Куклы из фарфора изготовление. Холодный фарфор, особенности приготовления. Обработка готовых деталей и установка шарниров

Большинство словарей определят куклу, как игрушку и фигуру в театральном действе. К своеобразным спектаклям можно отнести обряды поклонения Венерам. Так ученые назвали в виде женщин времен Палеолита.

Из камня и дерева вытачивали полные фигуры – символы плодородия. Чтобы род продолжался, и всегда находилось пропитание, проводили ритуальные . В качестве игрушек куклы начали использовать в Древнем Египте. Модели Бронзового века закруглены снизу, не имеют рук и ног, плоские.

Такие экземпляры отливали из фарфора, не прорабатывая лицо. Глаза, губы, брови появились на куклах в Риме. При раскопках Помпеи археологи нашли несколько лавок, торговавших статуэтками.

Их делали из глины, янтаря, . Самыми дорогими были восковые, гибкие, экземпляры. Отдавая дань истории, начнем изучать способы изготовления кукол с наиболее древних, фарфоровых фигурок.

Как сделать куклу из фарфора

Старинные куклы из фарфора были цельными. Современные варианты, как правило, комбинированные. Отливаются лишь ноги, руки, голова. Они полые, крепятся на тряпичную основу.

Чтобы она не согнулась под тяжестью керамики, основу делают из проволоки. Техника затратна. Необходимо обзавестись специальной печью для обжига, самим фарфором, гипсом, акриловыми красками, специальным пластилином.

Самый востребованный материал для париков – натуральные человеческие волосы. Поэтому, немногие делают фарфоровые варианты только для себя. Мастеров единицы и они превратили свое увлечение в бизнес. Предлагаем посмотреть сюжет о труде одной из таких умельцев.

Вместо основы-пластилина некоторые берут глину, мастику. Важный нюанс, не отмеченный в видео, — заготовку нужно тщательно отшлифовать.

В гипсовой отливке видна каждая неровность, мельчайшие бороздки с первоначального макета. Если работали с паперклеем (бумажной глиной), нужно не только отшлифовать, но и покрыть лаком.

В магазинах с товарами для творчества есть готовые формы для отливки ног, рук, голов. Они облегчают задачу как сделать куклу своими руками . Изделия получаются типовыми, но, для начинающих вариант подходящий.

В этом случае, не нужна заготовка из пластилина. Не нужно изготавливать и сами формы. Сразу размешивается фарфор, процеживается через сито, или марлю и заливается в полости. Наливать раствор важно тонкой струйкой. Так не образуются пузырьки воздуха, изделие будет прочным и монолитным.



Из фото-подборки видно, что фарфоровые куклы не всегда миловидны. По воле мастеров «рождаются» и жуткие, мистические образы. Создают фигуры мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Популярны парные игрушки. Композиция продумывается изначально, ведь от этого зависит процесс отливки.

Кстати, фарфоровые куклы были страстью принцессы Дианы. Девушка обладала коллекцией из сотен экземпляров. Собирает авторские игрушки и Деми Мур . У звезды Голливуда более 2 000 кукол из фарфора.

Однако, представители молодого поколения чаще интересуются не керамическими образцами, а героями серии «Монстр Хай». Детей уже не интересует, как сделать куклу Барби . Умы подростков будоражат дочери морских чудищ, вампиров и прочей нечестии.

Ситуация такова с 2010-го года. Именно тогда состоялся официальный релиз серии кукол-монстров американской компании «Mattel». Ажиотаж на продукцию позволил поднять цены.

Выложить, в среднем, 4 000 за крохотную пластмассовую фигурку готовы не все родители. Поэтому, отпрыски изготавливают недостающих героев коллекции сами. Как сделать куклу Монстр Хай , расскажем и мы.

Как сделать куклу Монстер Хай

В модных фешн-кукол преображают образцы, утерявшие популярность, к примеру, Барби. Они лучше всего подходят для основы образа, поскольку столь же стройны и изящны. Важно взять Барби с подвижными суставами. Такие имеют все герои серии монстров. Будет достигнуто максимальное сходство.

Однако, у Барби иное выражение лица. Его изменяют при помощи пирсинга, прорисовки шрамов, макияжа. Используют акриловые краски, или водостойкие маркеры.

В ход идут и цветные мелки. Они могут понадобиться при смене цвета волос. Итак, посмотрим как сделать куклу в домашних условиях . Видео англоязычное, но план действий понятен, даже если не понятна речь.

Некоторые родители выступают против того, чтобы их дети играли куклами с вампирскими клыками, голубой или зеленой кожей, неестественно большими и раскосыми глазами. В правительства многих стран поступила инициатива запретить продажу «Монстр Хай».

Обоснование – неестественная внешность игрушек негативно влияет на психику их владельцев. Если с этим согласятся законотворцы, куклы исчезнут из продажи. Так что, научиться изготавливать копии героев серии из подручных материалов не помешает. Иначе, эти образы могут кануть в лету:


Монстры Хай не зря названы первыми фешн-куклами. Эти игрушки всегда в тренде. Индустрия моды немыслима без аксессуаров. И их у героев серии масса. Пояски, , бусы, заколки, сумочки.

Такой лоск требует соответствующей обстановки. Промышленным домам и наборам мебели многие дети предпочитают сделанные своими руками. Предлагаем просмотреть видео, как сделать для кукол «Монстер Хай» симпатичное кресло.

Просматривая видео, можно понять и как сделать другую мебель для кукол . Суть одна, только шаблоны разные.

Почти всегда нужна вата или синтепон, клей или нитки, ткань или оберточная бумага, картон, ножницы и линейка. Подходя к вопросу «как сделать дом для кукол », не забудьте про обрезки линолеума.

Ими застелите пол. Возьмите остатки обоев. Ими обклеите картонную коробку, из которой вырежете само жилище.

Как сделать куклу Мотанку

Если Монстров Хай нередко называют вредными для детей, то кукол мотанок, напротив, считают полезными. Мотанки – фигурки составленные из ниток. Изначально, игрушки делали из льняных ниток.

Их сматывали определенным образом, получая куклу. Отсюда и название «Мотанка». Первые экземпляры изготовлены 5 000 лет назад. В чем же польза изделий? Их считают . Наши предки дарили каждому новорожденному Мотанку, дабы та охраняла его от злых духов, болезней.

Чтобы зарядить куклу положительной, охранной энергией, ее делали родные ребенка. Они не могли пожелать зла, изготавливали Мотанку с любовью и трепетом. Попробуем и мы. Начнем с видео «как сделать куклу» .

Мотанки всегда безлики. Это неспроста. Наши пращуры верили, что душа вселяется в тело человека именно через лицо. Изготовители кукол не могли гарантировать, что в них не вселятся злые духи.

Поэтому, предпочитали оставлять игрушки — обереги без , бровей, губ. Вместо них могли быть кресты. У всех народов, даже не христиан, это символ защиты.




Принцип формирования Мотанок похож можно применить при изучении вопроса, как сделать куклу Вуду . Ее, так же, составляют из скрепленных нитями пучков пряжи, палочек.

Разница лишь в том, что при изготовлении колдовских образцов, их «заряжают» темной энергетикой и снабжают предметами, взятыми у конкретного человека.

Отрезают волосы, выкрадывают личные вещи. С этого момента кукла приобретает связь с «донором». Воткнешь иголку в грудь Вуду, пронзишь болью и человеческое сердце.

Теоретически, в роли куклы Вуду доступно использовать любую игрушку. Главное, чтобы в нее можно было спрятать личные вещи объекта колдовства.

Однако, славянские Мотанки для темных целей применять не принято. Изначально приданная кукле положительная энергетика блокирует негатив.

Мотанки формируют не только из нитей. Есть варианты из кусочков тканей. На Украине исторически сложилась традиция создавать из соломы.

20-ый век дал еще один материал – капрон. Он стал основой для современных вариантов примитивных игрушек в, так называемой, чулочной технике. Ознакомимся с ней.

Как сделать куклу из чулка

Для творчества, по сути, нужны только чулки, синтепон или другой наполнитель, иголка и нитки. Некоторые изготавливают куклы в скульптурной технике. Она заключается в предварительном сваливании ваты или шерсти.

Материалы уплотняют, придавая им формы. Появляются нос, выступающий лоб, подбородок, скулы, губы. Валяют и тело. Его прикрывают одеждой.

А чулками – лишь выступающие из-под нее части. Так покров получается более ровный, похожий на кожу. Но, начинать рекомендуют не со скульптурной, а с простой техники. Прорабатывать рельефы с помощью ниток и иголки легче.

Чулочным методом можно решить и вопрос, как сделать кровать для кукол , или иную утварь. Придать обтянутому капроном синтепону нужную форму не составит труда.

Для декорирования предметов мебели берут клей и любые – тесьму, тканевые цветочки, кружева. Сами же куклы, порой, лучше всего смотрятся без всякого декора. Что скажете о малыше на следующем фото?

Этот кроха настолько естественен, что с трудом верится в его кукольность. В этом плюс чулочной техники. Возможно создать наиболее натуральные образцы.

Даже с помощью фарфора таких не получается. Не получается и из бумаги. Этот материал тоже используют для изготовления игрушек. Высший уровень мастерства покажем сейчас на фото, чтобы было вдохновение читать следующий раздел.

Как сделать куклу из бумаги

С мастерски управляются Японцы. Они родоначальники искусства оригами. Во времена, когда писчий материал был роскошью, знать островного государства тратила его не по назначению.

Бедняки не могли позволить себе и листа, чтобы записать послание. Богачи в часы отдыха сворачивали из бумаги фигурки зверей, птиц, людей. Теперь, это доступно всем. Предлагаем мастер-класс от Елены Зибровой:

Елена показала, что можно сделать для кукол из бумаги. Она служит материалом и для самих фигурок, и для волос, шляп, сумочек. Кроме объемного оригами, из обычного листа можно сделать и плоскостную игрушку.

Достаточно отпечатать на тонком картоне образ дамы или джентльмена, вырезать его и нарядить. Одеяния, так же, распечатываются. Кофты, платья, брюки снабжаются отходящими от них в сторону полосками бумаги. Загибая их, фиксируешь наряды на манекене.



Пока раздумываете, какой материал выбрать для поделки, мы поделимся интересным фактом. Были времена, когда куклы использовали в медицине. Речь идет об эпохе Средневековья. Нравы тогда были строгими.

Врачам не разрешалось прикасаться к женщинам-пациенткам. Те сгорали от стыда, оскорблялись, а доктора отправлялись в тюрьму.

Медикам приходилось приносить с собой куклу, чтобы больная могла показать на ней, где именно чувствует боль. Из чего была сделана фигурка, значения не имело. Подошел бы и бумажный вариант.

В ноябре 2015 года я писала топик под названием «И снова я попала в кукольное царство». Тогда я случайно забрела в тот, как мне показалось, небольшой кукольный магазин, на самом деле это оказалась школа по созданию любых кукол своими руками. Этот топик я пишу уже, как ученица этой школы и сейчас я, шаг за шагом, расскажу и покажу, как создаются фарфоровые куклы по молдам известных мастеров.
Приготовьтесь к тому, что топик будет достаточно объемный, информативный, с нужным количеством фотографий, но совершенно не скучный.
Во первых строках, я хочу познакомить вас с моим гуру и написать о ней несколько строк. Учителя зовут Долорес (Delores), ей 75 лет. Ей всегда нравилось работать с куклами, это было ее хобби. Она всю жизнь прожила в Колорадо и открыла эту студию… можно сказать, что вообще она открыла собственное дело в виде этой студии, когда ей было 55 лет. Она стала учить людей создавать кукол.

Совершенно простецкая американская бабулечка с мужем, детьми, внуками, собаками...., которая делает то, что ей нравится. Хочу обратить внимание, что я самый молодой «обитатель» этой школы. Следующей после меня даме по возрасту 65 лет. Они отдали дань государству и сейчас наслаждаются жизнью, так скажем…

Как делается кукла? Все очень просто:) Начинается все с молда. Что такое молд? Молд (от англ. слова mold - отливать) - это форма, с помощью которой можно изготавливать объемные фигуры и детали, в нашем случае: головы-лица, пластины или тела, руки и ноги кукол.

Вот это фото молда головы и ручек, чтобы примерно представить какой он из себя.

Кукольный молд создает сам мастер, человек, который придумал куклу, в купе с какой-нибудь компанией-производителем, в нашем случае - это будут
Dianna Effner
и Expressions
Эти слова Dianna Effner и Expressions вылиты на молде, соответственно будут видны на затылке куклы, так же почти всегда присутствует и имя куклы. Это фото просто для примера, как это обычно выглядит сзади на голове под паричком.

То есть мы видим, что куколку зовут Emily; мастер, который придумал куклу Dianna Effner; компания, которая ей помогала сделать молд Expressions и молд создан в 1991 году.

В некоторых случаях, мы можем увидеть и еще одно имя. Вот как на этом фото мы видим его на спине:

То есть на голове маркировано April (это имя куколки), Elke Hutchens и IMSCO Molds, а на спине мы видим имя Sara Finfrock 91. То есть это означает, что эта кукла была создана человеком по имени Sara Finfrock и как мы понимаем в 1991 году. Кто этот человек не известно, он может быть известный профессионал, а может быть и одной из учениц школы Долорес или какой-то другой школы в другом штате. Свое имя на кукле можно, так скажем, нацарапать, написать, маркировать, когда части еще не прошли первую обжарку. Ну давайте дальше и все по порядку:
Первым делом, человек, который решил создать куклу, выбирает молд той куклы, которую он безумно хочет. У Долорес больше, чем 500 молдов разных кукол.

Если вы обратите внимание на фото, чуть выше этих строк, то посередине на нижней полке на этом фото стоит молд и на нем написано «Angel eyes» (Ангельские Глазки). Вот она эта куколка. Благодаря этому молду-основе, можно создать вот эту красоту.

Выбор у Долорес, конечно, огромный. У нее существуют два толстенных каталога с фотографиями кукол. Все эти куколки большинству из нас известны, я достала несколько картинок из каталога и сфотографировала для вас, ну и соответственно, выбирала сама на какой кукле я остановлюсь, то есть какую буду делать.

>

Как много получилось кукол от Дианны Эффнер:) Но это только потому что я для фото взяла один каталок, а он, соответственно, в алфавитном порядке. Я решила остановиться на малышке от той же Дианны Эффнер, у куколки нет конкретного имени, она называется Portrait # 10 (Портрет № 10). У нее такое очаровательно личико:) Её рост 18" (46 см).

Ну что? Поехали!
Вот так выглядят банки с фарфором, который и заливают в молд, так же можно выбрать и цвет кожи.

Молд я выбрала, в него залили фарфор и позже части мои уже были готовы, то есть залиты и высушены. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что эти части очень хрупкие, я не знаю с чем их сравнить… ну представьте сгорел листок бумаги, остался пепел в форме смятого листа и вам нужно взять его в руки и постараться прочитать, что там было написано, соответственно не сломав. Вот такое вот отношение к этим частям. Они достаточно хрупкие, их называют Greenware.

Мне выдали объемную ёмкость, которую нужно было наполнить теплой водой, добавить чуть жидкого мыла и опустить туда части на 10 мин. Части нужно опускать в воду очень аккуратно, чтобы не было бульков. Если Долорес услышит бульк, вы получите неплохой выговор.

Вот здесь мы ножку достали из воды, видите она темнее, и очень аккуратно и осторожно (потому что части они не прошли обжиг, то есть они, так скажем, не обжарены, они только высушены, они ОЧЕНЬ хрупкие) начинаем снимать швы, убирать неровности, бугристость, полосы с помощью Scalpel, Cleaning brush, Green Clean.

Затем с помощью Double ball Stylus мы начинаем вырисовывать ноготочки и пальчиковые складочки. Я вам признаюсь, что я закончила художественную школу с первого по шестой класс, но скажу честно, что с того момента как закончила, я ни карандаш, ни кисти в руках не держала, но разве что чернильное перо, которым выписывала «Да Здравствует 1 МАЯ!» Я очень любила писать акварелью, пастель просто обожала, но больше всего мне нравилась лепка. И вы знаете такое странное чувство… мозг не помнит, глаза не помнят...., а руки помнят и делают. Вот что значит мастерство, действительно не пропьешь. Замечательные ощущения.

Вот здесь на ножках вы видите, я уже выгравировала пальчики.

Всё тоже самое происходит и с головой. Мы ее моем, чистим и так далее, и так же осторожно. Голову сломать гораздо легче… и ни в коем случае нельзя вставлять руку во внутрь в отверстие в голове, она сломается моментально. Если вы хотите чтобы глазки были нарисованы, то мы оставляем их как есть…

Если же вы хотите, чтобы они были вставные, стеклянные, например, то глазки нам нужно выдавить.

Выдавливаются они с помощью Diamond Perfector. Вы должны методично, аккуратно с помощью алмазного острия, практически без нажатия делать круговые движения до того момента пока глазик не вылетит.

Чтобы убрать внутренние шероховатости глаза, нам потребуются специальные инструменты.

Я забыла как они называются. Эта палочка с шариком прикладываются к глазу с внутренней стороны через отверстие в голове. И легкими, очень аккуратными, елекасающимися движениями, мы начинаем вращать палочку… крутить… чуть переборщил… и глаза на выкат:) Каждый шарик соответствует размеру куклы и соответственно, глаза.

Это была самая тяжелая и опасная часть работы. Почему? Потому что детали ОЧЕНЬ хрупкие. Одно неловкое движение и вся работа начинается заново… опять заливаем молд, сушим, чистим… и т.д.
Теперь наши части отправляются на первый обжиг, то есть в печь. Всем понятно, что печь эта не простая, не та, что стоит у нас на кухне и градусы у нее поднимаются до ого-го!

После первого обжига с частями работать уже не так страшно, они закреплены - стали крепкие. Теперь нам нужно вычистить наши части так, чтобы они стали сравнимы по гладкости с наполированным паркетом. Долорес считает, что кукла является идеальной, если провести пальчиком по любой ее части - она была как шелк. Никаких шероховатостей, шершавостей, рельефностей. Опять чистим! :)

На этот раз чистим с помощью sandpaper, dry sander, comet cleaner и обычной зубной щетки…

И я вам хочу сказать, что если Долорес что-то нащупает… будете чистить до посинения… как в армии… зубной щеткой:)

Сейчас начинаем рисовать! То есть разрисовывать… или по другому ручная роспись. Для этого нам потребуется Painting Medium Water Based им нужно натереть практически всю будущую куклу.

И, конечно, краска. Краска идет в сухом виде, ее нужно разбавлять, ну просто капелькой того же Painting Medium Water Based и размешивать с помощью такого инструмента, как Spatchela или Spatula.

На лицо наносятся румяна, губки, нижние реснички и симметричные теневые нити бровей. (если бы вы знали как это ТЯЖЕЛО, сделать их симметричными!). Я пурхалась часа три, если не больше.

Ни в коем случае нельзя даже случайно шеркануть по ресничкам или бровкам, они сразу сотрутся и нужно будет опять рисовать. Чтобы закрепить краску, нанесенную основу росписи, идем на второй обжиг!

Кисти я использовала обычные для рисования, которые мне дала Долорес, хотя может они и специализированные… я как-то не спросила.
Вот здесь вы видите, я нанесла перышки бровей, тоже вам скажу… хорошо, что вы не слышали, что мой рот в это время произносил:) и хорошо, что там никто не понимает русский язык:) Левую бровь нарисовать еще не так сложно, но правую… еще и чтобы она была в зеркальном отражении… это ЧТО-ТО!

Здесь появились губки:

Теперь опять обжиг третий, чтобы закрепить краску. Это последняя обжарка, то есть до нее наносится уже мелкая роспить, на ручках и ножках можно сделать френч… и другие вещи, чтобы сделать куклу более реалистичной. Я скажу честно, я не проявляла никакой инициативы… я просто шла, как баран на поводке. Что Долорес мне скажет, я то и делаю.

Части наши обжарились, теперь вставляем глазки. Сначала мы глазик окантовываем с помощью eye setting wax.

И крепим глазик внутри, сначала один, потом второй, соответственно за счет eye setting wax они держатся. Затем разводим гипсовую смесь и заливаем ею глаза внутри головы.

Это тело куклы. На курицу похоже:) Я его сама не делала, заказывала и покупала. Их изготавливает партнер Долорес, ее подруга, такого же возраста......, короче молодцы бабки!

Следующий шаг - это крепление ножек и ручек к телу, с помощью обычного клея и добавлением синтепоновой набивки.

Сейчас мы прикрепляем голову куклы к пластине: нам необходимо сначала пластырем обмотать лунку, чтобы фарфор не терся друг об друга.

Затем берем крепление-держатель, продергиваем через него восковую нить, затем все это дело мы проводим через голову, захватывая пластину и вытягиваем колечко через внутреннее отверстие в пластине, быстренько вставляем в колечко штырек и убираем нить. Все готово.

Сейчас будем крепить пластину с головой к телу. Я не знаю если по фото будет понятно, но еще и попробую объяснить. Берем длиннущую иглу с большим ушком, продеваем тесьму.

Затем со стороны груди втыкаем иглу в тело через грудную дырочку на пластине, протыкаем до спины и вытаскиваем иглу под пластиной со спины. Затем пойдет обратный процесс, точно так же со стороны спины втыкаем иглу в тело через спинную дырочку на пластине, протыкаем до груди и вытаскиваем иглу под пластиной со стороны груди. Завязываем на бантик.

Теперь прикрепляем нашлепку.

Клеем реснички и чистим глазки.

Ну, вот примерно, вот такие мы получились. Здесь она еще правда чуть кривая, косая - нужно подправлять, выбирать паричок и шить одежду. Я, правда, швея еще та...., поэтому строго не судите. Через пару фото вы увидите какая она получилась:)

Прошу любить и жаловать!

Имя я кнопке еще не придумала....., если хотите что-то подсказать будем признательны и рады, если у нас появится крестная:)
Я еще раз повторюсь и скажу, что я девочку делала по четкой инструкции Долорес, не шага в право, не шага в лево. Сейчас, после того, как я сама сделала куклу, я смотрю на нее немного другими глазами и вижу уже как мастер, чтобы я сделала по-другому и как я вижу, именно мною полностью созданную девочку.
Но все равно:) Для первого раза, я считаю, неплохо.
Я буду рада, если помогла кому-то понять, как делают таких кукол. Они считаются ООАК («one of a kind»), то есть единственные в своем роде.

Возьмем для примера знаменитую Violet от Cindy Marschner Rolfe. Вот эта кукла, она оригинал, именно такую куклу создала Cindy Marschner Rolfe.

Вот эту девочку по молду Cindy Marschner Rolfe создала известная компания Danbury Mint

А этих малышек создал кто-то. Мастер, любитель, профессионал....., человек который эту Violet видит в своем ракурсе, именно вот такой и процесс создания был именно тот, который вы сейчас видели. Некоторые фото кукол позаимствованы в интернете, на сайтах для всеобщего пользования.

Через мои руки прошло большое количество кукол, даже не просто большое, а ОЧЕНЬ большое.
Возьмем так же, например, Emily от Dianna Effner. Вот эта девочка оригинал.

А вот эту красоту Emily в 1996 году создал Ashton Drake.

А вот такие звезды Emily из молда Dianna Effner, созданы в единственном экземпляре когда-то, кем-то, проходили через мои руки:

Честно скажу понравилось мне это дело:) Следующая девочка тоже будет от Dianna Effner, но высотой 12 или 14 инчей, полностью фарфор, будет натянута и глазки будут нарисованы. Примерно вот такого плана:


И еще попробую сделать знаменитую Брю. Если хотите все так же расскажу.
Спасибо за внимание
Всегда Ваша, Марина - AllforDoll

Игрушка, кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. В отличие от фабричных, авторская кукла уникальна не только тем, что она сделана в единственном экземпляре, но и тем, что отражает частицу души своего создателя.

Я решила попробовать свои силы в выполнении такой куклы, используя холодный фарфор. Холодный фарфор — это очень популярный материал для лепки различных изделий. Несмотря на свое название, к настоящему фарфору он никакого отношения не имеет, но сделать с его помощью можно такие же прекрасные и долговечные украшения, сувениры и аксессуары.

Материалы и инструменты: холодный фарфор, г лаза, проволока, ленточки атласные, кружево «шитье», синтепон, ткань синтетическая, бязь, краска акриловая, пищевая фольга, бусинки, ножницы, иглы, стеки для лепки.

Последовательность работы над авторской куклой

1- й этап работы над куклой - выполнение эскиза.

На основе творческого эскиза выполняется рабочий эскиз куклы в натуральную величину. На данном этапе необходимо стараться продумать все до мелочей: начиная от построения художественной композиции, в которой станет ясно - будет ли задуманный герой стоять, бежать или танцевать, и заканчивая изгибом и креплением каркаса к подставке. Рабочий эскиз позволяет точно рассчитать необходимое количество материалов и помогает выдержать масштаб всех элементов. Однако при этом надо иметь в виду, что в процессе работы многое наверняка изменится.

2- й этап - подбор материалов.

При выборе материала для лепки я учитывала декоративные возможности и особенности технологического процесса при работе с каждым из них.

Холодный фарфор я готовила сама, для этого мне понадобилось:

  • крахмал - полстакана,
  • клей ПВА - полстакана,
  • лимонная кислота - 1 ч. ложка,
  • глицерин - 0,5 ч. ложки,
  • крем «нивеа» - 0,5 ч. ложки.

Все это перемешиваем и варим на медленном огне на сковороде, постоянно помешивая (примерно 7 мин). Затем получившуюся массу хорошо перемешиваем на столе, до полного остывания. Кладем в полиэтиленовый пакет на сутки.

3- и этап - изготовление лепных деталей.

Лепка головы

Голова человека имеет яйцевидную форму, несколько увеличено в затылочной области и расположено острым концом в сторону подбородка. Голова и шея крепятся друг к другу под небольшим углом, шея несколько наклонена вперед.

Глаза расположены посередине расстояния от верха головы до подбородка. По линии расположения глаз ширина головы составляет примерно 5 диаметра глаза. Расстояние между глазами равно диаметру одного глаза. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз - примерно диаметру одного глаза. Расстояние между центрами глазных яблок составляет размер рта.

1. От рулона пищевой фольги я оторвала кусок длиной около 1,5 м. Свернула его в мягкий неплотный шар. Определила линию расположения глаз и установила их.

2. Наложила на основу головы из фольги слой холодного фарфора. Инструментом расчистила фарфор с глаз. Затем аккуратно прилепила его со всех сторон.Затем добавляя небольшое количество фарфора, придала выразительность лицу

3. Сформировала основание переносицы. Скатала 2 шарика размером чуть больше диаметра глаза. Один шарик наложила на подбородок. Из второго сделала пирамидку и по размеру наложила на основание переносицы. Сделала основание переносицы и область над кончиком носа более утонченным, оставив посередине небольшое утолщение. Определила формы крыльев носа, слегка приподняв их вверх. Сделала носовое отверстие и вылепила перегородку носа.

4. Самая оживленная деталь лица - рот, который постоянно меняется с каждым новым выражением лица. Я скатала шарик, равный диаметру глаза. Наложила его на область рта. При плоскостном решении, рот с сомкнутыми губами представляет в виде многогранника. Полученный объем преобразуется в плоскостной многоугольник. Прорисовала линию рта. Инструментом скруглила внутрь нижнюю губу. Сделала небольшое углубление под нижней губой. Вылепила верхнюю губу. Уголки верхнего контура губы образуют букву М.

5. Для того, чтобы укрепить шею я прикрепила проволоку к голове. И из холодного фарфора сформировала шею, прикрепив кусок массы замкнутой в цилиндр. Естественное положение шеи - небольшой наклон вперед.

Лепка рук

Пропорции кисти руки определяются относительно размера головы. Длина кисти равна расстоянию от подбородка до середины лба. Ширина кисти равна половине ширины лица.

1. Изготовила каркас рук из фольги. Полосу фольги сложила 3 раза, получился прямоугольник. Разрезала верхнюю часть заготовки на 5 равных частей до половины ее длины. Скрутила каждый лепесток в тонкий жгут. Отделила и углубила каркасный участок большого пальца. С другой стороны участок фольги скрутила в плотный жгут.

2. Небольшими кусочками фарфора набрала объем пальцев. Наложила 2 круглые пластины на область ладони. Наложила массу и долепила предплечье. Исходя из задуманного положения кисти, согнула пальцы в суставах. Придала форму тыльной стороне ладони

4- й этап - изготовление каркаса.

Каркас - это своеобразный «скелет» куклы.Для его изготовления подойдет прочная, но достаточно гибкая металлическая проволока. Из проволоки делаем скелет, повторяя изгибы на нашем рисунке. Очень важно, чтобы крепление было качественным, и ручки куклы не "гуляли". Тем более, это единственное крепление в каркасе куколки.

Вот скелет готов. Теперь его надо обрастить «мясом». Я для этого использую синтепон. Его удобно приматывать и легко формировать выступающие части. Прежде чем начать наращивать тело, сделала выкройку тела. По такому же принципы изготавливаем руки. Затем при помощи фарфора придала телу кукле дополнительный объем.

5- й этап - окончательная отделка деталей.

Этот этап включает роспись куклы, подставки, изготовление прически. С помощью наждачной бумаги форму зашкурила. Тонировкусделалапри помощиакриловых красок.

Для волос я использовала атласную ленту, которую распустила с одной стороны, накрутила на карандаш и довела до кипятка в кастрюле. Остудила, высушила и распустила, получились локоны. Наклеиваем к голове,начиная от нижней границыволос к макушке, по спирали. Придаем кукле прическу, используя расческу и лак для волос.

Подставку для куклы я сделала из куска фанеры: покрасила в зеленый цвет, промазала клеем ПВА, и обсыпала мелко нарезанной пряжею «травка».

6- й этап - изготовление костюма.

Сшить одежду для авторской куклы - огромное искусство. Тут очень важно правильно выбрать нужную ткань, отделку к ней, найти аксессуары и мелкие детали, которые украсят костюм и подчеркнут его индивидуальность. Тогда куклу хочется долго рассматривать, обнаруживая приятные мелочи, которые радуют глаз и приятно удивляют. В интернете масса потрясающих работ талантливых кукольниц с отличным вкусом и чутьем стиля и формы. Я ими восхищаюсь, учусь у них, а своими находками делюсь с Вами.

Итак, приступаю к одеванию моей куклы. При изготовлении костюма для куклы следует помнить о масштабе. При выборе тканей, фурнитуры и других материалов удобно использовать фрагмент рисунка с указанием масштаба отдельных элементов. Подгонка деталей производится непосредственно на кукле. И только после уточнения кроя детали дублируются из основнойткани.

Швы выполняла вручную или на машине. Для сшивания деталей непосредственно на кукле использовала потайные стежки. Независимо от способа выполнения работа над костюмом должна выполняться с максимальной аккуратностью.

Обработка срезов в кукольном костюме чрезвычайно важна, так как неаккуратно или грубо обработанные срезы портят впечатление от работы в целом. В тех случаях, когда наличие машинной строчки на лицевой стороне изделия нежелательно, закрепляла ткань с изнаночной стороны с помощью выжигателя по ткани.

7- й этап - сборка композиции.

К своей кукле я еще изготовила зонтик. Вот какая кукла у меня получилась.

Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. При изготовлении комплекта возникали различные трудности, но я справилась. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленная мною кукла в разы дешевле, чем в магазине.

Список литературы

1. Голодовский, Б. П. Куклы: энциклопедия / Б.П. Голодовский. - М., 2004.

2. Егупец, О. Искусство деталей / О. Егупец. - М., 2007.

3. Егупец, О. Куклы из паперклэя / О. Егупец. - М., 2004.

4. Коваленко, Ю. Г. Изготовление художественной куклы: учебное пособие / Ю. Г. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 45 с.: ил. (16 с.).

Информационные ресурсы

1. Журнал для профессионалов и любителей кукол.

Кукольный мастер, мастер-класс http://www.dollmaster.ru/masterclass.html

2. История кукол http://www.artdolls.ru/ad/index.html

Приложение 1. Презентация проекта.

Инструкция

В первую очередь, вам нужно подготовить модель и придумать эскиз , а также определить, где именно будут соединяться подвижные части куклы. Нанесите на эскиз места креплений суставов. Закрепляйте суставы куклы с помощью шляпной резинки.

Из паперклея или скульптурной вылепите детали куклы, зашлифуйте и разгладьте их, а затем покройте лаком. Определите, в какой части детали будет отверстие для заливки – этого отверстия не должно быть видно в готовой кукле. К деталям куклы долепите воронку, через которую вы зальете жидкий . Разделите детали на две-три части, проводя линию разреза по местам сложного рельефа.

Теперь займитесь снятием формы – сделайте подмодельник, облепите им модель по размеченной линии разделения, а затем сделайте в нем выемки обратной стороной карандаша. По краям подмодельника из пластилина сделайте бортики, после чего приготовьте раствор гипса, взбейте его и залейте в подмодельник.

Когда первая часть формы застынет, снимите подмодельник и смажьте деталь формы вазелином. Сделайте бортики и залейте гипс. Части формы разнимите и извлеките модель. Края формы зашлифуйте. Просушите форму в течение двух-трех дней при комнатной температуре. Соберите вместе сухую форму и стяните ее резинкой или проволокой, оставив в нужном месте отверстие для вливания фарфора.

Перемешайте фарфор и залейте в подготовленную воронку до краев формы, заливая медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков. Через пять минут слейте оставшийся фарфор из формы, а через три часа снимите резинки и разъедините форму. Осторожно извлеките фарфоровую деталь, срежьте воронку и сделайте отверстия по схеме крепления суставов. Изготовьте таким способом голову, туловище, руки и ноги куклы.

Просушите детали и зашлифуйте швы, оставшиеся от формы, перед обжигом. Затем обожгите фарфоровые детали, соблюдая правила изменения температур в печи, и наконец, когда детали остынут, начинайте раскрашивать лицо куклы, используя акриловые краски по керамике и фарфору.

Соберите куклу воедино с помощью шляпной резинки, сначала закрепляя на теле обе руки, а затем закрепив голову и ноги. Проденьте петлю в металлическую шайбу, чтобы она не соскальзывала. Теперь вам осталось доработать куклу – придумать одежду, аксессуары, ей прическу.

Фарфор – сложный материал, поэтому для создания куклы из него может потребоваться не одна неделя. Однако, это того стоит. Не зря же именно из фарфора создаются коллекционные куклы и статуэтки. Изготовление кукол из фарфора состоит из нескольких этапов. На первом из них вам необходимо создать образ вашей будущей куклы. Нарисуйте схему куклы, определите, в каких суставах она будет подвижна, как вы будете соединять отдельные ее части.

Инструкция

Следующий шаг – изготовление деталей. Из , или другого материала вылепите отдельные детали вашей . Каждую деталь зашлифуйте, поскольку потом все существующие неровности будут видны на фарфоровой отливке. Если вы изготавливаете детали из паперклея, обязательно покройте их лаком.

При изготовлении всех частей обязательно продумайте, в каком месте будет находиться отверстие для заливки , чтобы потом его невозможно было увидеть на готовом изделии. Например, отверстия в деталях туловища закроет одежда, а в головке – волосы.

Для изготовления подмодельника используйте оконную замазку или пластилин, в которую поместите модель по заранее намеченной линии. Гипсом залейте подмодельник таким образом, чтобы на поверхности не оказалось ни одного пузырька воздуха. После того как гипс застынет, форма готова. Высушите ее в течение двух-трех дней при комнатной температуре и можете продолжать процесс изготовления куклы. Высушенную форму соберите и скрепите тугой резинкой по горизонтали и вертикали и поставьте литником вверх.

В отверстие литника залейте фарфор (лучше тонированный) до самых краев формы. Делайте это медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков или полостей. Подождите около 5 минут, чтобы дать форме время набрать нужную толщину (2-3 мм), слейте оставшийся фарфор и через 2-3 часа снимите резинки и осторожно разнимите форму. Аккуратно сделайте отверстия в детали, пока она мягкая и ваша деталь полностью готова. Повторите процедуру с оставшимися деталями и соедините их между собой. Оформление куклы – вопрос исключительно вашей фантазии. Куклы из фарфора – отличный подарок к любому празднику.

Сегодня коллекционирование кукол превратилось в очень популярное хобби для взрослых и детей. Детей фарфоровые куклы привлекают своей красотой и изяществом. Взрослые разыскивают наиболее ценные и редкие экземпляры.

Особенности кукольного коллекционирования

Как правило, кукольные коллекции посвящаются вполне конкретной тематике: это могут быть произведения определенного автора или фирмы, куклы, выполненные в тот или иной период времени, куклы в национальных костюмах и т.д. Коллекционные куклы являются изысканным украшением интерьера. Многие считают, что коллекционные отличаются дороговизной, однако можно найти интересные экземпляры по вполне приемлемой цене.

Увлекательным занятием может стать и изучение истории фарфоровой куклы. Чем быстрее шло развитие промышленности – тем совершеннее выглядели куклы. Высококлассные мастера брали на вооружение любые инновации, стремились к использованию новых материалов и технологий.

Критерии выбора фарфоровой куклы

Чтобы выбрать куклу для своей коллекции или в подарок коллекционеру, необходимо придерживаться определенных правил.

Прежде всего, это касается ценовой категории кукол. Настоящая коллекционная кукла, выполненная из высококачественного фарфора или керамики, не может стоить меньше 3000 рублей. Правда, если требуется кукла небольшого размера, качественная, но без особых изысков, можно найти ее за 1500 – 2000 рублей. При этом, если она должна стать подарком для истинного коллекционера, то не следует обращать внимание на красоту упаковки, главное – каково ее содержимое.

Залогом качества фарфоровой куклы является наличие сертификата или фирменного клейма. Иногда клеймо ставится на спину, шею или плечо куклы. При отсутствии клейма к изделию прилагается сертификат. В нем может быть указан индивидуальный номер куклы (в особенности – если она выпущена лимитированным тиражом) или название фирмы-производителя.

Качество куклы определяется по материалу, из которого она изготовлена, или по дизайну. Например, куклы, выполненные на рубеже 19-20 веков, особенно в Германии и Франции, полностью изготавливались из бисквита, т.е. неглазурованного фарфора. В настоящее время из фарфора, чаще всего, выполняют только голову и конечности, а тело делают мягконабивным. Вручную вставляются стеклянные глаза. Волосы и ресницы дорогих кукол выполняют из высококачественного искусственного волокна, напоминающего шелк. Также следует обратить внимание на костюм, в который одета кукла. У дорогих, фирменных кукол европейского производства костюмы выполнены очень аккуратно, со множеством мелких деталей и аксессуаров.

Коллекционирование фарфоровых кукол – очень увлекательное занятие, позволяющее наполнить мир вокруг себя радостью и красотой.

Видео по теме

Читайте также: