Переходный возраст. Беседы со старшеклассниками — Евгений Авдеенко. Конспект просветительского занятия с подростками на тему "пойми, как ты взрослеешь" Темы бесед нравственного содержания с подростками

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Ход беседы.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: "Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: "У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно”, "поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный - нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить - позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 - об адаптивном уровне; с 8 по 11 - о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

«Разговор о нравственности»

Цель : расширить представление о нравственном воспитании в семье.

Задачи:

    Формировать уважительное восприятие своего дома, семьи.

    Способствовать формированию нравственных качеств личности.

    Воспитывать стремление заботится об окружающих.

Форма проведения: обратная связь;

Направление: «Духовное воспитание в семье»;

Оборудование: наглядный материал, трафареты;

Воспитатель: первой квалификационной категории Саенко Елена Игоревна;

Используемая литература : klassny e- chas y.ru

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, на нашем сегодняшнем занятии мы будем с вами говорить о духовности, её значении для благополучия семьи, воспитания детей. И наше занятие я хочу начать с рассказа.

1.Беседа: «Истоки нравственности»:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… Для этой звезды.

Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным, духовным человеком?

Что такое нравственность? (ответы детей);

Что такое духовность? (ответы детей).

В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете? (доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность, отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость) .

Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите их (злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность).

2.Разбор рассказа: «Осколки доброты:

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа? (ответы детей);

Как вы думаете, почему старушка, посвятила всю свою жизнь этому занятию? (ответы детей);

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? (ответы детей).

Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке? (ответы детей).

3.Упражнение: «Волшебные руки»:

А сейчас выполним упражнение. Обведите свою ладошку или возьмите трафарет. Над каждым пальчиком ладошки надпишите те нравственные качества, которыми вы обладаете.

Подведение итогов занятия:

Ребята скажите, что такое нравственность? (ответы детей);

Какие качества личности можно назвать нравственными, а какие безнравственными? (ответы детей);

Как человек должен воспитывать в себе духовно-нравственные качества? (ответы детей);

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты? (ответы детей);

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам (ответы детей).

На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

доброта трудолюбие злость храбрость правдивость мудрость ответственность отзывчивость заботливость верность лень враждебность

дружелюбие вежливость благодарность бережливость бескорыстие гостеприимство

грубость любознательность

скромность сострадание безответственность

чуткость щедрость глупость жадность

Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека

Добрый день, дорогие родители. базируется на передачи жизненного опыта и ценной информации родителем к ребенку. Если в раннем возрасте родители могут ограничиться системой стимулов и наказаний для того, чтобы направить ребенка в полезное для него русло, то с взрослением ситуация немного изменяется. Темы бесед с в нашем материале.

Дети растут, изменяются и способы влияния на их поведение. Подростки – это еще не взрослые люди, но при этом с ними не работают уже те педагогические методы, которые использовались до наступления пубертатного периода.

Основной способ донести до подростка нужную ему информацию – это разговор. Ведь если не научить чему-то жизненно важному старшеклассника, то он позже возможно это и усвоит, но только пройдя путь трудных, а иногда и непоправимых ошибок.

На какие темы обязательно стоит побеседовать, и о чем нужно говорить с подростками читайте ниже. Итак, темы для бесед с подростками. Как вести – почитайте по ссылке.

Здоровый образ жизни

Обязательно важно еще с самого раннего детства учить ребенка заботиться о здоровье своего организма. Дети в этот период только начинают формировать привычки, и лучше сделать так, чтобы они были полезными.

Важно рассказать школьнику о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и физических нагрузок.

Подросткам для убедительности необходимы примеры, а для этого можно использовать хорошие странички биографии популярных среди молодежи звездных кумиров.

Вред курения, алкоголя и наркотиков

Опять же, именно в подростковом возрасте большинство курильщиков начинает формировать свою пагубную привычку. В силу того, что подростковый возраст – это идеальное время для создания привычки, именно те пороки, которые имели место на этом жизненном этапе и преследуют позже молодых людей.

Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.

Большинство фильмов и видео роликов, которые показывают правду о наркотиках и алкоголе просто шокирующие, но не стоит из-за этого показывать их детям. Наоборот – именно в этом и заключается влияние.

Взаимоотношения с противоположным полом

Если не провести с подростками в определенном возрасте бесед на тему взаимоотношений с противоположным полом, то они из-за отсутствия опыта могут не только наделать много ошибок, позволяя по отношению к себе непростительные вещи.

Также из-за недостатка знаний они могут перенимать доступные им из фильмов и жизни манеры поведения в отношениях, а это сделает их несчастными.

Если планируется проведение групповой беседы с юношами и девушками о взаимоотношениях с противоположным полом, то желательно разделить группы по половому признаку. Это важно потому что девочкам, будущим женщинам нужно знать одну информацию, а мальчикам другую.

Дело вовсе не в физиологических отличиях, об это нужна отдельная беседа, которую следует проводить в раннем подростковом возрасте, когда ребенок еще не начал пытаться постичь эту тему самостоятельно, на своем опыте.

Подростковая самооценка

Многие отроки сталкиваются с проблемой оценки самого себя. Самооценка подростка или сильно занижена, или же наоборот завышена, но и то и другое не соответствует действительности.

Также страдают дети в подростковом возрасте от оценочного суждения окружающих людей, и зачастую именно на чужой оценке строится их личная самооценка. Все это может привести к проблемам в будущем, а также к тяжким разочарованиям и депрессии, в случае завышенной самооценки.

Поэтому, важно своевременно провести беседу с подростками на тему того, как правильно оценивать себя и окружающих.

Также важно помочь старшеклассникам сформировать психологическую защиту от оценочного суждения окружающих, чтобы он не влияло на восприятие подростком самого себя.

Выбор профессии

Это очень важные темы бесед с подростками постарше. Выбор будущей профессии – это один из наиболее ответственных шагов в жизни, поэтому цель беседы значительная. Именно от выбора профессии зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.

Важно дать исчерпывающую информацию о существующих направлениях деятельности, а также можно дополнить беседу конкретными примерами. Желательно говорить не только о преимуществах профессий, но также и о негативных моментах.

Также важно разъяснить, что люба профессия помимо подготовки в учебном заведении требует также определенных врожденных способностей и расположенности человека.

Учеба и важность образования

Некоторые молодые люди в подростковом возрасте теряют интерес к обучению, а в результате имеют плохие оценки и пробелы в знаниях, что в свою очередь негативно повлияет на результаты вступительных экзаменов при поступлении в учебное заведение для получения профессии.

Ученику недостаточно знать, что учиться просто нужно, и не может быть никаких возражений. Это можно сказать еще семилетнему малышу, отвечая на вопрос: «а зачем ходить в школу». А старшекласснику необходимо обоснование.

Именно это и важно донести до старшеклассника, ведь он уже имеет кучу аргументов, которые может привести не в пользу учебы.

Умение контролировать свои эмоции

Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться сдерживать себя и контролировать проявление собственных эмоций.

Важно научить старшеклассника и показать на конкретных примерах, как управлять такими эмоциями, как гнев, раздражение, ярость, обида. Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, но он над ними.

Подростковая депрессия

Каким бы веселым, смелым и решительным ни был человек, у всех случаются ситуации, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. Подростковый период – это время, когда ребенок сталкивается каждый день с новыми и неизвестными ему вещами, проблемами, понятиями.

Все это представляет собой набор трудностей, которые день от дня все больше утомляют впечатлительного подростка, и это может привести к депрессии.

Важно не допускать до этого, поговорить состаршеклассником о депрессии, способах ее предотвращения, лечения, а также предложить в беседе свою помощь в случае соприкосновения с трудностями и проблемами.

Как справляться с проблемами

Некоторые родители сетуют на несамостоятельность и инфантильность своих выросших отпрысков. В это же самое время подросшие чада сетуют на гиперопеку со стороны родителей, которая не дала им подготовиться, как следует к вступлению в самостоятельную жизнь, которая так и кишит непрекращающимися проблемами.

Важно дать подростку ценные советы и научить его не скрываться от своих проблем, а решать их как можно скорее, при необходимости прибегая к помощи близких людей.

Мы в ответе за тех, кого мы приручили

Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.

Особенно актуальна данная тема для современных отроков, которые привыкли жить в свое удовольствие, и не задумываются о чувствах окружающих людей.

Эгоизм, эгоцентризм, самолюбование и самовозвышение – это отличительные черты нынешнего поколения юношей и девушек. Это поколение необходимо научить тому, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь, и тому, что мы за нее ответственны.

В чем цель бесед с подростком

  • Научить взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Ознакомить с основными принципами устройства окружающего мира.
  • Познакомить с особенностями нашего внутреннего, душевно-эмоционального устройства.
  • Сориентировать в выборе рода деятельности.
  • Научить заботиться о себе и окружающих.
  • Научиться правильно воспринимать себя и окружающих людей.

Темы бесед с подростками мы осветили. Беседы, проведенные со старшеклассниками – это не напрасно потраченное время.

Пройдет еще какой-то период, и все те добрые семена, которые были посеяны в результате бесед прорастут и принесут хорошие плоды.

А , мы уже вам говорили, почитайте.

Читайте также: