Программа нравственного воспитания в доу. Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Цель воспитательно-образовательной работы

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» .

Важным в процессе нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта нравственного поведения, относятся :

  • 1. Воспитание нравственных привычек;
  • 2. Пример взрослого или других детей;
  • 3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
  • 4. Организация совместной деятельности;
  • 5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных качеств, входят:

  • 1. беседа воспитателя на этические темы;
  • 2. чтение художественной литературы;
  • 3. рассматривание и обсуждение картин;
  • 4. метод убеждения;
  • 5. метод поощрений и наказаний.

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования - «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки».

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей . Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это -- комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) .

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта» .

Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» .

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре .

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков .

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников :

  • · рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • · чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • · игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • · положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие.

Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедрена базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества .

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны -- в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ .

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка в области нравственного воспитания, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы - это эмоционально отзывчивый ребенок, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации.

При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой -- правильных оценок и моральных суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой -- моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений.

Программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

« Твори добро »

    Паспорт программы ……………………………………………………….2

    Ведение………………………………………………………………….….5

    Актуальность программы …………………. 5

    Основные принципы программы……………………………………… 6

    Основные направления программы …………………………………… 7

    Формы работы ………………………………………………….................7

    Этапы реализации программы ………………………………………… 8

    Целевые ориентиры………………………………………………………13

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания «Твори добро»

Разработчики программы

Творческая группа педколлектива

Основные цели программы

    Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.

    Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.

Задачи программы

    Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.

    Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

    Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

    Способствовать повышению значения семейных ценностей.

    Приобщение к культуре и традициям русского народа.

Участники реализации программы

    Педагоги

    Родители

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

Фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

Компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

Педагоги ДОУ;

Уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

Рославльский Историко-Художественный музей;

Библиотека им. Рыленкова;

Дом детского творчества;

Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:

    о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

    о духовных и нравственных ценностях;

    о ценностном отношении к окружающему их миру;

    об истории и культуре своей страны;

    научатся беречь и поддерживать красоту;

    проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

Ожидаемые конечные результаты

Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы « Твори добро »

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции : сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип : Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основные направления программы:

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

    формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;

    восприятие литературных произведений;

    эстетическое развитие детей;

    сотрудничество семьи и ДОУ

    обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

    Организованная образовательная деятельность;

  • Прогулки;

    Наблюдения;

    Праздники;

    Литературные вечера, досуги;

    Экскурсии;

    Выставки;

    Чтение художественной литературы;

    Встречи с интересными людьми

С кадрами:

    Методические объединения;

    Педагогические советы;

    Семинары;

    Консультации;

    Анкетирование;

    Обмен опытом;

    Самообразование;

    Курсы повышения квалификации;

    Взаимопосещения;

    Открытые просмотры;

    Мастер-классы;

    Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

    Родительские собрания;

    Дни открытых дверей;

    Консультации;

    Совместные акции;

    Вечера отдыха;

    Выставки;

    Праздники;

    Спортивные мероприятия;

    Анкетирование

Этапы реализации программы

    Диагностический:

    Выявление затруднений участников Программы;

    Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

    Теоретическое исследование:

    Изучение теоретических вопросов;

    Предварительная работа, сбор материалов;

    Организация работы творческих групп.

    Практическая часть:

    Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;

    Наработка практического материала;

    Установление взаимосвязи с социальными институтами.

    Разработка и реализация проектов.

    Подведение итогов работы:

    Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.

Основное содержание программы «Твори добро».

Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.

Тематические блоки:

Наименование

Основные темы

Формы работы

«Мой детский сад»

«Моя семья»

«Все на белом свете солнышкины дети»

«Вглядись в себя – сравни с другими»

«Я и моё имя»

«Чем мы похожи, чем отличаемся»

Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.

Повысить педагогическую культуру родителей

Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

Изучение семей, семейных традиций

Создание альбомов о семье

Тестирование;

Анкетирование;

Творческие работы;

Педагогические наблюдения;

Составление генеалогических деревьев;

Проведение совместных вечеров, праздников

II Мой любимый город

История города

Достопримечательности города

«Тепло родного дома»

Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;

Совместные экскурсии,

Творческие работы;

Проекты;

Выставки;

Семейные чтения;

Создание фотоальбомов «Путешествие по городу»

Участие в акциях

Участие в концертах

Изготовление макета города,

III Обучение и труд рядом идут

Профессии

«В труде человек хорошеет»

Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;

Чтение художественной литературы;

Участие в субботниках;

Создание фотоальбома «Профессия моих родителей»

Сюжетно-ролевые игры;

Продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

самообслуживание, дежурство

Участие в смотрах-конкурсах

Создание предметно-развивающей среды

IV Край мой Смоленский

История Смоленского края

Природа Смоленской области

Достопримечательности

По святым местам Смоленщины

Формировать представления о родном крае;

Расширять знания о природе родного края;

Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

Создание фотоальбома

Выставки сотворчества

Проведение консультаций, родительских собраний

Чтение художественных произведений

Проведение досугов

Виртуальные экскурсии, презентации

V Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день»

«Дружим с добрыми словами»

«Подари другому радость»

«Добрым жить на белом свете веселей»

Чего в других не любишь, того не делай сам

«Хорошие песни к добру ведут»

День добрых дел

Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;

Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

Чтение художественной литературы

Проведение акций

Создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»

Проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»

Анкетирование

Разучивание стихотворений, песен

VI Я - Россиянин

Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);

Сохраним и приумножим растительный и животный мир

«Мы соберем дружный хоровод»

«С русским задором по русским просторам»

Мы помним и гордимся

Традиции народных праздников

Любимые сказки

«Я имею право…!»

«Наши соседи»

Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, карт, репродукций

Участие в конкурсах

Педагогические проекты

Продуктивная деятельность

Проведение тематических праздников

Познавательные праздники, досуги

Ярмарки

Сюжетно-ролевые игры

Встречи с интересными людьми

Народные игры

VII Братья наши меньшие

«Домашний любимец»

«Дружок»

«Мы с тобой одной крови»

«Не проходите мимо»

«Села птичка на окошко»

«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»

Что бы сделал я

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;

Формировать основы

поведения в обращении с животными;

Учить оказывать помощь животным;

Создание книги «Наши питомцы»

Беседы о бездомных животных

Проведение акций

Чтение художественных произведений о животных

Создание презентаций

Создание песочной анимации «Пропала собака»

Показ спектаклей

Выставки рисунков

Составление рассказов

Решение проблемных ситуаций

VIII Природа – наш дом

«Природа родного края»

«Солнце, воздух и вода»

«Давай пройдёмся медленно по лугу…»

«Не навреди»

«Дорогою добра»

Воспитывать гуманное отношение к природе;

Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде

Показ презентаций

Чтение художественной литературы

Театрализация по мотивам сказок

Проведение акций

Разучивание стихотворений,

Педагогические проекты

Продуктивная деятельность

Выставки рисунков и поделок

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

    Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

    Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах

    Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

    Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

    Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

    Осознание принадлежности к своему городу, национальности

    Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

    Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться

    Развитие способности верить в себя и в свои возможности

    Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней

Старший дошкольный возраст

    Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

    Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

    Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

    Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

    Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

Надежда Илюхина
Программа развития « в условиях Взаимодействия ДОУ и семьи»

Программа развития «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»

Для детей 5-6 лет

Срок реализации программы 2015-2016 уч. год

Руководитель кружка: воспитатель Илюхина Н. А.

г. Темников

Пояснительная записка

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»!

И следуйте хорошему примеру!

Продлите добрым словом

Жизнь людей!

Направленность:

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Искаженные духовно-нравственные ценности, пропаганда насилия нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению личности.

В настоящее время России переживает один из тяжелых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в изменение политической системы, а в деградации личности. Это доказывает особую значимость их актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Программа направлена на расширение представлений о духовных ценностях, о традициях русского народа, на основы нравственной культуры и истории родного края.

Отличительные особенности:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Духовно-нравственно воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоническое формирование личности. Судьба ребенка в будущем зависит от того, что он знает, что он любит, что он может.

Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии его творить. Духовное воспитание детей - это процесс медленный и непростой. Результатом может стать особое устройство души и совести, обретении внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Возможно, что результаты своего руда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности сеялись с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка. Это доказывает актуальность разработки программ по духовно-нравственному воспитанию.

Цели и задачи программы:

Сохранение духовно - нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

Формирование чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа, к малой Родине;

Стремление возродить традиции семейного воспитания;

Создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей.

Задачи:

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

Через изучение национальных культурных традиций воспитывать любовь к Родине;

Формировать главные качества характер: волю, трудолюбие, уважение к родителям и другим людям;

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитании детей.

Режим занятий:

Среда 15:05 - 15:30

Пятница 15:05 - 15:30

Воскресение 09:00 - 09.30 (храм)

Формы занятий:

Экскурсии в храм, беседы, наблюдения, рассматривание произведений иконописи, экскурсии в музей, Санаксарский монастырь, тематические занятия, итоговые занятия, изготовление пасхальных и рождественских поделок, музыкальные развлечения.

Ожидаемый результат:

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей в МБДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединения усилий всех участников педагогического процесса и внедрения в практику работы детского сада новой модели духовно-нравственного воспитания детей;

Расширение представлений детей о традициях русского народа на основе православной культуры об истории родного края, формирование любви к малой Родине;

Создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей, служителей церкви;

Помощь семье в формировании личности ребенка на основе приобщения к традициям православной культуры;

Воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;

Бережное отношение к окружающему миру.

Способы проверки:

Итоговые тематические занятия, занятия - зачеты, совместные занятия со служителями церкви.

Формы подведения итогов:

Итоговое занятие в конце года в храме.

Учебный план:

Месяц: Октябрь

Преподобный Сергий Радонежский. ч.

Покров пресвятой Богородицы. 1ч.

Внутренне устроение храма: иконостас, алтарь, светильники в храме. 1ч.

Откуда мы знаем о Боге. Библия - книга книг. 1ч.

Димитровская родительская суббота - день богатырской славы. 2ч.

Священная история Ветхого Завета. 2ч.

Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. 2ч.

Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел - хранитель. 2ч.

Человек образ и подобие Божие. 2ч.

Жизнь первых людей в раю. Божии Заповеди. 2ч.

Как зло вошло в мир. 2ч.

Грехопадение и его последствия. 2ч.

Обетование Спасителя. 2ч.

История Каина и Авеля. 2ч.

Зависть. 2ч.

Святой Николай Чудотворец. 1ч.

Праздник Рождества христова. 2ч.

- «Свет Рождественской Звезды».2ч.

Ной. Ковчег. 2ч. Потоп.

Крещение Господне. 2ч.

Дети праведного Ноя. 2ч.

Хамство. Уважение к родителям. 2ч.

Преподобный Серафим Саровский - скорый помощник. 2ч.

Праздник Сретения Господня. 2ч.

Детство Иисуса Христа. 2ч.

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа. 2ч.

Масленица. Прощенное воскресенье. 2ч.

Традиции русского народа. 2ч.

Начался Великий Пост. 2ч.

- «Мост на семь Вёрст».2ч.

Послушание и своеволие. 2ч.

Отец и сын. 2ч.

Имя - бесценный дар. 2ч.

Именины. 2ч.

Пасхальные радости. Цыпленок в пасхальном яичке. 3ч.

Святая Пасха. 3ч.

Святая праведная блаженная Матрона Московская. 3ч.

Святой праведный Федор Ушаков. 3ч.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки. 3ч.

Посещение Собора святого Праведного воина Феодора Ушакова. 3ч.

Тайна Святой троицы. 3ч.

Праздник Пресвятой троицы. Икона Троицы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития» Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития. 1. Проблема. Отторжение подрастающего поколения от отечественной.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Авторская программа по нравственному воспитанию «Мы вместе» направлена на то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к малой Родине, России, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи программы

  1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны
  3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семьи.

Ожидаемый результат

  1. Воспитание патриотических чувств в реализации данных целей.
  2. Приобщение детей к истокам народной культуры Краснодарского края.
  3. Применение полученных знаний в поведении, и поступках.

Направления работы

«Путешествие в историю»

Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

«Вижу чудное раздолье…»

Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

«Быт и традиции»

Цели: знакомство детей с жилищем кубанского народа; расширять знания об устройстве кубанской избы; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

«Моя Родина - Россия»

Цели: знакомство детей с государственной символикой России, края, района.

«Дерево моей семьи»

Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

«Этих дней не смолкнет слава»

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

«Как чуден наш родной язык»

Цели: приобщать детей к богатствам русского языка, произведениям кубанским авторам.

Темы:

1. Первоначальные нравственные представления.
2. Нравственные потребности, стремления, чувства.
3. Нравственные умения и привычки.

Методические разработки к темам.

Тема. Имя

Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Тема. Семья

Основная идея: семья - это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Тема. Слово

Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Тема. Совесть

Основная идея: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея: за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Тема. Добро и зло

Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Тема. Щедрость и жадность

Основная идея: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Тема: Зависть и доброжелательство

Основная идея: будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Тема. Послушание и упрямство

Основная идея: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея: человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Тема. Родина и чужбина

Основная идея: Родина для человека - место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту.


Принципы и особенности организации
духовно-нравственного воспитания в ДОУ

Принцип ориентации на идеал. Идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада жизни в учреждении, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности воспитанников, педагогов, всех учреждений социального пространства детского дома.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка. Любое содержание образования, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание образовательного процесса, внеучебной и внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример. как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

Принцип персонификации . В детском возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - ярких, примечательных, передовых людей.

Принцип диалогического общения . В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение ребенка со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.

Принцип полисубъектности воспитания . Воспитанник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие детей и поддерживаемое всем укладом жизни детского дома, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно - значимой деятельности воспитанников. Интеграция содержания различных видов деятельности детей в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для решения воспитательных задач воспитанники вместе с педагогами обращаются к содержанию:

    общеобразовательных дисциплин;

    произведений искусства;

    периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    духовной культуры и фольклора народов России;

    истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

    общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    других источников информации и научного знания.



Читайте также: