Проблема существуют ли общие критерии красоты. Сергей николаев: математические критерии красоты лица человека. Бритье как культурно-специфическая традиция

Существуют не только прагматические, но и эстетические критерии оценки научных теорий...

Иными словами, к научной теории можно подходить не только как к инструменту для объяснения явлений природы, но и как к произведению искусства. Эта мысль вряд ли удивит кого-нибудь из ученых — каждый из них за время своей работы не раз сталкивался с подобными рассуждениями, а иногда и сам принимал в них участие. Зато широкую публику тот факт, что ученые — не безнадежные практики и рационалисты, какими их принято изображать, а такие же, как и все, ценители красоты и изящества, может даже шокировать.

Существует множество примеров того, как этот критерий работает в науке. Так, общая теория относительности благодаря своему изяществу была почти сразу принята учеными, хотя потребовались десятилетия, чтобы экспериментально подтвердить ее предсказания. Этот пример показывает — я хочу это специально подчеркнуть, — что, хотя красота и изящество и могут склонить ученых в пользу той или иной теории, они все же не могут изменить экспериментальные данные на противоположные. Если бы теория относительности не нашла экспериментального подтверждения, ее бы изменили или отвергли, несмотря на всю ее красоту. Таким образом, критерий красоты может повышать или понижать вес той или иной теории, но не является сам по себе решающим фактором в принятии этой теории.

Однако критерий красоты — вещь довольно расплывчатая и субъективная. Он определен не так четко, как другие понятия, которые мы используем в этой книге. Например, нет ясного толкования слова «красота» в контексте научных теорий. Тем не менее существуют некоторые общепринятые положения. Например, чем универсальнее теория, тем больше шансов, что она будет признана красивой. Чем менее случайные и наскоро сколоченные данные использовались при построении теории, тем меньше шансов, что ее сочтут просто подогнанной под конкретный набор фактов, и тем более изящной покажется эта теория. И конечно же, не последнюю роль в признании теории изящной играет ее простота (см. Бритва Оккама). Надо думать, что хотя бы в отношении этих трех положений среди ученых существует определенное единодушие.

Естественно, возникает вопрос: можно ли сформулировать критерий научной красоты — более объективный, чем тот, который мы применяем, скажем, в живописи или в музыке? Когда я читаю чужие рассуждения о научной красоте, я часто ловлю себя на том, что не согласен с автором в его оценке той или иной научной идеи. Например, некоторые находят идею плоской вселенной — где пространство-время выглядят координатной сеткой на поверхности стола — красивой. Мне же эта идея не кажется ни красивой, ни безобразной. Другие считают, что вселенная, в которой ускорение вызывает космологическая постоянная, прекрасна, однако мой друг Роки Колб, известный астрофизик, находит такую вселенную «невыразимо уродливой». В науке, как и в искусстве, у каждого свое представление о красоте.

Существуют не только прагматические, но и эстетические критерии оценки научных теорий...

Иными словами, к научной теории можно подходить не только как к инструменту для объяснения явлений природы, но и как к произведению искусства. Эта мысль вряд ли удивит кого-нибудь из ученых - каждый из них за время своей работы не раз сталкивался с подобными рассуждениями, а иногда и сам принимал в них участие. Зато широкую публику тот факт, что ученые не безнадежные практики и рационалисты, какими их принято изображать, а такие же, как и все, ценители красоты и изящества, может даже шокировать.

Существует множество примеров того, как этот критерий работает в науке. Так, общая теория относительности благодаря своему изяществу была почти сразу принята учеными, хотя потребовались десятилетия, чтобы экспериментально подтвердить ее предсказания. Этот пример показывает - я хочу это специально подчеркнуть, - что, хотя красота и изящество и могут склонить ученых в пользу той или иной теории, они все же не могут изменить экспериментальные данные на противоположные. Если бы теория относительности не нашла экспериментального подтверждения, ее бы изменили или отвергли, несмотря на всю ее красоту. Таким образом, критерий красоты может повышать или понижать вес той или иной теории, но не является сам по себе решающим фактором в принятии этой теории.

Однако критерий красоты - вещь довольно расплывчатая и субъективная. Он определен не так четко, как другие понятия, которые мы используем в этой книге. Например, нет ясного толкования слова «красота» в контексте научных теорий. Тем не менее существуют некоторые общепринятые положения. Например, чем универсальнее теория, тем больше шансов, что она будет признана красивой. Чем менее случайные и наскоро сколоченные данные использовались при построении теории, тем меньше шансов, что ее сочтут просто подогнанной под конкретный набор фактов, и тем более изящной покажется эта теория. И конечно же, не последнюю роль в признании теории изящной играет ее простота (см. бритва оккама). Надо думать, что хотя бы в отношении этих трех положений среди ученых существует определенное единодушие.

Естественно, возникает вопрос: можно ли сформулировать критерий научной красоты - более объективный, чем тот, который мы применяем, скажем, в живописи или в музыке? Когда я читаю чужие рассуждения о научной красоте, я часто ловлю себя на том, что не согласен с автором в его оценке той или иной научной идеи. Например, некоторые находят идею плоской Вселенной - где пространство-время выглядят координатной сеткой на поверхности стола - красивой. Мне же эта идея не кажется ни красивой, ни безобразной. Другие считают, что Вселенная, в которой ускорение вызывает космологическая постоянная, прекрасна, однако мой друг Роки Колб, известный астрофизик, находит такую Вселенную «невыразимо уродливой». В науке, как и в искусстве, у каждого свое представление о красоте.

Книга знакомит читателя с современными представлениями о половом отборе, его роли в формировании современных видов животных и человека. Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения. В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием. Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурноспецифичных идеалах красоты и методах их исследования.

Книга предназначена антропологам, психологам, социологам, историкам, политологам, социальным работникам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами взаимоотношений между полами.

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

Разделы на этой странице:

Анализ, проведенный этологами в конце 90-х годов, ясно продемонстрировал, что существуют универсальные для любых культур - европейских, азиатских, африканских - критерии красоты. Прежде всего, лицо должно быть чистым, без прыщей, рубцов и пятен. Часто в литературе можно встретить представление о том, что бледность является привлекательным признаком для женщин. Этологические исследования, проведенные австрийским ученым Б. Финком с соавторами, в которых применялся компьютерный анализ наиболее предпочитаемых респондентами женских лиц, опровергают эту точку зрения: мужчинам кажутся наиболее привлекательными лица с преобладанием розоватого цвета.

Сегодня красивыми считаются женские лица, у которых мягкий овал, большие выразительные глаза миндалевидной формы, неразвитые надбровные дуги, удлиненные брови, высокие скулы, маленькая треугольная и узкая нижняя челюсть, невыступающий подбородок, средней ширины рот, пухлые губы, небольшой нос, небольшая высота нижней части лица. Все эти признаки важны, причем они должны присутствовать не по отдельности, а в комплексе. Именно такие лица можно наблюдать у королев красоты, получавших в последние годы титулы «Мисс Мира» или «Мисс Вселенная». Самой красивой женщиной аланеты становятся поочередно представительницы разных континентов. У них разный цвет кожи, и лица несут на себе черты принадлежности к конкретным расовым типам, но все они соответствуют стандарту женской красоты, описанному выше.

Мужская красота - это выступающая вперед нижняя челюсть (знаменитый «волевой подбородок»), рельефно выступающие скуловые кости. Нос может быть большим или маленьким, это неважно. Низкие брови и достаточно развитые надбровные дуги. Несколько неожиданно, что для мужчины большие глаза - не положительный, а скорее нейтральный или негативный признак. Привлекательность мужского лица, так же как и привлекательность женского, представляет собой объективный маркер репродуктивных качеств. Недавние исследования К. Солера с соавторами свидетельствуют о прямой связи между женским восприятием мужского лица как привлекательного и качеством спермы мужчины.

Есть и еще некий набор признаков, казалось бы, совсем незаметных. Тем не менее, они влияют на подсознательный выбор партнера. Речь идет о так называемой флуктуирующей асимметрии. Чтобы измерить ее, делают специальный портрет человека, и на фотоизображении, занесенном в компьютер, наносят точки на левой и правой половине лица (например, помечают наружный и внутренний угол глаза, основание уха, основание крыльев носа, углы рта, крайние точки на скулах, углы нижней челюсти и т. д.). Проводится вертикальная линия по центру лица - через средину лба, по центру носа и подбородка. Далее, тщательно замеряют расстояния от этой центральной линии до идентичных точек справа и слева, а затем вычисляют различия расстояний по правой и левой стороне. На следующем этапе вычисляется общий индекс флуктуирующей асимметрии лица. Так же поступают с параметрами тела.

Различают направленную и ненаправленную асимметрию. Правая сторона лица у человека всегда чуть больше, это нормальная, засвидетельствованная антропологами асимметрия. Но если асимметрия как бы перемещается с одной стороны на другую по разным признакам: левый глаз чуть больше, чем правый, в то же время правая половинка носа больше левой - это дает высокий показатель флуктуирующей асимметрии. А лицо с такого рода показателями кажется менее привлекательным.

Впрочем, пухлые губы, и гладкий овал лица как факторы женской привлекательности - вовсе не пустяковые причуды мужского вкуса. Именно эти черты связаны с молодостью женщины и высокой концентрацией эстрогенов в ее организме. Последние же играют ведущую роль в успешном зачатии и вынашивании плода.

А вот высокий уровень тестостерона не делает мужчин более привлекательными для женщин, чем более фемининные типы, если речь идет о постоянном партнере. В странах Европы, в Китае и в Японии провели один и тот же эксперимент. Опрашиваемым предлагали по три варианта женского и мужского портрета: усредненный, феминизированный и маскулинизированный. Самым «симпатичным» оказался феминизированный, женственный вариант как женского, так и мужского лица. Вначале это вызвало недоумение, но затем появилась гипотеза, которую подтвердили факты - женщины в современных обществах предпочитают хороших отцов, а хорошие отцы всегда будут обладать легкой фемининностью во внешности. Более маскулинные типы - настоящие мачо - могут быть носителями хороших генов, но реже оказываются верными мужьями и хорошими отцами.

Детские черты

Большие глаза, округлый выпуклый лоб, круглая головка, маленький нос и маленький, слабо выступающий подбородок, чистая гладкая кожа - все эти характеристики типичны для облика ребенка. Такой облик получил в этологии название «детская схема» (рис. 10.4). В свое время К. Лоренц показал, что индивид, обладающий указанными признаками, вызывает у наблюдателей теплые чувства и желание оказывать помощь и заботу. Округлая голова и гладкое лицо ребенка служат умиротворяющими сигналами и подавляют агрессивные намерения окружающих. Кроме того, эти же сигналы свидетельствуют о безопасности данного индивида для других. Родители, реагирующие с максимальной заботой на «детскую схему», могли оставлять больше выживших и здоровых потомком, чем их сородичи, остающиеся равнодушными к этим сигналам.

Детскость облика у взрослых ассоциируется с такими психологическими характеристиками, как открытость, уступчивость, искренность. Было установлено также, что взрослые мужчины и женщины, несущие в своем облике детские черты, вызывают у европеоидных женщин и мужчин романтические чувства. Возможно гладко выбритые мужские лица воспринимаются женщинами как более миролюбивые и действуют на них умиротворяюще.

Рис. 10.4. Детская схема

Признаки половой зрелости

Интенсивная секреция половых гормонов в пубертатный период ведет к созреванию лица и тела. По мере созревания детский облик постепенно исчезает. У мужчин челюсть становится больше и шире, нос удлиняется, развиваются надбровья, появляется волосяной покров на лице. Черты зрелой внешности свидетельствуют о силе, доминировании, статусе и компетентности. Кросс-культурные данные свидетельствуют о том, что большая нижняя челюсть является универсальным индикатором доминирования.

Рост волос на лице является биологическим маркером мужской зрелости. Волосы на лице и голове имеют разный химический состав и по всей видимости, служат для разных целей. Предполагается, что наличие волос на лице у мужчин свидетельствует об их агрессивности и потенциальных репродуктивных способностях. Как и две другие характеристики, рост волос на лице стимулируется секрецией тестостерона в пубертатный период. Интенсивность роста бороды зависит от уровня секреции андрогенов у данного индивида.

Р. Фокс и ряд авторов связывают репродуктивный успех у самцов в гомининных сообществах с рангом в социальной иерархии. В этом контексте волосы на лице могли эволюционировать как сигнал угрозы и доминирования, так как они визуально увеличивают нижнюю часть лица (прежде всего, нижнюю челюсть). Такая связь с нижней челюстью не случайна, ибо эволюционно челюсть ассоциируется с зубами как оружием. У взрослого мужчины подбородок сильно выдается вперед, тогда как у ребенка он развит чрезвычайно слабо.

Наличие волос на лице у мужчины оказывает значительное влияние на его социальное восприятие другими. Заросшее волосами мужское лицо получает у респондентов более высокие оценки по следующим пунктам: физическая сила, сексуальная потенция, доминирование, смелость. По шкале отрицательных ценностей, связанных с маскулинностью, мужчины с волосяным покровом на лице получили также более высокие рейтинги по следующим показателям: агрессивность, неуравновешенность, недостаток доброты, нечистоплотность. Помимо всего прочего, гладко выбритые лица воспринимались как более молодые.

В связи с обсуждением вопроса о привлекательности мужских лиц, несущих бороду и усы, с одной стороны, и гладко выбритых - с другой, любопытными являются результаты многолетних исследований Н. Барбера. По мнению данного автора в европейской культуре существует положительный стереотип бородатого мужского лица. Мужчины, носящие бороду и усы, рассматриваются женщинами как более ценные потенциальные супруги. Им приписывают лучшие репродуктивные качества и уровень здоровья в целом. Предполагается также, что бородатые мужчины способны лучше обеспечить жену и детей.

Дж. Рид и Э. Бланк проанализировали результаты предварительного отбора кадров по фотографиям, произведенного в 188 различных американских фирмах (возраст от 19 до 70 лет), и с удивлением обнаружили склонность отдавать предпочтение мужчинам с растительностью на лице. Такие индивиды представлялись менеджерам более привлекательными в физическом и социальном плане, и оценивались как более компетентные, цельные и надежные. Возраст и пол менеджеров не оказывали существенного влияния на выбор кадров за тем исключением, что женщины-менеджеры оценивали бородатых мужчин как более компетентных.

Н. Барбер указывает на определенную зависимость между ситуацией на рынке женихов и модой на мужские бороды и усы. Если складываются максимально благоприятные условия для невест, то есть в наличии имеется много свободных мужчин брачного возраста, то женщины начинают отдавать предпочтение мужчинам с растительностью на лице. Наиболее значимыми в списке оказались усы, достоверно положительная связь отмечена также и для наличия бороды. А вот присутствие бакенбардов не играло никакой роли в оценке привлекательности мужской внешности.

Обнаружена весьма любопытная связь между модой на длину женских платьев и ситуацией на рынке женихов. Благоприятные условия для женщин достоверно коррелировали с длинными юбками и большей скромностью в поведении женщин; чем более острой становилась конкуренция за женихов, тем с большей вероятностью в моду входили короткие юбки. Любопытно, что ранее другим исследователем было показано, что мода на длинные юбки колеблется синхронно с модой на мужские усы и бороды.

Психологи и этологи не раз отмечали, что женщины лучше мужчин способны читать по лицу партнера и отличать правду от обмана. Такое положение дел не покажется случайным, если мы вспомним, что для женщины правильный выбор партнера связан с энергетическими затратами, которые она должна в перспективе вложить в потомство. Гладко выбритое лицо в этом плане является идеальным условиям получения правдивой информации. Предполагается, что в условиях значительного избытка свободных мужчин, более уверенные в себе женщины будут предпочитать в качестве брачных партнеров мужчин с растительностью на лице (потому что не опасаются их измены), а менее уверенные - гладко выбритых. Мода на бороду и усы, по-видимому, чаще бывает популярной в странах, где браки более стабильны, соотношение полов смещено в сторону мужского пола, а супружеские измены являются редкостью.

Признаки старения

Седые волосы и лысина свидетельствуют о старении, имеют под собой генетическую основу и могут иметь адаптивное значение для своих носителей. Нонсенс? Ничуть не бывало.

Облысение является типичной характеристикой, широко распространенной среди мужчин и связанной с действием андрогенов, генетического фактора и возраста. Определенная доля лысых мужчин встречается во всех человеческих культурах. Ранее полагали, что в процессе отбора, отступающая назад линия волос на голове стала сигналом угрозы, доминирования и высокого возрастного статуса, а покраснение лысины служит заметным внешним сигналом гнева.

Однако эмпирические данные не подтвердили этой гипотезы. Скорее можно полагать, что лысина эволюционировала как сигнал возмужания и социальной зрелости. Возраст является важным фактором, предсказывающим вероятность облысения. Вместе с тем агрессия и сексуальная потенция у мужчин с возрастом падают, а желание проявлять родительскую заботу - возрастает. В процессе возмужания облик мужчины меняется от доминантно-агрессивного к доминантнозаботливому. Такие преобразования адаптивны, так как позволяют снизить конкуренцию между мужчинами в пределах группы путем разделения функций между младшими (воины, охотники) и старшими (учителями, хранителями информации).

Таким образом, лысина выступает как сигнал более высокого социального статуса и покладистости. Вместе с тем тот же сигнал снижает физическую привлекательность обладателя. Случайно ли, в свете всего сказанного выше, что в современном западном обществе среди мужчин стало модным брить голову? Причем мода эта в первую очередь распространена среди молодых мужчин.

Бритье как культурно-специфическая традиция

В соответствии с моделью множественной приспособленности культура формирует моду на бритье и стрижку таким образом, чтобы облик мужчины максимально отражал адаптацию к локальным экологическим условиям. Замечено, что бороду и усы чаще носят в тех местах, где вероятность дефектов кожи на лице велика по причине изобилия инфекционных кожных заболеваний и насекомых-переносчиков.

Растительность на лице у мужчины может сигнализировать об агрессивности независимо от культуры и исторического периода, но именно конкретные культурные нормы определяют социальную желательность данной характеристики (бесстрашные и доблестные воины) или ее нежелательность (опасный злодей). В тех культурах, где развитие волосяного покрова на лице очень слабое или отсутствует, даже незначительное количество волос ассоциируется со злом, вызывает отвращение и ассоциации с животностью (например, в Японии).

В ходе наших исследований формирования гендерных стереотипов у детей (русских и калмыков) младшим школьникам предлагали нарисовать женщину и мужчину. Мальчики и девочки практически никогда не изображали мужчину с бородой и редко изображались усы. Когда мальчикам предлагалось изобразить свой воображаемый портрет во взрослом состоянии, ни один из них не нарисовал бороду, и только несколько русских мальчиков украсили себя небольшими усиками.

Текстура и цвет кожи лица

В этнографической литературе часто упоминается о предпочтение более светлой кожи, прежде всего, у женщин. В современных многоэтнических обществах идеалы более светлой кожи, по мнению некоторых исследователей, связаны с политической ситуацией: более обеспеченные правящие слои общества чаще бывают светлокожими, а представители неимущих слоев - темнокожими. Однако, хотя присутствие расовой иерархии и может стимулировать предпочтение светлой кожи, можно найти различные исторические подтверждения того, что одним только расизмом это обстоятельство объяснить невозможно. Так, в Римской империи, равно как и в арабском мире, присутствие большого количества рабов-северян не делало светлокожих женщин менее привлекательными. В большинстве нестратифицированных обществ также можно обнаружить представления о женской красоте, связанные с более светлой кожей по сравнению со средним в популяции. Эта характеристика является по сути универсальной, тогда как другие кросс-культурные стандарты красоты (пропорции тела, форма лица в целом и носа в частности, полнота) разительно варьируют. Мужские стандарты красоты по критерию цвета кожи, в отличие от женских, также варьируют.

Почему возникает такой двойной стандарт? Как полагает Джонс, речь, скорее всего, идет о том, что цвет кожи у женщин, аналогично полноте губ или отношению талии к бедрам, связан с секрецией эстрогенов. Эстрогены подавляют выработку меланина в организме. В результате девочка по мере взросления светлеет, а затем с возрастом наблюдается обратная картина: ее кожа постепенно темнеет. По этой причине предпочтение более светлокожих партнерш, столь явно выраженное у мужчин, может являться генетической адаптацией.

Вопросы и задания.

1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию – широкому или узкому – они относятся?

Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.

Альбом с картинами Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянский художник, 1571 - 1610) и его последователей. Данный альбом будет относится к искусству в узком смысле, т. к. в нем содержатся произведения изобразительного искусства. Но его можно отнести и к искусству в широком смысле, т. к. данный альбом относится к живописи.

2. * Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура – это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве – эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.

Различие заключается в следующем. Искусство – всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий для художественной культуры – это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им (мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.).

Таким образом, понятие художественная культура более широкое, чем искусство. Последнее включает только профессиональную деятельность и подготовленных людей в данной области. Искусство – это только или преимущественно элитарная культура, художественная культура включает народную и элитарную культуру.

3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?

Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Понятие художественное творчество более широкое. Оно включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художественное творчество – это синоним понятия «художественная культура».

Их различие состоит в том, что изобразительное искусство это вид художественного творчества.

Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей - любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры).

4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка, театр?

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п., включая продукт и процесс этой деятельности: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.

Литература, музыка, театр – это элементы художественной культура.

5. Опишите основные субъекты художественной культуры.

Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:

Создает новые произведения и идеи;

Распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;

Финансирует новые произведения и идеи;

Знакомит с новыми произведениями и идеями;

Обучает новым произведениям и идеям;

Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;

Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;

Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;

Осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;

Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;

Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.

6. * Какую роль в культуре играют Красота, Добро, Истина?

Истина, Красота, Добро – это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы – научную теорию, педагогический прием или религиозное учение – они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в сфере образования – то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств?

Да, живопись, скульптуру и архитектуру можно отнести к изящным искусствам, потому что они соответствуют критериям Истина, Добро, Красота.

Литература, театр, танец – примеры изящных искусств.

?Проблема. Подумайте над проблемой – существуют ли общие критерии красоты?

Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Общих критериев красоты не существует. В разные периоды времени красота понималась по-разному: «В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). Даже в рамках одной эпохи представления о красоте отличались у разных людей. Критерии красоты более или менее общими были характерны для отдельных обществ.

Например, в Древней Греции был культ спортивного телосложения, у индейцев майя красивым считалось тело, расписанное татуировками. В Древнем Китае ценилась хрупкость и миниатюрность женщины. В возрасте пяти лет ножки девочки туго перебинтовывали, и они прекращали свой рост. По канонам красоты женщины белили лица, наращивали ресницы, вместо сбритых бровей рисовали тоненькие черточки. В Древнем Египте в женщинах ценилась грациозность. Женщина должна была быть стройной. Красивой считалась обладательница узких бедер, небольшой груди. Из всех цветов Египтяне предпочитали изумрудный. Самой прекрасной считалась девушка с зеленым цветом глаз. Стрелки на глазах подводились зеленой краской. Точно та же и сегодня красота в Африканских странах, Индии, Японии, США будут отличаться.

Не следует забывать и о красоте души. Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна.

Можно услышать о красоте музыки, красоте здания, красоте города, красоте парка, красоте картины, красоте вазы. На Востоке в XI веке при дворе некоторых правителей было популярным воспевать красоту обычных вещей в стихах. Это могли быть и столовые приборы, и оружие, обувь, одежда, да все что угодно.

Однако, понятие красоты у разных людей будет зависеть от их предпочтений, сформировавшихся у них в процессе социализации. Что красиво для одного, может быть безобразно для другого.

Практикум. Объясните, почему к искусству можно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз – «искусство для искусства». В любом сообществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шенберга, трудна для понимания (например, в отличие от граффити) неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

Антропология пола Бутовская Марина Львовна

10.3. Существуют ли универсальные критерии красоты?

Анализ, проведенный этологами в конце 90-х годов, ясно продемонстрировал, что существуют универсальные для любых культур - европейских, азиатских, африканских - критерии красоты. Прежде всего, лицо должно быть чистым, без прыщей, рубцов и пятен. Часто в литературе можно встретить представление о том, что бледность является привлекательным признаком для женщин. Этологические исследования, проведенные австрийским ученым Б. Финком с соавторами, в которых применялся компьютерный анализ наиболее предпочитаемых респондентами женских лиц, опровергают эту точку зрения: мужчинам кажутся наиболее привлекательными лица с преобладанием розоватого цвета.

Сегодня красивыми считаются женские лица, у которых мягкий овал, большие выразительные глаза миндалевидной формы, неразвитые надбровные дуги, удлиненные брови, высокие скулы, маленькая треугольная и узкая нижняя челюсть, невыступающий подбородок, средней ширины рот, пухлые губы, небольшой нос, небольшая высота нижней части лица. Все эти признаки важны, причем они должны присутствовать не по отдельности, а в комплексе. Именно такие лица можно наблюдать у королев красоты, получавших в последние годы титулы «Мисс Мира» или «Мисс Вселенная». Самой красивой женщиной аланеты становятся поочередно представительницы разных континентов. У них разный цвет кожи, и лица несут на себе черты принадлежности к конкретным расовым типам, но все они соответствуют стандарту женской красоты, описанному выше.

Мужская красота - это выступающая вперед нижняя челюсть (знаменитый «волевой подбородок»), рельефно выступающие скуловые кости. Нос может быть большим или маленьким, это неважно. Низкие брови и достаточно развитые надбровные дуги. Несколько неожиданно, что для мужчины большие глаза - не положительный, а скорее нейтральный или негативный признак. Привлекательность мужского лица, так же как и привлекательность женского, представляет собой объективный маркер репродуктивных качеств. Недавние исследования К. Солера с соавторами свидетельствуют о прямой связи между женским восприятием мужского лица как привлекательного и качеством спермы мужчины.

Есть и еще некий набор признаков, казалось бы, совсем незаметных. Тем не менее, они влияют на подсознательный выбор партнера. Речь идет о так называемой флуктуирующей асимметрии. Чтобы измерить ее, делают специальный портрет человека, и на фотоизображении, занесенном в компьютер, наносят точки на левой и правой половине лица (например, помечают наружный и внутренний угол глаза, основание уха, основание крыльев носа, углы рта, крайние точки на скулах, углы нижней челюсти и т. д.). Проводится вертикальная линия по центру лица - через средину лба, по центру носа и подбородка. Далее, тщательно замеряют расстояния от этой центральной линии до идентичных точек справа и слева, а затем вычисляют различия расстояний по правой и левой стороне. На следующем этапе вычисляется общий индекс флуктуирующей асимметрии лица. Так же поступают с параметрами тела.

Различают направленную и ненаправленную асимметрию. Правая сторона лица у человека всегда чуть больше, это нормальная, засвидетельствованная антропологами асимметрия. Но если асимметрия как бы перемещается с одной стороны на другую по разным признакам: левый глаз чуть больше, чем правый, в то же время правая половинка носа больше левой - это дает высокий показатель флуктуирующей асимметрии. А лицо с такого рода показателями кажется менее привлекательным.

Впрочем, пухлые губы, и гладкий овал лица как факторы женской привлекательности - вовсе не пустяковые причуды мужского вкуса. Именно эти черты связаны с молодостью женщины и высокой концентрацией эстрогенов в ее организме. Последние же играют ведущую роль в успешном зачатии и вынашивании плода.

А вот высокий уровень тестостерона не делает мужчин более привлекательными для женщин, чем более фемининные типы, если речь идет о постоянном партнере. В странах Европы, в Китае и в Японии провели один и тот же эксперимент. Опрашиваемым предлагали по три варианта женского и мужского портрета: усредненный, феминизированный и маскулинизированный. Самым «симпатичным» оказался феминизированный, женственный вариант как женского, так и мужского лица. Вначале это вызвало недоумение, но затем появилась гипотеза, которую подтвердили факты - женщины в современных обществах предпочитают хороших отцов, а хорошие отцы всегда будут обладать легкой фемининностью во внешности. Более маскулинные типы - настоящие мачо - могут быть носителями хороших генов, но реже оказываются верными мужьями и хорошими отцами.

Детские черты

Большие глаза, округлый выпуклый лоб, круглая головка, маленький нос и маленький, слабо выступающий подбородок, чистая гладкая кожа - все эти характеристики типичны для облика ребенка. Такой облик получил в этологии название «детская схема» (рис. 10.4). В свое время К. Лоренц показал, что индивид, обладающий указанными признаками, вызывает у наблюдателей теплые чувства и желание оказывать помощь и заботу. Округлая голова и гладкое лицо ребенка служат умиротворяющими сигналами и подавляют агрессивные намерения окружающих. Кроме того, эти же сигналы свидетельствуют о безопасности данного индивида для других. Родители, реагирующие с максимальной заботой на «детскую схему», могли оставлять больше выживших и здоровых потомком, чем их сородичи, остающиеся равнодушными к этим сигналам.

Детскость облика у взрослых ассоциируется с такими психологическими характеристиками, как открытость, уступчивость, искренность. Было установлено также, что взрослые мужчины и женщины, несущие в своем облике детские черты, вызывают у европеоидных женщин и мужчин романтические чувства. Возможно гладко выбритые мужские лица воспринимаются женщинами как более миролюбивые и действуют на них умиротворяюще.

Рис. 10.4. Детская схема

Признаки половой зрелости

Интенсивная секреция половых гормонов в пубертатный период ведет к созреванию лица и тела. По мере созревания детский облик постепенно исчезает. У мужчин челюсть становится больше и шире, нос удлиняется, развиваются надбровья, появляется волосяной покров на лице. Черты зрелой внешности свидетельствуют о силе, доминировании, статусе и компетентности. Кросс-культурные данные свидетельствуют о том, что большая нижняя челюсть является универсальным индикатором доминирования.

Рост волос на лице является биологическим маркером мужской зрелости. Волосы на лице и голове имеют разный химический состав и по всей видимости, служат для разных целей. Предполагается, что наличие волос на лице у мужчин свидетельствует об их агрессивности и потенциальных репродуктивных способностях. Как и две другие характеристики, рост волос на лице стимулируется секрецией тестостерона в пубертатный период. Интенсивность роста бороды зависит от уровня секреции андрогенов у данного индивида.

Р. Фокс и ряд авторов связывают репродуктивный успех у самцов в гомининных сообществах с рангом в социальной иерархии. В этом контексте волосы на лице могли эволюционировать как сигнал угрозы и доминирования, так как они визуально увеличивают нижнюю часть лица (прежде всего, нижнюю челюсть). Такая связь с нижней челюстью не случайна, ибо эволюционно челюсть ассоциируется с зубами как оружием. У взрослого мужчины подбородок сильно выдается вперед, тогда как у ребенка он развит чрезвычайно слабо.

Наличие волос на лице у мужчины оказывает значительное влияние на его социальное восприятие другими. Заросшее волосами мужское лицо получает у респондентов более высокие оценки по следующим пунктам: физическая сила, сексуальная потенция, доминирование, смелость. По шкале отрицательных ценностей, связанных с маскулинностью, мужчины с волосяным покровом на лице получили также более высокие рейтинги по следующим показателям: агрессивность, неуравновешенность, недостаток доброты, нечистоплотность. Помимо всего прочего, гладко выбритые лица воспринимались как более молодые.

В связи с обсуждением вопроса о привлекательности мужских лиц, несущих бороду и усы, с одной стороны, и гладко выбритых - с другой, любопытными являются результаты многолетних исследований Н. Барбера. По мнению данного автора в европейской культуре существует положительный стереотип бородатого мужского лица. Мужчины, носящие бороду и усы, рассматриваются женщинами как более ценные потенциальные супруги. Им приписывают лучшие репродуктивные качества и уровень здоровья в целом. Предполагается также, что бородатые мужчины способны лучше обеспечить жену и детей.

Дж. Рид и Э. Бланк проанализировали результаты предварительного отбора кадров по фотографиям, произведенного в 188 различных американских фирмах (возраст от 19 до 70 лет), и с удивлением обнаружили склонность отдавать предпочтение мужчинам с растительностью на лице. Такие индивиды представлялись менеджерам более привлекательными в физическом и социальном плане, и оценивались как более компетентные, цельные и надежные. Возраст и пол менеджеров не оказывали существенного влияния на выбор кадров за тем исключением, что женщины-менеджеры оценивали бородатых мужчин как более компетентных.

Н. Барбер указывает на определенную зависимость между ситуацией на рынке женихов и модой на мужские бороды и усы. Если складываются максимально благоприятные условия для невест, то есть в наличии имеется много свободных мужчин брачного возраста, то женщины начинают отдавать предпочтение мужчинам с растительностью на лице. Наиболее значимыми в списке оказались усы, достоверно положительная связь отмечена также и для наличия бороды. А вот присутствие бакенбардов не играло никакой роли в оценке привлекательности мужской внешности.

Обнаружена весьма любопытная связь между модой на длину женских платьев и ситуацией на рынке женихов. Благоприятные условия для женщин достоверно коррелировали с длинными юбками и большей скромностью в поведении женщин; чем более острой становилась конкуренция за женихов, тем с большей вероятностью в моду входили короткие юбки. Любопытно, что ранее другим исследователем было показано, что мода на длинные юбки колеблется синхронно с модой на мужские усы и бороды.

Психологи и этологи не раз отмечали, что женщины лучше мужчин способны читать по лицу партнера и отличать правду от обмана. Такое положение дел не покажется случайным, если мы вспомним, что для женщины правильный выбор партнера связан с энергетическими затратами, которые она должна в перспективе вложить в потомство. Гладко выбритое лицо в этом плане является идеальным условиям получения правдивой информации. Предполагается, что в условиях значительного избытка свободных мужчин, более уверенные в себе женщины будут предпочитать в качестве брачных партнеров мужчин с растительностью на лице (потому что не опасаются их измены), а менее уверенные - гладко выбритых. Мода на бороду и усы, по-видимому, чаще бывает популярной в странах, где браки более стабильны, соотношение полов смещено в сторону мужского пола, а супружеские измены являются редкостью.

Признаки старения

Седые волосы и лысина свидетельствуют о старении, имеют под собой генетическую основу и могут иметь адаптивное значение для своих носителей. Нонсенс? Ничуть не бывало.

Облысение является типичной характеристикой, широко распространенной среди мужчин и связанной с действием андрогенов, генетического фактора и возраста. Определенная доля лысых мужчин встречается во всех человеческих культурах. Ранее полагали, что в процессе отбора, отступающая назад линия волос на голове стала сигналом угрозы, доминирования и высокого возрастного статуса, а покраснение лысины служит заметным внешним сигналом гнева.

Однако эмпирические данные не подтвердили этой гипотезы. Скорее можно полагать, что лысина эволюционировала как сигнал возмужания и социальной зрелости. Возраст является важным фактором, предсказывающим вероятность облысения. Вместе с тем агрессия и сексуальная потенция у мужчин с возрастом падают, а желание проявлять родительскую заботу - возрастает. В процессе возмужания облик мужчины меняется от доминантно-агрессивного к доминантнозаботливому. Такие преобразования адаптивны, так как позволяют снизить конкуренцию между мужчинами в пределах группы путем разделения функций между младшими (воины, охотники) и старшими (учителями, хранителями информации).

Таким образом, лысина выступает как сигнал более высокого социального статуса и покладистости. Вместе с тем тот же сигнал снижает физическую привлекательность обладателя. Случайно ли, в свете всего сказанного выше, что в современном западном обществе среди мужчин стало модным брить голову? Причем мода эта в первую очередь распространена среди молодых мужчин.

Бритье как культурно-специфическая традиция

В соответствии с моделью множественной приспособленности культура формирует моду на бритье и стрижку таким образом, чтобы облик мужчины максимально отражал адаптацию к локальным экологическим условиям. Замечено, что бороду и усы чаще носят в тех местах, где вероятность дефектов кожи на лице велика по причине изобилия инфекционных кожных заболеваний и насекомых-переносчиков.

Растительность на лице у мужчины может сигнализировать об агрессивности независимо от культуры и исторического периода, но именно конкретные культурные нормы определяют социальную желательность данной характеристики (бесстрашные и доблестные воины) или ее нежелательность (опасный злодей). В тех культурах, где развитие волосяного покрова на лице очень слабое или отсутствует, даже незначительное количество волос ассоциируется со злом, вызывает отвращение и ассоциации с животностью (например, в Японии).

В ходе наших исследований формирования гендерных стереотипов у детей (русских и калмыков) младшим школьникам предлагали нарисовать женщину и мужчину. Мальчики и девочки практически никогда не изображали мужчину с бородой и редко изображались усы. Когда мальчикам предлагалось изобразить свой воображаемый портрет во взрослом состоянии, ни один из них не нарисовал бороду, и только несколько русских мальчиков украсили себя небольшими усиками.

Текстура и цвет кожи лица

В этнографической литературе часто упоминается о предпочтение более светлой кожи, прежде всего, у женщин. В современных многоэтнических обществах идеалы более светлой кожи, по мнению некоторых исследователей, связаны с политической ситуацией: более обеспеченные правящие слои общества чаще бывают светлокожими, а представители неимущих слоев - темнокожими. Однако, хотя присутствие расовой иерархии и может стимулировать предпочтение светлой кожи, можно найти различные исторические подтверждения того, что одним только расизмом это обстоятельство объяснить невозможно. Так, в Римской империи, равно как и в арабском мире, присутствие большого количества рабов-северян не делало светлокожих женщин менее привлекательными. В большинстве нестратифицированных обществ также можно обнаружить представления о женской красоте, связанные с более светлой кожей по сравнению со средним в популяции. Эта характеристика является по сути универсальной, тогда как другие кросс-культурные стандарты красоты (пропорции тела, форма лица в целом и носа в частности, полнота) разительно варьируют. Мужские стандарты красоты по критерию цвета кожи, в отличие от женских, также варьируют.

Почему возникает такой двойной стандарт? Как полагает Джонс, речь, скорее всего, идет о том, что цвет кожи у женщин, аналогично полноте губ или отношению талии к бедрам, связан с секрецией эстрогенов. Эстрогены подавляют выработку меланина в организме. В результате девочка по мере взросления светлеет, а затем с возрастом наблюдается обратная картина: ее кожа постепенно темнеет. По этой причине предпочтение более светлокожих партнерш, столь явно выраженное у мужчин, может являться генетической адаптацией.

Вместе с тем нужно помнить, что индивидуальный опыт и социальная среда оказывают существенное влияние на формирование «идеального» образа. В темнокожих популяциях, к примеру, прослеживаться предпочтение более светлокожих женщин по сравнению со средним по данной популяции цветом кожи. Но это не означает, что во всех этнических группах будет безоговорочно прослеживаться предпочтение белокожих партнеров. Белокожие европейцы могут вызывать (и действительно вызывают) у них чувство неприязни и отвращения.

Вот что пишет о реакции африканцев, не видевших прежде европейцев, Д. Ливингстон: «В наружности белых должно быть нечто невероятно отвратительное для неискушенных опытом африканцев. Если мы, входя в деревню, где еще не бывали европейцы, встречали ребенка, который, спокойно и ничего не подозревая, приближался к нам, то стоило ему поднять глаза и увидеть людей в «мешках», как он в ужасе бросался бежать со всех ног... Встревоженная дикими криками ребенка, из хижины выскакивает мать и немедленно бросается обратно, едва взглянув на это страшное явление... Только что бывшая мирной, деревня наполняется суматохой и шумом голосов. Это продолжается до тех пор, пока наши люди не заверят встревоженное население, что белые люди не едят черных. В Африке эта шутка часто производит более сильное впечатление, чем торжественные заявления и увещевания. Некоторым из наших франтов, войдя в африканскую деревню, пришлось бы отказаться от своего самомнения, увидев, что хорошенькие девушки удирают от них, как от людоедов, или убедившись, как это случилось с нами, что белые являются здесь пугалами - матери отталкивают от себя непослушных детей и говорят: Веди себя хорошо, или я позову белого, чтобы он тебя укусил» (Д. и Ч. Ливингстон, 1956).

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги По незнакомой Микронезии автора Стингл Милослав

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПЛАТИНОВЫЕ САРКОФАГИ? После посещения Нан-Мадола голова моя пошла кругом. Я пытался не выходить за рамки научной оценки фактов, но на ум приходили десятки разных догадок, вставало множество вопросов... Что такое Нан-Мадол? Каков он? Его не назовешь

Из книги Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности автора Автор неизвестен

1.4. Коммуникативная компетентность как форма учебной деятельности. Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников Мы предположили, что можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень – неосознанная

Из книги Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя автора Хоружий Сергей Сергеевич

1. Универсальные элементы герменевтики телесности. Прежде чем перейти к рассмотрению герменевтики телесности в намеченных видах антропологических практик, стоит выделить общие, универсальные для всей антропологической реальности элементы этой герменевтики. В

Из книги Социальные коммуникации автора Адамьянц Тамара Завеновна

§ 11. Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК) Представление об оптимальной модели массовой коммуникации тесно связано с понятием эффективности функционирования печати, радио, телевидения, а также СМК в Интернете. Необходимость определения

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Глава VIII. Существуют ли дуальные организации? Чествуемый нами ученый посвятил себя изучению Америки и Индонезии. Возможно, что подобное сочетание благоприятствовало смелости и плодотворности теоретических взглядов проф. Й. П. В. де Йосселина де Йонга, поскольку

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

Критерии художественности К концу 1920-х годов, когда за А. М. Ремизовым закрепилась слава признанного мастера стиля, почти все произведения писателя рецензировались в весьма благожелательном тоне. Идиллию нарушил известный религиозный философ И. А. Ильин, который в

Из книги Критерии оценки свидетельств автора Иванов Вячеслав Всеволодович

А. М. Хокарт Критерии оценки свидетельств Прогрессу в понимании эволюции человека, особенно его духовной эволюции, мешают широко распространённые заблуждения относительно оценки свидетельств. Характер свидетельств одинаков во всех сферах человеческой деятельности. В

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Ценностные критерии Фундаментальное место в теории художественной ценности и художественной оценки занимает понятие ценностного критерия. В переводе с греческого «критерий» означает мерило для оценки чего-либо, средство проверки ценности. Ценностные критерии как

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

4. Критерии оценки и практические рекомендации В данном случае опять-таки исключительно научный, или теоретический, подход позволяет нам со всей определенностью констатировать, что, с одной стороны, критерии оценки могут быть выработаны только благодаря изучению

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

Глава 10 Критерии мужской и женской привлекательности

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Критерии отбора каналов в сети Для пакетов кабельных, спутниковых и IPTV-операторов: популярность телеканала/запросы абонентов, тарифная политика телеканала, наполненность тематической ниши, наличие аналогичного канала у конкурентов, доступность в данном регионе,

Читайте также: