Костюм казачки – это целый мир. Главное, чтобы костюмчик сидел. Казачьи костюмы женские, мужские, детские Как сшить казачью юбку

Казачьи и русские народные костюмы

Вы можете посмотреть наши работы по различным направлениям:

Мужская казачья гимнастерка

Казачья гимнастерка, сшитая из габардина. Отделка из красного канта, использованы пуговицы с казачьей символикой. Цвет гимнастерки по желанию заказчика.

Стоимость от 2700 руб.

(В зависимости от размера и вида ткани. Ремень в стоимость не входит)

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки, кофты и стилизованного головного убора. Данный комплект подходит для возрастного хора. Весь костюм выполнен из однотонного габардина с отделкой из цветной набивной ткани. Элементы костюма декорированы тесьмой и кружевом. Пояс юбки на резинке. Застежка кофты на змейке сзади. Головной убор выполнен в тех же тонах, в виде полу-косынки с отделкой объемной косой из примененных в костюме материалов.

Стоимость комплекта

Юбка + Кофта - 7000 руб

Головной убор - 1500 руб

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки (ткань габардин), с отделкой из цветной ткани, оборкой и декоративной тесьмой. Пояс юбки на резинке + молния. Кофта с отрезной баской, пышными рукавами (из цветной ткани), на высоких манжетах. Воротник - стойка, застёжка - пуговицы спереди. Отделка по переду из оборки с использованием декоративной тесьмы.

Стоимость комплекта от 7000 руб.

(в зависимости от размера и вида ткани).

Мужской казачий костюм

Черкеска выполнена из черного габардина, длина по колено. Рукава длиной 3/4 с широкими отворотами из красного атласа. На груди нашиты декоративные газыри с отделкой декоративной тесьмой. Этой же тесьмой обработана горловина и борта изделия. Застёжка на змейке.

Стоимость черкески от 4500 рублей

(в зависимости от ткани и размера).

Кожаный пояс не входит в стоимость.

Шапка кубанка.

Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Мужской казачий костюм

Бешмет выполнен из красного атласа с декоративной тесьмой по стойке и вдоль застёжки переда (разъемная молния). Изделие отрезное по линии талии со слегка клишенным низом. Рукава длинные, свободные, на манжете.

Стоимость от 3500 рублей.

Пояс не входит в стоимость.

Брюки пошиты из черного габардина с красными лампасами по бокам. Для регулировки объема в поясе использована резинка.

Стоимость брюк - от 2000 рублей в зависимости от размера.

Казачьи костюмы

Женский костюм состоит из длинной юбки (ткань - габардин), украшенный декоративной тесьмой и оборкой из отделочной ткани. Пояс юбки на змейке и резинки для регулировки объема. Кофта из габардина в цвет юбки с отрезной баской. Застёжка сзади на разъемной молнии. Кофта отделана набивной ткань. Рукав - длинный с объемным верхом на декоративном манжете. В качестве отделки использовано кружево и оборка из отделочной ткани. Мужской казачий костюм состоит из черной черкески, бешмета и шапки-кубанки.

Ориентировочная стоимость такого костюма - 7500 рублей.

Женский и мужской казачьи костюмы

Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.

Стоимость такого комплекта от 7000 руб.

Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.

Стоимость данного головного убора - 1500 руб.

Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета - слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.

Стоимость изделия 3500 рублей.

Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Женский казачий костюм

Данные сценические костюмы подойдут для хора ветеранов.

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки и блузки. Юбка пошита из габардина с отделкой декоративной тесьмой и вставкой из цветного набивного материала. Пояс юбки выполнен на резинке. В отделке использовано узкой кружево. Блузка выполнена из набивной ткани в цвет юбки. Рукава и кокетка выполнены из однотонного габардина. Отделки кокетки, низа рукавов и низа баски выполнены из декоративной тесьмы и кружева. Застёжка блузки сзади на разъемной молнии. В качестве основной ткани хорошо подходит жаккард.

Стоимость такого комплекта - 6500 рублей.

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из юбки и блузки. Юбка выполнена из красного габардина. По низу юбки имеется оборка с использованием узкого кружева и декоративной тесьмы. Пояс юбки - на резинке. Кофта пошита с отрезной баской, пышным рукавом на высокой фиксированной манжете. В качестве ткани для блузы использован красный габардин и цветная вспомогательная ткань, которая дополняет рукава и является декоративной кокеткой переда. В отделке блузы используются узкой кружево и декоративная тесьма. Застёжка выполнена сзади на разъемную молнию.

Стоимость костюма от 7000 руб.

Женский русский народный костюм

Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины - синяя контрастная тесьма.

Ориентировочная стоимость такого платья - 5500 рублей.

Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.

Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле

Костюм девочки состоит из комбинированного сарафана. Длина сарафана - чуть ниже колен. Юбка выполнена в стиле «солнце». Низ юбки отделан декоративной набивной тканью и окантован контрастной тесьмой. Основной тканью юбки является красный габардин. Верхняя часть сарафана выполнена из декоративной набивной ткани. Линия талии сзади фиксируется на резинку или на завязки. Степень свободы сарафана позволяет использовать его на 2-3 размера. Под сарафан одета белая свободная блузка с пышным рукавом на резинке и отделкой красным кантом в цвет сарафана. Ткань блузки - сорочечная.

Стоимость комплекта - 5000 руб.

Комплект для мальчика из рубашки с декоративным поясом и брюк. Рубашка выполнена из красного габардина с отделкой из декоративной ткани по низу рубашки, низу рукава и горловине.

В отделке используется желтая тесьма-вьюн. Застёжка горловины рубашки выполнена на кнопках. В качестве пояса используется основная ткань, с нашитой на неё декоративной тесьмой.

Брюки пошиты из черного габардина. Пояс брюк сзади выполнен на резинке, что позволяет использовать его на 2-3 размера.

Стоимость комплекта для мальчика составляет 2500 руб. (рубашка) + 1500 руб. (брюки).

Костюмы в русском народном стиле

Детский стилизованный костюм состоит из сарафана (материал - красный габардин). Свобода сарафана на талии фиксируется резинкой или завязкой на бант сзади. Передняя часть сарафана украшена аппликацией. Белая блузка пошита из сорочечной ткани с объемным рукавом-фонарик на резинке. Застёжка блузки выполнена сзади на пуговицу. Степень свободы предлагаемых изделий позволяет использовать их на несколько размеров.

Стоимость блузки - 1700 рублей, стоимость сарафана - 3000 рублей.

Женский костюм состоит из длинного сарафана (ткань габардин) и белой блузки. Юбка сарафана клешенная и отделана по низу рядами декоративной тесьмы.

Верх сарафана выполнен на широких бретелях с отделкой декоративной тесьмой. На линии талии использовано несколько рядов резинки для плотной посадки иделия.

Стоимость сарафана - от 4500 рублей.

Белая блузка сшита из сорочечной ткани и расшита тесьмой по рукавам. Стойка и горловина блузки выполнены из красного габардина и также расшиты тесьмой.

Стоимость блузки - от 2800 руб.

Стоимость варируется в зависимости от фактуры ткани, размеров изделия и используемой тесьмы.

Женский головной убор состоит из расшитой тесьмой плотной основы, выполненной из усиленного габардина. Для завязки использована атласная лента.

Стоимость головного убора - 800 рублей.

Мужская рубашка с декоративным поясом-кушаком.

Рубашка выполнена из молочного габардина со вставками красного цвета. Вставки отделаны декоративной тесьмой. Воротник-косоворотка с застёжкой на кнопках.

Стоимость комплект (кушак+рубашка) - от 3500 рублей.

Любой из представленных костюмов можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

ольга круглова

Вид : ознакомление с окружающим миром

Тип : ознакомительное

Тема : «знакомство с казачьим костюмом »

Возраст : 5 – 6 лет

Способ организации : общегрупповое

Предварительная работа : беседы «Кто такие казаки » , «Игры казачат »

рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков

Наглядный материал :

а) демонстрационный – иллюстрации костюмов казаков , казачек ; мольберт

б) раздаточный – игра «Одень казака и казачку » , «Выбери казачий костюм »

Задачи : познакомить детей с казачьим костюмом ; обобщить и систематизировать представления детей о казаках .

Формировать умение переносить новые знания в игру; формирование гендерной, гражданской принадлежности. Развивать восприятие и память. Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Ход : Ребята, послушайте стихотворение Н. Туроверова

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почёт :

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несёт.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют

Песни звонкие поют

Память предков охраняют,

Веру в бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Воспитатель : О ком говорится в этом стихотворении / ответы детей/

А кто такие казаки ? / ответы детей/

Да, ребята, в древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками . Все казаки служили Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у них своя история, традиции.

И вот сегодня мы познакомимся с казачьим костюмом

Служебная одежда – мундир из синего сукна, шаровары синего сукна с красными лампасами, фуражки или папахи с красным верхом, сапоги. В домашнем быту казаки носили полотняную вышитую рубаху, шаровары на сапоги.

Послушайте стихотворение И. Мордовиной о том, как у казаков появились лампасы : Царь наградой жаловал

Казаков донских

Сукном синим баловал

Воинов лихих

Дал в придачу алого чуточку сукна

Не хватило малого…

Подвела казна.

Пошили форму синюю

Донские казаки

Из алой ткани сделали

Лампасы на штаны

Остатками в фуражках околыш обвели

И сквозь века легенду

Об этом пронесли.

Физкультминутка :

Это платье для Наташки - 4 ритмичных поворота вправо – влево, руки

Красные горошки 4 ритмичных прыжка на двух ногах

А на платье два кармашка «рисуют» на животе два кармашка

Спрячем в них ладошки прикладывают ладошки к животу

Воспитатель : Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка»

Кофта была с оборкой «басочкой» , воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма . Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Фартук или запон

Различают праздничные или расхожие (на каждый день) . Праздничные украшались ткаными узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок) .

Игра «Одень казака и казачку »

Материал : бумажные куклыказак и казачка , комплекты одежды для каждого.

Правила игры : Воспитатель показывает детали одежды. Правильно назвавший тот или иной предмет женской (мужской) казачьей одежды , забирает его и одевает куклу. Девочки одевают казачку , мальчики – казака . Побеждает тот, кто первым оденет свою куклу.

Итог. Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с казачьим костюмом , вы узнали особенности костюма . А как вы запомнили его, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Выбери казачий костюм » / дети играют/ Воспитатель задаёт вопрос : - По каким деталям вы узнали казачий костюм ? / ответы детей/

Игра «Выбери казачий костюм »

Цель : закрепление знаний особенностей казачьего костюма , воспитание любви к истории родного края.

Описание : Дети выбирают костюм казаков среди других костюмов , дают объяснение, по каким признакам они узнали костюм .

Материал :

Фото :

images.yandex.ru›народные костюмы в картинках

images.yandex.ru›костюмы казаков


ШЬЁМ КАЗАЧОК. Очень модно.

В стародавние 90-е наши такие мы возили даже в Монако. Подруга держала арт-студию и свой маленький театр. Такие вещи шли нарасхват. ЛЮБАЯ ЖЕНЩИНА В ЭТОМ КРАСАВИЦА! (от меня лично)

КОМУ ИНТЕРЕСНО САЙТ - http://moda-sar.ru

Женская приталенная кофта на подкладке с застёжкой по центру. Как правило, казачки шили со стоячими воротничками, с длинными пышными рукавами, сужающимися к запястью, полочки и спинка состояли из нескольких деталей. Рукава шились из двух деталей и кроились не по прямой, а с изгибом, повторяющим естественный изгиб руки. Плечевой шов смещался на спинку. Казачки делали из шёлковых или шерстяных однотонных тканей алого, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета и т.д., из шёлковых жаккардовых тканей с цветочным рисунком, из атласа и штофа. Для подкладки использовали хлопчатобумажные ткани.

Эта полная красоты и достоинства одежда - может порадовать современных красавиц и мастериц, если сшить её из современных тканей, с той отделкой, которая мила и по сердцу.
Из тканей это может быть лён, шёлк, шерсть а на отделку пойдут кружево, тесьма, узорные ткани https://vk.com/album-63970406_184820424

КАК СШИТЬ каргопольский казачок

Предлагаемый крой рассчитан на размер 46-48.

Расход ткани на казачок: шёлковой или тонкой шерстяной ткани при ширине 1 м 50 см - 1 м 50 см, тонкой х/б ткани на подкладку при ширине 1 м 50 см - 1 м 50 см.

Также Вам понадобится: золотная бахрома шириной 4-5 см - около 2 м 30 см, галун шириной 3-5 см - 60 см -70 см, 12 мелких пуговиц на ножке.

Детали казачка:

Из основной ткани: полочка (2 дет.), боковая часть переда (2 дет.), боковая часть спинки (2 дет.), спинка (2 дет.), верхняя часть рукава (2 дет.), нижняя часть рукава (2 дет,), воротник-стойка (2 дет. со сгибом);

Из подкладочной ткани: полочка (2 дет.), боковая часть переда (2 дет.), боковая часть спинки (2 дет.), спинка (2 дет.), верхняя часть рукава (2 дет.), нижняя часть рукава (2 дет.), планка, выкроенная по долевой, под застёжку шириной 4,5 см и длиной, равной длине края полочки (2 дет.), планка под низ рукава шириной 4 см и длиной, равной ширине края рукава (2 дет.), полоса, выкроенная по косой, шириной 3-4 см, длиной около 2 м 30 см для обработки низа (1 дет.). Размеры планок даны без припусков на швы.

1. Из основной и подкладочной ткани выкраиваем все детали, учитывая направление долевой нити, Припуски на швы: по горловине, пройме, линии низа изделия, низа рукава и краям полочек, воротнику и планкам- 0,7 см, по всем боковым и плечевым швам и продольным срезам деталей рукава - 1,5 см.

2. Каждую деталь из основной и подкладочной ткани складываем лицом к лицу и сшиваем на расстоянии 0,7 см от края по боковым рельефным и плечевым швам, оставляя несшитыми низ изделия, края полочек, линии проймы и горловины. В деталях рукава сшиваются продольные срезы, а пройма и низ рукава остаются несшитыми.

3. Срезаем припуски швов на расстоянии 3-4 мм от линии строчки, выворачиваем все детали и заутюживаем края.

4. Сшиваем все детали между собой, оставляя припуск на расстоянии 0,8 см от края.

Такой вариант стачивания готовых деталей очень удобен: при примерке легко подогнать вещь по фигуре, и изнаночная сторона выглядит аккуратно.

На линии талии для лучшего прилегания делаются надсечки, перпендикулярные шву. Надсечённые припуски на швы обрабатываются петельным швом вручную (рис. 13).

5. Обрабатываем проймы: собираем складками верхнюю часть рукава (направление складок к спинке), вшиваем рукав в пройму. Открытые срезы проймы обшиваем полосой из ткани подкладки, скроенной по косой, готовой косой бейкой или обрабатываем вручную петельным швом.

6. На обработанных полочках делаем вытачки, сострачивая их из двух слоев ткани. У казачков, как правило, чуть завышенная линия талии спереди, а сзади она опускается на естественную высоту,

7. Обращаем Ваше внимание на то, что край полочки выкраивается не по прямой, как в современных вещах, а с учётом естественного изгиба фигуры. Этот приём использовался для лучшего прилегания вещи к телу и выполнял функцию вытачки. Для придания жёсткой формы краям полочек к ним подшиваются планки, скроенные по долевой: складываем край полочки и планку лицевыми сторонами и стачиваем. Затем отворачиваем планку на изнанку и заутюживаем край. Второй край планки подворачиваем и примётываем к полочке. Отстрачиваем планку с обеих сторон. (Рис. 14 а, б)

8. Сшиваем две детали воротника и выворачиваем. Пришиваем воротник сначала с изнаночной стороны горловины, затем с лицевой внакладку, ворот отстрачиваем в край.

9. Петли разрезаем и обрабатываем вручную петельным швом. Обратите внимание, что на линии талии расположены три петли рядом, т.к. на эту часть полочки приходится наибольшее натяжение. Это сделано для того, чтобы полочки не расходились {рис. 14а).

10. Пришиваем пуговицы.

11. Обрабатываем низ казачка:

А) пришиваем полосу ткани, выкроенную по косой, к подолу, сложив детали лицом к лицу;

Б) выворачиваем планку на изнаночную сторону казачка так, чтобы основная ткань на 0,2 см выступала на изнаночную сторону за край подкладочной ткани, отстрачиваем край;

В) подгибаем верхний край обтачки и отстрачиваем его (рис. 14в).

12. Края рукавов обрабатываем так же, как и край казачка.

13. По низу казачка пришиваем бахрому так, чтобы она не выступала за край ткани.

14. По краю рукава нашиваем галун.

Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

Другие ПОЛЕЗНЫЕ ВЫКРОЙКИ и советы по пошиву:

Знакомимся с нашими современниками, собирающими, сохраняющими и ретранслирующими казачью культуру и историю, узнаем их интересные и обоснованные мнения на наболевшие и острые темы!
  • Спецтема Проливаем свет на связанные с казачьей культурой, историей и землёй современные нам и исторические события и явления и пытаемся разобраться в них!
  • Книжный дозор Знакомимся с новыми и выдержавшими проверку временем книгами о казачьей культуре и истории!
  • Культура
  • Духовная культура
    • Казачьи традиции Раскрываем традиции казаков, что было, а чего не было!
  • Материальная культура
    • Вкус станиц Готовим блюда казачьей кухни, пробуем и делимся рецептами!
    • Казачий костюм Рассказываем и показываем, как одевались казаки, у каждого костюма своя история!
  • Художественная культура
    • Любо петь! Рассказываем о казачьих песнях и поём их!
    • Казаки пишут… Читаем стихотворения, написанные казаками до революции или в эмиграции, знакомясь при этом с авторами, интересными не менее, чем их произведения.
  • История
  • Военная история
    • Путь полка Прослеживаем славные боевой путь казачьих воинских подразделений, оставивших свой след в истории!
    • Битвы с казаками Реконструируем битвы, прославившие казачье оружие. Перенеситесь вместе с нами на поле битвы с казаками!
    • Оружейка казака Рассказываем, с чем в руках и на чём казаки защищали отечество.
  • История в лицах
    (микроистория)
    • Вот это казаки! Рассказываем о казаках, глядя на боевые подвиги которых, можно однозначно сказать: «Вот это казаки!»
    • Казаки — не только воины Казаки - воины, но не только! Если надо, могут и Академию наук возглавлять, и кино снимать, и новые земли открывать, да что угодно могут… В советское время о казачьем происхождении этих знаменитых личностей, одержавших победы на гражданском поприще, часто умалчивалось по понятным причинам… А мы расскажем Вам о них в этой рубрике!
    • Командир хороший, атаман удалый! Рассказываем о прославленных атаманах и командирах, водивших казаков в бой на защиту отечества и разделявших с ними лавры победы, словом о тех, о ком можно, перефразировав слова известной казачьей песни, сказать: «Командир хороший, атаман удалый!»
  • Открытый университет
  • Библиотека
  • Спецпроекты
  • для слабовидящих
  • Переключить навигацию

    ГОСТ:
    Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539.. (дата обращения: 30.06.2019)

    «…а она вышла к нему обряжена как следует, в азарбатном сарафане, в жемчужной поднизке, с монистами и жемчугами на шее, в черевичках, золотом расшитых - как следует девице хорошего отца-матери».

    Казалось бы, 21 век окончательно избаловал нас выбором. Кажется, что можно подобрать что угодно и на любой вкус. Мы надеваем модное, дизайнерское, особенное, при этом резонно хотим оставаться собой. Но ещё чуть больше 100 лет назад всё это уже было? Или нет? Давайте, разберёмся.

    Как и сейчас, на рубеже 19 и 20 веков казачки Урала и Оренбуржья хотели следовать моде. Хотя вера – многие из казаков этого региона были старообрядцами – напрямую влияла на сохранение в первую очередь традиционного вида женской одежды. Однако, трансформация деталей, материалов, добавление элементов городской моды шли неумолимо.

    Исходя из анализов музейных и фотоматериалов, а так же благодаря описаниям современников и этнографов, можно утверждать, что в нашем регионе бытовали три разновидности комплексов женской одежды:

    (нажмите на комплекс одежды, чтобы перейти к нему)

    Комплекс женской одежды с сарафаном

    Безусловно, самым древним из них был уральский сарафан. Часто в литературе и музейных описаниях этот тип сарафана называют косоклинным, но это не правильно: по крою данный сарафан не имеет клиньев вовсе.

    Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

    Семейное фото, г. Уральск.

    Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

    Слева пуговицы украшенные зернью, справа двуцветный позумент с сарафанов уральских и оренбургских казачек.

    Позумент изготавливался из металлизированной золотой или серебряной нити с применением бити (тонких металлических полосок). Из них же нередко делался и роскошный пояс для сарафана.

    На уральской казачке традиционный золотный пояс.

    Сарафан на рубеже 19 и 20 веков стал уже исключительно праздничной одеждой, которую надевали в самые важные даты: свадьбу, первопрестольные праздники.

    Комплекс женской одежды с сарафанкой

    В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна. Однако, праздничные сарафанки часто шились из шёлка.

    Для того, чтобы сразу понять отличие, можно взглянуть на фото семьи Санковых Сакмарского района Оренбургской области: женщина справа в традиционном уральском сарафане, остальные в сарафанках.

    Семья Санковых, Сакмарский район, Оренбургская область. Фото начала 20 века.

    Праздничные сарафанки часто обшивались кружевом несколько выше подола и красиво вышивались машинной стёжкой на спинке.

    Сарафанка из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

    Праздничные шились из нарядных шелков и украшались полосой позумента. Но основная часть – «станушка», скрытая одеждой – всегда была из простых тканей, чаще всего хлопка.

    Рукава из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    «Городская мода»

    Даже «городская мода», различного вида парочки, кофты и юбки претерпели изменения согласно местному вкусу. Чаще всего они в праздничных вариантах шёлковые и яркие. Юбки дополнены полосами кружев как на сарафанках. Надеты аксессуары, которые используются только на Урале и в Оренбуржье (кардонки с ширинками, вышитые манжеты и прочее)

    Гимнастерка

    Мужские коллективы казаков отличались своими атрибутами, одеждой, особым языком, своеобразным времяпрепровождением.
    В «рыцарскую» эпоху старинные казаки, по словам В.Д. Сухорукова, добывали себе одежду оружием. Нападая на Азов и Нагайские улусы, а в особенности производя отдаленные поиски по морям Азовскому и Черному до Константинополя и древней Колхиды, нередко опустошая Трапезонд, Синоп, Ризу, Керчь, Кафу, Балаклаву, Темрюк и многие другие города и селения, доставали они серебро, золото, драгоценные каменья, одежду, оружие, богатые азиатские ткани и разные товары. Из таковых добыч делали платье, кто как мог, и как хотел, не соблюдая единообразия: один наряжался по-турецки, тот в платье старинного русского покроя, другой по-татарски, по-черкесски, по-персидски или по-калмыцки, даже на одном казаке бывала смесь одежды и оружия разных народов.
    Станичный атаман Савва Кочет, привезший 1705 года в Москву с Дона астраханских восставших, приносил благодарность Великому монарху от имени всего войска Донского в следующих словах: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему мы все не имеем кроме разве на то будет царское изволение…» .

    Выкройки одежды казачьих рубах и брюк.

    БРЮКИ казачьи классического прямого кроя с лампасами и поясом на резинке (спортивный вариант).

    Брюки - детали выкройки

    Инструкция по шитью
    Для пошива брюк потребуются:
    – шерстяная, полушерстяная или синтетическая ткань (костюмная, габардин и т.п.) синего или тёмно-синего цвета – около 2 м при ширине 1,5 м;

    – лампасы длиной по 1,2 м каждый из такой же ткани красного цвета. Ширина лампаса – 4,5–5 см;
    – 2 пуговицы для внутренней застёжки;
    – резинка – 90–110 см.
    Раскрой:
    1 – передняя половинка брюк – 2 дет.
    2 – задняя половинка брюк – 2 дет.
    Ширина цельнокроеной обтачки застёжки – 7 см (выкроить одинаково на обеих передних половинках). Ширина цельнокроеной обтачки верхнего среза брюк – 2,5 см.
    Флизелин приутюжить к цельнокроеным обтачкам застёжки с изнаночной стороны.
    Пошив:
    1) Стачать боковые срезы. К боковым швам пристрочить лампасы. Стачать шаговые срезы.
    2) Половинки брюк вложить одну в другую, лицевой стороной к лицевой стороне. Выполнить передний средний шов выше верхней и ниже нижней метки застёжки. Выполнить задний средний шов выше линии сгиба. Оставить в шве открытым участок для вдевания резинки. Передний разрез сметать.
    3) Цельнокроеные обтачки застёжки разложить плоско. Левую обтачку застёжки срезать до ширины 4 см. На левой обтачке обметать две петли, не прихватывая ткань брюк. Левую переднюю половинку брюк отстрочить по разметке от верхнего среза до начала скругления, прихватывая обтачку. Правую обтачку застёжки наложить на левую переднюю половинку, у линии сгиба снова подвернуть и приутюжить. Вверху и внизу обтачку приметать. Застёжку отстрочить до конца, прихватывая припуск под застёжку.
    4) Цельнокроеную обтачку верхнего среза брюк отвернуть по линии сгиба на изнаночную сторону, подвернуть и настрочить. В пояс продеть резинку.
    5) Припуск на подгибку низа заутюжить на изнаночную сторону, подвернуть до ширины 3–4 см и пришить вручную или настрочить. Подшивать брюки можно также с использованием специальной ленты, которая предварительно пристрачивается к припуску на подгибку низа с лицевой стороны ткани (в этом случае брюки подшиваются вручную).

    Гимнастерка и брюки.


    а – правый рукав, обработанный планкой; б – правый рукав, состоящий из двух деталей

    Рубаха донская повседневная и брюки.


    Рубаха донская повседневная и брюки

    РУБАХА КАЗАЧЬЯ (современный вариант).


    Рубаха казачья - детали выкройки

    Инструкция по шитью
    Для пошива рубахи потребуются:
    – однотонная хлопчатобумажная, льняная или смешанная (тонкая рубашечная или плотная) ткань – около 2-2,5 м при ширине 1,5 м; цвет на выбор – хаки, оливковый, голубой, синий, тёмно-синий, бирюзовый, бежевый.
    – флизелин (клеевая прокладочная ткань);
    – 6 пуговиц (10 и более пуговиц для рубахи с манжетами). Для праздничного варианта можно использовать блестящие, имитирующие металл, пуговицы или любые другие, контрастные по цвету.

    Для украшения рубашки также можно использовать кант красного цвета или тесьму.
    Раскрой:
    1. Перед со сгибом – 1 дет.
    2. Спинка со сгибом – 1 дет.
    3. Рукав – 2 дет. На детали рукава показаны одновременно линия разреза для застёжки с манжетой и обтачка низа рукава без манжеты.
    4. Планка для обработки застёжки переда – 2 дет. Длина планки – 20-30 см.
    5. Воротник-стойка со сгибом –2 дет. Высота воротника – от 4 до 7 см.
    6. Манжета – 2 дет. (для гимнастёрки). Манжеты выкроить отдельно в виде прямоугольников: высота манжеты 12-20 см, в сложенном виде – 6-10 см (высота манжеты зависит от количества пуговиц), ширина – 26–28 см (при среднем телосложении).
    Прокладку приутюжить с изнаночной стороны к внешним половинкам планок для застёжки и к внешней детали воротника. Дополнительно приутюжить лоскуты прокладки к переду с изнаночной стороны у нижних уголков выреза для застёжки. Так же проклеить внешние половинки манжет.
    Пошив:
    1) Застёжка. Каждую планку переда сложить вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь и приутюжить. Внешние половинки планок притачать к продольным срезам передаю. Припуски переда надсечь в нижних уголках выреза переда наискосок. Припуски швов притачивания планок заютюжить на планки. Внутренние половинки планок подвернуть и приметать над швами притачивания планок. Планки отстрочить близко к швам. Левую планку наложить на правую и приколоть. Нижние концы планок взять вместе и притачать к переду. Припуски шва заутюжить вниз. Планки отстрочить поперёк на 1 см выше нижнего конца.
    2) Выполнить смещённые вперёд плечевые швы и отстрочить их по спинке близко к швам.
    3) Воротник-стойка. Детали воротника сложить лицевыми сторонами и стачать внешние срезы, начав и закончив строчку точно у линии шва втачивания. Припуски шва срезать близко к строчке. Воротник вывернуть и приутюжить. Внешний воротник втачать в горловину с изнаночной стороны рубашки. Припуски шва заутюжить на воротник. Внутренний воротник подвернуть и приметать с изнаночной стороны рубашки. Воротник отстрочить с лицевой стороны по внешнему краю и вдоль шва втачивания на расстоянии 2 мм.
    4) Рукава. Головки рукавов слегка присборить. Рукава втачать в открытые проймы. Припуски швов заутюжить на перёд и спинку. Перед и спинку отстрочить близко к швам втачивания рукавов.
    5) С каждой стороны единой строчкой выполнить боковой шов и шов рукава. Припуск на подгибку низа рубашки подвернуть, приутюжить и отстрочить с лицевой стороны на расстоянии ок. 1 см от края.
    5) Цельнокроеные обтачки низа рукавов заутюжить на изнаночную сторону. Каждый рукав отстрочить на 4,5 см выше нижнего края.

    Рукава гимнастёрки выполняются с манжетами (см. рисунок 2). Манжеты могут быть с любым количеством пуговиц. Чтобы рука свободно проходила в рукав и манжеты не были слишком узкими, они выкраиваются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для расчета ширины манжеты перед раскроем нужно измерить обхват кисти в самой широкой ее части (над костяшками пальцев, рука свободно опущена) и к этой мерке прибавить 4 см на застежку. У разреза рукава на расстоянии 4-6 см от того края, где будут петли, на расстоянии 2-3 см друг от друга выполняются две складки в направлении к разрезу (спереди назад), ширина складок по нижнему срезу рукава при раскрое отмечается в виде отрезков длиной по 2-3 см. Перед притачиванием манжеты к рукаву нужно приложить детали друг к другу и проверить, чтобы нижний срез рукава соответствовал ширине манжеты.

    Застёжку рукава можно обработать двумя способами. Если рукав состоит из одной детали, разрез обрабатывают с помощью специальной планки. Если рукав состоит из двух частей, локтевой шов отстрачивается по всей длине близко к шву, при этом одновременно подворачиваются припуски разреза рукава и так же отстрачиваются.

    Материалы подготовлены Л. Яровой.

    Читайте также: