Найти проект на тему пасха. Проект в начальной школе "пасха". Проект «Светлая Пасха»

Проект «Светлый праздник Пасхи». Тип проекта:  исследовательский, практико­ориентированный, игро­ролевой, творческий;  межпредметный (литература, история, художественный труд, изобразительное искусство, музыка, физкультура);  групповой;  средней продолжительности.  Участники: ученики и учителя начальных классов. Целевая группа: ­ учащиеся начальных классов и их родители; ­ учителя школы; Актуальность: духовно­нравственное воспитание тесно связано с народным искусством, с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, многие из которых, к сожалению, забыты. Как возродить народные традиции и вернуть любовь к народным праздникам? Цель проекта: больше узнать об этом празднике и о том, как его празднуют. Задачи:  познакомить детей с русским народным праздником Пасха, обрядами и обычаями связанными с этим праздником; с традиционными пасхальными блюдами;  разучить с детьми русские народные игры, песни, хороводы и стихи, связанные с этим праздником;  оформить выставку художественной литературы, детских работ, посвященных Пасхе.  Сроки реализации: в течение двух месяцев до праздника (в этом году – 4 апреля). Планируемый результат: написание сценария праздника, проведение праздника «Светлая Пасха». Этапы работы. 1. Классный час «Праздники на Руси». Совместно с учителем дети приходят к решению провести свой праздник «Светлая Пасха». 2. Учащиеся разбиваются на группы. Между группами распределяется работа, определяются сроки ее выполнения. 1 группа – находит и читает литературу о празднике, работает в интернете; 2 группа – ищет песенный репертуар, разучивает хороводы; 3 группа – ищет стихи русских поэтов о Пасхе; 4 группа – ищет игры, которые можно провести на празднике; 5 группа – ищет в литературе, что можно приготовить на Пасху к праздничному столу; 6 группа – готовит костюмы. 3. Группы собираются вместе и рассказывают, что они нашли, изучили по данному им заданию. Выбирается инициативная группа, которая на основе собранного материала пишет сценарий. Остальные дети заняты оформлением зала и другой подготовкой к празднику. 4. Сценарий написан. На уроках музыки дети учат русские народные песни, хороводы. На уроках ИЗО и труда изготавливают праздничные открытки, подарки, маски и костюмы. На уроках физкультуры разучивают русские народные игры. Дома с родителями дети готовят праздничные угощения. Распределяют роли, разучивают их. 5. Презентация – проведение праздника. В нем принимают участие сами ученики, приглашаются гости – их родители, друзья, воспитанники д/сада, жители села. 6. Самооценка проекта.  Было ли интересно работать над проектом?  Понравился ли сам праздник вам и вашим гостям?  Что могло быть сделано по­другому, если бы снова начали разрабатывать этот проект?  Чему вы научились, работая над проектом?  Чему вам необходимо еще научиться? Сценарий праздника «Светлая Пасха». 1­й ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе. 2­й ведущий. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички. Настя Ш. Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче И зима – теплее, А весна – милее! В лесу вырастут грибы, В огороде – бобы, В поле – рожь и ячмень, В саду – зелёный хмель. Игра «Грачи летят». Эта игра на внимание. Все поют песенку, а как остановятся, поднимают руки вверх, машут и приговаривают: «Летят, летят!». Старайтесь не ошибаться – «лететь» следует только вместе с теми, кто на самом деле летает. Кто ошибается – тот больше не игрок. Дети идут по кругу и поют такие слова: Грачи летят, На всю Русь кричат: ­ Чу­чу­чу – Мы несём весну! (Поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.) Все: Летят! Летят! Журавли летят, На всю Русь трубят: ­ Гу­гу­гу – Не догнать никому! Поросята летят, Голосаты визжат: ­ Хрю­хрю­хрю – Надоело нам в хлеву! Пчёлы летят, Гудят, бунчат: ­ Жу­жу­жу – Медову несём сыту! Комары летят, Кричат, пищат: ­ Ду­ду­ду – Не уйти никому! Медведи летят, Толстопятые рычат: ­ Ру­ру­ру – Надоело нам в лесу! Синицы летят, На всю Русь кричат: ­ Дзу­дзу­дзу – Не поймать никому! 1­й ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. (Запись колокольного звона.) Этот звон, ребята, зовётся Пасхальный благовест. А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина, которое было написано им под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест». Эдик Ч. Колокол дремавший Разбудил поля. Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна. Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон. Где­то за дорогой Замирает звон. 2­й ведущий. А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, её автор – русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека. Звучит фрагмент песнопения. 1­й ведущий. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам девочки исполнят хоровод с вербочками. Хоровод с вербой. («Солнышко встало». Муз. Филиппенко, сл. Волгиной) 2­й ведущий (показывает ветку вербы). Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной. 1­й ведущий. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми». Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки». Таня Р. Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонёчки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня. 2­й ведущий. Очень красивое стихотворение. Не правда ли? «Завтра встану первая для святого дня». Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Ведущий подходит к праздничному пасхальному столу. 1­й ведущий. Обратите внимание, ребята, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще – в красный. Перед Пасхой в магазинах продавались и по сей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только раскрасить яйцо в какой­нибудь один цвет, но и расписать цветами, орнаментами или нарисовать какую­нибудь картинку. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной красками писали: «ХВ», что значит «Христос воскрес». 2­й ведущий (показывает соответствующие картинки). А если на яйце была нарисована сосна – это означало долголетие и здоровье. Звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю. Для пасхальных яиц делали вот такие красивые, яркие, красочные подарочные подставки в виде петушков, курочек, цыплят. А у нас – яйца­зайчики. 1­й ведущий. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: «Христос воскрес» ­ «Воистину воскрес». Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Ведущие обмениваются яйцами, показывают обряд христосования. Проект с открытым голосованием. Выходит ученик и читает стихотворение М. Максимовича «Христос воскрес». Никита В. «Христос воскрес!» ­ поют колокола. И весть та – радостна, светла – Над миром носится волной, И мир внимает вести той. «Христос воскрес!» ­ поёт земля, Моря и горы, и поля… Им в ответ звучит с небес: «Воистину воскрес!» 2­й ведущий. Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он потрескается, то кто­нибудь из родных может заболеть. 1­й ведущий. Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми. Игра «Не урони яйцо». Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернётся на место. 2­й ведущий. Что­то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке, Вместе с вами посидим. Загадаем вам загадки. Кто смышлёней – поглядим! Ведущие садятся на лавку и загадывают детям загадки, которые написаны на расписных пасхальных яйцах. Наша толстая Федора Белые овечки Наедается не скоро. Сидят на свечке. (Верба.) А зато, когда сыта, От Федоры теплота. (Печка.) В одном бочонке Два разных пива Загадки в «киндерах». Не смешиваются. (Яйцо.) Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом. (Хлеб.) 1­й ведущий. А сейчас вас ожидает вот что! Будет звонкая гармошка Полтора часа играть, Мы споём для вас частушки, А вам нужно подпевать. Выходят дети в русских народных костюмах, исполняют частушки. Юля Ч. Так живи, частушка, всяко! Под гармошку и струну! Надо нам, друзья, однако, Спеть сегодня хоть одну. Алёна П. Станем, девицы, рядком Да частушки пропоём! Вероника Ш. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться: Тут народу очень много – Можем растеряться. Юля М. Мы частушек много знаем Под разлив гармошки. У нас куплетов в голове, Как в мешке картошки. Настя Ш.Вы послушайте, ребята, Нескладуху будем петь: На дубу свинья пасётся, В бане парится медведь. Таня Р. Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Аня Ш. Как по речке, по Волжанке Соловей плывёт на палке. Сел на доску тонкую – Развёл гармошку звонкую. Хором. Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую. Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую! 2­й ведущий. А сейчас послушайте стихотворение, посвящённое Пасхе. «Христос воскрес». Егор Т. Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! Люба О. С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Полина К. Вот просыпается земля, И одеваются поля… Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! 1­й ведущий. Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. А теперь… 2­й ведущий. Подходите, подходите, Угощение берите! Чаем запивайте! Поднос с зайчиками. Вместе. Нас добрым словом вспоминайте! Игра «Чьё яйцо крепче?»

Надежда Соколова
Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи »

Праздник Пасхе- светлый , чистый. День, когда Христос воскрес…

Радость солнышком лучистым

Улыбается с небес. (И. Дарнина)

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник , когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки : маленькие, красиво украшенные писанки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры : птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Именно Пасха считается большим семейным праздником , к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее . Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют , чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с малышом можно подумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко . «Дорого яичко ко Христову дню» , – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику .

Также важно творчески подойти к встрече Пасхи . Тут возможны различные варианты работы, которую могут провести как родители, так и воспитатели детских садов.

Актуальность.

Как рассказать ребенку о Пасхе ? Церковные праздники – тема деликатная . Есть семьи истинно верующие, но ведь существуют и атеисты! Хотя последние тоже зачастую едят крашеные яйца и куличи. Просто так, по сложившейся традиции.

К самым ненавязчивым способом знакомства малыша с историей Пасхи будет чтение Детской библии или просмотр фильмов на эту тему . Конечно, скорее всего, ребенок воспримет все это как сказку. Ничего страшного. Подрастет, поймет и сделает свой выбор. пусть малыш примет непосредственное участие в подготовке к празднику . Ему доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе , чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью .

Объясните малышу, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога (или высшей силы) рядом с человеком. В Пасху принято дарить подарки, отправлять родным и друзьям пасхальные открытки . Никто не должен быть одиноким в этот праздник !

Вашей целью должно быть воспитание в ребёнке добра, чуткости и милосердия ко всем окружающим.

Проблема :

Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника , его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи ? И часто возникает некое сомнение, стоит ли рассказывать детям о христианских праздниках , как воспримут такую информацию родители? Ведь есть семьи, которые считают, что такая информация необязательна для ребёнка.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : краткосрочный-2 недели.

Участники проекта : Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Цель проекта : Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции .

Задачи :

праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

праздником .

компетенции

Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха .

Задачи :

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

Развивать интерес к культуре предков.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником .

Развивать коммуникативные и информационные компетенции : сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Активизировать совместное детско- взрослое общение.

Формы реализации проекта .

Занятия.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

1 этап организационно-подготовительный

Цель : определение основных направлений реализации проекта , подборка программно-методического обеспечения.

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта ;

Анкетирование родителей;

Оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха .

Подбор наглядно-дидактического материала

. – рассматривание с детьми Детской Библии.

Подбор необходимой литературы.

2 этап - рефлексивно-диагностический

Цель : выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта .

Реализация плана проекта с детьми , родителями, педагогами;

. –Беседа с детьми на тему «О Пасхе »

Проведение подвижных пасхальных игр : «Кто найдёт больше яиц?» , «Катание яиц с горки» , «Чьё яйцо дольше прокрутиться» , «Бой яйцами» , «Докати до игрушки» , «Солнечные зайчики» .

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Изготовление аппликации - открыток к Пасхе .

Консультация для родителей «Какие игры можно играть с ребёнком на Пасху

Консультация для родителей «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции ».

Рассматривание пасхальных картинок .

Составление рассказа с детьми «Как мы праздновали Пасху » .

.Конструирование :- изготовление цыплёнка из киндер-яйца, подставки для яйца «Петушок» , пасхального кролика .

3 этап – Практический, (непосредственное проведение праздника пасхи ) .

Проводится выставка рисунков, сувениров, сделанных детьми и их родителями.

Подведение итогов проектной деятельности ;

Представление материалов проекта на педсовете ;

Материально-техническое оснащение :

Методическая литература.

Мультимедийное оборудование.

Костюмы к сказке.

-Пасхальные картинки .

Цветной картон, цветная бумага,ножницы,фломастеры, гуашь,кисти, клей, ячейки для яиц, киндер-яйца, втулки от туалетной бумаги.

Интернет-ресурсы.

Литература 1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

3. «Ребёнок в детском саду» 1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой » .

4. «Ребёнок в детском саду» 2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

— Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
-Развивать интерес к культуре предков.
-Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
— Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

Целью данного проекта было знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями. Дети познакомились с историей, обычаями и обрядами праздника, приобщились к истокам русской народной культуры, научились видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. Так же ребята просмотрели презентацию «Что такое Пасха», рисовали пасхальные яйца и куличи, делали аппликации, читали стихотворения о Пасхе, играли в различные игры, красили яйца. Воспитатели провели с детьми тематическую беседу на тему «Что такое Пасха?», «Почему на Пасху красят яйца?», «Народные приметы на Пасху». В соответствии с традициями в Чистый Четверг ребята убирали группу и красили яйца вместе с воспитателями.

Пасха «Светлое Христово Воскресенье». Праздников праздник и торжество торжеств- так называют верующие люди Пасху. Празднование Пасхи- многовековая традиция. Поэтому в нашей группе тоже прошли мероприятия, посвященные празднику Пасхи. В период пасхальной недели ребята расписывали яйца и готовили пасхальные поделки, участвовали в мероприятиях с включением игр, в которые играли наши прапрадедушки и прапрабабушки, познакомились с древними обычаями и культурой. Основная задача - развитие интереса к русским народным традициям, народным играм, заботливого отношения и любви к близким людям.

Прошла мини-выставка родителей совместно с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц» подготовили для всех детей, взрослых и гостей детского сада пасхальные картинки для выставки в коридоре детского сада. В создании поделок использовались разные смешанные техники: аппликация из ткани, открыток и бумаги, пластилинография, коллаж.

Познакомились с традициями и символами росписи, посмотрев сказку на фланелеграфе

Приготовила пластилиновые пасхальные яица.

Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».

Для педагогов и родителей подготовила информацию: «Готовимся к пасхе вместе с детьми», в которой есть и история праздника, и как можно красить яйца, и какие существуют народные игры.
Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».
Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

Мамы и бабушки составили книгу рецептов «Праздничный кулич и пасха»

Родителями был оформлен праздничный пасхальный столик,на котором дети могли рассмотреть куличи, пасхи, разноцветные крашенные яйца.
Дети на кружка «Волшебная бумага», изготовили аппликацию «Пасхальный кулич»

Дети так же приготовили пасхальных цыплят из киндеров в подарок для малыше

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дольше?», «Стуканье яйцами», «Чоканье яйцами».

Заключением проекта прошло музыкальное развлечение «Пасхальное гулянье»совместно с малышами, где дети вместе с ними пели, танцевали, водили хороводы, играли, подготовили поздравительную открытку, украсили пасхальные яйца и посмотрели сказку «Про бабку, дедку и курочку-наседку»

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели! Ой, блины-блины-блины, Ой, блиночки мои! На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. На Масленицу празднуют конец зимы и встречают весну. Масленица - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить...

День защитника отечества или 23 февраля в детском саду — праздник серьезный. В этот день воинской славы России, в день защитника Отечества, педагоги рассказывают детям, что такое смелость и отвага, боевая выучка и выручка, дают различные знания — об истории России, родного края, о защитниках земли...


С этого учебного года наш детский сад стал ресурсным центром по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания воспитанников. В целях формирования у детей патриотических чувств, воспитание любви и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, а также накануне 75 — летия великой Победы, в...

С 18 по 27 января во всех регионах нашей страны проводится Всероссийская Акция памяти «Блокадный хлеб», которая дает старт Году памяти и славы. Акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. ...

В этом году наш детский сад в первый раз принял участие в региональном роботехническом фестивале «Робофест». Мы участвовали в двух номинациях «Человекоподобный робот» и «Jr Discovery». Соревнования проходили динамично, эмоционально и весело! Все ребята остались довольны. Большое...


С целью формирования у ребят представлений о необходимости укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни 22 января в детском саду прошёл День Здоровья. День начался с зарядки. Также не обошлось и без весёлых клоунов, которые пришли в гости к ребятам, играли с ними в игры, загадывал загадки, напомнили...


18 января 2020 года состоялась экологическая акция «Покормите птиц зимой!», проведенная совместно Центром экологии, краеведения и туризма с Национальным парком «Куршская коса». В рамках акции состоялось награждение лауреатов трех областных конкурсов (кормушек из природного материала, «Новогодняя фантазия», «Свяжи...

Детский сад готовится к празднованию 75 – летию Победы! Факт Великой Победы налагает на нас ответственность для поддержания традиции торжества Победы. Через сохранение традиции празднования Дня Победы мы укрепляем и поддерживаем историческую память. Это важно прежде всего тем, чтобы напомнить людям, какими...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

г. Липецка

Исследовательская работа

Выполнил:

ученик 4 а класса

Мончук Игорь

Руководитель:

Постика Е.А.

учитель ОРКСЭ

г. Липецк

2015г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..………..….3-4

……………………………..….5

2. Пасхальные традиции ……………………………………………..….6

2.1. Как украшают дом к празднику.…...………………………..........6

2.2. Пасхальный стол ………………………………………………..7-10

2.3. Пасхальные открытки……………………………………………..10

2.4.Пасхальное богослужение………………………… ………...……11

2.5. Пасхальные обычаи………………………………………………11-12

2.6. Пасхальные забавы, игры……………………………………….13-14

2.7. Народные приметы, поверья……………………………………14-15

Заключение ………………………………………………………………….16

Список используемой литературы ………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?

Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего-день памятный, посвящённый определённому событию.

По прошествии многих лет мы снова имеем возможность открыто чтить праздники церковные.

Тема моего исследования : «Пасхальные традиции русского народа».

Цель исследования: изучить историю возникновение, традиции и обычаи празднования Пасхи.

Пасха Христова к началу 20 века приобрела устойчивые традиции празднования в России в каждой христианской семье. Я попытался собрать более полный материал об этом празднике. И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Задачи исследования:

    анализ литературы, материалов

    сбор материалов

    обобщение результатов.

Объект исследования: христианский праздник Пасха.

Предмет исследования: история, традиции празднования Пасхи.

Гипотеза исследования: проведя исследование,

    Я узнаю :

    историю происхождения праздника;

    традиции празднования в России и других странах мира;

    приметы, связанные с Пасхой;

    Я дополню :

    свои знания о великом празднике;

3. Я соберу:

    материалы для бесед, праздника.

4. Я представлю :

    Пасху Христову - праздник праздников и Торжество торжеств.

Методы исследования:

    анализ литературы, материалов Интернет;

    беседа;

    обобщение;

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет:

    материал для использования на уроках (творческие работы);

    выступление с данным проектом перед начальными классами;

    размещение проекта на сайте школы;

    участие в I Международном конкурсе творческих работ «Скоро Пасха! Светлый праздник!»

1. История возникновения праздника

Пасха - один из основных праздников в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами.

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова « песах». Христиане же вложили в этот день иной смысл и отличают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес.

Христос воскрес! Христос воскрес ! « А.Майков»

2. Пасхальные традиции

У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. Многие традиции мы утеряли, но традиции празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не попостившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

2.1. Как украшают дом к празднику

Большому празднику Пасхи предшествует так называемый «чистый» четверг. В этот день люди тщательно убирают дом, все моют и чистят. Затем дом украшают. В старину был такой старинный обычай: ранней весной, когда природа еще спала, в ящике с землей проращивали семена, чаще всего овес. Под солнечным теплом поднимались первые в году зеленые ростки, похожие на проросшую травку, на которую и клали крашеные яйца, ставили цветные деревянные и фарфоровые фигурки зверей и птиц. Получался своеобразный маленький садик, который радовал зеленью и яркими красками раскрашенных яиц и фигурок. Также дом украшали цветами. Кроме цветов в ход шли букетики засушенных ягод, всевозможная зелень, хвоя, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Из всего этого делали веночки, которые вешали над дверью. (Слайд 7)

2.2 Пасхальный стол

Разноцветные пасхальные яйца

Яйцо - один из главных символов Пасхи, который означает для христиан новую жизнь и возрождение.

Красивое или расписанное, оно стало знаком, символом праздника.

В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Яйцами принято обмениваться, дарить их родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником; брать с собой, отправляясь в гости. Существовал обычай хранить эти яйца целый год. Раньше пасхальные яйца красили в яркие цвета, самыми популярными из которых являлись красный и пурпурный, символизирующие жертвенную кровь Христа. Также яйца красили в цвета, напоминающие о весеннем солнце и зелени – насыщенный желтый и зеленый. Сейчас на пасху яйца красят разными красками.

Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют : (Слайд 12-15)

    Крашенки – от слова «красить»;

    Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;

    Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;

    Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.

При росписи широко использовали знаки – символы, например:

    точка - начало начал, семена будущей жизни;

    круг - солнце, символ жизни;

    ёлочка - символ здоровья;

    барашек - символ благополучия;

    конь - символ солнца;

    олень - символ нарождающейся жизни.


Но центральное место принадлежит всё же

ярко- красным яйцам.

Меня заинтересовало, почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последовали разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому великому императору Тиберию. Так как к императору не принято приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в Воскресшего Господина, мы и красим яйца.


Кроме крашеных яиц важное место на пасхальном столе занимает обрядовая еда: пасха и кулич.

Кулич - высокий, вкусный, круглый хлеб. Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Он является подобием церковного артоса - большого хлеба с изображением креста с терновым венком или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Таким образом, кулич - это домашний эквивалент артоса. Он должен присутствовать на каждом столе. Украсить кулич можно как традиционными орехами и изюмом, так и глазурью, помадкой, сахарной пудрой, маком, специальными кондитерскими обсыпками, миниатюрными яичками, вылепленными из сахарной мастики, яркими конфетками или орешками в сахарной глазури.

Считали, ели кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, - жди несчастья. Поэтому хозяйки старались, соблюдали все тонкости и секреты при выпечки.

Творожная пасха – ещё один элемент праздничного стола. Есть версии, что творожные массы, как и сам творог - это одно из древнейших с кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия. Множественные ритуалы древности (весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля) проводились с применением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение. Творог – больше, чем пища; это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протёртый творог, да ещё и с сахаром и с самым лучшим сливочным маслом – это наивысший дар природы. Для простого человека в прошлом такая роскошная пища была доступна только раз в году, поэтому делалась очень долго и из самых лучших продуктов. С принятием христианства традиции постепенно видоизменились, и значение символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное – на Пасху, на самый важный в христианстве праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и имели суть «благословенной» пищи. (Слайд 16-18)

2.3. Пасхальные открытки

Пасха – образ ликования весны духовной. Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Святая Пасха связывает людей в едином чувстве, настроении и состоянии души, и конечно в этот день принято дарить подарки и пасхальные открытки.

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца - и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах. (Слайд 19-21)

2.4. Пасхальное богослужение

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, это . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона. В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом. (Слайд 22)

2.5. Пасхальные обычаи

В Светлое Христово Воскресение, первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: « Христос Воскрес!» - и ответным: «Воистину Воскрес!»

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола . Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

(С. А. Есенин).

Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, с яркой малиновой рубахой.

К числу пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Я заинтересовался, от какого русского слова образовалось слово «волочебники». Оказалось, от слова «волочить», «волочить ноги». Слово «волочебник» означает «поющие под окнами». В деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги.

Вот одна из песен волочебников: (Слайд 23)

Нам по чарке поднесешь,

Свое счастье сбережешь.

Не жалей, не береги,

По яичку одели.

Да пожалуй – ко яичко

Еще красненькое,

Что на красном блюде

И при добрых людях.

2.6. Пасхальные забавы, игры

С озорным, радостным, весёлым настроением водили хороводы. Закликали весну - тоже по кругу. Круг - символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.

Пасха - время первого весеннего гулянья. Молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: «Кто меня поцелует, то и выручит». В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя, например, в игре «На калиновом мосту» .

В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры - пляски, весёлые и задорные, под гармошку, игра - пляска «Передача платочка».

В старину не было Пасхи без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели (или качули) были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качались, девицы распивали качульные песни - пасхальные частушки.

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не хватает.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было

ка­танье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в доме или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каж­дая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом , ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. (Слайд 24-26)

2.7. Народные приметы, поверья

С праздником Пасхи связан целый цикл народных примет и поверий. Мы познакомилась с некоторыми из них.

    На Пасху «солнце играет».
    (Все пытаются увидеть этот момент, а дети поют песенку :)

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись,

Красное, покажись!

    На Пасху девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяными; становились на топор, чтобы быть крепкими.

    Девушки шептали: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

    Охотники стреляют в воздух при первом возгласе «Христос воскресе!», в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.

    Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

    Деды на Пасху расчесывают волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. (Слайд 27)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе, проведенной мной исследовательской работы, под руководством учителя ОРКСЭ Постики Е.А. были описаны традиции и обычаи празднования одного из главных церковных праздников – ПАСХА. Я познакомился с играми и забавами народа, с поверьями, связанными с этим торжеством, с интересными пасхальными традициями.

Работа включала в себя сбор и анализ литературных источников, журнальных статей, материалов Интернета, обобщение материала, творческого изготовления украшения яиц, кулича, пасхи. Собранные в ходе исследования материалы представлены фотографиями, поделками и иллюстрациями основных обычаев, традиций, рисунками детей.

Предполагается, что данный материал может быть использован на уроках ОПК, на классных часах, при знакомстве с народными праздниками и традициями.

И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Вот и Пасха к нам пришла -
праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
и печали он унёс.
Вот уж птицы прилетели,
прямо к Пасхе подоспели -
хорошо! Весна пришла-
светлый праздник принесла-
Воскресение христово!
Все поют и славят Бога!


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.

    Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: http ://

Читайте также: