Бурятское женское платье. Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа. Какие цвета в приоритете

Бурят - это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты - это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды - это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Традиционные прически как атрибут национального костюма

В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения - саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две косы.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный - это земля, дом; красный - энергия, огонь, жизнь; синий - небо, надежда.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, - символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн-тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Какой национальный костюм у бурятов-мужчин

Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.

Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.

Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Украшения

Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.

Мужской костюм украшают два элемента - огниво, или хэтэ, и нож, или хатуга. Рукоятку и ножны ножа украшали чеканкой, серебряными подвесками и камнями-самоцветами. Огниво представляло собой небольшую сумочку, пошитую из кожи. Его украшали чеканным узором. Носят нож и огниво мужчины на поясе.

По древнему бурятскому обычаю, при рождении сына в древние времена отец обязательно заказывал для него нож, затем родовые ножи передавались из поколения в поколение. Ножи нельзя было передавать другим людям, особенно плохим знаком было потерять свой нож.

Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.

Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.

Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.

Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.

Молодые девушки носили боковые подвески, представляющие собой две круглые пластины. Они закреплялись с двух сторон на уровне пояса, к одной пластине прикреплялись щипцы, зубочистка, к другой - замочек, маленький нож и огниво. Обе подвески заканчивались кистями из шелковых нитей желтого, зеленого или красного цветов.

Современная мода и национальный костюм

Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.

Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.

Министерство образования и науки РБ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат I - II вида»

Творческий проект

«Бурятский национальный костюм»

ученица 10 класса II вида.

Научные руководители:

Шуханова Марианна Александровна, учитель русского языка и литературы

и Цыдыпова Надежда Николаевна,

учитель технологии

г. Улан – Удэ

2017 год

Информация о проекте

Тип проекта: творческий

Вид проекта: защита творческого проекта.

Актуальность проекта: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.

Цель проекта: Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.

Задачи проекта:

    Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа;

    Собрать материал о бурятской национальной одежде и её особенностях, об украшениях, орнаментах и узорах;

    Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии;

    Проанализировать покрой, особенности изготовления одежды;

Структура проекта

Проект состоит из трёх этапов:

    Подготовительный этап.

Сбор информации по культуре бурятского народа . Посещение этнографического музея народов Забайкалья и музея истории Бурятии.

    Разработка проекта.

Подробное изучение материала о бурятской национальной одежде, её особенностях и об украшениях;

    Основной этап.

Сшить бурятский национальный костюм и представить его как продукт своей деятельности.

Сроки реализации проекта: 5 декабря – 25 февраля.

Замысел проекта:

    Разрабатывался по совместной инициативе Халтановой Д. ученицы 10 класса II вида, Шухановой М.А., учителя русского языка и литературы и Цыдыповой Н.Н., учителя технологии;

    Проект стал значимым для Халтановой Д., т.к. в своём костюме приняла участие в школьном празднике «Сагаалган».

В наши дни, когда интерес обращён к подлинной национальной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, я решила заняться изучением бурятского костюма. Ещё с детства помню как бабушка говорила мне, что каждый элемент бурятского платья, орнамент, украшения, даже цвет имели своё значение.

Актуальность взятой темы востребована на уроках технологии по швейному делу, т.к. мы изготавливаем костюмы бурятской национальной одежды для школьной художественной самодеятельности. Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шёлка, бархата.

На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстёгивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нём элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Верхняя одежда была прямоспинной. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться.

Мужские украшения: нож и огниво (хутага, хэтэ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчины - охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Женская одежда

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в её костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Летнее платье замужней женщины, девушки несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобла-дают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-жёлтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Древнейшая магическая функция безрукавки - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.

Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят её в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощённостью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и тёмных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Украшения

Надо сказать, что бурятские женщины очень любили украшать себя и свою одежду. Они использовали старинные монеты для подвесок на шапочке, чередуя их с кораллами и другими украшениями, опуская тяжелые нити до самого пояса. Вместо пояса мог быть чеканный ремень с металлическими подвесками вокруг талии.

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т.д.; в ушах – огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей – «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Головные украшения: даруулга или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, чаще всего тёмно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни – кораллы, янтарь, лазурит.

Женский гарнитур «Сагаалган»: полный женский гарнитур бурятской женщины в старинном стиле. Хиихэ, гуу большое, зурхэн гуу, дэнзэ, два браслета, перстень, серьги.

Височно-нагрудные украшения: подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. Круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько коралловых бус, концы завершались мелкими монетами.

Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежа-лись с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.

Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца(бэhэлиг). Кольцо- знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо- круг- диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На уровне эмблемы это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня.

Малгай

Головной убор для бурята - предмет, наделённый особой сакраль-ностью. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шёлковые кисти (цзалан) - символ животворных солнечных лучей.

Женский головной убор - это шапка, сшитая из цветной материи, с выпушкой из меха бобра, выдры и др.

Гутал

На ногах как женщины, так и мужчины носили унты, сшитые из кожи или сукна в сочетании с кожей, вышитые крестом или ёлочкой бурятским орнаментом с коротким голенищем; носок обычно был слегка загнут вверх, чтобы не поранить землю, каблуки отсутствовали.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застёгиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Бурятские орнаменты и узоры

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски "алха" - молоток. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.

Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны - желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.

Народный костюм - значительная область традиционной национальной культуры.

В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.

Современные модельеры, художники - исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность.

Вот и в моём представленном костюме, больше декоративности. Здесь я на уроке технологии за шитьем.

А здесь уже я в готовом костюме

Изучая этот материал, я узнала много нового и интересного. Мода на национальную бурятскую одежду не стоит на месте, а развивается, дополняется и совершенствуется.

Закончить своё выступление хочу благопожеланием, т.к. у нас всё ещё продолжается празднование национального праздника «Сагаалган» - «Белый месяц»:

ha руул бодолтой, Создайте жизнь свою,

ha йхан h анаатай, С ясной мыслью,

Сэсэн y гэтэй, Со светлым разумом,

Сэбэр сэдьхэлтэй, С красным словцом,

Наартай, зугаатай, С чистой душой!

Налгай жаргалтай, С играми, прибаутками,

Элбэг баян, С счастьем спокойным,

Эл yy р мэндэ, С богатством полным,

Энхэ амгалан С здоровьем трезвым,

Ажа h уухатнай болтогой! С чистым миром конечно!

Литература:

    Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды в современном костюме//Байкал,1972.- №6.- с. 154-157

    Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство "Улзы", 2001.- 142с.

    Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: 1987.

    Герасимова К.Н., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учебное пособие. -Улан-Удэ: Дэлиг, 2000. - 144 с.

    Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов.// Этнография и фольклор монгольских народов. - Элиста, 1981.

    Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987 год - 70 с.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства

Бурятский костюм - это часть традиционной культуры народа. В нем нашли отражение религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры, взаимосвязи и контакты с другими национальными культурами.

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва, зимний - дэгэл и летний на тонком подкладе - тэрлиг. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было важным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины. Края дэгэла обшивали плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы -хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей. Халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Воротник халата чаще всего делали в форме стойки, по краям его окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя.

Основное украшение халата находилось на его грудной части верхней полы (энгэр). Для дэгэлов агинских бурят был характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат - плодородная почва, питающая все живое на земле, нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное.

Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополнялись манжетами - "туруун" (копыта). Они могли быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их спускали, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть манжет шилась из бархата, меха, парчи. Манжеты символизировали скот - основное богатство кочевников. Оформление манжет в виде копыт означало "дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне".

На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы считались сакральными.

Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело.

Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство.

Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца

Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая.

Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.

Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязаными, ткаными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. К началу 19 века такие пояса уже не делали, а использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев. Самым дорогим, редким и поэтому престижным считался кушак из китайского шелка с радужным орнаментом.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.

Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.

Пояс - это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства. У кочевников бытуют пословицы: "Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож"; "Если будешь поднимать, поддерживать мужчину - он будет тебе опорой, если будешь его давить - станет тебе обузой". Важную роль играл пояс в обрядах. Он порой становился способом выражением своего отношения к человеку.

Старинный обычай обмена поясами был актом установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают его высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.

Нож и огниво чаще всего в паре обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами. Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами - дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма.

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, внизу к которой прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

И мужчины, и женщины старшего возраста употребляли табак. Пожилые мужчины и старики курили душистый табак, привозимый из Китая, женщины пользовались нюхательным табаком, который хранили в табакерках. Бурятские мужские трубки делались 2-х видов - с длинным чубуком из нефрита, "пестрой" древесины, которая также доставлялась из Китая, и короткими, которые делали местные мастера-чеканщики. Курительные трубки для бурят - это предмет, выполняющий не только утилитарную функцию, но и имеющий большое значение в различных ритуалах. Даже если мужчина не употреблял табак, он обязан был иметь при себе кисет с табаком и трубкой, которым мог угостить собеседника.

Головной убор, как мужчин, так и женщин был хорошо приспособлен к условиям жизни кочевников, и, кроме того, исполнял символические функции. Буряты носили разные головные уборы, в этом четко проявлялись региональные различия. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Там же носили шапки, сшитые из выдры. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому их иногда носят и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной.

Женщины надевали шапки "бизга" или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

Были наиболее популярны несколько типов шапок.

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна.

Традиционная у южных бурят "32-пальчатая шапка" с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. На верхушку тульи пришивали навершие виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел "улзы". К навершию привязывали красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - "32 поколения монголоязычных народов". Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем, расширяющейся над серединой лба.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью.

Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии.

Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части бусины вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. Кисти символизируют также жизненную энергию. Словесная формула, которой выражается полная символика верха головного убора звучит так: "Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной".

В головном уборе сосредоточены символы 5 стихий: огня, солнца, воздуха, воды и земли. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Детская одежда девочек и мальчиков была одинаковой, т.к. до периода зрелости на девочку смотрели как на чистое существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках. На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы. Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов. На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы.

Женская одежда имела свои особенности. По костюму женщин прослеживается их принадлежность к роду. Женский свадебный наряд надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили наряд из сукна, парчи. Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. У бурят бытует пословица: "Красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори - бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой.

В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно собранный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого - различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Пожилые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Безрукавка была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех районов проживания бурятских родов и племен. Подол безрукавки был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев и застегивались на одну пуговицу у ворота. Безрукавки выполняли древнейшую магическую функцию оберега молочных желез и позвоночника. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Главное назначение женщины в бурятской семье и в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.

В праздничные дни костюм женщины дополнялся большим количеством украшений. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Несколько низок кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Многочисленны женские накосные украшения. На концах кос привязывались фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же, украшенное насечкой кольцо.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам.

Обувь бурят отличалась от европейской своим кроем, кроме того, выполняла и символические функции. Подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.

В настоящее время буряты в основном носят европейский костюм. Но в дни праздников, семейных торжеств, богослужений они иногда надевают национальный костюм. В последнее время в одежде, которую шьют местные мастера, все чаще используются мотивы и элементы национальной одежды. Национальную одежду шьют и для продажи в качестве сувениров, а так же для дарения гостям. Чаще всего это шапки и халаты, кушаки и прочие атрибуты

Как известно, Сибирь - это не самая густонаселенная часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число народов, которые говорили на самых разных языках. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленными считаются буряты. По одной из версий, их название произошло от слов «бу», что переводится как «седой» или «древний», и «ойрот» - лесной народ. Вот и получается, что буряты – это древний лесной народ с особой культурой, традициями и духом, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.

Немного истории

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII - XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует.

Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.

Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII в. в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далекой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей.

В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идес – голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своем путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. Писали о бурятах и другие путешественники. А в XIX веке их изучением занялись ученые и исследователи.

Особенности

Буряты – кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то, каким стал их национальный костюм. Итак, среднестатистический бурят в те далекие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой – кожи, шерсти, меха. Шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.

Буряты жили на большой территории, на значительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.

Цвета и оттенки

Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена, шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или темно-зеленого материала.

Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.

У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный – это земля, дом и родина, красный – огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Ткани и крой

Как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Потому одежду свою они шили из шкур, шерсти и меха. Хлопчатобумажные ткани и сукно покупали на ярмарках, которые проходили в Иркутске, Киренске, Нерчинске, Кяхте и других городах.

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

Разновидности

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали.

С возрастом менялась прическа. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы, молодой заплетали две специальные косы. Менялась и ее одежда. В набор одежды для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличии от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на таллии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Носили огниво и нож на поясе.

Читайте также: