Традиции эстонии. Семейная и общественная жизнь эстонцев Обычаи эстонцев

Во многих странах играть свадьбы с учетом национальных старинных обрядов становится модно. Не исключение и свадьбы в Эстонии. Традиционные старинные обряды почти полностью изменились с течением времени, но многие их элементы остались и с удовольствием применяются в организации свадебных торжеств современной молодёжью. Молодоженам хорошо известны такие национальные обряды, как выкуп невесты у ее родителей и подруг. А так же одна из традиций, которая касается свадебного наряда невесты: идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Некоторые традиции похожи на наши, например: на голове невесты, идущей к алтарю, должна быть фата, которая является символом непорочности, чистоты и невинности (считается что фата оберегает невесту от сглаза) девушки.
С рождением девочки в эстонской семье родители сразу же начинали собирать её приданное. После того, как девочка начинала рукодельничать сама, всё это возлагалось на неё. Особенно большое внимание удалялось дизайну семейного покрывала. Чем на нём причудливей вышивка, тем больше ценилась невестка мужем и свекровью. В период времени, между сватовством и свадьбой, на помощь к невесте рукодельничать приходили подружки.
Негласно существовал список содержимого приданного: более 50 пар рукавиц, поясов около 100 штук, столько же всевозможных повязок, должны присутствовать: чулки, рубашки, ночные сорочки, постельное белье, пледы и покрывала с любовью вышитые руками невесты.
Один из старых обрядов, который отличает эстонскую невесту от невест других стран, это переодевание на свадебном торжестве в три разных свадебных платья, в последовательности по "старшенству": первое платье отражает более раннюю эпоху Эстонии, затем национальное свадебное платье, но более позднего времени и третье - современное свадебное платье.
Центральным моментов перехода девушки от невесты к замужней женщине на торжестве считалась замена девичий повязки на голове невесты на венок из живых цветов, так как до замужества девушка должна была носить на голове повязку, а после свадьбы - чепчик.
Свадебный наряд эстонской девушки изобилует украшениями (бусами, цепочками и т. д.) - это тоже связано с национальными традициями, считается что всё эти богатства, во время свадебной церемонии, должны оберегать невесту от сглаза. Причем, чем богаче жених, тем больше бус и цепочек он подарит невесте. Ну, а не очень состоятельные женихи, вынуждали своих избранниц брать украшения в долг у подруг, на время свадьбы.
Ещё одна традиция которая выполняется в Эстонии и по сегодняшний день: это одаривание подарками, в последний день празднования свадьбы (а празднуется она три дня), родственников жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежали подарки. Чем богаче сундук и чем внушительнее были у него размеры, тем состоятельнее считалась семья невесты.

Еще в прошлом веке свадьба в Эстонии продолжалась несколько дней и была тесно связана с обычаями, сложившимися в течении столетий. По этим обычаям невеста на эстонской свадьбе должна была одарить всю свою новую родню красивыми подарками. Матери начинали собирать приданное для своих дочерей пока они были еще маленькими - "дочка по колено, сундук с приданным с пядь". Особенный размах приготовление приданного принимало перед свадьбой, в период между сватовством и свадьбой. Деревенские девушки приходили, обычно, на помощь невесте.
В среднем к эстонской свадьбе невеста готовила более 50 пар варежек, поясов и повязок более 100, к этому добавлялись еще чулки и другие предметы одежды. В приданном невесты обязательно должно было быть красивое цветное санное покрывало, к которому в 19 веке добавилось и кроватное покрывало.
В эстонском свадебном наряде, особенно в костюме невесты, еще долгое время сохранялись древние формы народного костюма. Например, на острове Муху невеста переодевалась в процессе свадебной церемонии три раза, причем каждый последующий костюм относился к более позднему периоду, пока последним не оказывался современный костюм. Девушки до замужества, т. е. до получения чепца, носили девичью повязку. На островах Сааремаа, Хийумаа северной части материковой Эстонии были и специальные свадебные венки.
Центральным событием эстонского свадебного обряда было надевание невесте головного убора замужней женщины (tanutamine). На материке, где девушки не носили передников, невесте, помимо чепца, надевали и передник. В дальнейшем женщина не могла "перейти без чепца улицу и без передника комнату".
Из украшений женщины носили каждый день бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. К праздничному костюму надевали большие броши и серебрянные бусы. Особое внимание уделялось украшениям невесты, так как они должны были оберегать ее от злых сил и недоброго глаза. В Северной Эстонии было традицией, что богатый жених дарил невесте полный комплект нагрудных украшений - брошь и цепочки. Более бедные невесты отдалживали украшения.
Основным событием последнего свадебного дня в Эстонии была раздача подарков родственникам жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежал свадебный коробок. По величине сундука и красоте узоров на нем судили о богатстве невесты.
В качестве подарков к свадьбе или обручению для невесты изготовляли пряслица, вальки для белья, кордики (деревянные ножи).

Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно-историческую область.

Своеобразие эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании жилой риги и других явлениях культуры.

Региональные различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной, и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской, литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения с восточными, или западными соседями.

Существуют явления народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс"). В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье, где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.

В Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство. Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд) и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей, что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.

Кроме того здесь сохранился ряд южно-эстонских культурных особенностей. Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины 20 века.

Западная Эстония оставалась еще до начала 20 века достаточно отсталым, в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство, мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй план.

Здесь сохранились более древние орудия труда, вышедшие из употребления на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским полотном и др.). Благодаря постоянному общению с другими народами более быстро распространялись различные нововведения: инструменты, приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западно-эстонских ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты. По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная культура сохранялась до первой половины 20 века.

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхъестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхъестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

В Эстонии не принята официальная религия, в стране распространено около 70 различных религиозных организаций. Больше всего эстонцев, которые относят себя к лютеранской религиозной конфессии. Другие активные и крупные религиозные объединения, функционирующие на территории страны: православные, старообрядчество, католичество, баптисты, пятидесятники и методисты. Некоторые эстонцы исповедают иудаизм, ислам, буддизм и индуизм. Эстонцы считаются одной из наименее религиозных наций.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Национальные традиции и обычаи Эстонии и Латвии

Национальные костюмы Эстонии В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные - южная, северная, западная и островная.

Национальный костюм Латвии

Традиции, культура и обычаи Эстонии Одной из лучших традиций древности, сохранившихся до сегодняшних дней, является обычай, предполагающий зажигание костров на Ивана-Купалу (24 июня) по всей Эстонии. Гуляние происходит ночью, накануне этого дня, сопровождающееся песнями и танцами. Сохранились и народные обычаи хождений на Мартынов день (10 ноября) и 25 ноября – на Катеринин день

Традиции, культура и обычаи Латвии Лиго (главный праздник года) – мистическое празднество древних языческих предков латышей, которое празднуется во время летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня По народному календарю год в Латвии делится на четыре части, вершиной каждой из которых является свой праздник, связанный и солнцестоянием или равноденствием. Зима – Рождество, весна – Пасха, лето – Лиго и Иванов день, осень – Апъюмибас

Из наиболее значимых праздников ежегодно отмечается сезонный праздник урожая. Певческий праздник в Тарту и Таллинне, ежегодно собирает на знаменитом поле половину всего населения страны. Знаменитому хоровому пению уже более 100 лет. Такое празднество вмещает 30-тысячный хор на выстроенной эстраде и слушателей – до 250 тысяч человек. Традиции, культура и обычаи Эстонии

Второй по значимости праздник – Рождество (Ziemassvētki , 25 декабря). Этот праздник впитал в себя больше христианских черт. Многие латыши в этот день ходят на службу, на улицах города часто устанавливают композиции с Рождественскими сценами. Подготовка к празднованию Рождества в Латвии начинается задолго до самого праздника, а именно с последних чисел ноября, с началом Адвента, когда каждое воскресенье зажигается по одной свече в рождественском венке. 24 декабря - особый вечер, когда можно распрощаться со всеми несчастьями уходящего года. По старинным обычаям, хозяева вокруг дома волочат бревно и после сжигают его. Считалось, что таким образом они вместе с ним сжигают все свои беды, горести и слезы, отгоняют злых духов от своего жилища. В домах и на улицах появляются празднично украшенные елки, светящиеся гирлянды, рождественские венки. Традиции, культура и обычаи Латвии

Пасха (Lieldienas) справляется примерно так же, как в России. В этот день нужно красить яйца и устраивать соревнования по их катанию, ходить друг к другу в гости. Также желательно покататься на качелях: чем выше – тем лучше. Это приносит счастье, а в давние времена еще и считалось залогом хорошего урожая.

Эстонское рукоделие настолько уникально, что вязка и макраме являются визитной карточкой страны. Бытует мнение, что узоры придуманы для моряков, которые, заблудившись в море, могли бы по одежде распознавать местность.

В национальных традициях Латвии – варежка символизирует характер и судьбу человека. Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.

Национальная кухня Отличительной особенностью эстонской кухни является небольшое количество специй и приправ. Наиболее распространенными приправами в Эстонии являются соль, перец, тмин и майоран. Традиционными эстонскими блюдами, являются кровяные колбасы, фрикадельки, сельдь со сметаной, фаршированные яйца, картофельный салат и паштет из печени. Одним из самых известных национальных десертов является хлебный суп, который готовиться из черствого хлеба, размоченного в воде, с добавлением изюма и взбитых сливок.

Национальная кухня Национальная кухня Латвии сформировалась под влиянием немецкой, литовской, русской, белорусской и эстонской кухонь. Блюда местной кухни довольно просты в приготовлении, но, при этом, вкусные и сытные. Основу латышской кухни составляют продукты земледелия и животноводства - горох, бобы, картофель, овощи, мука, крупа, мясо, молоко и молочные продукты. Важное место, в национальной кухне Латвии, занимает рыба и морепродукты.

Спасибо за внимание


1 января - Новый год
Праздники в Эстонии любят, справляют их весело и шумно. Новый год здесь можно отмечать четыре раза. Русские, живущие в Эстонии, встречают его вместе с Россией (за час до эстонского), затем все вместе по эстонскому времени, потом по старому стилю с 13 на 14 января и восточный – в феврале.

В первую очередь отличительной чертой этого праздника является изобилие яств на столе. Традиционный напиток - шампанское. Как правило, им наполняют бокалы под бой часов, в последние секунды уходящего года. Новый год встречается в шумной компании с обильными угощениями и спиртными напитками на столе, и красочными фейерверками на улицах города. Почти все ночные клубы и крупные отели предлагают в новогоднюю ночь интересные программы.

После наступления 24 часов на улице слышен грохот петард и небо покрыто радужными всплесками салютов. Празднество длится большую часть ночи, а иногда и до самого утра. Новый год хоть и не является исконно эстонским праздником, но прижился в Эстонии и признан официальным выходным днём.

6 января - День трёх королей
День является национальной датой, связанной с религиозным календарём. В этот день обязательным является вывешивание государственного флага-триколора.

Изначально, 6 января отмечался как день рождения Христа. После того, как день рождения Христа по календарю перенеслось на Рождество, то 6 января стали отмечать день трёх королей. По сей день во многих европейских странах, в том числе и в Эстонии, день трёх королей считается завершением рождественских празднеств.

2 февраля - День заключения Тартуского договора
Сразу после провозглашения независимости Эстония была вынуждена вести войну за независимость с Советской Россией на востоке и немецкими войсками на юге. Во время этой войны Эстония укрепила свои границы и 2 февраля 1920 году заключила Тартуский мирный договор с Советской Россией.

2 февраля - День свечей
Говорят, что в этот день зима преломляется пополам. В этот день готовили ритуальную еду: кашу и свинину. Также изготавливали свечи. День свечей – первый крупный праздник для женщин в году. Женщины ходили в корчму, а мужчины в этот день делали женскую работу по дому. В календаре работ, с этого дня начиналось вязание и прядение.

5 февраля - Масленица (Vastlapäev)
5 февраля в Эстонии отмечается Vastlapäev - праздник, аналогичный русской Масленице. Согласно лунному календарю, Масленица - праздник, который должен выпадать на первый вторник новолуния, вторник седьмой недели перед Пасхой (у русских Масленица - восьмая неделя перед Пасхой). Самой важной едой на Vastlapäev были свиные ножки, которые варили с горохом или бобами, иногда их подавали с квашеной капустой. Масленица в Эстонии отмечается всего один день. В этот день принято кататься на санках с горок, на лошадях и по льду на реке.

Чем дольше скольжение, тем выше уродится лён. Недавно появилась традиция есть булочки со взбитыми сливками. Они сегодня являются неким символом Масленицы в Эстонии и называются Vastlakukkel. Их пекут специально для этого дня. Обычно, они исчезают с прилавков магазинов уже через неделю после масленицы, чтобы появится вновь через год. Булочка представляет собой круглый шар из дрожжевого теста у которого тоненько срезана шапочка. На срезе находятся взбитые сливки, поверх кладется "шапочка" булочки, срезанная до этого и всё посыпается сахарной пудрой. Иногда пекари стараются удивить потребителей, и под взбитые сливки кладется кислое варенье, например, клюквенное.

Ещё неотменным атрибутом кулинарии является гороховый суп. Поскольку масленица это последний шанс хорошо поесть перед постом, то люди много готовят и едят. К Масленице тщательно готовятся: заливают для катаний крутые склоны, строят высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки.

14 февраля - День святого Валентина (День всех влюбленных)
В последнее десятилетие в Эстонии принято отмечать такой праздник, как День всех влюбленных, который правда называется Днём друзей. Влюбленные дарят друг другу подарки, друзья обмениваются открытками в форме сердца (валентинками) с заверениями в любви и дружбе.

24 февраля - День независимости Эстонии
Эстонская Республика основана 24 февраля 1918 году, когда Комитетом Спасения была провозглашена независимость Эстонской Республики. Этот день отмечался как День независимости до начала советской оккупации Эстонии в 1940 г.
По мере того, как надежды на восстановление национальной независимости возрастали в конце 1980-х, люди начали публично праздновать День независимости ещё до окончания советской оккупации. С тех пор как независимость Эстонской Республики была восстановлена 20 августа 1991 г., День независимости вновь отмечается как государственный праздник и день воспоминаний для эстонского народа.

В феврале обычно усиливаются морозы, поэтому празднование ограничивается дневным парадом в центре города, к которому готовятся за неделю до события.

Вечером принято отмечать в кругу семьи застольем и просмотром прямой трансляции приёма Президента Эстонской Республики. На приём приглашаются члены правительства, выдающиеся люди культуры и предприниматели. Вечером над Ратушей взмывают в небо разноцветные огни салюта.

14 марта - День родного языка
14 марта в Эстонии отмечается Emakeelepaev - День родного языка ("материнского", если переводить буквально).

Эстонский язык относится к уральским языкам и представляет финно-угорские языки, входя в южную группу прибалтийско-финских языков. По числу говорящих это один из малых языков, на нем говорят около 1,1 млн. человек, из которых 950 тыс. живут в Эстонии.

Эстонский язык имеет три диалектические группы:

Северно-эстонскую, в которую входят островной, западный, центральный и восточный диалекты;

Южно-эстонскую, в которую входят мулькский, тартуский и выруский диалекты;

Северо-восточный прибрежный диалект, который имеет много общих черт с прибалтийско-финскими языками.

Эстонская письменность основывается на латинском алфавите. Алфавит включает в себя 32 буквы.

Главное правило, которое следует запомнить – читайте как написано. Что касается эстонской грамматики, то в первую очередь нас обычно поражает количество падежей – их 14. Зато нет категории рода.

Март - Страстная пятница
Страстная пятница предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Формы чествования Страстной пятницы широко варьируются – от простого воспоминания или специальных богослужений у протестантов до особого литургического чина в Восточных церквах и сложного литургического церемониала в Римско-католической церкви. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, когда, согласно традиции, умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырёх самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю.

Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв (восходящих к 5 в.) об исполнении всевозможных духовных нужд всех людей на земле. Третья часть – чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме.

Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие.

Последняя часть службы Страстной пятницы – литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне (отсюда название).

Март - Католическая Пасха
Пасха отмечается два дня: первый пасхальный день - это воскресенье, следующее за страстной пятницей. И в понедельник отмечается второй пасхальный день. Второй день не является выходным.

Пасхальный период длится пятьдесят дней и начинается с празднования Светлого Христова Воскресения (Пасхи), которая выпадает на срок с 22 марта по 25 апреля. Будучи самым главным великим праздником, Пасха отмечается в течение 8 дней (октавы). На сороковой день Пасхального периода отмечается праздник Вознесения. Пасхальный период завершается праздником Сошествия Святого Духа на апостолов, отмечаемого на 50-й день после праздника Пасхи.

С введением григорианского календаря основные правила для вычисления дня Пасхи, которыми руководствуется Западная Церковь, остались прежними, но календарная реформа внесла некоторые изменения в порядок расчетов Пасхалии. Поэтому даты празднования западной и восточной Пасхи совпадают крайне редко и, как правило, имеют расхождение в одну неделю (иногда это расхождение достигает 1 месяца).

30 апреля - Вальпургиева ночь
В ночь с 30 апреля на 1 мая издревле в Эстонии отмечается Вальпургиева ночь. По легенде в эту ночь ведьмы собираются на шабаш, где танцуют и поют, поэтому в городе должен быть поднят страшный шум, чтобы отпугнуть злые силы, что с успехом проделывает местная молодёжь. Хотя в старых эстонских традициях колдуньи были доброжелательными и лечили людей. Если 1 мая идёт дождь, то говорят, что "старые ведьмы парятся".

Вальпургиева ночь - это наиболее значительный из языческих праздников, посвящённый плодородию.
Вальпургиева ночь отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и её очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых её день - 1 мая. В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм.

Сейчас в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь по всей Центральной и Северной Европе - это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш.
Программа праздника не меняется уже более 100 лет: старинные игры, вроде наших горелок, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи.

1 мая - День весны
В средневековье (до середины ХVI века) в мае справлялся красивый праздник, символизирующий приход весны. В этот день проводились различные турниры по стрельбе и скачкам. Победитель турнира скачек и стрельбы в цель становился майским графом, который выбирал среди девушек себе майскую графиню.

Нарядная кавалькада во главе с ними въезжала в город, и устраивался большой пир и бал до ночи. Сейчас эта традиция возобновлена во время Дней Старого города в начале июня.

Май - День матери
В Эстонии День матери отмечают с 1992 года во второе воскресенье мая. Этот день считается праздником только для матерей и беременных женщин. Жители Эстонии украшают дома флагами. В детских садиках и школах проходят утренники и концерты для мам. Дети дарят своим мамам самодельные подарки.

4 июня - День флага Эстонии
Статус государственного флага Эстонской республики триколор получил в 1922 году и развевался на башне Длинный Герман вплоть до 1940 года. В начале 1990-х, в годовщину Эстонской Республики, эстонский народ снова открыто нёс в руках сине-чёрно-белый триколор.

Флаг поднимают над башней Длинный Герман на восходе солнца, а спускают на закате. Подъём флага сопровождается мелодией эстонского гимна.

23 июня - Яанов день
Второй по значению праздник после Рождества – Иванов день. Его традиционно справляют в деревнях и на хуторах, и он считается днём чудес и колдовства. Девушки плели в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевался на голову, нельзя было говорить ни слова. С ним же девушка ложилась спать. По поверью, во сне к ней должен был прийти будущий супруг и снять венок.

Традиционный важный летний праздник и день летнего равноденствия. В канун Иванова дня жгут костры, потом всю ночь танцуют, поют, пьют пиво, прыгают через огонь и ищут в лесу цветок папоротника, который по преданию, цветёт только в Иванову ночь. Нашедшего цветок ждёт большое богатство и счастье. Костёр разводили на горе или у моря. Купание в реках и озёрах, как у русских в старину на день Ивана Купалы, у эстонцев не распространено. Но зато в этот день очень любят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до 24 июня. Поскольку считается, что после Иванова дня веник не носит целебной силы.

К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. Считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.

Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью.

Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остаётся чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами.

Сам по себе костёр призван был "помочь" солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Сейчас, организации праздника, стараются способствовать местные власти.

В каждом районе города делается свой самый большой костёр, песни и пляски. Место проведения торжества обычно выбирают близ водоёмов (море или озеро). В местных газетах публикуют сводку проводимых событий. Как до проведения празднеств, так и после, тем самым сравнивая размеры костра, количество народа, посетившего торжества, а также количества выпитого пива в эти дни. Поскольку именно пиво считается главным напитком этого праздника. Пивные производители задолго до Иванова дня начинают свои рекламные кампании, приуроченные к празднику. Розыгрыши ценных призов проводят днем с 22 по 24 июня.

Разумеется, в наши дни многие из обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.

23 июня - День Победы в Выннуском сражении в Эстонии
23 июня - День Победы (победа в Выннуском сражении). 23 июня 1919 года эстонские войска отразили нападение немецких войск Ландесвера и одержали победу в городе Вынну (Цесис, Северная Латвия).

20 августа - День восстановления независимости Эстонии
20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской ССР принял решение о восстановлении независимости Эстонии на основании принципа исторической правопреемственности эстонской государственности.

24 августа - День Пяртеля
Считалось, что со дня Пяртеля начинается осень. Говорили, что Пяртель "бросает в воду холодный камень", то есть водоёмы охлаждаются. Ко дню Пяртеля должна была закончиться жатва ржи, потому что предстоял сбор картофеля, и продолжалась ещё уборка яровых. Начинали мытье и настриг овец. Считалось, что овца, постриженная в день Пяртеля, даст длинную шерсть.

Для приготовления пива использовали хмель. Хмель, собранный в день Пяртеля, должен был быть особенно хорошим, потому что Пяртель придавал хмелю окончательную горечь. День Пяртеля является одной из ста знаменательных дат эстонского народного календаря.

31 октября - Хэллоуин - канун Дня всех святых (Самайн)
Праздник ознаменован шествиями по городу в карнавальных костюмах.

Миллионы людей в разных частях мира ежегодно празднуют Хэллоуин - “канун Дня всех святых”.
Дети наряжаются в необычайно страшные костюмы и надевают уродливые маски. С мешками в руках они ходят от дома к дому, пугая своим видом и детей, и взрослых. По обычаю, им надо давать гостинцы, иначе они могут причинить зло дому или хозяину. Маленькие дети обычно не приводят в исполнение своих угроз, а получив гостинец, удаляются.

По некоторым данным, друиды верили, что в этот вечер Самайн (бог мёртвых) созывал злых духов, которые в течение прошедшего года обитали в телах животных. Другие языческие народы верили, что в этот вечер все духи умерших за прошедший год посещали свои дома и потому для них накрывались столы и оставлялись открытыми двери из страха, что, если духи не найдут пищи и крова, они жестоко отомстят живущим за это невнимание к ним. Принесение всевозможных жертв было тоже обычным явлением в этот вечер.

У северных народов праздник начинался в канун 1 ноября. Считалось, что души добрых людей после смерти уносятся добрыми духами в рай, а души злых людей остаются бродить в поднебесье, беспокоя живых и потому нуждаются в задабривании хотя бы один раз в год.

Зима, начинавшаяся с Хеллоуином (1 ноября), открывала год. Это время милосердия, бескорыстной помощи своей семье, старым, больным и умирающим, люди начинают ценить опыт даже в культуре, почитающей молодость, сохранять древние святыни и культурное наследие мира, включая мудрость аборигенов. В этот день могут проснуться способности к ясновидению.

Цвета этого дня - огненно-рыжий, коричневый, черный - цвета огня, цвета факелов. В ночь Хеллоуина огонь на алтаре - не просто дань почтения богам - он охраняет ваш очаг, защищает его своим ясным ровным светом. Пусть свечей будет много. Можно сделать традиционные светильники из тыкв и поместить в них свечи, зажженные от алтаря. Можно создать дополнительные светильники из сосудов оранжевого стекла и поместить внутрь греющие свечи. Такие светильники ставятся на подоконники и за порогом. Они отгоняют не только незваных гостей из Мира Духов, но и охраняют ваш дом от замыслов ваших врагов, от зависти и злобы, которая может быть направлена на вас.

9 ноября - День отца
Первый раз День отца массово отпраздновали 19 июня 1910 года в Вашингтоне, и с тех пор поздравлять отцов стали многие семейства в Америке, однако всеамериканским День отца стал лишь в 1966 году, когда президент Линдон Джонсон объявил третье воскресенье июня национальным праздником. По традиции, во время ежегодных торжеств государство и простые граждане спешат оказать поддержку папам с низкими доходами, которые одни воспитывают детей.

День отца в Эстонии отмечается во второе воскресенье ноября с 1992 года. Накануне в детских садах проходят тематические утренники, а в школах - концерты для пап. Дети вручают папам самодельные открытки и подарки (обычно это вырезанные из бумаги и раскрашенные галстуки или автомобили). В День отца вывешиваются флаги.

10 ноября - Мартов день
До наших дней дошли несколько праздников, связанных с духами. Март – покровитель хлеборобов. В этот день резали скот, готовили кровяную колбасу, варили пиво, пекли ячменные лепёшки и наедались досыта. Потом устраивали игрища и рядились.

Раньше в этот день было принято раздавать еду убогим. Нищие делились на две группы: одни жили подаянием, другие разыгрывали представления, развлекая народ, живя за счет этого. Поэтому сейчас в этот день можно увидеть ряженых, которые поют и просят угощения.

25 ноября - Кадрин день
До наших дней дошли несколько праздников, связанных с духами. Кадри - покровительница овец, поэтому в её день спаривали молодой скот. В этот день, как и в Мартов день, по улицам ходят ряженые. Они ходят по домам. Так что не пугайтесь, открыв дверь на звонок или стук и увидев троих, а то и семерых ребятишек, у которых раскрашены лица и одежда не совсем обычная. Они всего лишь хотят спеть Вам песню и взамен получить угощения.

24 декабря - Католический сочельник
Рождественский период начинается 24 декабря с навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Главным праздником для местных жителей даже в советские времена всегда оставалось Рождество, которое отмечается с 24 на 25 декабря. Накануне священного празника верующие идут в церковь к Рождественской службе.

В 2005 году 24 декабря был объявлен дополнительным выходным днём и, следовательно, 23 декабря является сокращённым рабочим днём. За день до Сочельника остаётся последняя возможность украсить свой дом, принести ёлку, а также закупить продукты.

Святки начинались в день Тоомаса (Фомы) - 21 декабря. С этого дня начинали приготовление рождественских блюд, ставили пиво, делали предпраздничную уборку. К этому дню должны быть закончены все хозяйственные работы.

Традиция ставить на Рождество елку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. В начале ХХ века Рождественская елка ещё не была широко распространена, в дом приносили солому и делали рождественские украшения из соломы, а также первый или последний сноп, оставляемый с жатвы.

Многие плетут Рождественские венки из веток сосны, ели и пихты и украшают свечами, лентами, деревянными фигурками. Можно подвесить его над дверью, на стену или положить на рождественский стол. В Сочельник принято отдыхать вместе с друзьями, ходить в гости. Потому как Рождество считается семейным праздником, который отмечают в основном в узком кругу семьи. Раньше на стол подавалась свинина с овощами, обязательно ржаной хлеб, готовили колбасу с ячневой крупой, позже - кровяную колбасу. Жареный гусь и рождественское перечное печенье пипаркоок (piparkook) – новшество ХХ века.

25 декабря - Рождество
Первый день Рождества - 25 Декабря (Esimene Jõulupüha). 25 декабря является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. Особую радость этот праздник вызывает у детей, т.к. они ждут с нетерпением подарков. Обычно это конфеты и другие сладости. В рождественский период отовсюду доносится вкусный запах традиционного зимнего кушанья – кровяных колбасок (verivorst). Их готовят из завернутой в свиную кишку перловки с добавлением крови.

Также в студеную зимнюю пору нет ничего приятней, чем выпить пряного горячего вина (hõõgvein), которое предлагают почти во всех барах и кафе. Особую радость этот праздник вызывает у детей, т.к. они ждут с нетерпением подарков. Обычно это конфеты и другие сладости. 26 декабря отмечается Второй день Рождества. Оба дня являются государственными праздниками и выходными днями.

Так сложилось, что для ментальности эстонцев исключительно важную роль имеют их славянские корни, традиции, наследие древних эстов и других финско-прибалтийских племен. Культура Эстонии, возникшая и резвившаяся в таких условиях, стала тем стержнем, на который опирается современная республика Эстония.

Традиционная культура Эстонии

Находившаяся многие века на самом стыке различных культур – нормано-скандинавской, славянской, а затем русско-православной, немецкой католической, и шведско-лютеранской, культура Эстонии, тем не менее, смогла сохранить совою самобытность, свои национальные особенности, и не стать квази-культурой, как это случилось у некоторых на много более крупных, богатых и известных государств. Эта культура во многом и есть то, что привлекает иностранных туристов маленькую прибалтийскую республику.

Религия Эстонии

Меньше трети жителей республики считают себя верующими и относятся к религиозным группам. Религия Эстонии переживает сейчас далеко не лучшие свои дни. Большинство верующих этнических эстонцев (14.8% всего населения страны) – лютеране, верующие представители русского меньшинства (13.9%) – православные. Есть в республике и баптисты, и католики.


Экономика Эстонии

Так как республика есть членом Европейского Союза, часть самой объемной экономической зоны мира. Эстония индустриально-аграрная страна , развивающая высокие технологии. Ее крупнейшие торговые партнеры ближайшие соседи Швеция и Финляндия.


Наука Эстонии

Унаследовавшая от советских времен довольно значительный потенциал, и в наши дни представляет из себя довольно заметное явление. Крупнейший и старейший университет в стране был основан выдающимся королем Швеции Густавом II Адольфом в Тарту (тогда Дьеп) еще в 1632 году.


Искусство Эстонии

Современное известно именами Эльмо Нюканен, Сулев Кэедус, Андрус Кивиряхк, Майму Берг.


Кухня Эстонии

Традиционная не отличается разнообразием. В ней больше морепродуктов, чем в кухнях Латвии или России. Так повлияла на кухню география Эстонии .


Обычаи и традиции Эстонии

В современном государстве продолжают хранить . Одним из любимых народных символов у эстонцев есть дуб. Его ветви украшают Большой Герб республики. Эстонцы приверженцы использования своего национального языка.


Спорт Эстонии

Своей гордостью может назвать Яан Кирсипуу, Эрика Салумяэ, Ирину Эмбрих, Мартина Падара.

Читайте также: