Занятие в ранней группе. Конспект занятие в первой группе раннего возраста. Рефлексивно – оценочный этап

Организация: МБДОУ Калининский д/с «Солнышко»

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Калининский

Цель: закрепить знания, полученные в течение года

Задачи:

  • Закрепить умения определять животного по его крику
  • умение ползать на четвереньках в обозначенном направлении за воспитателем
  • Закреплять умения здороваться и прощаться;
  • группировать и называть строительный материал -кубики и шарики
  • умение пользоваться знакомыми формами строительного материала при сооружении собственных построек; ставить кирпичик на ребро и приставлять к нему еще кирпичик;
  • закрепить умение сравнивать предметы по величине (большой – маленький);
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
  • воспитывать активность в работе, желание помочь герою в трудной ситуации; сопереживать герою.
  • обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов. Прилагательными: веселый, грустный, мягкий, пушистый, большой – маленький.
  • реализовать изобразительную творческую деятельность детей

Оборудование: разные по величине 2 мяча, мягкая игрушка-котенок, коробочка с кирпичиками, мешочки с кубиками и шариками, пальчиковые краски, таз с водой, полотенце, обои для рисования.

Реализуемые направления развития ребенка:

  • Физическое направление : воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, зрительно-двигательная координация движений, последовательное развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки;
  • Познавательное направление : которое способствуют активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного) и предметно-игровых действий;
  • Речевое развитие : владение речью как средством общения, обогащение словаря;
  • Художественное направление : основная цель которого – получение ребенком эстетического удовольствия.
  • Сциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.

Ход занятия

  1. Свободная игра в мяч. Неожиданно закатывается в круг большой мяч.

Ребята, что это? (Мяч) Может кто – то знает какого цвета? (желтый)

Откуда же он взялся? Никого рядом нет.

(в противоположной стороне группы раздается мяуканье котенка)

Слышите? Кто это кричит? (киса, котенок, котик)

Ребята, а может это котенок играл в мяч, а он у него просто далеко укатился? Может такое быть? (да)

Он наверное теперь плачет и не может его найти?!

Давайте поищем его, что бы вернуть ему мяч? (ползание на четвереньках)

  1. Нашли котенка, возвращаемся на ковер.

Он забавный, очень мягкий,
Любит нападать на тапки.
Он хитрющий будто лис,
Эй, котенок : КИС-КИС-КИС!

Давайте его поприветствуем. – Привет, котенок! (передаем по кругу)

А как тебя зовут? (Шепчет – Кеша)

Это твой мяч, Кеша?

Что случилось?

Кеша: « Меня очень напугала большая собака, я убежал, а мяч прикатился к вам» (плачет)

Ребят, да он плачет. Давайте его пожалеем?! (Жалеем )

Не плачь!

Придет киска неспеша
И погладит малыша.

Котя - котенька не плачь,

Мы подарим тебе мяч!

Не плачь, посмотри какой у нас есть мяч.

Какой он? Большой или маленький? (Маленький)

(Сравниваем два мяча)

А чтобы тебе не было страшно - мы построим тебе домик. И ты будешь в нем прятаться. (Ставим кирпичики на ребро, приставляем друг к другу)

(Построили и проводили котенка)

Прощаемся с котенком.

А котенок нам тоже передал в подарок два мешочка

Что в них? Показываю (Кубики и шарики)

Давайте с ними поиграем?!

Высыпаю на пол. Соотносим предметы по форме

В один мешочек несем кубики в другой шарики.

Здорово поиграли! Молодцы!

Посмотрите сколько у нас гостей, а давайте им тоже подарим мячики?!

Пальчиковая гимнастика « Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Рисуем пальчиковыми красками мячики на обоях.

Список литературы

  1. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
  2. http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija
  3. http://detstvogid.ru

Цель: Формирование и развитие сенсорных навыков у детей 1 младшей группы через тактильное восприятие.

Задачи:

  1. Научить детей различать четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  2. Сформировать знания об основных формах: круг, квадрат, треугольник.
  3. Дать понятие величинам: большой-маленький.
  4. Учить детей различать на ощупь состояние предмета: твердый, мягкий.

Материалы и оборудование: дидактическая игрушка: «Веселый слоник»; аудиозапись «Рев слона», иллюстрация слона,деревянные кубики разных цветов; треугольники из дерева и мягкие; мячики разных размеров и цветов.

Ход игры:
Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель заходит в группу и выставляет перед ними игрушку «Веселого слоненка».

Воспитатель: Ребята, смотрите кто сегодня пришел к нам в гости. Это слоненок, смотрите какой у него длинный хобот и большие уши(показывает на части тела). Хоботом слоник пьет воду и поливает ее на себя, как фонтан. Живет слоник в далекой жаркой стране Африке, где всегда тепло и лето. А вы знаете, какие звуки умеет издавать слон?
Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на картинку, и послушаем, как слоны умеют разговаривать(показывает детям иллюстрацию «слон», и включает аудиозапись «Рев слона»).

Воспитатель : Вот какой у нас гость!Он принес с собой нам подарочек-очень интересные предметы. Здесь есть кубики, они разного цвета: зеленый, желтый, красный и синий (показывает на каждый предмет). Также здесь есть треугольники, они твердые и мягкие. А еще слоник принес нам шарики, посмотрите, они разного размера, большие и маленькие. Слонику было скучно, и он хочет поиграть с вами. Поиграем со слоником?
Дети отвечают.

Воспитатель: Сейчас мы спрячем все кубики и шарики в слоника(складывает предметы в игрушку). Теперь по очереди будем доставать и смотреть что же такое спрятал в себе наш слоник.
Ребенок опускает руку через хобот в слоненка и достает один предмет.

Воспитатель: Что же такое достали из слоника? А какого цвета кубик? А какого размера?
Дети отвечают.

Воспитатель: молодцы, вернем слонику его вещь, и попробуем еще раз.
Игра повторяется по кругу.
Воспитатель : ой ребята, мы так долго играли, устали сами и утомили нашего гостя. Давайте маленько подвигаемся.

Физ.минутка:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
и еще разок.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Дети садятся опять на ковер.

Также интересный конспект для детей раннего возраста:
Воспитатель: Вот как славно мы попрыгали и потанцевали. А теперь скажите мне, кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, слоник. А что он с собой принес?
Дети отвечают.

Воспитатель: молодцы, слоник принес нам кубики и шарики. А каких цветов они были? Давайте с вами вспомним.
Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, они были зеленые, красные, синие и желтые. А кто мне скажет, каких размеров были кубики и шарики?
Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они были большие и маленькие. А сейчас слонику пора возвращаться домой, давайте скажем ему спасибо за игру и попрощаемся.

Дети благодарят слоненка и прощаются с ним.


Воспитатель уносит игрушку.

В работе представлена система сюжетно-тематических комплексных занятий для детей раннего возраста и их родителей, рекомендована для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, в центрах раннего развития.

Рецензент Сечкина Ольга Константивна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.

Составитель: педагог-психолог

Скобелева Алина Андреевна

Введение

21 век, в котором довелось жить нам и нашим детям, очень динамичен. И именно динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первых годах жизни. Важность развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте 3 лет приобретает от 60–70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30–40 %. В настоящий момент ученые доказали, что наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его развитии. Младенчество «вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять движением рук. С этого времени, ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги для него являются главными авторитетами. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Современные специалисты предоставляют родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, которые знают и любят свое дело. Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности – в общении, предметном манипулировании и игре. Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации – цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребенка и способствуют вовлеченности в процесс занятия. При посещении центров и клубов раннего развития, дети, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; у них отличаются достижения в развитии познавательной сферы; активно развивается речь, увеличивается объем внимания, овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно действенного мышления.

Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

Комплексные занятия направлены на решение следующих задач:

Развитие чувства ритма;

Адресатом комплексных занятий являются дети раннего возраста (от полутора до трех лет) и их родители.

Результатом реализации занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, которые являются предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного усвоения графических навыков, что обеспечит успешную подготовку учащихся к школе; родители чувствуют себя компетентными в воспитании и развитии своих детей.

Апробация примеров занятий проходила на базе детского развивающего центра «Чудесная страна» г.о. Тольятти в течении трех лет.

Пояснительная записка

При разработке комплексных занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), согласно которым предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

В ходе реализации занятий в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера);

Развитие внимания, речи, воображения, творческих способностей;

Развитие слухового внимания, произвольности;

Развитие чувства ритма;

Развитие пространственных представлений, умение отображать по инструкции;

Развитие тактильного восприятия;

Развитие умения подражать движениям взрослого;

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятиях музыкальных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а так же с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.

При создании занятий использовались следующие методологические принципы:

Принцип системности, последовательности и постепенности;

Принцип индивидуального подхода;

Этнопедагогический принцип;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога).

Принцип системности, последовательности и постепенности, что занятия выстраиваются педагогом систематизировано, структурировано. В основе принципа лежит идея от простого к сложному. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала.

Принцип индивидуального подхода соблюдается в том, что развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании комплексных занятий. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Этнопедагогический принцип предполагает, что ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. Народная культура построена на идеях природосообразности. В соответствии с этим в занятия включены потешки, пестушки, сказки, народные песенки.

Принцип деятельностного подхода выражается в том, что предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Принцип деятельностного подхода реализуется: в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.) и с природным материалом (камешками, ракушками, шишками, каштанами, желудями) в занятиях продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация). В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога) соблюдается в том, что раннее развитие и воспитание во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

– создание оптимальных условий для интеллектуального и психомоторного развития ребенка (развитие координации движений, мелкой моторики и чувства ритма);

– создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего родителя некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Наряду с материалами современной отечественной и традиционной народной педагогики в программе используются элементы зарубежной педагогики: идеи М. Монтессори о создании подготовительной среды и специальных материалов для развития общей и мелкой моторики ребенка.

Практической деятельностью являются структурированные комплексы занятий. Все занятия выстроены в одной тематической линии, линия выдерживается на протяжении всего занятия. Занятия построены в виде сюжетно-ролевой игры, которая является единственной подходящей формой обучения и развития для детей данного возраста. Каждое тематическое занятие содержит около десяти заданий и упражнений, направленных на решении поставленных задач.

Конспекты пятнадцати занятий (включая два праздничных) приведены в развернутой форме. Это дает возможность проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей. Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность для творческого воплощения на практике.

Занятия рассчитаны час, но в зависимости от правил, наполняемости групп и оснащения вашего клуба, могут проводиться как полуторачасовые. Так же отдельной главой, предлагаются варианты приветствия, прощания в кругу, так же варианты для игрового массажа и пальчиковой гимнастики, которые не вошли в предложенные занятия, но проверены и активно используются педагогами нашего центра. Структура развивающего занятия представлена в таблице.

Структура развивающего занятия

Краткая характеристика основных частей занятия

Приветствие , является неизменным каждое занятие, либо можно использовать один персонаж (куклу, солнышко…), при этом менять потешки. Приветствие настраивает детей и родителей на занятие, является организационным моментом. Дети с помощью мам говорят о своем присутствии. Такое начало настраивает ребенка на дальнейшее общение и предоставляет ребенку возможность для осознавания себя как индивидуальность.

Пальчиковая гимнастика является важной частью занятия. Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма, развитию речи и музыкальности.

Изучение заданной темы, направленное на интеллектуально-личностное развитие ребенка (использованием методик Зайцева, Монтессори, Савичева и др.) данный блок является самым обширным во всей структуре занятия. Направлен на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, классификаций, обобщений, на развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Так же, при помощи методики Зайцева, знакомим детей с чтением и основами математики.

Музыкально-ритмическая часть осуществляется на выбор педагога, что является простором для творчества. Можно использовать проверенные музыкальные занятия Е.Железновой, можно использовать полосу препятствий либо ортопедические дорожки. Музыкально-ритмические движения являются наиболее удобной формой для развития координации

Изобразительная деятельность по теме занятия включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью, гуашью, лепку из пластилина и соленого теста, аппликацию из цветной бумаги, поделки из различных материалов. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога-психолога.

Сказка по теме либо игровой массаж. Осуществляется на выбор педагога, просмотр сказки, длящейся не более 5–7 минут, постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость. Близкое общение со сказочными героями, снимает у ребенка страх перед ними.

Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие. Ребёнок воспринимает и оценивает холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать лопатки, затылок, ступни, икры и другие части тела. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Прощание , так же как и приветствие, является организационным моментом на занятии. Дети усваивают определенные нормы поведения, тем самым достигается своеобразная ритмичность и предсказуемость в построении занятия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно на занятии.

Необходимые ресурсы для эффективного проведения развивающих занятий

Требования к ведущему . Специалисты, ведущие занятия по раннему развитию, должны иметь профильное образование,(желательно высшее), так же иметь опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей раннего возраста, владеть игровыми технологиями с маленькими детьми, постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками в сфере образования.

Перечень учебных и методических материалов для реализации занятий достаточно большой, но все необходимое есть в любом детском развивающем центре: кубики Зайцева, мягкие игрушки, кукольные и настольные театры, фланелеграф, спортивный инвентарь. Для занятия с сыпучими материалами используем горох, фасоль, гречку, орехи, пуговицы, прищепки, клубочки. Необходимо иметь канцелярские принадлежности для занятий творческими видами деятельности. Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.

Результатом комплексных занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, позитивная динамика в развитии психомоторных свойств. Данные критерии можно проследить при помощи структурного наблюдения, проведения методики Е.А. Стребелевой, а так же анкетирование родителей.

Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

Занятие № 1
на тему «Помощники доктора Айболита»

Задачи:

Дать общее представление о понятиях аптечка, больничка, лекарства;

Привлечение детей к игровым действиям;

Активизировать речевое развитие детей;

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия: Игрушечные телефоны по числу детей, или один для вас, игрушка-врач, игрушечная аптечка, пластырь по количеству детей, заготовки для творчества, герои сказки Доктор Айболит (начало), кукла, медвежонок, резиновый или пластмассовый лягушонок, зайка, набор морковки для счета, разноцветные камушки и баночки соответствующих цветов (можно использовать аквариумные), лед(если нет возможности принести настоящий, можно заменить стеклышками для аквариумов), чашечки по количеству детей, игрушечные ягоды или крупные бусины, баночки из под аскорбинки, по числу детей.

Приветствие , (на ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия:

Педагог: «Ребятки, а смотрите, кто это со мной пришел к нам на занятие??? Это же кукла Маринка !» Педагог показывает куколку. «Маринка, давай- ка с ребятишками поздороваемся. – Ой, а у меня что-то головушка болит, и сил совсем нет поздороваться. Педагог трогает кукле голову. – Ой, Маришка, да ты же вся горишь, простудилась, наверное. Не переживай, мы сейчас с ребятками тебе доброго доктора вызовем!»

Детям раздаются игрушечные телефоны, предварительно их можно сложить для каждого в развивающий мешочек с молниями, застежками, пуговками и т. п., для развития мелкой моторики. Дети рассматривают мешочки, ищут что там внутри, достают телефон. Все вместе прикладываем телефоны к ушкам, педагог озвучивает разговор с Айболитом, приглашает его проведать куклу Маринку.

Педагог: «Ну вот, ребятки, а пока к нам едет наш добрый доктор, давайте куколке песенку споем…»

Раздаем детям су-джоки, делаем с помощью мам массажик по ручкам, ножкам, головке.


Наша кукла заболела,
Ничего весь день не ела.
Добрый доктор Айболит
К нам по улице бежит.

Доктор куколке кладет
Руки на спину и ждет.
Кукла чувствует тепло
И у куклы все прошло.
Доктор две руки кладет
Ей на голову и ждет.
Кукла чувствует тепло
И у куклы все прошло.
Гладит спинку: Молодец,
Ты здорова, наконец.
Машет куколке рукой
И идет к себе домой.

Приезжает Доктор Айболит, знакомится с детьми, показывает свою аптечку, можно рассказать детям, что для чего, далее меряет кукле температуру, назначает чай с вареньем и постельный режим.

Педагог: «ой, а давайте чаек с вареньем для Маринки приготовим, как доктор сказал, чтобы она точно поправилась.»

Детям раздаем каждому чашку, ложку. На каждого предлагается в отдельной посуде ягодки-бусы, в количестве 8 штук, можно положить 2 овоща для усложнения задания. Сначала считаем все предметы, потом говорим что что-то напутали и нечаянно положили овощи, дети убирают их. Считают сколько ягодок осталось, перекладывают с помощью ложечки, по одной в чашку и размешивают.

По-очереди угощают куклу.

Кукла: «ой, спасибо ребятки. Теперь мне гораздо легче. только что-то я спать захотела, может вы мне колыбельную споете, тогда я посплю и точно выздоровею.»

Включаем песню Е. железновой «Куколка», дети встают в круг, по-очереди качают куклу, покачав, передают по кругу следующему ребенку. Последний укладывает куклу в подготовленную кроватку.

Педагог переключает внимание детей:

Педагог: «ребятки, а слышите чьи-то шаги, стучит за спиной по бубну, кто же это может быть: такой шумный, тяжелый и неуклюжий, показывает куклу – перчатку медвежонка. Здравствуйте, мои хорошие, давайте я с вами за ручку поздороваюсь. »

Здоровается с каждым ребенком.

Медвежонок: «представляете, шел я по-лесу, собирал шишки как всегда, и вдруг одна шишка как упадет мне прямо в лоб!!!»

Педагог удивляется, предлагает детям встать в круг и инсценировать стихотворение мишка-косолапый, по лесу идет.

Педагог: «Да, Мишенька не повезло тебе, но мы с ребятками одно средство знаем, оно тебе точно поможет.»

Педагог раздает детям, заранее приготовленный лед в стаканчике, дети рассматривают, трогают, знакомятся со свойствами. Если нет возможности показать настоящий лед, можно заменить аквариумными камушками-стеклышками. Если позволяют условия можно их предварительно охладить. Показать детям, что происходит со льдом когда он постоит, обратить внимание, что получается водичка, для ускорения процесса можно использовать соляную грелку.

Педагог: «Давайте. Скорее лед мишке ко лбу приложим, пока он не растаял совсем».

Здесь можно либо педагогу показать процесс, либо каждому по-очереди приложить, но тогда имеет смысл использовать имитацию льда.

Педагог: «Смотрите, ребятки, шишка-то у мишки почти прошла!!! Давайте попрощаемся с мишкой. Пока мишутка, будь осторожнее теперь!»

Детки машут медвежонку, проговариваем. Чтобы он был осторожнее.

«ква, ква…»

Педагог: «ой, ребятки. А там кто-то еще к нам спешит за помощью. Кто же это…?»

Показываем игрушку-лягушонка, здороваемся с каждым по-очереди. Предлагаем попробовать поздороваться по лягушачьему. Дети пробуют квакать вместе с мамами.

Лягушонок: «я к вам, детки за помощью прискакал, вот что со мной приключилось,… решил я с кувшинки на бревно прыгнуть. Чтоб на солнышке погреться, да не заметил веточку маленькую и поцарапался немножко. Может вы знаете, как мне помочь.?»

Педагог: «смотрите, ребята, нам же доктор айболит оставил какие-то волшебные штуки, давайте посмотрим, что это…»

Показываем детям пластырь, показываем что он липкий, как его можно приклеить и для чего он нужен. Детки с мамами встают в круг и танцуют танец «Четверо лягушат» Е.Железновой, при этом, дети прыгают по импровизированным кочкам. Для детей постарше можно использовать «кочки» с изучаемой буквой или цифрой для закрепления.

Педагог: «Смотрите, а пока мы с вами плясали к нам в гости зайка ушастый пожаловал. Еще он что-то принес.»

Зайка несет корзинку с морковкой, но чихает (имитируем) и просыпает всю морковку.

Педагог: «Да, ты зайчишка простыл, наверное, но мы с ребятками знаем, как твой недуг победить.»

Предлагаем детям помочь зайке собрать морковку, закрепляем изучаемую цифру, в данном случае 8.

Педагог: «зайка, а мы тебе сейчас леденцы волшебные сделаем, с ними ты точно кашлять перестанешь»

Раздаем каждому ребенку баночку, хорошо если баночка будет аптечная, например из под аскорбинки и т. п.

В центре высыпаем разноцветные камушки, можно использовать камушки для аквариумов. Каждому ребенку даем жетончик определенного цвета и инструкцию, что каждый собирает для зайки свои таблеточки от кашля.

Передаем их зайке, зайка всех благодарит.

Подводим итог:

Педагог: «ребятки, вот мы с вами какие молодцы сегодня, скольким зверятам помогли, и Маринку вылечили, и мишку и зайку и лягушонка. Теперь мы с вами настоящие Айболиты!»

Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Творчество

Аптечка

Делаем аптечку. Для этого нам понадобятся красные листы по числу детей, можно использовать картон, белые полоски для крестика, картонные заготовки в виде баночек аскорбинки с заранее наклеенной надписью «Аскорбиновая кислота», по числу детей желтые шарики из пластилина размером с аскорбинку, картонный градусник со шкалой, красные фломастеры по числу детей, кассеты из под таблеток по числу детей, цветные шарики из пластилина, примерно 1 см в диаметре, клей на каждого.


Даем инструкцию, что мы сегодня были помощниками доктора Айболита, и теперь если у вас дома заболеет какая-нибудь игрушка, у вас должен быть волшебный чемоданчик-аптечка.

Красный картон или листы сворачиваем наподобие конверта, можно подготовит заранее, и обрезать уголки, чтобы был похож на сумочку. Внутри либо проклеиваем, либо скрепляем степлером каждому ребенку, либо заранее приклеиваем полоски двустороннего скотча, ребенку останется только снять защитный слой и склеить по краям. Далее приклеиваем белые полоски на сумочку в виде крестика.

Приступаем к заполнению аптечки: на градусниках рисуем красную шкалу, на баночки с аскорбинкой наклеиваем желтые шарики, в кассеты от таблеток прилепляем пластилиновые шарики, все складываем в аптечку- готово!

Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.

Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.

Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи:

  • Дать представление о птицах, развивать внимание, речь, память.
  • Воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им.
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
  • Формировать познавательную активность.
  • Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные птицы.
  • Обогащать словарь детей, закреплять умение подражать голосам птиц.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Закреплять навыки рисования ладошками.
  • Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами.
  • Поощрять инициативные проявления детей.

Материал и оборудование:

1 день:

  1. звуковая фонограмма “Голоса птиц”;
  2. игрушка птичка;
  3. плетеная корзиночка из соломы;
  4. “травка” (из цветной двусторонней бумаги желтого цвета свернуть трубочки и нарезать тонкими кольцами);
  5. фартуки на каждого ребенка;
  6. мольберт;
  7. лист бумаги большого формата с наклеенными силуэтами птичек (две-три птички без крылышек!);
  8. пальчиковые краски и одноразовые тарелочки на каждого ребенка, влажные салфетки;
  9. листы бумаги А4 с изображением птички на каждого ребенка;
  10. гуашь желтого цвета и ушные палочки.

2 день:

  • лото “Птицы” (тематические картинки);
  • птички (оригами из белой бумаги);
  • карандаши (восковые мелки или фломастеры);
  • колечки по количеству детей (или обручи, один обруч - на двоих детей);

3 день:

  • Игрушки для показа спектакля: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона;
  • соленое тесто на каждого ребенка (кусочек теста размером с детский кулачек);
  • крупа гречка.

1 день. Ход занятия.

Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (соловей).

Воспитатель : - Слышите, кто это песенку поет? Кто может назвать? Поищем вместе, того кто так красиво поет.

Находим птичку (на штору прикрепить заранее), внимательно рассмотреть её.

Воспитатель : - К нам птичка прилетела! Посмотрите, какая она маленькая, красивая, какие у нее перышки (красные, желтые, синие, зеленые), крылья, маленькие глазки и клюв. Хотите с птичкой поздороваться? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди, сажает птичку на ладошку, приговаривая:

Птичка полетела-полетела,
К Саше на ладошку села.
Села, посидела,
К Ане полетела!

Воспитатель : - Вот как птичка со всеми детками поздоровалась, а как птичка летает (дети машут руками), а как песенки поет? (Дети повторяют “чирик-чирик”). Сейчас мы с вами будем птичками!

Дети встают вкруг и друг за другом и по кругу “полетели”.

Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
Птички-невелички,
Крыльями махали,
На дорожку прилетали, приседают
Зернышки клевали
Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
Зернышки клевали.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель : - Птичка летала-летала, устала. Надо птичке отдохнуть, где птичка живет, где она будет спать? Кто может назвать? Птичка живет в гнезде! Гнездо птичка делает из веточек и сухой травки. Давайте мы для нашей птички тоже сделаем гнездо.

Воспитатель дает детям “сухую травку” и корзиночку плетеную из соломы, дети укладывают “травку” в корзинку и сажают птичку в гнездо.

Воспитатель : - Пока наша птичка отдыхает, мы с вами порисуем.

Дети надевают фартуки и подходят к мольберту. Воспитатель обращает внимание детей на птичек на листе бумаги.

Воспитатель : - Посмотрите, кто это? (птички). Птички что делают: сидят или летят? (сидят). Птички хотят полетать, что им для этого надо? Им надо раскрыть крылышки, посмотрите, я им сейчас помогу.

Воспитатель окунает ладонь в пластиковую тарелочку с пальчиковыми красками и ставит на бумаге сначала один отпечаток на спинке у птички, затем другой пониже.

Воспитатель : - Вот какие крылышки, сейчас птичка полетит!

Еще раз показывает способ отпечатывания ладошкой.

Воспитатель : - Еще одна птичка крылышками замахала и полетела! Хотите, чтобы ваши птички тоже полетели? Тогда садитесь за столики.

Дети садятся за столики. Воспитатель раздает детям листы бумаги А4 с наклеенным силуэтом птички (без крылышек!). Раздает тарелочки с пальчиковыми красками и при необходимости помогает детям ставить отпечатки ладошек.

Когда дети вымоют руки, можно предложить им покормить птичек и порисовать зернышки ушными палочками методом “тычка” (гуашь желтого цвета).

Во время рисования воспитатель повторяет детям стихотворение “Прилетали птички, птички-невелички...”

2 день. Ход занятия.

Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (кукушка, сова, дятел, вороны, воробьи).

Воспитатель : - Кто сейчас песенку поет? Вот сколько птичек сегодня к нам прилетело!

Показывает картинки птиц. Предлагает детям лото “Птицы” (тематические картинки).

Воспитатель показывает детям птичку в гнезде с прошлого занятия.

Воспитатель : - Наша птичка в гнездышке посидела, отдохнула, кушать захотела. Будем птичку кормить? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди клювиком птички “клюет” на ладошке у детей. Читает стихотворение:

Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет.
Маленькая птичка песенку поет:
- Чик-чирик, чик-чирик!

Воспитатель : - Спасибо детки, все птичку покормили! А сейчас представьте, что к вам на ладошку птичка села, давайте мы ее погладим, хорошая птичка! (пальчиковая игра)

Птичка-невеличка, гладить ладошку
Вот тебе водичка, постучать указательным пальчиком по ладошке
Вот тебе крошки барабанить пальчиками по ладошке.
На моей ладошке.

Дети садятся за столики. Воспитатель раздает птичек (оригами из белой бумаги).

Воспитатель : - Посмотрите, какие интересные птички у вас! Покажите где у птички крылышки, головка, клювик? Молодцы! А давайте птичек сделаем красивыми-красивыми, сейчас я вам дам карандаши и вы раскрасите у ваших птичек крылышки!

Воспитатель раздает детям карандаши, восковые мелки или фломастеры. При необходимости помогает детям.

Воспитатель : - Молодцы! Вот какие интересные и веселые птички у вас получились! Давайте с птичками поиграем.

Подвижная игра “Кошка и птички”. Воспитатель раскладывает на ковре колечки (или обручи). Показывает детям игрушку кошку.

Воспитатель : - Кошка хитренькая, хочет поймать птичек, а птички спрячутся от кошки в гнездышке!

Дети с птичками оригами в руках “летаю” по группе.

Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
Птички-невелички,
Крыльями махали,
На дорожку прилетали, приседают
Зернышки клевали, три пальчика вместе, стучат об пол - “клюют”
Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
Зернышки клевали.
Вдруг кошка прибежала,
Птичек распугала: Мяу-мяу, Мяу-мяу.

Кошка догоняет “птичек”, а они “улетают в гнездышки” (садятся в колечки или обручи на ковре). Игра повторяется 2-3 раза.

3 день. Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках в ряд.

Воспитатель за столиком с ширмой.

Воспитатель : - Ау-ау-ау, всех на сказочку зову!

Кукольный спектакль “Угадай, кто мы?”

(Герои: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона)

Воспитатель : - Это маленький утенок, его зовут Кряк. Однажды утенок Кряк убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся – рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг услышал: “Ко-ко-ко!”

Дети, как вы думаете, кто же это? (Дети: - Курочка!)

Курочка - Рябушечка, куда пошла?

На речку.

Курочка - Рябушечка, зачем пошла?

За водичкой.

Курочка - Рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка - Рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Ой, кто это? – спросил утенок.

Дети, кто это? (Дети: - Петушок!)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
“Ку–ка–ре–ку!”

Ой, кто это? – спросил утенок.

Дети, кто это? (Дети: - Сова!)

Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак полетит!

Улетела сова, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кар! Кар!”.

Дети, кто это? (Дети: - Ворона!)

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала в ложечке,
Этому дала на блюдечке,
Этому дала в на тарелочке,
Этому дала в мисочке.
А этому ни чего не дала:
- Ты дров не пилил,
Воду не носил!

Улетела ворона, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кря-кря-кря!”.

Дети, кто это? (Дети: - Утка!)

Это мама у утенка! Обрадовался он и побежал к маме-утке: “Кря-кря-кря!”.

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

После спектакля воспитатель дает детям поиграть с игрушками героями.

Подвижная игра “Птички” муз. Екатерина и Сергей Железновы “Подвижные игры-песенки для детей” (движения на слова):

Мы насыплем птичкам крошки,
Мы откроем все окошки,
К нам покушать прилетайте,
С нами птички поиграйте!
В домик птички прилетели
Сразу песенки запели,
Поклевали-поклевали,
На прощание сказали:
- За еду спасибо детки,
Но не будем мы жить в клетке,
Мы обратно улетаем,
Но вернуться обещаем!

После подвижной игры воспитатель предлагает детям покормить птичек (оригами).

Дети лепят тарелочки из соленого теста: скатывают между ладоней шар, сплющивают и выкладывают на доску для лепки, насыпают на получившуюся тарелочку крупу гречку и прижимают пальчиком. Кормят своих птичек.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о вещах, которые их окружают .

Активизировать употребление слов-названий предметов быта и гигиены, игрушек.

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, строить рассказы из 2-х предложений.

Учить понимать речь взрослого и выполнять соответствующие действия.

Формировать правильное произношение шипящих звуков.

Развивать четкость движений, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, фонематический слух, память.

Воспитывать самостоятельность, желание творить, работать вместе со сверстниками, творчески подходить к выполнению задач при помощи воспитателя.

Воспитывать положительные эмоции.

Материал и оборудование: кукла Маша, игрушка мишка, разрезные картинки предметов гигиены, полотенце, зубная щетка, расческа, мыло.

Ход занятия в группе раннего возраста детского сада

Орг. момент

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши красные цветки закрывают лепестки

Головой кивают и сладко засыпают

Входит кукла Маша

Давайте, дети, поздороваемся с куклой: «Здравствуйте».

Дети подходят к кукле, рассматривают, касаются.

Дети, а у нашей гостьи-то лицо, руки и платье мокрые. И на щечках какие-то пятна...

Что же случилось с куклой? (Загрязнилась)

Наверное она не умеет сама соблюдать чистоту, вот и загрязнилась.

А наши дети знают, какие вещи нужны для того, чтобы быть чистыми и опрятными.

Дидактическая игра «Собери картинку»

(Предметы гигиены)

Воспитатель

Дети, встречайте наших друзей - помощников, которые помогают нам быть чистыми.

Заходит Мыло.

Даю вам чистоту и пену,

И уменьшаюсь постепенно.

Воспитатель. - Что же это за помощник такой, который помогает детям быть чистыми?

Мыло:

Вы знаете, дети, что без меня нельзя помыться, как бы много воды не было. Ведь мыло - самый большой враг грязи.

Воспитатель кладет на столик мыло, предлагает понюхать. Ох, какое пахучее!

Дети, как выглядит здоровое, умытое лицо? (Оно румяное, белое, чистое)

Давайте покажем нашей Машеньке, как мы умеем и любим мыть руки.

Трутся ладошки, да еще и с мылом, да еще и друг друга обнимают

Правая ладошка моет левую, а левая ладошка - правую.

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Подвижная игра «Мыльные пузыри»

Забегает Зубная щетка

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Воспитатель. - Дети, что же помогает чистить зубки? (зубная щетка)

Давайте покажем, как мы чистим зубы (имитация)

Мы не ленимся чистить зубы

Дважды в день их чистить будем

Чистим щеточкой вверх и вниз

Ну-ка, микробы, берегись!

Дети, а в нашем зеленом уголке поселился крокодил. У него очень болят зубы.

Что ему нужно сделать? (Почистить зубки)

Давайте возьмем большую щеточку и почистим ему зубы, чтобы они никогда не болели.

Крокодил благодарит малышей.

Все она по волосам,

Ходит тут и ходит там,

Где проходит, не спеша

Там причёска, хороша!

Воспитатель. - У кого же это большие зубы, которые никого не кусают, а волосики в порядке держат?

(Расческа)

Приход Мишки (игрушка)

Дети, мишка к нам так быстро собирался, что забыл причесаться. Давайте покажем, как надо причесываться.

Раздают гребешки (Закрепляют цвета)

Расчесывание мишки (вместе с детьми)

Мишка благодарит малышей.

Дети рассказывают стихи Мишке.

Только солнышко засветит,

Умываются коты.

Рано утром на планете

Чистым должен быть и ты.

Умываются лисицы,

Умываются слоны.

Все на свете этом лица

Быть чисты с утра должны.

Воспитатель. - Дети, давайте нашей кукле Машеньке вытерем лицо, руки, чтобы она тоже была чистой.

Иногда, когда в кране нет воды, и когда нет рядом мыла, на помощь могут прийти влажные салфетки.

(Девочка вытирает кукле щечки, руки.) Кукла благодарит.

Воспитатель обращает внимание на яркую шкатулку, которая стоит на столике.

Открывает ее.

Ой, сколько тут интересных и полезных вещей?

Что это? (Полотенце)

Для чего нужно полотенце?

Какое оно на ощупь? (Пушистое, мягкое).

Вот сколько нужных вещей вы знаете и умеете самостоятельно ими пользоваться.

Потешки

Вот бежит водичка (перебирают пальчиками)

Я умою личико (умываются)

Полотенцем вытираться начну (вытирают лицо)

Затем в зеркальце загляну (имитируют)

Причешусь расческой гладко(имитация)

Буду молодцем ладным (руки на поясе, становятся прямо)

Давайте Машеньке подарим полотенце

Упражнение «Прищепки»

бумажному макету полотенца дети прищипывают отделку-бахрому: разноцветные прищепки)

Воспитатель. Маша будет вытираться, и нас вспоминать, будет всегда чистая и опрятная

И вы, дети, если будете мыть руки, умываться, чистить зубки, то будете меньше болеть.

А сейчас мы Машеньке покажем, как вы умеете танцевать.

Танец-игра

Итог. Рефлексия

О чем мы говорили на занятии?

Читайте также: