

— расширять представления детей об эмоциях;

— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;

— повышать уверенность в себе;

— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.

Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

Вводная часть

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.

Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.

Основная часть

Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.

Дети выполняют.

Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».

♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.

♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.

Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.

Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).

Заключительная часть

Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

« Страна эмоций»

Провела педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

«Страна эмоций»

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.

Необходимые материалы:

  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Игра « Повторюшки»

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.


Цель: создание условий для развития у старших дошкольников способов адаптации, развитие навыков коммуникации.

Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные:
Создать условия для обучения навыкам саморегуляции поведения.
Обеспечить условия для формирования умения работать в микрогруппах.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для развития и коррекции навыков общения старших дошкольников в детском коллективе.
Обеспечить условия для формирования умения преодолевать трудности и страхи.
Способствовать снижению психомышечного напряжения и расслаблению.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию доброжелательности.
Создать условия для воспитания эмпатиических чувств.

Методы и приёмы: чтение художественных произведений, анималотерапевтические игры и упражнения, релаксация, упражнения подражательно-исполнительского характера.

Оборудование и ТСО: мягкие игрушки котят, клубки шерстяных ниток, две корзинки, карточки с изображением клубков и бантов, набор мягких модулей, карта города котят, аудиозапись релаксационной музыки, музыкальный центр, напольные мягкие маты.

Психологические технологии: музыкотерапия, телесно-ориентированные техники, релаксация.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физкультминутка.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I этап. Организационный и мотивационный момент.
Дети играют в групповой комнате. В центре комнаты на полу «появляется» клубок шерстяных ниток. Педагог-психолог привлекает внимание детей к клубку и интересуется, кому он может принадлежать.
Ответы и предположения детей.
— Ребята, а давайте представим себя маленькими котятами и поприветствуем друг друга необычным способом.
1. Игра «Необычное приветствие».
Дети с психологом встают вкруг, поочередно здороваются сначала носиками, затем «лапками» и воображаемыми «хвостиками».
Взрослый обращает внимание воспитанников на звуки: «Ребята, а клубок оказывается волшебный, он нас куда-то зовет. Наверное кому-то нужна наша помощь. Последуем за клубком и посмотрим куда же он нас с вами приведет?»
II этап. Практический.
Взрослый и дети идут за клубком и находят карту города котят. Психолог рассказывает историю: «Это карта города котят, когда-то этот город назывался Городом Счастливых котят, потому что все котята, живущие здесь были веселыми, добрыми и смелыми. Но это не понравилось злой феи и она заколдовала город. Один котенок стал всего бояться, другой стал злым, а третий все время грустил».
— Ребята, вы хотите помочь котятам снова стать веселыми, сильными и смелыми?
Ответы детей.
— Тогда вперед, за волшебным клубком!
Дошкольники вместе с педагогом-психологом идут за клубком и подходят к домику из мягких модулей, на крыше которого сидит игрушечный, мягкий, «испуганный» котенок.
Педагог-психолог, взяв котенка, произносит стихотворение А.Блока «Почему грустит котенок» (модификация):

«Жил-был маленький котенок
И совсем ещё ребёнок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был пугливый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А.Блок

2.Упражнение «Чего боится котенок?»
Дети передают котенка друг другу и рассказывают, чего он боится.
3. Беседа «Как помочь котенку не бояться?»
— Ребята как мы с вами можем помочь котенку не бояться? Дети высказывают свои предположения.
— Правильно, давайте его пожалеем, погладим. Дошкольники обнимают, гладят и жалеют котенка.
Педагог-психолог делает вывод.
— Ребята, смотрите котенок был пугливый, а теперь, когда вы его погладили, пожалели, обняли он уже не боится.
4. Анималотерапевтическая игра » Испуганные котята».
Дошкольники распределяются на две команды по карточкам (бантики и клубки). Одни дети изображают испуганных котят, имитируют их движения и повадки. Другие воспитанники представляют себя смелыми ребятами, которые помогают «котятам» не бояться (гладят их, жалеют, прижимают к себе). Затем дошкольники меняются ролями.
В завершении игры педагог-психолог обсуждает чувства воспитанников.
— Ребята, вам понравилось, когда вас успокаивали? Приятно ли вам было?
— Смотрите ребята наш клубок нас куда-то опять зовет, кому-то еще нужна наша помощь.
Педагог-психолог и дети подходят ко второму дому из модулей, внутри которого сидит игрушечный, мягкий, «грустный» котенок. Взрослый произносит стихотворение А. Блока «Почему грустит котенок?»

«Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А. Блок

— Ребята, это котенок грустит, наверное ему скучно.
— Как мы можем его развеселить? Что вы делаете, когда вам скучно?
Ответы дошкольников. (Поиграть с ним)
— Правильно, молодцы! Я знаю интересную игру!
Педагог-психолог совместно с детьми выполняет
физкультминутку «Котик».

Вот какой каташка, Воспитанники двигаются по кругу друг за другом.

Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими
руками мордочку.
И на каждой лапке — Ритмично вытягивают вперед
коготки-царапки, поочередно правую и левую руки;
Все ему игрушки: повороты на месте, вокруг себя.
кубики, катушки,
Котик, точно мячик, совершают прыжки на двух ногах,
По квартире скачет. руки на поясе.
Н.В.Нищева.

— Смотрите, ребята, наш котенок развеселился, здорово вы ему помогла, но наш «волшебный» клубок зовет нас дальше в дорогу.
Дети и взрослый подходят к третьему дому из модулей, в котором сидит «сердитый» игрушечный котенок.
Педагог-психолог читает стихотворение «Сердитый котенок».

У него взъерошилась шерстка,
Изогнулась дугою спинка,
Хвост трубой,
Он шипит и рычит, словно тигр:
Уходите, не хочу я ваших игр. (Авторское).

— Ребята, какой сердитый котенок, как же ему можно помочь?
Ответы детей.
— Правильно, давайте скажем ему ласковые слова. Дошкольники говорят котенку ласковые слова.
Педагог-психолог подводит итог.
— Посмотрите, котенок уже не сердится, он стал добрым, потому что услышал от вас столько ласковых слов. Молодцы!
III этап. Заключительный.
6. Релаксация. «Чудесный сон котенка»
На фоне тихой, спокойной музыки, взрослый медленно произносит: «Маленькие котята очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть, свернувшись в клубочки. Им снится чудесный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки.

Снится нам, что мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас —
ручки теплые у нас,
Ярче солнышко сейчас —
ножки теплые у нас.
Напряжение улетело и
расслаблено все тело.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Кряжева Н.Л.

Чудесный сон, но пора просыпаться.
— Котята открывают глаза, потягиваются, улыбаются. Хорошо мы отдохнули!
Педагог-психолог расспрашивает детей: понравилось ли вам путешествие в Город котят? Какое настроение сейчас?
Рефлексия. Ритуал прощания.
Педагог психолог показывает две корзинки желтую и серую. Предлагает взять каждому по одному клубку шерстяных ниток в соответствии с настроением: желтый — радостное, веселое; серый — грустное и положить в соответствующие по цвету корзинки.
Педагог-психолог и дети выполняют ритуал прощания: встав в круг и взявшись за руки, хором говорят: «До свидания!»

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая на протяжении ряда лет педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, я пришла к выводу, что необходимо разработать цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что эмоции детей с общим недоразвитием речи поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении. Они, как правило, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Так же отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: дети не готовы к “эмоционально теплым” отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Все вышесказанное подтверждается результатами проведенной психодиагностики с детьми старшего дошкольного возраста (17 детей) по методике “Кактус” (модификация М.А.Панфиловой). У 41,2% детей отмечается высокий уровень агрессивности и импульсивности и у 47,1% - неуверенности в себе и тревожности.

Почему я затронула именно эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста? Во-первых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будет развита эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, уверенность в преодолении трудностей, а так же, насколько он будет уметь предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько у него успешнее пройдет адаптация к школьному обучению, и тем успешнее он будет обучаться. Во-вторых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Предлагаемые мной занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы построены в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игр.

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

I блок занятий

Тема:

Я и другие

Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Задачи:

  • осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;
  • развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
  • понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.

Занятие 1 “Мое Я”

  1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
  2. Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: “Как меня зовут”. Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.
  3. Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: “Ветер дует на …”. Детям предлагается изобразить “ветерок”: “Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…”.
  4. Игра на осознание детьми собственной внешности: “Радио”. Детям предлагается “найти” ребенка по описанию.
  5. Рисование на тему “Автопортрет”.

Занятие 2 “Каждый привлекателен по-своему”

  1. Упражнение “Комплименты”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.
  2. Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: “Скажи хорошее о друге”. Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.
  3. Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: “Найди друга”. Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
  4. Рисование на тему “Портрет друга”.

Занятие 3 “Мы все разные, но живем в одной группе”

  1. Упражнение “Круг друзей”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.
  2. Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: “Сочиним историю”. Детям предлагается продолжить историю: “Жили-были дети подготовительной к школе группы детского сада №67…”, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.
  3. Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: “Доброе животное”. Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”.
  4. Коллективная работа для отсутствующих детей в детском саду “Что не сможет один, сделаем вместе”.

Занятие 4 “Волшебные средства понимания”

  1. Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
  2. Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: “Зеркало”. Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети “зеркала”, и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.
  3. Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: “Испорченный телефон”. Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.
  4. Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: “Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем”. Ребенок-“зритель” уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем “зритель” внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.
  5. Игра на умение детей договариваться друг с другом. “Мозаика в парах”. Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.

II блок занятий

Тема:

Радуга настроений

Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
  • ознакомление детей с различными эмоциями;
  • ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.

Занятие 5 “На что похоже настроение?”

  1. Упражнение “Общий круг”. Детям предлагается “поздороваться” глазами со всеми детьми.
  2. Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: “На что похоже настроение?”. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
  3. Этюд “Тренируем эмоции”. Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.
  4. Этюд “Как чувствую, так и говорю”. Предложить детям произнести фразу “Пойдем играть” грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.
  5. Рисование на тему “Мое настроение”.

Занятие 6 “Разделенная радость – двойная радость”

  1. Этюд “Солнечный зайчик”. Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
  2. Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: “День рождение”. Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый “подарок-образ” имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
  3. Этюд “На лесной полянке”
  4. На полянке собрались
    Лисы, белки, звери.
    Песни, пляски завели
    У зеленой ели.

  5. Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
  6. Игра на снятие психонапряжения у детей: “Две страны”. Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две “страны”. Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
  7. Рисование на тему “Дерево радости”. Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать “радостное настроение” дерева.

Занятие 7 “У страха глаза велики”

  1. Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: “Расскажи свой страх”. Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.
  2. Игра на снятие психомышечного напряжение: “Рыбаки и рыбка”. Выбирается ребенок – “рыбка”, остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя “сеть”. “Рыбка” хочет выбраться из сети, а “сеть” колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из “сети”, она становиться “сетью”.
  3. Этюд “Ты – лев!”. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.
  4. Рисование на тему: “Рисуем страх”. Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.

Занятие 8 “Делая зло, на добро не надейся”

  1. Упражнение “Злюка”. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
  2. Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).
  3. Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).
  4. Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
  5. Игра на снятие психонапряжения детей “Волшебные мешочки”. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
  6. Этюд “Возьми себя в руки”. Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.
  7. Рисование на тему “Мой гнев”. Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.

Занятие 9 “Печаль беде не помощник”

  1. Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.
  2. Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: “Закончи предложение”. Детям по очереди предлагается закончить предложения: “Я обижаюсь, когда…”; “Я сержусь, когда…”; “Я грущу, когда…” и т.п.
  3. Этюд “Кто как радуется”. Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.
  4. Рисование на тему “Смешной рисунок”. Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.

III блок занятий

Тема:

“Каков характер – таковы и поступки”

Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Задачи:

  • формирование способности управлять негативными эмоциями
  • регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.

Занятие 10 “Добрые волшебники”

  1. Упражнение “Эстафета дружбы”. Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.
  2. Беседа о добрых и злых людях.
    - Кого называют добрым? Кого называют злым?
    - Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
    - Какие слова говорят добрые люди?
    - Какие слова говорят злые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?
    - Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
    Составление правил доброты.
    - Как вы думаете, что такое правила?
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.
    Правила доброты:
    - помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
    - прощать ошибки других;
    - не жадничать;
    - не завидовать;
    - жалеть других.
  3. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  4. Этюд “Спаси птенца”. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.

Занятие 11 “Вежливость необходима каждому”

  1. Игра “Вежливый клубочек”. Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит “волшебное” вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
  2. Беседа о вежливых людях.
    - Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?
    - Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?
    - Какие слова говорят вежливые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?
  3. Составление правил вежливости.
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.
    Правила вежливости:
    - вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
    - будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
    - не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;
    - не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  4. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  5. Игра “Праздник вежливости”. Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.

Занятие 12 “Честность всего дороже”

  1. Упражнение “Честные глаза в сторону не глядят”. Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.
  2. Беседа о честных людях.
    - Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?
    - Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?
  3. Составление правил честности.
    Правила честности:
    - сказал – сделай;
    - не уверен – не обещай;
    - ошибся – признайся;
    - забыл – попроси прощения;
    - говори то, что думаешь;
    - не можешь сказать правду – объясни почему;
    - не выдавай чужую тайну.
  4. Упражнение на составление рассказа: “Честный поступок друга”. Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.
  5. Игра “Горячий стул”. Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло (“горячий” стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.

Используемая литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
  4. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006

Читайте также: