Традиционная одежда ненцев. Традиционная одежда ненцев Ненецкая одежда

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица - глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.

Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.

Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа - точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.

Штаны (пи"мя) шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Традиционная женская одежда сохраняется среди оленеводов и в настоящее время – настолько хорошо она приспособлена к суровому климату Заполярья, езде на нартах, а также вкусам ненцев.

Зимой ненки носят паницу – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Паница двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук.

Женщины обычно украшают паницы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – тёмным на светлом фоне.

Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».

Различают такие разновидности паниц:
. Канинская паница. Основу до талии шьют из кусков белки, бобра, вставляя в швы лоскуту разноцветного сукна. Концы лоскутов свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме. Она не имеет шва на плечах. Нижняя часть паницы от талии представляет собой несколько горизонтальных полос, сначала оленьего, затем собачьего или лисьего меха. Кроме ворота мехом песца или лисы обшиваются полы и подол паницы.
Колгуевские паницы в основном шьются из шкуры оленя и камусов оленя. В отличие от канинской паницы для подола подбирается шкура неблюй.
Большеземельская паница целиком шьется из оленьего меха - неблюя. Полосы узоров шьются заранее до пошива паницы, для чего в течение нескольких сезонов собирается летний качественный камус. Все основные швы орнаментов оторачиваются ярким разноцветным сукном.
Малоземельская паница отличается от большеземельской тем, что ее подол несколько выше.

Летняя паница называется «ной паны», т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистьями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально.

Женская зимняя обувь - пимы, как и мужские, шьются из оленьего камуса мехом наружу. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые пимы, а чаще всего шьют, сочетая белые и тёмные камусы.

Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Капор - это шкура с подчёркнутыми глазницами, снятая с головы оленя.

Обувь - кисы, бокари, пимы.

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица - глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.

Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.

Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа - точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.

Штаны (пи"мя) шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Традиционная женская одежда сохраняется среди оленеводов и в настоящее время – настолько хорошо она приспособлена к суровому климату Заполярья, езде на нартах, а также вкусам ненцев.

Зимой ненки носят паницу – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Паница двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук.

Женщины обычно украшают паницы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – тёмным на светлом фоне.

Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».

Различают такие разновидности паниц:
. Канинская паница. Основу до талии шьют из кусков белки, бобра, вставляя в швы лоскуту разноцветного сукна. Концы лоскутов свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме. Она не имеет шва на плечах. Нижняя часть паницы от талии представляет собой несколько горизонтальных полос, сначала оленьего, затем собачьего или лисьего меха. Кроме ворота мехом песца или лисы обшиваются полы и подол паницы.
Колгуевские паницы в основном шьются из шкуры оленя и камусов оленя. В отличие от канинской паницы для подола подбирается шкура неблюй.
Большеземельская паница целиком шьется из оленьего меха - неблюя. Полосы узоров шьются заранее до пошива паницы, для чего в течение нескольких сезонов собирается летний качественный камус. Все основные швы орнаментов оторачиваются ярким разноцветным сукном.
Малоземельская паница отличается от большеземельской тем, что ее подол несколько выше.

Летняя паница называется «ной паны», т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистьями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально.

Женская зимняя обувь - пимы, как и мужские, шьются из оленьего камуса мехом наружу. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые пимы, а чаще всего шьют, сочетая белые и тёмные камусы.

Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Капор - это шкура с подчёркнутыми глазницами, снятая с головы оленя.

Обувь - кисы, бокари, пимы.

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины - паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона
Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Рассмотрим паницу более детально.
В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.
Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз):
полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха,
четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос,
полоса собачьего чёрного меха,
вставка из сукна;
полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз;
вставка из сукна,
опушка из белого собачьего меха.
Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см.

В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов.
К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.

Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.
Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные).
На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна).
Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.
Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…

Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

Это изречение «По одежке встречают...» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению традиционного национального костюма. Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Рассматривая специфику костюма, следует сначала отметить, что он изготавливается в сложившемся безотходном производстве. «Основной принцип, которым руководствуются во всех традиционных культурах, – это утилизация всех имеющихся материалов: отходов в хозяйственной деятельности практически не было, за исключением той небольшой части, которая является следствием религиозных предписаний. Мясо шло в пищу, шкура на изготовление одежды, внутренности на приготовление мыла, сухожилия на нитки». С условиями хозяйственной деятельности связан не только материал, но и силуэт и форма костюма. Силуэт и форма одежды оленеводов отличается от промысловой одежды охотников и рыболовов. Конструктивная особенность такой одежды состоит в трапециевидном силуэте и цельнокроеной передней части.

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь.

1. Малица.

Малица – одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы. Малица была короткой, что обусловлено основным занятием – охотой, требующей большой подвижности. Её носили как зимой так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой (рис.12).

В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2-3 месяцев) мехом наружу. Парка – прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами (рис.13).

Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента. Парка имела капюшон, характерная особенность которого – затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной. Так же как и малица, парка была распространена у ненцев и северных хантов.

3. Кухлянка.

Кухлянка – меховая глухая куртка, в основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без.

Молодежь шьет кухлянки наружные из мягких тонких шкур и выше колена, поэтому внутренние приходится делать более толстыми.

Пожилые северяне носят длинные кухлянки, часто ниже колена, из плотных шкур оленя. Кровь пожилого человека более густая, плохо согревает тело, поэтому длинная кухлянка хорошо помогает в суровых условиях Севера.

Ворот у кухлянки очень широкий, сквозь который продета веревка из сухожилий, позволяющая затянуть воротник на усмотрение его хозяина. Рукава тоже широкие, но к запястью сужаются. Ширина позволяет втянуть руки внутрь кухлянки.

А вот весной можно носить только одну из двух кухлянок, чтобы лишний раз не потеть.

Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой-малахаем, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги (рис.14).

Традиционная одежда северной женщины – паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп северян. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя (рис.15).

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По крою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.

Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта.

Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины.

Воротник делают из хвостов песца. Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.

Сокуй – мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Сокуй имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Его носят без пояса. В зависимости от окраски шкур сокуй бывает белый, тёмный, пёстрый. Красивым считается сокуй из белых шкурок (рис. 16).

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одевается меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи лахтака (большого тюленя) чтобы не промокали. Можно сшить и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещиваются спереди чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

Женские торбаса гораздо выше мужских, бывают даже до колена. Мужские редко доходят до середины икры (рис. 17, 18).

7. Головные уборы

Шапка женская – головной убор северной женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.

Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса, обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии (рис. 19).

8. Аксесуары

В суровых северных широтах одним из необходимых условий для выживания народов было умение шить одежду, а также прочие изделия и бытовые предметы из натурального меха и кожи.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки у северчан были самые разные (рис. 20). Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков, декоративных швов из жил, росписи и даже бисера (рис. 21).

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшеные по желанию мастерицы (рис. 22).

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов (рис. 23).

Пояс – это главный атрибут северной одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

Пояс детский – обязательный важный атрибут детской северной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут северной женщины. Пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается северянами как символ чистоты (рис. 24, 25).

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и ритмическим членениям.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (рис.26).

9. Одежда из рыбьей кожи

Технология обработки кожи рыбы была известна издревле. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: амура, сазана, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, смазывали падогой (размельченной, жидко разведенной кетовой икрой), сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе. Позднее сведения о трехъярусной системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо (рис.27).

Анализ аналогов проекта

Ненецкая одежда - малица и совик у мужчин, ягушка - у женщин; национальная меховая обувь - пимы.

Малица (малъця) - длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. В Канинской и Тиманской тундрах распространена малица с высоким круглым воротником. Капюшона малица не имеет, его заменяет высокая шапка из оленьего меха, со вшивным круглым дном и с короткими наушниками. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Еще недавно многие мужчины рубах не носили и надевали малицу прямо на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шили в старину из ровдуги. Во второй половине XIX в. вошли в обиход покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти вытеснившие из обихода ровдужные.

В сильные холода и при снегопаде поверх малицы надевали совик, известный у русских также под названием «гусь», «кумыш», «сокуй». Одежда эта несколько отличалась по покрою от малицы и шилась мехом наружу. Она тоже была с пришивным капюшоном, но не имела рукавиц; у енисейских и, иногда, у европейских ненцев совик кроился вместе с капюшоном.

Обувью служили пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названиями «чижи», «тяжи», «липты». Женская обувь отличалась лишь деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные, а также ровдужные сапоги с меховой подошвой (танггад). Одеждой в это время служили старые, поношенные малицы и суконные совики. Специальной летней одежды не было.

Женскую одежду - паницу или ягушку (паны) - шили из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летом носили старую паницу или одежду аналогичного покроя из сукна.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер.

Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Одежда и украшения
1 - мужская зимняя одежда; 2 - мужской пояс; 3 - мужской нож; 4 - мужская зимняя обувь; 5 - женские подвесные косы с украшениями; 6 - женская сумочка для хранения швейных принадлежностей; 7 - женский головной убор; 8 - женская зимняя одежда

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Читайте также: