Как проходят дагестанские свадьбы. Традиции дагестанской свадьбы, обычаи и ритуалы. Обряд переезда невесты

Традиции и обычаи с древних времён являются регуляторами общественных отношений. Эти неписаные, традиционно установившиеся правила поведения оказывают очень большое влияние на общество в Дагестане. Благо, когда обычаи и традиции способствуют сохранению нравственных ценностей и сочетаются с религиозными требованиями. Например, традиции гостеприимства, добрососедства и т.д. Но, к сожалению, многие из дагестанских обычаев усложняют жизнь людей и – более того! – идут вразрез с Шариатом. С каждым годом эти традиции видоизменяются и приобретают новые изощрённые формы.

Особый отпечаток народные обычаи Дагестана наложили на сватовство, свадьбы и формы их проведения – и тем самым… усложнили процесс создания семьи.

Результаты негативного влияния некоторых традиций, и как общество с ними борется – мы можем оценить на конкретном примере селения Чиркей Буйнакского района РД. Здесь особый акцент в последние десятилетия делался на обычаи, связанные с бракосочетанием, и со временем их исполнение становилось всё сложнее и сложнее. В советский период, несмотря на то, что люди не были такими состоятельными, как сегодня, браки заключались относительно рано: в 18 лет парень шёл служить в армию, а по возвращении, когда ему было 20 лет, он женился. Остававшиеся холостыми до 25-26 лет считались «стариками», которые опоздали с женитьбой. А после Перестройки у людей появились деньги и традиции стали диктовать новые условия: уже к концу 1990-х – началу 2000-х годов возраст, когда заключали браки, стал уже 27-28 лет, а сегодня – спустя уже 10 лет, в угоду традициям – стало нормой заключать браки к… 30-35 годам. А всё это потому, что возросли требования как со стороны жениха, так и со стороны невесты к жилью, к тому, как должен быть обставлен дом, к калыму, золотым украшениям невесты, свадебной процессии и т.д.

«Брачный прайс»

Хотя все свадьбы в Чиркее проводились без выпивки и запрещённых танцев, каждый, кто собирался жениться и выйти замуж, должен был следовать «свадебному прайсу», в который включены все обязательные пункты и цены на них, начинающиеся с момента сватовства и до свадебной церемонии. И, даже несмотря на финансовый кризис в стране, общая сумма, необходимая для женитьбы, включая все расходы, росла с каждым годом и на данный момент составляет… несколько миллионов рублей. Также жениху необходимо… иметь двухэтажный дом с ремонтом.

Получается, что люди не могут жениться, пока не завершат строительство дома и не накопят большую сумму для проведения всех обрядов бракосочетания в соответствии с местными традициями. Тех, кто мог реально по местному стандарту женить сына или выдать дочь замуж, было процентов 10 – а остальные, чтобы не отставать от других, копили деньги, влезали в долги, выкручивались, как могли… и всё-таки играли свадьбу, выполняя все пункты местных традиций. Кто-то в демонстративных свадебных стараниях мог поднять планку – и после этого следующая невеста уже не могла себе позволить мебель подешевле… или жениху было неудобно купить бриллианты за меньшую сумму, что заплатил сосед для своей невесты. Гонка за модой и роскошью толкала людей на безмерные и расточительные расходы.

И возник серьёзный вопрос: если брачный возраст в течение последних двух десятилетий с 20 лет поднялся до 35 – то что нас ждёт ещё через несколько лет? Браки будут заключать только… после 40 лет?

Сникерсы

Помимо всего прочего, были другие обряды, ставшие традиционными, которые противоречат Шариату. Например, когда привозили мебель и другую утварь невесты к дому жениха – их не пускали в дом, пока они не отдадут несколько десятков упаковок сникерсов. Спор, возникший из-за таких неуместных новых обычаев на пороге дома жениха, привёл однажды к расторжению помолвки.

Никто не хотел быть первым

Женщины, в основном, придумывают и строго соблюдают эти обычаи. Имамы и алимы всегда призывали людей оставить ненужные традиции и предупреждали об ответственности перед Аллахом, которую они несут за эти придуманные сложности. Но, несмотря на это, никто не решался первым отойти от традиций, боясь общественного осуждения. Мало кто верил, что удастся искоренить их, но чувствовалось, что общество устало от такого положения дел.

Ветер перемен

Процесс отхода от вредных традиций начался с мудрого наставления Муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева, который посоветовал активистам, обеспокоенным ситуацией в родном селе, начать с малого – и не переусердствовать, дабы избежать обратного эффекта.

Актив села, в который входят люди с исламским образованием, вдохновлённые мудрым советом, начали обсуждать план перемен к лучшему. Начали с себя и своих родственников. Было решено вначале искоренить традицию требовать десятки упаковок сникерсов за пропуск имущества невесты в дом жениха. Конечно, в начале были сложности – если даже жених был согласен, родители невесты не желали отходить от традиций. Нужен был прецедент. И тут нашёлся студент исламского института, который заявил, что готов показать пример другим и начать менять традицию. У него была засватанная девушка и если не отходить от традиций, то свадьба у него должна была быть не раньше, чем через год. Он был согласен жениться раньше и попросил актив села убедить родственников невесты тоже пойти навстречу и сыграть свадьбу в ближайшее время. Чтобы поговорить с родственниками невесты, решили пригласить известных дагестанских учёных-богословов. К их приезду ребята нашли среди родственников и знакомых односельчан пять женихов, которые должны были по «местному стандарту» жениться только по прошествии срока от 2-х до 5 лет. В день приезда алимов собрались сельчане и пригласили отцов женихов и невест, которые планировали женить детей только через несколько лет. И прошла судьбоносная встреча с исламскими богословами, на которой было принято решение – в ближайшее время найти ещё шесть пар и с наступлением месяца Раби уль-авваль сыграть одиннадцать незапланированных свадеб. Нашли ещё несколько пар и был составлен список. Начали готовиться к незапланированным свадьбам в месяце Раби-уль-авваль. Плановых свадеб тоже назначили в этом месяце около семи. Было единственное опасение, что вдруг кто-то под натиском жён откажется от договорённости и не сможет нарушить традиции. Но благо, что это всё снималось на видеокамеру – и никто уже не мог отказаться от своих слов, данных перед народом.

Вторым этапом в искоренении новых вредных обычаев стало принятие ряда таких важных решений: как минимизация расходов на подарки для невесты, так называемые «чемоданы», также отказ от многих обременительных взаимных подарков. Если раньше у жениха должен был быть двухэтажный дом с полным ремонтом, а невеста должна была заполнить его всем необходимым – то теперь принято, что жених готовит две комнаты, в которых можно жить. Невеста приносит мебель для кухни, а жених обустраивает спальню. Также отказались от излишеств и на самой свадьбе.

В соответствии с этими новыми нормами в благодатном месяце Раби-уль-авваль в 2011 году в селении Чиркей были сыграны одиннадцать незапланированных свадеб и 7 плановых! Свершилось то, во что ещё недавно мало кто верил…

Изюминка нововведения в том, что никому не запрещено обустраивать дом и покупать дорогую мебель и всё остальное, как заблагорассудится – но только после того, как будет создана новая семья! Теперь молодые женятся и им не нужно ждать, пока накопятся… миллионы для женитьбы. Сначала создаётся семья и двух-трёх комнат молодожёнам вначале вполне достаточно для совместной жизни, а все изящества и роскошные интерьеры они могут строить уже совместно, будучи в браке. Таким образом, материальное состояние не становится барьером для создания семьи. И молодые ребята будут заключать браки в возрасте 20-22 лет. И всё село поддерживает новые конструктивные традиции, облегчающие жизнь людям. Все будут друг другу помогать вовремя создавать семьи. Никто не останется в стороне от проблем других.

Жители села очень довольны и благодарят тех, кто выступил с этой инициативой, делают им дуа. Один из жителей, которому посчастливилось женить сына по новой схеме, сказал, что это третья свадьба, которую он устраивает для своих детей: «После первой свадьбы из-за большой нагрузки, связанной с исполнением традиций и долгов после свадьбы, моё сердце не выдержало и я попал в больницу. Также с трудом я выдержал проведение второй свадьбы и здоровье также пошатнулось. А вот на третьей свадьбе я по-настоящему отдыхал и испытал удовольствие! Не было той нагрузки и не пришлось влезать в долги».

Родители других молодожёнов, которые сыграли свадьбу до начала перемен, с сожалением восклицали: «Нельзя ли было чуть раньше начать внедрение новых правил: тогда бы нам не пришлось истратить такую огромную сумму на свадьбу!?» Третий житель рассказал, что у него было накоплено за многие годы несколько сотен голов овец и всех их он должен был бы продать или порезать для свадьбы сына, и ещё пришлось бы занять денег – а теперь ему достаточно продать малую часть стада и сыграть свадьбу.

Этот случай вошёл в историю и стал отличным примером для всего Дагестана. Если до сих пор селение Чиркей было духовным центром Дагестана, то теперь оно стало и центром по искоренению плохих обычаев и традиций.

Газета «Ас-салам» № 05 (377).

Пока половина моих друзей рассуждает на тему того, что регистрация брака — это вмешательство государства в личную жизнь двух любящих сердец, просветленные эзотерики выступают за скрепление любви через тантрические практики, а не штамп в паспорте, некоторые радикальные феминистки предлагают отменить свадьбу как акт закрепления рабства женщин, в это время на Кавказе люди по-прежнему справляют свадьбы по принципу «пир на весь мир», готовятся к этому событию годами и придают ему огромное значение. Ведь свадьба — одно из самых важных событий в жизни кавказцев, особенно, женщин.
Этой весной нам посчастливилось побывать на типичной дагестанской свадьбе, которую отмечали жители высокогорного села Гуниб, расположенного на высоте 1500 метров, к юго-западу от Махачкалы. Сегодня это моноэтническое село, в котором большинство жителей — аварцы, а 150 лет назад здесь жили помимо аварцев жили русские, евреи, кумыки, татары. Место это стало в свое время сценой для ожесточенных боев и политических распрей, в основном из-за своего уникального стратегического положения — Гуниб является естественной высокогорной крепостью.

Приехали мы в Гуниб около 10 утра, и нас там уже встречал Муртазали — организатор свадьбы и тамада. Именно ему мы обязаны тем, что смогли попасть на свадьбу, и именно от него услышали самое интересное о семейных дагестанских традициях.

В первую очередь мы поехали в дом жениха, где уже готовился большой кортеж машин в дом невесты. На Кавказе пиком «крутизны» считается автомобиль с низкой посадкой — и здесь, на сельской грунтовой дороге этот кортеж напоминал шумный караван в духе Кустурицы.

Муртазали рассказал нам, что раньше в Дагестане свадьбу справляли дважды: в доме жениха и в доме невесты, но сейчас эта традиция соблюдается в том случае, если будущие молодожены живут в разных селах или городах. Наши же молодожены родились и выросли в одном селе, поэтому свадьба организована одна — в их новом доме.

К свадьбе своих детей родители на Кавказе начинают готовиться чуть ли не с их рождения: собирают приданое невесты, придумывают фасон платья и прическу, женихи учатся танцевать, много пить и есть — без этого на Кавказе никуда! Когда молодые люди помолвлены, они могут пожениться только после того, как будет построен их собственный дом. Сияна с будущим супругом познакомилась год назад на одной из отмечавшихся в Гунибе свадеб, и, когда они решили пожениться, обе семьи совместными усилиями приступили к постройке дома. Дом получился типичный для этого региона: каменный, достаточно просторный, укомплектованный, как говорится, «под ключ», в нем есть все для начала счастливой семейной жизни - начиная от постельного белья и кончая посудой и шторами.

Итак, наш кортеж приехал к дому невесты, где с самого раннего утра занимаются её убранством.

Многочисленные подружки невесты и молодые родственницы помогают с макияжем, прической и платьем, а в это время мама и старшие родственницы заканчивают приготовления к традиционной части «передачи» невесты жениху, при этом совершенно искренне переживают и плачут, так как это последний день девушки в стенах родного дома.

Когда жених заходит в дом будущей жены, его встречает сестра невесты и... танцует! Вообще, танец в Дагестане - это выражение радости, это трансцендентальное действо, способ общения и непременный атрибут любой свадьбы.

После танца мама невесты угощает молодых медом, что символизирует пожелания долгой сладкой жизни.

Родители наших влюбленных изначально благославили этот брак. Но иногда, как рассказал нам Муртазали, на Кавказе до сих пор случаются кражи невест, почти как в «Кавказской пленнице». Хотя ближе к правде это описано у Эфраима Севелы в его книге «Мужской разговор в русской бане», где рассказана история, как молодая красавица влюбилась в старого уродливого проводника по горам, бывшего разбойника, и с ее же согласия (что как раз очень важно!) и была им похищена, после чего семья уже не может принять опороченную девушку назад и дает согласие на брак.
До сих пор при заключении брака важную роль играет социальный фактор молодоженов - жених не должен быть в социальном и финансовом положении ниже семьи своей избранницы.
Еще из традиций, которые нам, воспитанным на западной культуре (а правильнее было бы сказать - на советской), непривычны, в Дагестане есть такая, как многоженство. До сих пор здесь официально муж может иметь до четырех жен. Единственное, что часто удерживает мужчину от этого шага - финансовый вопрос, так как надо быть очень богатым человеком, чтобы позволить себе содержать столько жен. Дискриминация жен совсем не приветствуется - если подарил подарок одной, то будь добр выдать и остальным трем подарки, равные по стоимости.
Развод в Дагестане - скорее исключение, чем правило. По традиции, если в течение совместной жизни муж трижды произнесет фразу «Ты мне больше не жена!», это означает развод. Чтобы «оформить» его, супруги идут к имаму, который определенными действиями закрепляет их решение. В целом по России на сегодняшний день по статистике разводов почти столько же, сколько и оформления браков. На Кавказе же (премущественно в мусульманских регионах — таких как Дагестан, Чечня, Азербайджан) разводятся в редких случаях: отчасти это связано с традиционно важной ролью семьи как основного института общества, частично - с тем, что женщины почти не работают, а значит, и не могут сами себя обеспечить, что также является дополнительным стимулом сохранения брака. Но мне верится, что здесь просто помнят и ценят такое понятие, как любовь.
После приезда в новый дом молодоженов образовались два центра веселья - сам дом, в котором гостей угощают, и специально сконструированная площадка перед ним, где происходит основное веселье — а именно, танцы.

Еда на свадьбе - это, конечно, то, что заставило нас забыть обо всех приличиях и основах здорового питания. Овощи, фрукты, мясо, пироги, долма (фаршированные мясом виноградные листья), шашлыками, чуду (тонкий пирог с начинкой из мяса\зелени\творога), хинкал (сложносочиненное блюдо, в которое входят крепкий острый бульон, вареные в нем кусочки теста, баранина, говядина или птица, а также кефирный, сметанный или томантый соус), курзе (что-то типа наших пельменей, но больше даже напоминает грузинские хинкали, курзе бывают овощные и мясные) с томантным соусом. Всё это готовят родственники, а точнее — родственницы, которые безостановочно выставляют на стол свежеприготовленные блюда для новых гостей, убирают после них и моют посуду. Настоящий самоотверженный труд!

За столом постоянно звучат тосты: длинные, виртуозно исполненные, с вкраплениями старинных притч и легенд, с пожеланиями любви и советами молодым. Самый почитаемый человек на свадьбе - это самый старший гость или родственник. Кстати, эта же традиция касается и первоочередности вступления в брак - младшие братья и сестры не могу это сделать, пока не женится\ выйдет замуж старший брат или сестра.

На улице происходит другая важная часть свадьбы - танцы. Начинается все с танцевальной традиции, напоминающей наш «ручеек» - гостям вручается несколько цветков, которые они должны отдать тому, кого приглашают на танец. Отказываться нельзя, даже если ты устал, стар, пьян - хоть на 5 минут, но надо выйти в круг и потанцевать. В танце цветок передается и получивший его дальше приглашает кого-то на танец. Таким образом площадка никогда не пустеет, музыка звучит непрестанно и за это время все гости успевают потанцевать друг с другом. В основном именно таким образом в Дагестане находят себе жениха или невесту. В какой-то момент на площадку утащили Янку, которой пришлось наскоро учиться лезгинке. Некоторые женщины, выражая то ли уважение, то ли радость от того, что русская гостья танцует на свадьбе, стали подбегать к ней и совать в руку деньги. Это было совсем неожиданно!
Танец жениха и невесты - один из самых красивых и важных моментов свадьбы. Но сначала невеста танцует со всеми мужчинами — близкими гостями. Она делает небольшой круг, а мужчина танцует вокруг нее и кидает деньги ей на голову. Подружка невесты ходит за ней и собирает деньги. Эти деньги — подарок молодоженам, микроволновки и чайники здесь дарить не принято! Когда все мужчины станцевали, наступает очередь жениха. Вместе с невестой он делает несколько кругов, затем к нему в порыве присоединяются разгоряченные друзья и родственники и начинается буйная радость: жениха поднимают на руки и качают, выбрасывют вверх, безудержно танцуют и стреляют в воздух. Настоящий праздник!

Свадьба длится три дня, и в общей сложности ее посещают около тысячи гостей: конечно, не все сразу, но в течение всей свадьбы все жители села и окрестных деревень хотя бы на 15 минут, но должны зайти в гости.
Муртазали рассказал интересный обычай, как проверяют новоиспеченную супругу. В самое-самое неудобное время — ну, например, в 4 часа утра — приходят к молодоженам в гости. Хорошая хозяйка в любое время должна быть готова принять гостей и накрыть на стол хинкал и чай. Такая вот она, женская доля!
После тостов, еды и танцев мы постарались деликатно попрощаться и уйти, так как нас все активнее начали угощать алкоголем, что после нескольких часов дегустации всевозможных деликатесов кавказской кухни мы уже не могли продолжать. Мы отправились на прогулку. Естественно, гуляя по деревне, нас тут же зазвали в гости, и мы оказались в доме у местного каменщика, который занимается гравировкой. Он охотно показал нам свою работу, а мы с удовольствием поснимали.

А затем мы неспешно, за долгими интересными рассказами Муртазали отправились на самый край деревни, а свадьба далеким эхом звучала нам аккомпанементом.

Спасибо за внимание.

Республика Дагестан — самый многонациональный регион Российской Федерации. В «стране гор», в тесном соседстве проживает более ста народностей. Каждое из этих этнических сообществ привносило свои традиционные ценности, постепенно рождая тот своеобразный уклад, который можно наблюдать по сей день. От селения к селению обычаи видоизменяются, оставаясь во многом схожими. Дагестанцы почитают традиции, сохраняя все богатство народной культуры в наш век перемен. Дагестанская свадьба в наши дни — это уникальные вековые традиции, гостеприимство и неповторимый национальный колорит, адаптированные под современные реалии.

В Дагестане очень сильны традиции гостеприимства. Существующий веками свод правил предписывает хозяевам доброжелательность и внимание к гостям. Дома дагестанцев всегда открыты для дорогих родственников, соседей, друзей. Даже незнакомого человека, случайно попавшего в селение, принимают, как собственного родича.

Несмотря на влияние ислама, принятого жителями Дагестана со времен властвования турок и персов, к женщинам здесь особенное, бережное отношение. Некоторые исследователи считают, что изначально в местных племенах царил матриархат. Подчеркнуто уважительное, вплоть до именования в третьем лице, отношение жены к мужу, соседствует с запретом для слабого пола заниматься тяжелым физическим трудом. Вежливая мудрость женщин всегда может охладить горячие головы спорщиков-мужчин. Также, в Дагестане не было принято ношение чадры, наоборот, девушки и женщины одевались ярко, с многочисленными головными украшениями.

Свадьба в Дагестане – это не просто соединение двух любящих сердец, это повод всем родственникам и знакомым собраться на потрясающее своим размахом празднество. В этот период происходит объединение двух отдельных семейств в единое целое. Новые родственники активно знакомятся, общаются. В старину местные селения жили от свадьбы до свадьбы. На знаковое событие собирались все окрестные села, приезжали гости из отдаленных районов. Свадьбу праздновали в несколько этапов, а подготовительный период начинался с рождения детей.

Знакомство и сговор

В старину было принято сговаривать детей еще с колыбели. И это не прихоть: с теми ограничениями, которые налагали венчальные традиции, найти подходящую пару в регионе было довольно сложно. В основном, данный обычай процветал среди зажиточных семей. Отец малолетнего жениха давал в виде залога ценную вещь, и дети считались сговоренными.

Наиболее частым был сговор юношей и девушек в подростковом и зрелом возрасте. Невесту искали старшие родственники и родители, подключая всех знакомых и соседей. Девица должна была демонстрировать определенные качества: трудолюбие, сдержанность эмоций, знание этикета. Немаловажными были физическое здоровье, отсутствие уродств и психических заболеваний среди родственников, происхождение и благосостояние семьи. До свадьбы молодые могли вовсе не знать друг друга.

В современном Дагестане молодежь имеет возможность заводить знакомства самостоятельно. Но и сейчас к мнению старших родственников юноши и девушки прислушиваются, а женитьба без благословения родителей немыслима.

Еще одним традиционным способом жениться была кража невесты. Такой ход позволял избежать огромных расходов на выкуп и устройство свадьбы, а также жениться вопреки воле родственников выбранной девушки. Как правило, отказ следовал, если претендент на руку и сердце дочери был ниже по социальной лестнице, из обнищавшего рода или из рода, с которым была вражда. Девушка, которая провела ночь под кровом постороннего мужчины, считалась опозоренной. Если ей удавалось сбежать до рассвета, то считалось, что девице удалось отстоять свою честь. Если же нет – родственникам не оставалось иного выхода, кроме как дать согласие на немедленное венчание. Впрочем, разъяренные родичи могли и кровную месть объявить за позор дочери и сестры, что не облегчало участь несчастной, которая теряла надежду на достойную партию. Кража невест в наши дни преследуется по закону, и происходит как правило, по взаимному согласию, как красивый стилизованный под старину ритуал.

Подготовительный период

Поскольку разводы в Дагестане крайне редки, к выбору второй половинки подходят со всей ответственностью. Как только юноша или его семья определяются с кандидатурой будущей невесты, на семейном совете тщательно оценивают девушку, ее поведение и репутацию, смотрят на благосостояние семьи, наводят справки о ее родственниках. Если все устраивает, засылают сватов к родителям избранницы – родителей жениха, старших родственников или друзей. У аварцев, наоборот, приглашают в дом отца девушки. Одним посещением дело не ограничивается: приличная девушка не может дать ответ немедленно, нередки и случаи отказа, когда жених не устраивает родственников девицы или ее саму.

Как только вопрос решается положительно, мать жениха одевает на руки невесте кольца и браслет, после чего девушка считается сговоренной. Далее следует обряд обручения.

Обручение в Дагестане

Жених в сопровождении родственников приезжает в дом девушки с подарками. Ранее был обычай, когда эти дары вместе с девичьим приданым вывешивались на веревках на всеобщее обозрение, в некоторых селах он сохранился до сих пор, так что, скупиться не принято. В этот день происходит не только обручение. Стороны договариваются о размере приданого, выкупных за невесту и калыма. Также, назначаются дни свадьбы.

Характерной особенностью свадьбы в Дагестане является проведение двух торжеств с интервалом в неделю. Данный обычай легко объясним: в старину, с принятием мусульманских обычаев, свадебные застолья проводились отдельно для мужчин и женщин. Более того, родители не могли сопровождать дочь и посещать застолье в доме родителей жениха. А присутствовать на свадьбе собственной кровиночки хотелось. Вот и устраивали отдельные застолья. В назначенный момент жених и его друзья приезжали на «женскую» свадьбу и увозили невесту в сопровождении ее незамужних сестер в новую семейную жизнь. Утратив свое первоначальное значение, традиция сохранилась, претерпев изменения. Теперь играют две свадьбы, каждый раз собирая всех гостей.

Приданое и калым

Деньги на калым и приданое начинают собирать с рождения ребенка. Для девочки готовят еще и хозяйственные принадлежности, ткани, украшения. К свадьбе юноши родители должны обеспечить роскошное застолье и отдельное жилье, подарки и деньги для выкупа избранницы. Размеры выкупа и приданого не установлены: в каждом конкретном случае стороны договариваются согласно своему положению в обществе и благосостоянию. При этом, демонстрировать скупость и жадность не принято.

Традиционные наряды молодых

Современные новобрачные предпочитают классику – белые платья, костюмы, либо традиционные облачения в народном стиле. Часто невесты появляются в обоих вариантах, благо, двойное празднование это позволяет. Требования к наряду невесты довольно строгие. Платье должно быть длинным, элегантным, подчеркивать изящество и красоту девушки. Ткань выбирается дорогая, подбираются украшения. Фата и покрывала в Дагестане не приняты.

Для юношей, желающих отдать дань традиционным танцам, также необходим второй, национальный наряд с обязательной мохнатой папахой. Именно в этом облачении он поведет свою избранницу в зажигательном танце новобрачных.

Особенности традиционной дагестанской свадьбы

В Дагестане родственным связям уделяется огромное значение. Свадьба в Дагестане собирает огромное количество гостей, от нескольких сотен до нескольких тысяч. Приезжают дальние родственники, кунаки, знакомые и знакомые знакомых. Вход на торжественное застолье свободный, любой человек может зайти и поздравить молодых, отведать угощение. Молодым принято дарить значительные денежные суммы, которые пойдут на обзаведение жильем и хозяйством.

Особенности современной свадьбы в Дагестане

По желанию брачующихся и их родственников, свадьба может быть скромной, по мусульманским обычаям, без спиртного и с раздельными столами для мужчин и женщин. Или же привычная нам, шумная, с весельем, танцами, музыкой и обильным застольем. Празднуют обычно либо в банкетных залах ресторанов, либо во дворах домов. Основное требование к месту проведения застолья – оно должно вместить всех желающих.

Регистрацию в ЗАГСе проводят во время второго дня празднования. Поскольку количество гостей запредельно, подготовка к свадебным торжествам – это весьма ответственное дело. Даже элементарно подобрать меню, чтобы всем хватило, и гости остались довольны, довольно трудная задача. А ведь гуляется, по сути, двойная свадьба, увеличивая расходы и проблемы подготовки вдвое!

Проведение свадебных мероприятий

После помолвки начинаются приготовления к торжественным мероприятиям. Занимаются этим преимущественно родители. А невеста должна обустроить дом или квартиру, где будет жить молодая семья. Жилье приобретает сторона жениха. Если в связи с финансовым положением молодых планируется поселить в доме родителей жениха, то девушка будет облагораживать выделенное крыло или комнаты. Кроме приданого для дочери родители приобретают бытовую технику, мебель.

Празднование в доме невесты

Ранее под отчим кровом для выдаваемой замуж девицы устраивали небольшое, прощальное застолье. В наши дни празднуется полноценная свадьба, которая, однако имеет свои уникальные особенности. На крыше дома размещаются музыканты. С самого утра они начинают исполнять обрядовые песни, напоминающие надрывный плач. В это время девушка, под причитания окружающих подружек, девушка готовится покинуть родительский дом. Она исполняет прощальные песни, облачается в свадебный наряд.

К полудню из дома жениха выезжает процессия, состоящая исключительно из женщин. Они несут с собой угощения, сладости, украшения и вытканные вручную ковры. Жених и другие мужчины следуют в отдалении, исполняя традиционные обрядовые песни. Когда гости заходят в дом, все принесенное убирается в сундук, который затем будет отправлен с юной женой на новое место жительство. После этого начинается застолье.

Вступление девушки в замужнюю жизнь

В старые времена именно в этот день или накануне проводился обряд бракосочетания в исламской традиции. Присутствовали сам жених, мулла и представитель невесты, отец или старший родственник.

В наши дни в первый день празднований мать девицы и прочие родственницы, плача и причитая, передают новобрачную в новую семью. Однако, передача эта чисто символическая: невеста остается ночевать в отчем доме.

Празднование в доме жениха

С утра в назначенный день жених приезжает за своей суженой и забирает ее под свою руку, в свой дом. Само торжество начинается после полудня. Именно в этот день разыгрываются конкурсы, молодые люди хвалятся друг перед другом своей силой и ловкостью, устраиваются состязания и веселые шутливые розыгрыши. Танцы и поздравления следуют один за другим. При этом, совместные танцы очень редки – мужчины развлекаются отдельно от женщин.

Интересные свадебные обычаи дагестанцев

Тысячелетняя культура дагестанского народа богата традициями, приметами и поверьями, связанными со свадьбами.

  • Назначенные свадебные торжества не должны совпадать с большими мусульманскими праздниками или днями постов, днями рождения брачующихся и их родителей.
  • Мать юной супруги подносит молодым разведенного меда, чтобы жизнь была сладкой и беспроблемной.
  • На пороге девичьего дома жениха встречает сестра его суженой и исполняет обрядовый танец.
  • Перед совместным танцем молодоженов невеста должна станцевать с каждым присутствующим среди гостей мужчиной. Он не должен ее касаться, только описывать круги и бросать ей под ноги монеты.

За порядком на свадьбе следит особый распорядитель-тамада, он же проводит конкурсы, говорит здравицы и следит за исполнением ритуалов.

Свадебное застолье и тосты

Закон гостеприимства гласит: ни один гость не должен уйти голодным. А здравицы и благопожелания молодым звучат практически непрерывно. Вместе с тем, количество тостов вовсе не означает повеление напиться. Наоборот, неумеренное употребление алкоголя сурово порицается.

Тост – это довольно длинная притча, очень часто передаваемая из поколения в поколение мудрость пращуров. Опытный тамада помнит множество таких красивых историй, призванных научить молодых жизни, пожелать благополучия и добрых отношений. Поздравления также звучат в адрес родителей и друзей, а также всех присутствующих. Любой гость на свадьбе может поднять бокал и сказать свой тост. Главное условие – соблюдать очередность и не перекрикивать выступающего оратора.

Песни, танцы и развлечения

Конечно же, куда без традиционной лезгинки? Красивейший танец, во время которого молодой мужчина показывает свою ловкость, удаль и силу, а женщина должна продемонстрировать скромность и умение подчеркнуть достоинства своего партнера, и все это действо совершается в шикарных традиционных нарядах! Есть на что посмотреть и показать себя с самой выгодной стороны. В этом танце сплетаются неукротимый дух дагестанских мужчин и нежная гибкость женщин. Его могут и любят танцевать все, от малышей до умудренных сединами старейшин.

Танцевальные мероприятия открывает назначенный главный танцор, после чего к нему могут присоединиться все желающие мужчины. Очередность определяется передачей цветов: как только один танцор утомляется, он передает букет другому, и выбранный из числа гостей претендент не должен отказываться от одного-двух кругов. Танцы для женской половины гостей знаменуются приглашением на танец сестры жениха. Только после нее в круг могут войти остальные дамы.

Танцы и песни на дагестанской свадьбе являются самым основным развлечением. Они длятся от начала и до конца празднества. Это и традиционные национальные пляски, обрядовые мелодии, и современные популярные композиции, и караоке.

Начало семейной жизни

Утро после второго дня свадебных торжеств означает переход девушки в статус женщины. Ей разрешается снять с головы девичий платок. К молодым приходят гости, снова звучат поздравления с началом семейной жизни. Народ лакомится угощениями из сундука невесты. А две породнившиеся семьи обмениваются дорогими подарками, укрепляя образовавшиеся связи.

Дагестанская свадьба – это пышное торжество с красивой музыкой и замечательными танцами. Бережное отношение к народным традициям и семейным ценностям делают свадебные торжества дагестанцев особенно яркими и запоминающимися.

Когда новобрачные планируют провести тематическую свадьбу, то перед ними раскрывается большой выбор традиций разных народов. Это позволяет создать праздник непривычный для большинства знакомых.

Чем более необычным жених и невеста хотят видеть своё торжество, тем больше времени выбранная национальная культура должна быть исторически изолирована от основных мировых религий. Тогда праздники будут содержать больше всего местных обычаев и обрядов. Именно к таким можно отнести дагестанские свадьбы, ведь часть населения живёт в горных областях, из-за чего происходит естественное его обособление.

В Дагестане до сих пор слово родителей очень много значит для детей. Поэтому обязательным предсвадебным этапом является засылание сватов. В данной области существует 2 традиции:

  1. Сватовство с помолвкой происходит, когда дети ещё маленькие, но постепенно такой способ начал терять популярность среди населения. Раньше он позволял точно знать, что ребёнок сможет создать семью, которая принесёт здоровое потомство. Это было особенно важно для маленьких селений, ведь часто такие помолвки заключались между представителями разных населённых пунктов. Теперь же, с увеличением численности и большей мобильности людей, нет опасности остаться без внуков.
  2. Сватовство совершеннолетних. При этом чаще всего его организуют после того, как жених в первый день выказал такое желание родителям. Если они одобрили девушку, то в её дом посылают сватов.

В отличие от дагестанской свадьбы, сватовство – процедура закрытая, можно даже сказать, тайная. Сваты приходят в дом девушки на выданье вечером, прилагая усилия, чтобы никто не узнал об их миссии. Родители девушки и сваты обсуждают величину выкупа и приданого. Это 2 обязательные составляющие договора между сторонами, но они не имеют определённого размера, завися только от благосостояния семей.

Если договорённость достигнута, то молодые считаются помолвленными, после чего начинается подготовка к свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Свадьба в Дагестане собирает множество гостей, иногда их численность доходит до тысячи. Поэтому для проведения праздника требуется большое количество средств, и откладывать деньги начинают ещё при рождении ребёнка.


После заключения помолвки начинают приготовления к празднику. Важно понимать, что стилизованная свадьба празднуется два дня, при этом между ними проходит неделя. Эти банкеты организуют в домах родителей – сначала у невесты, а после и у жениха. Или если площадь жилища не позволяет вместить всех приглашённых, то выбирают ресторан.

Регистрация брака происходит только перед вторым банкетом. Такая традиция двойной свадьбы возникла из-за того, что родителям невесты нельзя было присутствовать на свадьбе дочери. Это должно было символизировать их отказ от влияния на неё, и переход девушки в новую семью. Чтобы этот процесс прошёл легче, невеста отправлялась в дом жениха только окружённая незамужними сёстрами, которые поддерживали её в этот трудный период.

Но семья невесты также хотела отпраздновать её замужество, а девушки желали, чтобы в этот день рядом были близкие люди.

Но чтобы не возникало противоречий с традицией, начали создавать небольшие посиделки в доме невесты. Постепенно такие праздники разрослись, став полноценным свадебным банкетом, который не уступает основному действу.


Второй причиной появления такой традиции является то, что раньше девушки на свадьбе в доме жениха не могли расслабиться. В некоторых селениях они должны были скромно стоять в специальном алькове. При этом невеста не могла с кем-то заговорить или отлучится. Ей разрешалось только отвечать на вопросы старших родственников.

Такое поведение должно было демонстрировать смирение и уважение к старшим. Сейчас такое строгое отношение к невесте не соблюдается, и девушка является полноправным участником праздника. Такое бдение, пока остальные веселятся, было достаточно тяжело для девушки как в физическом, так и моральном плане.

Поэтому празднование дома, где она могла участвовать в торжестве, было приятной частью свадьбы.

Проведение свадьбы

Спустя неделю после первого празднования наступает день свадьбы. Невесту наряжают в красивое платье, надевают множество украшений и делают замысловатую причёску. Если же семьи относится к сильно верующим мусульманам, то вместо укладки надевают специальную повязку – никаб.


После этого на невесту опускают тонкое белое покрывало, чтобы закрыть от посторонних взглядов. Так как в древности считали, что невеста для своей семьи умирает, чтобы возродиться в доме жениха, то путь между ними был для неё опасным. Считалось, что она лишается покровительства рода, и злые духи захотят воспользоваться этим моментом.

Для того, чтобы потусторонние сущности не увидели девушку, её укутывали в покрывало, которое не позволяло обнаружить беззащитную жертву. Белое покрывало снималось после вхождения под кров дома жениха. Иногда традиция предписывала убирать материю только на завершении праздника.

Отец жениха при наступлении полудня стучится в дверь родителей невесты, говоря, что пришёл за девушкой для сына.

После этого мать с сёстрами выводят невесту на порог дома, где будущий тесть вручает ей зеркало и свечу. Эти предметы в старину считались чрезвычайно ценными, поэтому являются символом счастья и благосостояния.


Свадебная процессия передвигается с песнями и национальной музыкой. При этом любой встречный мог заступить дорогу и потребовать подарок. Отец жениха должен был вручить презент.

Когда шествие заканчивается, в доме жениха все рассаживаются за праздничные столы. Традиционным считается разделение на мужскую и женскую часть, раньше всё мероприятие проходило в отдельных залах, и разнополые гости не видели друг друга. Сейчас ограничиваются только раздельной трапезой.

На празднике всегда должна звучать национальная музыка, при этом в живом исполнении.

Также для развлечения приглашают тамаду, который досконально знает менталитет и все национальные обычаи. Поэтому он может проводить конкурсы, которые будут интересны гостям.


Основной праздничной особенностью является большое количество национальных танцев (лезгинка и другие, в зависимости от области проживания). Чаще всего участвуют мужчины – такие пляски требуют энергичных движений, на что женщины, одетые в строгие платья, не способны.

Но существует традиция первого танца новобрачных, когда жених отплясывает, а невеста вокруг него вьётся. Резкие движения мужчины, и плавные женщины – выглядят очень гармонично и красиво. Чем больше мастерства у молодожёнов, тем более завораживающе всё выглядит. Но прежде, чем станцевать со своим мужем, невесте необходимо сплясать со старшими мужчинами. Это обязательно отец жениха, его дяди и дедушка, если есть старшие женатые братья, то девушка танцует и с ними.

Только после этого на площадку выходит её возлюбленный.

После свадьбы

Утром после второй свадьбы, где звучали тосты и пела музыка, с молодой жены снимают платок.

Гости приходят поздравить новобрачных со свершившимся союзом, после чего угощаются из сундука со сладостями.

Считается, что это принесёт удачу и благосостояние как молодожёнам, так и приглашённым. В этот день ближайшие родственники новобрачных часто обмениваются ценными вещами, чтобы подтвердить, что между ними нет обид.

Также это демонстрирует дружеские эмоции, вызываемые новыми родственниками.

В этом видео – красивая дагестанская свадьба:

Дагестанская свадьба – мероприятие, которое славится своей роскошью. Независимо от того, насколько богатая семья у жениха и невесты, праздник должен быть шикарным и вызывающе пышным. А вы бы рискнули организовать две свадьбы?

Дагестанская свадьба — важное событие в каждом городе и селе. Дагестанцы живут от свадьбы к свадьбе, ведь такое торжество дарит много впечатлений. В этой республике отмечают свадьбу два раза — сначала в доме невесты, а потом в доме жениха. Как минимум, гуляния затягиваются на два дня, а иногда могут длиться даже дольше.

Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Первый день

Как правило, дагестанские браки очень крепкие и длятся всю жизнь. Большей мерой это связано с выраженной религиозностью народа, так как разорвать брак может только имам, а ему для этого требуются веские причины. Поэтому дагестанские свадьбы всегда веселые и шумные, ведь играются они один раз. На этих свадьбах гуляет вся община, а количество приглашенных может достигать тысячи.

Перед первым свадебным днем все родственники активно готовятся, выполняя оговоренные ранее обязанности. Родители молодых почитают своих умерших родственников и проводят жертвенное приношение на честь молодых. Также заранее приглашают музыкантов. Чаще всего их зовут из других селений, и всю дорогу к дому, где будет проходить праздник, они должны петь, извещая о месте торжества.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане начинаются с ритуальной музыки. На крыше дома собираются музыканты, играя обрядовые песни, которые отличаются молитвенной силой. В полдень из дома жениха выдвигается свадебная процессия. Она состоит из родственников молодого, в основном женского пола. По дороге к жилищу невесты они поют песни, танцуют и несут с собой дары и подносы со сладостями. Подарки состояли их пары хлебов, халвы, мешка с табаком, иголок, ниток и прочего. Участники свадебной процессии заходили в дом невесты, а подарки складывали в сундуке. Его впоследствии новобрачная заберет с собой в дом своего мужа.

Свадебный обряд дагестанцев состоит из традиции, когда молодых отправляют в дом своих ближайших родственников, например, сестры или брата. Поэтому в первый день они не встречаются. Считалось положительным, когда невеста и жених будут до свадьбы находиться среди большого скопления людей.

Гости тем временем прибывают из разных уголков страны и собираются возле дома. О своем визите они оповещают музыкой, песнями или оружейными выстрелами.

В этот день невесту готовят к передаче жениху. Мать собирает для нее приданое и проводится церемония прощания, с ритуальными песнями и плачем.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

Читайте также: