Одежда традиционная одежда ненцев. Одежда коренных народов севера. Верхнее платье женщин Мужская и женская одежда ненцев

Жилища и одежда ненцев

Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Его сооружали из 30-50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрытых зимой двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной на них шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум иногда покрывали покрышками, сшитыми из полос вываренной бересты.

Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума, на высоте около 1.5 м, горизонтально подвешивали 2 жерди. Концы их вдевали в петли у шестов по обе стороны от входа, а противоположные концы - в петлю на особом вертикальном шесте (симзы). На горизон­тальные жерди укладывали короткие поперечины, к которым на крюках подвешивали за дужки котлы и чайники. По обеим сторонам очага укла­дывали по 1-4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага, справа и слева от входа в чум, составляло собственно жилую и спальную части чума. На земле раскладывали цыновки из ивовых прутьев, на них другие цыновки, сплетенные из сухой травы. Поверх цыновок рассти­лали оленьи шкуры. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть чума считалась «чистым» местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты. Размеры чума бывали различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летом такие хозяйства почти никогда не пользова­лись меховыми покрышками, что приходилось зачастую делать беднякам, не имевшим возможности так легко, как богатые, выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.

Бедняки жили обычно в небольших, тесных чумах с меховыми по­крышками, почти лишенными волоса от длительного употребления. Дощатого пола в бедных чумах подчас не было. Сломанные шесты годами не заменялись новыми. Прогоревшие от искр верхние части меховых покрышек подолгу не чинились из-за недостатка шкур. Встречались бедняки, имевшие только полчума, т. е. одну пару покрышек и несколько шестов. Такие два-три хозяйства обычно объединялись и собирали из имевшихся у них частей один общий чум. Встречались, наконец, и такие хозяева, которые шли в работники именно из-за отсутствия жилища.

Чум полностью перевозился при перекочевках. Только в тайге, на­пример у лесных ненцев, где в любом месте можно было найти материал для шестов, остовы чумов оставляли на местах стоянок, что избавляло от перевозки лишнего груза. Установка и разборка чума производились женщинами, мужчины помогали лишь при плохой погоде (в буран, дождь и т. д.).

Там же, в лесотундре и тайге, а местами и в тундре (п-ов Канин), на путях обычных кочевок сооружались из бревен или плах амбары на высоких подпорках (тин). В них оставляли временно зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты и т. п.

На зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре), куда складывали запасы мяса, рыбы, упряжь и т. д.

Большинство хозяйств кочевало самостоятельно, и чумы их стояли в одиночку, реже по два или три. Только на рыболовных песках устанав­ливались летом иногда по 7-10 и даже 20 чумов. В летнее время, при оби­лии комаров, более крупное стадо легче выпасать, поэтому оленеводы объединяли 2-3, реже 4 хозяйства и ставили свои чумы рядом. В период отела и на осенних перекочевках к лесам чумы ставились в одиночку. Богатые оленеводы, имевшие стада в 2-5 и даже 10 тыс. оленей, распо­лагались большими стойбищами, состоявшими из чума хозяина и чумов его жен и работников. Подчас один такой хозяин имел несколько стой­бищ (по стойбищу при каждом стаде).

Топливом служили в тайге и лесотундре валежник и сухостой, а в тундре - плавник или кустарник (ивняк, березняк, ольховник). В местах, где редок даже кустарник (например, на северном Ямале), топливом был часто черный мох (вид лишайника).

Освещался чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, замороженного в формах из оленьего пищевода, лампами без стекол и по­купными свечами (у зажиточных), а чаще всего только огнем от очага.

Пищу принимали сидя на полу, скрестив ноги, за столиком на низких ножках. Лишь на Новой Земле и в северных районах нынешней респуб­лики Коми оседлые ненцы уже со второй половины XIX в. жили в руб­леных избах.

На рыбалках и на охоте временным жилищем служили иногда пере­вернутые лодки, заслоны от ветра (хангг) и землянки (я"хард, я’мя), покрытые хвойными ветками и дерном.

Основным продуктом питания ненцев было мясо домашнего оленя, оно составляло до 85% всей пищи, а у малооленных - рыба, которую ели преимущественно сырой (свежей и мороженой), меньше вареной. Из рыбы приготовлялась также юкола. Вследствие постоянного недостатка соли, впрок солили рыбу редко и слабо, поэтому рыба сохранялась плохо. Частым блюдом был жир, выварен­ный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягодами; употребляли также нерпичий жир (топленый) и оленье сало. Мясо обычно варили (но не жарили). Нередко его ели сырым (парное или мороженое). Консервировали мясо копчением. Кроме мяса оленя и птицы, изредка в пищу шло песцовое и нерпичье мясо. Потребляли ягоды (мо­рошку, голубику, чернику) и другие растения, например дудник (из се­мейства зонтичных).

Хлеб, который с приходом русских стал повсеместно известен ненцам, потреблялся в незначительном количестве, да и то главным образом лишь зажиточной верхушкой. Ели обычно три раза в день. Утром и днем пили чай с хлебом и жиром, вечером, после чая, ели мясной или рыбий навар и вареное мясо или рыбу. Дети с двухлетнего возраста питались так же, как взрослые. Переходной пищей после материнского молока служило жеваное вареное мясо и вареный мозг.

Ненецкая одежда - малица и совик у мужчин, одежда ягушка - у женщин; национальная меховая обувь -пимы.

Малица (мальця) - длинная глухая одежда из оленьих шкур, сши­тая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. В Канинской и Тиманской тундрах распространена малица с высоким круглым ворот­ником. Капюшона малица не имеет, его заменяет высокая шапка из олень­его меха, со вшивным круглым дном и с короткими наушниками. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Еще недавно многие муж­чины рубах не носили и надевали малицу прямо на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шили встарину из ровдуги. Во второй половине XIX в. вошли в обиход покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти вытеснившие из обихода ровдужныо.

В сильные холода и при снегопаде поверх малицы надевали совик, известный у русских также под названием «гусь», «кумыш», «сокуй». Одежда эта несколько отличалась по покрою от малицы и шилась мехом наружу. Она тоже была с пришивным капюшоном, но не имела рукавиц; у енисейских и, иногда, у европейских ненцев совик кроился вместе с капюшоном.

Обувью служили пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названиями «чижи», «тяжи», «липты». Женская обувь отличалась лишь деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нер­пичьей шкуры или обычные, но уже поношенные, а также ровдужные сапоги с меховой подошвой (танггад). Одеждой в это время служили старые, поношенные малицы и суконные совики. Специальной летней одежды не было.

Женскую одежду - паницу или ягушку (паны) - шили из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низ­ким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) про­резные бляхи и бусы. Летом носили старую паницу или одежду аналогич- ного покроя из сукна.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбине­зона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличав­шихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т. д.). Украшалась одежда, осо­бенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер.

Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на пря­мой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикреплен­ными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распро­странено расшитое бисером налобное украшение су дыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Природные условия Ямало-Ненецкого АО суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом - от гнуса.

Мужская одежда

Малица мужская

Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.

В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: там ворс длиннее. А для лицевой – с нижней, где более крепкий ворс. К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: «В одну дырку входишь – из трех выходишь».

Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки. При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу. Называется эта часть «панд», что по-ненецки значит «подол». В месте стыковки верней части малицы и «панда» для придания одежде более красивого вида пришиваются полоски разноцветного сукна, а также белого и черного меха. Поверх малицы надевают «мальця танга» – чехол из красивого сукна или тонкой материи, предохраняющий мездру шкур (нижний слой) от сырости и грязи. Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят.

Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы. Пояс у ненцев – символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги – медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками.

В мороз и пургу мужчины поверх малицы надевают «сокуй» («совик-соок»), который немногим отличается по своему покрою от малицы. Это глухая без разреза одежда до колен. Он намного длиннее и шире малицы. Затылочная часть «сокуя» кроится вместе с капюшоном, и рукавицы к нему не пришивают. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Это «себя вар» – край капюшона. К нижней части «совика» пришивается подол из меха белого оленя – «соок нгэсо». Надевают «совик» мехом наружу и не подпоясывают. «Совик» из белого или пестрого меха оленя – нарядная, праздничная одежда ненцев. «Сокуй» – уличная одежда, его никогда не заносят в чум. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В случае непредвиденных остановок в пути «сокуй» служит предусмотрительным ненцам спальным мешком. В нем ложатся прямо на снег. На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол.

Штаны мужские меховые

Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура. Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь. Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.

Мужская шапка

Шапка мужская - традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка.

Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец.

Вторая разновидность мужской парадной шапки – это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад. Передняя и затылочная части шапки выкраиваются из целых кусков, причём перёд изделия бывает более высоким. Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.

Отличие мужских шапок от женских заключается в расположении суконных украшений. Суконные полоски на мужских шапках нашивают вдоль шва по кругу (если шапка с короткими ушами, то и вдоль боковых швов). Ненецкие мужчины очень бережно относятся к своим головным уборам. Нарядные шапки они хранят в мешках, а те, что носились каждый день, войдя в чум. Привязывали к шесту чума за ремешки или заталкивали за шести. Одним словом, старались шапку не бросать и клали на более высокое место. Гости. Пришедшие ненадолго, шапку не снимали или держали её на коленях.

Женская одежда

Женская одежда

Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.

Штаны женские

Штаны женские , меховые – нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви. На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви. В восточных районах Ямала женские штаны у ненцев имели пришивной нагрудник, представляющий собой полосу меха или ровдуги от талии до шеи. Он имел вверху два ровдужных ремешка, которые завязывались сзади на шее. Наличие нагрудника объясняется тем, что бытовала распашная одежда в условиях суровой зимы. Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.

Шапка женская

Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок. Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.

Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.

Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком. В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха. Шапки этого типа состоят из трёх частей – центральной части - длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину. Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.

Праздничная одежда

Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон. Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер. Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Обувь

Пимы женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.

По указанным признакам женские пимы всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пимов, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пимы. Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Всё зависит от мастерства и вкуса женщины, шьющей данную обувь. К каждому виду материала у мастерицы свой подход. Женские пимы часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а пимы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и пимов, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким. Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни. Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок для хранения обуви и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей. Это связано с представлением ненцев о способности женщины, а точнее, её шага и соответственно ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира (об этом говорится во многих ненецких легендах).

Пимы мужские – ненецкая национальная обувь, которая шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя). Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше других людей в стойбище занимается тяжёлым физическим трудом. Поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива. На мужские пимы расходуется до десяти камусов. Швы у пимов внутренние, то есть по шерсти. Для пошива пимов используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Подошва делается обычно из щёток с ног оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс направлен назад. Мужские пимы по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Традиционный орнамент мужской обуви очень лаконичен, что говорит о безупречном вкусе мастерицы. Ненецкие пимы спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских пимах такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.

Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося» (считается особенно мужественным, выразительным и монументальным орнаментом), «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается Пимы привязываются с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти. Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Пимы ненцы носят 5-7 лет и более, у каждого мужчины обязательно имеется 2-3 пары, которые могут передаваться по наследству или «уносятся» с ним в нижний мир, есть также выходные пимы, которые могут служить всю жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты. Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники.

Ненецкий женский костюм, 68 выпуск.

Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм.

Замечательная кукла, ещё одна "зимняя" куколка в серии - она одна из тех, кого мы уже видели на подставке ДеАгостини , теперь совершенно точно известно, кто она такая.

По уточнению от Татьяны (которая живёт в Ненецком Автономном округе), кукла называется - ненка .

Куколка в меховой обуви и тёплом зимней костюме с головным убором.

В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – паны, бокари и шапка.

Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм, фото куклы.


Вид сбоку. Капюшон подклеен, не снимается. Также как и варежки, и сапожки.

Женская парка распашная, может быть мехом вверх и вниз. Верхнюю часть делают из телячьих шкурок с гладким ворсом. К парке пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики. Осенне-летняя одежда северных ханты как и у ненок – ягушка и по своему покрою выглядит также как и зимняя, но выполняется из сукна.

Пимы – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - это очень удобная при долгой ходьбе обувь, тёплая и лёгкая. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу.

Ненецкая женская зимняя одежда встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделкой. Женская верхняя зимняя одежда (русское название на западе - паница, за Уралом - ягушка), в отличие от мужской, имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, которые различаются как покроем, так и характером украшений и отделкой.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов пояс завершается кистями.

Сидор – головной убор, который шьют обычно из красного сукна и украшают бисером, сидор служит нарядным дополнением к костюму. Женщины-ненки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи.


Oдетый в ненецкий национальный костюм шейх Сауд бин Сакр аль-Касими, глава эмирата Рас-эль-Хаймы и член Высшего союзного совета Объединённых Арабских Эмиратов на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Вообще изготовление одежды у ненцев, как правило, сопровождается монологической внутренней речью, которой женщина выражает своё отношение к тому, для кого она предназначена. Эта речь позднее может стать песней, исполняемой для всех или даже народной.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов , которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы (пива) — высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы.


Пимы

Пимы надевали с меховым чулком , известным под названиями "чижи", "тяжи", "липты" (картинка наверху, где совик в Краеведческом музее Мурманска)

Рабочая мужская обувь - тобаки и тобары . Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Ненецкие головные уборы отличаются большим разнообразием. Вит только несколько примеров


Слева: Капор - вадак - с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.

Справа: Капор - ненецкая женская шапка (нэва" се"). Из фондов Ненецкого краеведческого музея


Ненецкая шапка Пярьтав с сава" нэ на мини-выставке "Всё дело в шляпе"

Слева: Ненецкая шапка няндуй из фондов Ненецкого краеведческого музея

Справа: Ненецкая женская шапка — сую сава. Из фондов Ненецкого краеведческого музея

Слева: Ненецкая шапка няндуй в экспозиции Ненецкого краеведческого музея

В центре: Манекен ребёнка в пыжиковой шапке - Сую сава. Этнографический комплекс НКМ

Справа:Ненецкая семья из Канинской тундры - женщина в шапке пярьтав

Еще в ненецком гардеробе присутствовали меховые штаны , как женские, так и мужские, и абсолютно сакральная вещь - пояс


В 2011 году губернатор Ненецкого автономного округа Архангельской области Игорь Федоров во время посещения Дня оленевода в СПК "Путь Ильича" получил в подарок от председателя хозяйства Ивана Лагейского ненецкий мужской пояс с набором соответствующих атрибутов.

Дети одеваются так же как и взрослые


Детский совик


Детская малица


Детская ягушка (паница)

Ну и раз уж мы заговорили о Дне оленевода, то это самый главный праздник ненцев, на котором, в частности, проводятся показы и конкурсы традиционной одежды.

День оленевода проводится в начале и середине календарной весны в многочисленных районах Крайнего Севера, куда специально для этого с ближайших стойбищ съезжаются местные оленеводы.

Об этом празднике много и часто писал VII Международнaя встречa представителей государств - членов Арктического совета стран наблюдателей в Арктическом совете, Сабеттa, Ямал, 30 августа 2017 года. Гостей одели в маличные рубашки



Ненецкая певица Надежда Сэротэтто на каком-то спортивном мероприятии, где современные костюмы для выступлений стилизованы под традиционный ненецкий костюм.

Кроме того летом женщины носят свободные платья, сшитые, видимо, по принципу маличной рубашки

И стали появляться энтузиасты, пытающиеся создать современную ненецкую этномоду за пределами Крайнего Севера.

Например.

А вот в таких платьях выступает Надежда Сэротэтто

А вам нравится ненецкая одежда? Что бы вы хотели примерить или вообще носить?

Изготовление поделки из остатков пряжи. "Нарядная малица".


Мастер-класс с подробным описанием.
Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов Ларьякской коррекционной (специальной) общеобразовательной национальной школы-интерната для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Описание: в данном мастер-классе предоставлено подробное описание изготовления поделки "Нарядная малица".
Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями дошкольного образования, педагогами дополнительного образования.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить поделку с использованием картона и ниток.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, логическое мышление, творческие способности.
2. Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.
3. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.


Малица – сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор народы Севера носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

Материалы и инструменты: цветной картон, нитки для вязания, нитки для вышивания, игла, ножницы, карандаш, линейка, клей.


Этапы выполнения поделки:
1. Начинаем работу с приготовления основы поделки. Используя шаблон, приготовим детали из цветного картона.


2. Вырезаем из голубого картона основную деталь и при помощи толстой иглы или шила прокалываем параллельные дырочки, как показано на фото.



3. По намеченным проколам вышиваем крестообразный узор "Козлик".


Увеличенный вид шва "Козлик".


4. Приступим к изготовлению капюшона малицы. Для этого приготовим кольцо из плотного картона диаметром 4 см. Нарежем нитки для вязания длиной 10-12 см.


5. Сложив нить вдвое, образовав петлю, соединяем с кольцом.

Читайте также: