Условное торможение, его виды и особенности у детей. Становление внутреннего торможения в процессе онтогенеза. Выработка физиологическая основа воспитания. Особенности условного торможения у детей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МПГУ»

Реферат по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на тему:

Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей.

Выполнил:

студент 1 курса,

115 группы Муршудов Р. Т.

Проверила: доцент

Тупицина Л.П.

Москва 2014 г.

1. Виды условного торможения рефлексов……………………………………………3

1.1. Особенности условного торможения у детей………………………………5

2. Список литературы…………………………………………………………………………..7

Виды условного торможения рефлексов

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.

Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Условный рефлекс угас - угасательное торможение. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Однако даже при отсутствии подкрепления условный рефлекс может вновь проявиться после отдыха, при наличии положительных эмоций. Это явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения Организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.

За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание.

Различают три вида приобретенного торможения.

Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным, если сигнал перестал соответствовать тому, о чем он сигнализировал. Много раз свет лампочки сопровождался кормлением, но вот дан свет – а пищи нет. При достаточном числе таких неподкрепленных сочетаний временная связь придет в состояние внутреннего торможения, и животное перестанет реагировать на свет пищевой реакцией. Однако временная связь при этом не разрушается полностью, а лишь затормаживается. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.

Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными рефлексами, животное не развивает бесполезной деятельности. Нетрудно представить себе, что было бы, если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Тогда проголодавшаяся собака, например, долго бегала бы «по старой памяти» к пустому дому, жильцы которого когда-то ее покормили. Или вышедшая на охоту лисица бесполезно сидела бы у какой-нибудь пустой норы суслика. От устаревших и бесполезных условных связей высшая нервная деятельность освобождается путем их угасания. Люди расстаются с устаревшими взглядами, когда оказывается, что идущая вперед жизнь не подкрепляет ранее сложившихся у них представлений.

Дифференцировочное, или различительное, торможение развивается, если один сигнал подкреплять пищей или другими важными раздражителями, а другой нет. Тот сигнал, который не подкрепляется, в результате угасательного торможения постепенно начнет вызывать все меньшую и меньшую реакцию, которая, наконец, совсем прекратится. Подкрепляемый же сигнал будет по-прежнему вызывать условную реакцию. В результате животное на одно раздражение будет отвечать действием, на второе – отказом от действия. Дифференцировочное торможение вызывается раздражителем, похожим на условный сигнал, но не связанным с событиями, о которых он предупреждает.

Запаздывательное торможение возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. После некоторой тренировки ответная реакция на условный раздражитель наступает не сразу, а лишь после начала действия условного сигнала, к моменту получения пищи или другого биологически важного воздействия. В естественных условиях такое торможение можно наблюдать у кошки, которая подстерегает мышь или птичку. Кошка может сидеть неподвижно многие минуты и даже часы. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента. Благодаря запаздывательному торможению хищник может действовать с большими шансами на успех.

Все виды условного торможения имеют огромное значение в жизни человека. Выдержка и самообладание, точное распознавание окружающих нас предметов и явлений, наконец, точность и четкость движений невозможны без торможения.

Есть все основания полагать, что торможение основано не просто на угнетении условных рефлексов, а на выработке особых тормозных условных рефлексов. Центральным звеном таких рефлексов является тормозная нервная связь. Тормозной условный рефлекс нередко называют отрицательным в противоположность положительному условному рефлексу.

Торможение нежелательной реакции сопряжено с большой тратой энергии. Конкурирующие раздражения, а также другие причины, связанные с физическим состоянием организма, могут ослабить процесс торможения и привести к растормаживанию. При растормаживании проявляются действия, которые ранее устранялись процессами торможения.

Факт существования возбуждения и торможения бесспорен. Благодаря этим процессам осуществляется вся высшая нервная деятельность.

Особенности условного торможения у детей

У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.
Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная.
Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается.
Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания.
Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых.
В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара.
Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется.
На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону.
Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения.
Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое.
У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции.
Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность.
Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям.
Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Список литературы

1. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – Ф48 М.: Медицина, 1986. – 400 с.

2. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина - М.: Медицина, 1977. – 120 с.

Условное торможение называют еще приобретенным и индивидуальным или внутренним , так как оно локализовано в пределах данного условного . Условно-рефлекторное торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость . Различают несколько видов условного торможения:

Угасательное торможение , оно возникает после отмены условного , скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула, силы и биологической значимости . Усиление внутреннего торможения может привести не только к угнетению угашаемого рефлекса, но и всех близких с ним рефлексов.

Угасательное торможение – очень распространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно себе представить состояние животного, у которого сохранялись бы все условные рефлексы, когда-либо образовавшиеся. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Ряд условных рефлексов образуется в результате случайных совпадений индифферентного сигнала с безусловными рефлексами. Следовательно, они должны затормозиться. То же самое происходит и с теми существующими условными рефлексами, которые перестают выполнять свою роль.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, а также от вида и прочности . Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное торможение , это тонкое различение сигнального раздражителя, происходящее в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу “различать” положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы “не путать” сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал “не выполнять реакцию”. Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, что обуславливает различия в их развитии. Развитие диф. торможения осуществляется в три этапа:

  1. На фоне выработанного условного рефлекса новый раздражитель вызывает , который обуславливает внешнее торможение условного ответа.
  2. Ориентировочная реакция на сходный раздражитель исчезает, а реакция на оба стимула – выравниваются.
  3. Гаснет реакция на неподкрепляемый дифференцировочный раздражитель.

ПРИМЕР : Мы обучаем животное реагировать на слуховой раздражитель с частотой 1000 Гц (еда, как положительное подкрепление) и не реагировать на раздражитель с частотой 1500 Гц (разряд тока). Или обучение написания ребенком «Я» и « R ».

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное торможение , оно формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. В этом случае рефлекторная реакция может быть приурочена к моменту предъявления подкрепления и постепенно смещается все ближе и ближе к моменту предъявления подкрепления. На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же условный раздражитель вначале действует со знаком «+» (то есть является возбуждающим), а затем со знаком « – « (тормозным). Однако во втором случае появляется новый фактор – время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время образует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздражитель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В деятельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, который подкрепляется. В результате временных соотношений раздражителя и подкрепления УР возникает только тогда, когда подойдет срок перехода раздражителя в положительный комплекс. В свойствах торможения запаздывания отражается двойная роль условного раздражителя, который образует со временем то положительный, то отрицательный комплексный раздражитель.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется, тогда условный стимул в сочетании с этим дополнительным агентом перестает вызывать реакцию благодаря развитию условного тормоза. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса, вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах – нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент - торможение.

В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что безусловное (внешнее) торможение наиболее сильно выражено только у детей до 3-4 лет. Н/р, если 3-летний малыш хочет наступить в лужу, бесполезно говорить ему «Нельзя!». Но если ему показать красивый цветок, обратить внимание на птичку ребенок легко может забыть о том, что он хотел сделать. Поэтому, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.

Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка правил поведения в обществе, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.

Внутреннее торможение (дифференцировочное) имеет большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию и т.д.

Торможение обеспечивает нам тонкую коррекцию нашей деятельности соответственно воздействиям окружающей среды, «стирая» уже ненужные, биологически нецелесообразные условные реакции и способствуя образованию новых.

Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

I этап – Грудной.

Условные рефлексы начинают вырабатываться в первый день после рождения ребенка. Однако они образуются с трудом, после нескольких десятков подкреплений, неустойчивые. Н/р, прикосновение к щеке новорожденного вызывает поворот головы в сторону прикосновения и появление сосательных движений. На 10-14 день тактильно-лабиринтный условный рефлекс (при взятии ребенка на руки в положении кормления он поворачивает голову и делает сосательные движения). Условный ориентировочный рефлекс образуется на 2-4 месяце. Однако, все условные рефлексы первых 3 месяцев в связи с незрелостью коры больших полушарий, образуются очень медленно, после многих подкреплений, и все они неустойчивы. К концу года проявляются условные рефлексы на время, ситуацию, обстановку.



Безусловное торможение условных рефлексов имеется с первых дней после рождения, а условное вырабатывается постепенно. Однако все виды условного торможения до 6 месяцев очень неустойчивы. Все условные рефлексы легко тормозятся за счет безусловного торможения.

II этап – ясельный.

Ребенок на 2-ом году жизни начинает свободно передвигаться в пространстве, у него закладываются основы речи. Безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» в этот период жизни проявляется как «Что с этим можно сделать?» Бурное развитие ребенка приводит к образованию большого количества новых условных рефлексов. У ребенка складываются образы предметов. Формирование образов возможно только в результате минипуляций ребенка с предметами, в процессе которых он познает весь комплекс раздражителей, характерных для данного предмета (н/р, елка, ее вид, запах, уколы хвоей создают образ елки отличный от всех других предметов). Нельзя ограничивать ребенка в его манипуляциях с предметами, иначе будет обеднение в выработке условных рефлексов, замедление формирования образного мышления.

На базе образов начинают формироваться понятия, т.е. обобщение однотипных образов (кукла, кубик).

В этом периоде вырабатываются первые подражательные условные рефлексы и экстраполяционные. Так, ребенок может спокойно смотреть на далеко стоящую собаку, но пугается, если собака начинает подходить к нему.

Впервые начинают вырабатываться динамические стереотипы, причем их ломка сопровождается резко выраженной отрицательной биологической реакцией.

III этап - дошкольный.

В этот период создается уже солидная база условных рефлексов. Ребенок задает огромное количество вопросов, пытается проникнуть в суть явлений и предметов. В это время легко образуются рефлексы высших порядков (до 6-го порядка). Большое развитие получают подражательные рефлексы. Одной из особенностей в образовании условных рефлексов является быстрота их образования – быстрее, чем на любом другом этапе развития.

Условное торможение все ее вырабатывается с трудом.

IV этап – младший школьный возраст.

Характерной чертой этого этапа является образование различных комплексов, систем из ранее выработанных условных рефлексов. Образуется большое количество динамических стереотипов. К концу этапа дифференцировки образуются легко, становятся прочными.

Запаздывающее торможение к концу этапа вырабатывается достаточно легко. На этом этапе условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, становятся стойкими и устойчивыми по отношению к безусловному торможению. В связи с усилением процессов торможения хорошо развит кортикальный тормозной контроль над эмоциями и осуществлением безусловных реакций за счет выработки тормозных условных рефлексов. Все это является немаловажным для воспитания правильного поведения детей.

Термин «Задержка психического развития » определяет целый ряд трудностей и проблем, имеющих разные причины, но одну общую характеристику - отставание в развитии эмоциональной и/или познавательной сферы от возрастной нормы. В отличие от стойкого недоразвития (умственной отсталости) речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу, реже это отмечается в дошкольном учреждении. Задержка психического развития ребенка может выражаться в явном несоответствии игровых и познавательных интересов своему возрасту, недостаточной осведомленности малыша и незрелости мышления, неадекватных возрасту эмоциональных реакций (инфантилизм), быстрой пресыщаемости практически любыми интеллектуальными занятиями, в трудностях школьной адаптации и успеваемости.

Рассмотрим варианты задержки психического развития ребенка (по К. С. Лебединской):

Задержка психического развития (ЗПР) конституционального типа

При этой форме отставания в развитии эмоциональная сфера и внешний облик ребенка находятся как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. Это проявляется в яркости и живости эмоций, преобладании спонтанных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, но быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе у них часто возникают трудности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины. В дальнейшем незрелость эмоциональной сферы может привести к затруднениям социальной адаптации, а неблагоприятные условия жизни - способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.

Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована в развитии ребенка на первом году жизни как результат перенесенных негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний.

Соматогенная задержка психического развития

При этой форме ЗПР на первый план выступает эмоциональная незрелость ребенка, обусловленная длительным, нередко хроническим заболеванием детского организма, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения (инактивность) тормозит развитие активных форм деятельности, способствуя формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти свойства также усугубляются «щадящим» режимом ограничений и запретов, создаваемых окружающими больному или физически ослабленному ребенку. Болезнь и условия гиперопеки как бы притормаживают эмоциональное развитие ребенка, заставляя его почувствовать себя беспомощным и слабым.

Задержка психического развития психогенного происхождения

Связана с неблагоприятными условиями развития и воспитания детей. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора развитие ребенка может приобрести патологический характер, вызывая отставание, нарушения и отклонения, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере.

Попробуем выделить основные психотравмирующие факторы:
В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности ребенка с ЗПР по типу психической неустойчивости. Такие дети не умеют тормозить свои эмоции и желания, импульсивны в поведении, у них отсутствует чувства долга и ответственности. За счет этого им очень бывает очень сложно сосредоточиться на занятиях, что приводит к школьной неуспеваемости и, как следствие этого, желание самоутвердиться в другой области (что как правило носит асоциальный и разрушительный характер).

Условия гиперопеки часто приводят к задержке эмоционального развития ребенка, проявляющегося в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию и труду. В дальнейшем это может перерасти в безответственность и неспособность самостоятельно принимать решения. Чрезмерная опека как бы постоянно напоминают ребенку о том, что он маленький, слабый, сам ни на что не способен. Все это значительно тормозит развитие волевых качеств и эмоциональности малыша. Такие дети могут неплохо успевать в школе, если на них оказывается постоянное давление извне, но самостоятельно заниматься, соотнося существующие требования и собственные желания, им бывает очень сложно.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза

В отличие от вышеописанных вариантов ЗПР, при ЗПР церебрально-органического генеза отставание в развитии ребенка затрагивает почти все сферы. Признаки отставания отмечаются уже в раннем развитии, но очевидными становятся в детском саду или при поступлении в школу.
Причинами возникновения ЗПР церебрально-органического типа служат:
патология беременности и родов ребенка, перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В зависимости от очага и времени повреждения, задержка развития будет иметь различный характер.

Такие проявления как быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к интенсивности внешних воздействия, нарушение работоспособности, снижение объема внимания, повышенная возбудимость и быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности, тревожность, страхи и весь комплекс невротических расстройств указывают на заинтересованность в патологическом процессе подкорковых, стволовых и базальных лобных систем.

В случае у развивающегося ребенка дисфункции на корковом уровне страдают познавательные функции: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), пространственные представления, речь и мышление, внимание, память.

Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру задержки психического развития ребенка в виде явлений незрелости познавательных и эмоционально-волевых процессов. При этом варианте ЗПР наблюдается отличный от вышеописанных тип эмоциональной незрелости, так называемый органический инфантилизм. В отличие от психики ребенка более младшего возраста и конституционального инфантилизма, при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, некоторой примитивностью и плоскостью. При явном преобладании игровых интересов над учебными, в играх этих детей отмечается однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

Все вышеописанные формы ЗПР можно разделить на две группы:

1. преобладание эмоциональной незрелости, что часто приводит к отставанию в познавательной сфере;

2. отставание в познавательной сфере, что приводит в дальнейшем к отставанию эмоционального развития

Необходимо отметить, что задержка психического развития в отличие от стойкого недоразвития (умственная отсталость) имеет положительный прогноз при своевременной коррекции эмоциональных и познавательных отклонений.

Почему так важно вовремя приступить к коррекции имеющихся трудностей, какие специалисты могут помочь в определении структуры ЗПР и дальнейшей коррекционно-развивающей работе?

Значение своевременной помощи в преодолении ЗПР

Психическое развитие ребенка тесно связано с развитием мозговых структур, образованием новых внутримозговых ансамблей и систем. Каждая психическая функция (память, внимание, речь и др.) имеет закономерный, наиболее благоприятный период своего становления. Нормальное психическое развитие ребенка зависит от двух основных факторов:

Первое - это нейробиологическая зрелость зон мозга, обеспечивающих ту или иную функцию

Второе - адекватная данному этапу развития ребенка стимуляция и запрос на эту функцию со стороны ближайшего окружения. Исследования и наблюдения ученых указывают на то, что в обедненных неблагоприятных условиях велика вероятность того, что развитие нормального с точки зрения состояния мозговой и нервной системы ребенка, примет неблагоприятный характер. Также верно и следующее: стимулирующее, определенным образом организованное развивающее воздействие может видоизменять мозговую организацию психических процессов и функций, нормализуя развитие.

Почему так важно своевременно обратиться за помощью к специалистам?

Созревание и максимально благоприятное время для развития отдельных функций происходит в определенные периоды развития ребенка.

Так для формирования речи - это период от 1 до 3-5 лет . При нормативном развитие, к 4-5 годам дети уже способны использовать в речи сложные предложения, по разному общаться с более младшими и старшими. К этому возрасту значительно обогащается словарный запас и речь приобретает развернутый характер, ребенок способен вести диалог. А если ребенок не заговорил до 8-9 лет , то шансов на возникновение речи уже почти нет. Это обусловлено тем, что к этому возрасту зоны мозга, обеспечивающие речепроизношение, оканчивают свое развитие.

Развитие памяти характеризуется несколькими показателями: объемом запоминания, прочностью хранения и избирательностью воспроизведения. В возрасте 5-7 лет память «набирает обороты», что происходит за счет формирования межсистемных мозговых связей. К 7-ми годам ребенок способен запомнить 10 слов после 5 предъявлений и 7 слов при отсроченном воспроизведении.

Развитие наглядно действенного мышления (складывание пазлов, собирание моделей и конструкторов) к 6 годам достигает такого уровня, что ребенок может справиться с заданием, соотнося свои действия с картинкой или схемой. Уже к 7-ми годам дети могут справляться с конструктивными заданиями, опираясь на представления, т. е. им необязательно постоянно ориентироваться на образец. К 6-7 годам ребенок обычно уже самостоятельно может строить логические связи между предметами и явлениями и объяснять их (на доступном этому возрасту уровне), выполнять задания на классификацию и сортировку предметов и изображений.

Что касается произвольной регуляции собственной деятельности и поведения, развития самоконтроля , то эти способности формируются лишь к подростковому возрасту, что связано с поздним созреванием передних отделов мозга, отвечающих за эти функции.

Здесь мы не будем детально рассказывать про особенности и этапы развития всех психических функций, а остановимся на том

Какие шаги стоит предпринять, если вы видите, что ваш ребенок отстает в развитие.

Необходимо определить характер и причины отставания, а для этого необходима дифференциальная диагностика наблюдаемых явлений.

Для выявления общих психологических механизмов, лежащих в основе недостаточности познавательной деятельности (нарушения внимания, плохая память, недоразвитие речи, отвлекаемость, недостаточность мышления и др.), наиболее адекватным является нейропсихологическое исследование. Нейропсихолог сможет оценить развитие отдельных психических процессов, выделить сильные и слабые стороны в развитие ребенка, а также определить первичные и вторичные механизмы, по которым осуществляется отставание. Все это поможет определить, в чем основная причина имеющихся трудностей. А знание сильных и слабых сторон позволит специалисту дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию ребенка или же предложить программу коррекционно-развивающих занятий.

В случае, когда ведущим в отстающем развитии является эмоциональная незрелость и инфантилизм, лучше обратиться за консультацией к детскому или семейному психологу. Проведя диагностику и наблюдение за поведением ребенка, психолог предложит рекомендации по воспитанию и занятиям с вашим ребенком.

Необходимо особенно подчеркнуть, что эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от сотрудничества родителей и специалистов, обсуждения динамики развития ребенка, выполнения домашних заданий и рекомендаций .

У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса. Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная. Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается. Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания. Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых. В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара. Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется. На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону. Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения. Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое. У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции. Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность. Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям. Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Читайте также: