Развлечение "колядки". Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота Сценарий праздника для детей старшей группы

Сценарий развлечения «Колядки» (на улице).

Цель :

Формировать стремление активно учувствовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;

Расширять представления о народных и православных праздниках; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Привлекать детей к активному участию к подготовке к празднику (изготовление атрибутов);

Воспитывать интерес к народным традициям;

Осуществлять словарную работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.

Предварительная работа:

знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);

Чтение художественной литературы (русские народные сказки);

Разучивание закличек, песен, игр;

Изготовление атрибутов;

Украшение площадок для приема гостей-колядующих для игр.

-

Действующие лица:

Ведущие колядовщики (русские парень - воспитатель и девушка – музыкальный руководитель);

Хозяйки в 3х домах (воспитатели);

- «Зима» (воспитатель);

Колядовщики – дети старшей и подготовительной логопедических групп.

Ведущие (парень и девушка).

Парень: Что за шум у нас в саду?

Это же ряженные идут,

Нам веселье несут!

Девушка: Все на Святки, все на Святки,

Все пришли сюда ребятки!

И овсень, и коляда

Будут вместе с нами, да?

Парень: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж придется рассказать

И, конечно, показать!

Девушка: Собирайся народ, на наше представление!

Парень: Веселись, народ!

Всем будет угощение!

Девушка: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Парень: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Девушка: Ребята, а есть ли в году время лучше, чем наша

красавица зима?

Парень: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес

разукрасила.

Девушка: А давайте мы про нее песенку споем

Да не просто споем, а хоровод заведем.

Парень: Так чего же вы стоите, в хоровод все становитесь (песня про зиму вокруг елки).

Девушка: Ой, ребятки, нынче Святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины и пряники,

Петушки и сладости.

(Идут к первому дому колядовать с шумовыми инструментами и со словами):

Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра вам принесла.

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, коляда, коляда,

Всем здоровья принесла.

Хозяйка 1 дома: Здравствуйте, гостюшки!

Здравствуйте, милые!

У нас в избе тепло да уют,

А на улице стужа да метель.

Грейтесь! Отдыхайте!

А там и самовар поспеет.

Проводится игра с шумовыми инструментами «Гори- гори ясно»

(Хозяйка говорит им спасибо и угощает колядующих сушками)

К детям присоединяется Зима.

Загадывает загадку: Она приходит каждый год

Мороз, метель с собой несет.

Дети: Уж ты зимушка-зима!

Зима снежная была!

Зима вьюжная была!

Зима холод принесла!

Зима: ребята в старину любили на Святки кататься на санках и играть в народные игры.

Давайте и мы прокатимся на определенное место для игр, которое называется «Игрище» и поиграем в игру «Цепи-кованы».

Дети идут ко второму дому.

Встречает хозяйка 2 дома : Ой, гостей встречать пора,

Идут гости со двора

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Дети повторяют слова: Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!...

Хозяйка 2 дома предлагает поиграть в игру «Карусель».

(Слова к игре)

Завертелись карусели

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом – бегом!

(После игры хозяйка угощает пряниками.)

Дети идут к третьему дому.

Хозяйка 3 дома : Проходи честной народ

Не стой напрасно у ворот.

Вы пришли колядовать

А я вас буду угощать.

Катание на санках.

Хозяйка угощает конфетами.

Зима: А знаете ребята, что коза считалась символом удачи, добра, богатства. И чтобы у нас все это было в этом году, давайте поиграем с ней в игру «Пошла коза по лесу» (шапочка козы для ведущего)

(Слова для игры)

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

(Игра проводится несколько раз)

Парень : А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.

1 Старик у ворот Все тепло уволок.

2 Скатерть бела, Весь свет одела.

3 Не бриллиант, а светится.

4 Закружила, замела – стала улица бела.

Девушка: Ребята, а знаете ли вы игру зимнюю. Давайте поиграем в игру «Снежок».

Парень: А, вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.

Вот и мы сейчас с вами погадаем. (Парень, подходит к ребенку, достает карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем).

Домовенок достает из мешка пакет зерна. И девушка рассказывает, что раньше была такая традиция рассыпать зерно, чтобы привлечь в дом достаток, богатство, успех и удачу. Когда сыпешь, то приговариваешь

«Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством всех поздравляем!»

(раздаем детям, посеваем)

Девушка: Вот каким веселым получился праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье.

Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздавать святочные пряники и петушки.

Составили и провели:

- воспитатели: Черняк О.В. – 1кв. кат.

Палкина С. В. – 1кв. кат.

Кузикова Л.С. – 1 кв. кат.

Погодаева С.А. – 1 кв.кат.

- музыкальный руководитель: Долгова А.Ю.

Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

· Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделках;

· Сформировать представление о рождественских святках;

· Активизировать речь через устное народное творчество: колядки;

· Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Звездочка»

Рождественские колядки

развлечение

(средняя, старшая группы)

воспитатель

Газенкампф Т.А.

2014 год

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделках;
  • Сформировать представление о рождественских святках;
  • Активизировать речь через устное народное творчество: колядки;
  • Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы: «Святки», «Коляда».
  • Беседы по картинам русских художников А.Саврасов «Зимний пейзаж», П.Соколов «Тройка зимой».
  • Заучивание колядок.

Ход занятия.

Колядовщики заходят в каждую группу.

1 колядовщик.

Наступило рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселится и поет.

2 колядовщик.

Собирайся народ,

Разевай по шире рот.

В нашей горнице веселье-

Нынче святок прославленье!

3колядовщик.

Мы ходили, мы искали коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

4колядовщик.

А нашлась коляда да у нашего двора!

Хозяйка, будьте здоровы!

Живите без бед много, много лет!

1колядовщик.

Хозяюшка- добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

После все вместе идут в другую группу и т.д. затем идут в зал на общее представление.

Зал празднично украшен, в правом углу стоит стол с домашней утварью (самовар, деревянные тарелки, деревянные ложки) и угощением, за столом сидят Хозяин и Хозяюшка. В центре зала стоит нарядная елка. Под русскую народную музыку в зал входит ведущая.

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них- новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1 ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а сними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром и загадки.

2 ребенок.

А что такое святки?

3 ребенок.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный

Наши предки пили,ели,

Веселились две недели.

4 ребенок.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

5 ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Дети поют песню «Рождество»

Под елкой стоит скамья. На ней сидят хозяин и хозяйка.

Хозяин.

А помнишь, хозяйка как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Колядки справляли.

Хозяйка.

А помнишь, сколько ряженых было?

Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника. Люди в избах делали большую уборку, столы застилали чистыми новыми скатертями. Ставили блины, месили тесто для пышек, печенья. С первой вечерней звездой начиналось колядование.

Ой, кто – то стучится в дом. Да это колядовщики.

Заходите гости дорогие!

Колядовщик:

Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть.

На лавочку сесть да песенку спеть.

Сею, сею, посеваю,

С новым годом поздравляю.

На ново год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка.

На поле- копнами.

На столе- пирогами.

С новым годом,

С новым счастьем

Хозяин и хозяюшка.

Колядовщик:

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Колядовщик:

Ты хозяин не томи,

Поскорее подари!

Либо из печи пирожок,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок.

Хозяйка.

Вот у меня пироги, лепешки.

Колядовщик:

Я пришел к вам чтоб сказать,

Что сегодня коляда!

Что-нибудь мне надо дать.

Рад я буду это взять.

Кто не даст мне ничего

Обругаю я его.

Знать его я не хочу,

Как медведь я зарычу.

Хозяин.

Ты хозяйка не давай, пусть сначала поиграют в игру «Плетень» (дети играют в игру)

Колядовщики:

Мы еще умеем петь частушки.

Х озяйка :

Спойте, гости дорогие.

Колядовщики

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Мой дружочек, эх хороший,

Да росточком очень мал.

Поводил меня до дома,

Я чихнула, он упал!

Купил милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Колядовщик:

Я- маленький мальчик,

Сел на стульчик,

В дудочку играю,

Всех поздравляю,

С Христовым Рождеством!

Ведущий

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчикв масках козы и медведявыходят под музыку.

Коза

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Коза

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо -

Медведь

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Коза и медведь танцуют под русскую народную музыку.

Хозяин.

Ну, а какой святочный праздник без игр,Шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках парни всегда с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов и невест примечали.

Колядовщики.

Выходи народ поиграем.

Игра «Веселая Метелка»

Вызываютсядети, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка -

Бела шубенка. (Снег)

Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает -

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин,2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

Хозяйка.

А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Игра со взрослыми.

Выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Взрослые водят хоровод вокруг стола и поют.

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек.

Что сбудется, что станется?

Плохое пусть останется.

Колядовщик: Хлеб-жить в достатке.

Колядовщик: колечко- замуж идти.

Колядовщик : Вата- мягкая жизнь достанется.

Колядовщик : Монетка-к достатку.

Колядовщик : спичка – к крепкому здоровью.

Колядовщик : ниточка- путешествие.

Колядовщик: зеркальце- собой любоваться, делом не заниматься.

Хозяйка. Всего один горшочек остался.

В зал вбегает баба- Яга. Свистит.

Баба-Яга. И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из- под горшочка веточку.

Что это растолкуйте?

Колядовщик: видно к новому помелу!

Баба-Яга. огорченно заглядывает под горшочек. А колечка там нет?

Колядовщик: Так кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга . Ах так! Ах вы вот так! Разгоняет всех помелом. Сейчас я буду хозяйкой. Не уйду пока не станцуете!

Танец «Валенки».

Баба-Яга. Ну молодцы!

Ведущая и все дети хором:

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой выносят угощение и раздают детям.

Хозяин.

Спасибо Вам что не обошли наш дом.

С Новым годом!

С Новым счастьем!

Хозяйка.

Приходите на Крещенье:

В доме будет угощенье

И дадим святой водицы

Вам в честь праздника умыться.

И с собой еще нальем,

Чтоб и ваш стал чистым дом,

Соль святую к образам-

Чтоб жилось богато вам.

В день морозный на Крещенье

Вы примите приглашенье:

Приходите в теплый дом,

С пирогами чай попьем!

Ведущая.

Спасибо хозяева за угощение.

Дети уходят в группу.


Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Развлечение в старшей группе «Рождественские Колядки»

Пухова Светлана Николаевна - Воспитатель МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАО
Цель: Приобщение детей к русским христианским традициям.
Задачи: Ознакомить с традиционным видом рождественского обычая – колядками. Содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников. Воспитывать желание потрудиться для того, чтобы порадовать близких на праздниках.
Предназначение: данное развлечение предназначается для детей старшей 5-6 лет, для молодых воспитателей, для музыкальных руководителей.
Группа оформлена в виде деревни: столы – за ними сидят хозяева (гости - бабушки, мамы..), угощения.

Ведущий: Добрый вечер уважаемые гости. Сегодня мы хотим вам рассказать о месяце январе. Познакомим с традиционным видом рождественского обычая - колядками.
Помогут мне ребята нашей группы. (выходят трое детей и рассказывают друг за другом)
1.Ребенок:
Январь, по-старинному величают «крыша зимы»,
«шапкой». А между тем январь – перелом зимы, перезимье.
Новый год – к весне поворот:
Январь – году начало, зиме серединка.
Месяц январь – зимы государь.
2.Ребенок:
В «святочное время» с 7 по 19 января-
Пели на Руси колядки.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
3.Ребенок:
Обычай «кликать коляду» был известен
По всей Руси: под окнами каждого дома пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году;
Славили хозяев, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Ведущий:
Слышите? И к нам идут ряженые, давайте встретим их.
1. Ребенок:
Ой, к вам мы идём,
Ой, счастье несём,
Песни распеваем,
С рождеством Мы поздравляем!

2. Ребенок:
Коляда, коляда, подавай пирога,
Дай блин, дай кашку.
Свиную ножку, Всем понемножку.
Неси, не тряси – давай, не ломай.
Большой мешок добра
И немножко серебра,
А не будете дарить,
Мы не будем вас хвалить.
Ведущий: А начиналось всё так:
(пастухи; звезда; пещера; девочка – мать держит ребёнка на руках за прозрачными занавесками)
Звучит музыка «Авэ - Мария»

3. Ребенок:
В Рождество Христово
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел.
Вы, люди, радуйтесь,
Этот день торжествуйте
Рождество Христово ликуйте.
4. Ребенок:
Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Ведущий: По обычаю после рождества начинались гуляния.
5. Ребенок:
Кот, кот, на чём стоишь?
На квашне?
Что в квашне?
Квас.
Лови мышей, а не нас.
Игра «Мурка – жмурка»
(одному ребенку завязывают глаза, он водящий – ловит всех детей с завязанными глазами)

6. Ребенок:
Динь – динь – динь - бубенцы звенят
Динь – динь – дон бубенцы радуют ребят
Бубенцы, бубенцы! Что за торжество?
Отвечают бубенцы - «Это Рождество!»
Ведущий: На Святки пришлись не только Колядки, но и гадания. Кто же нам погадает?
(Входит цыганка)
Цыганка: Позолотите ручку, а я всю правду скажу, ничего не утаю.
Игра «Кто кем будет?»
Цыганка проходит мимо детей, они достают предметы из мешка:
(Кастрюля – поваром; жезл – полицейский; шприц – доктор;
Ручка – учитель; книга – библиотекарь; деньги – бухгалтер; машина – водитель…)

Ведущий: Ещё на праздник невесты выбирали себе женихов. Бросали варежки. У кого совпадала пара варежек, тот находил себе пару.


7. Ребенок:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
Игра «Ловишка»
Эх, коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ну скорее нас лови!
(дети разбегаются в разные стороны, ведущий собирает их)

Ведущий : От избы к избе (от дома к дому) ходили колядовщики, славя в песнях хозяев и соседей.
8. Ребенок:
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Тёпленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьём, или рубль серебром!
Хозяева - Гости: Спасибо вам ряженые за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Подаёт ряженым поднос с печеньем и конфетами.
Ведущий: Дай Бог тому, кто в этом дому,
Здоровья, света
На многие лета.
Спасибо вам за веселье, за игры, доброго здоровьица. Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Ряженые уходят с песнями.


Спасибо!

Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. познакомить с обрядом колядования.

2. приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам.

3. воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Материалы и оборудование: домик, музыкальные шумовые инструменты, платочек и маска бабы Яги для игр.

Предварительная работа: разучивание колядок, хороводов, игр.

Ход развлечения:

Звучит русская народная мелодия. Заходят ряженые (дети) играют на музыкальных инструментах, осыпают зрителей зерном и поют:

Сею, сею, посеваю

С Рождеством Вас поздравляю!

Пришла Коляда,

Отворяйте ворота!

Открывай сундучок!

Доставай пятачок!

Нам на орешки!

Нам на потешки!

Дети встают в круг. Звучит колядка «Пришла Коляда».

1. Пришла Коляда, сидя на коне.

Ой, Коляда, колядин двор.

2. Принесла Коляда, решето блинов.

Ой, Коляда, колядин двор.

3. Решето блинов, гостю пирогов.

Ой, Коляда, колядин двор.

Хозяюшка: Сейчас я вам расскажу одну историю.

Давным-давно, много лет назад, на Земле родился небесный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего сына Иисуса-Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня рождения Спасителя на Земле наступило новое время. С этого момента во всем мире стали отмечать Великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января.

Весь день перед Рождеством (6 января) в Сочельник весь день ничего не ели до первой звезды. Еду готовили заранее, отваривали рис, добавляли в нее мед –каша эта была символом плодородия. Если каша оставалась, ее разносили вечером по домам бедняков, чтобы те отпробовали «богатую кутью». Вечером шли в церковь на службу до 4 часов утра, придя домой, отдыхали и утром начинали славить Рождество Иисуса Христа. По домам ходили дети и тоже славили Рождество Христово:

Ангел к нам с небес спустился, и сказал: «Христос родился! »

Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить.

Спой нам в этот ранний час, спой, что праздник у нас.

Рождества восходит Свет, в ночь святую мрака нет.

И Благодарили их выпечкой, конфетами, денежками за прославление Рождества.

На Рождество всегда зажигались огни на елках, а молодежь и дети ходили по дворам и колядовали. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора к двору, но не просто стучались и просили гостинцев и денег, а пели специальные песни и колядки.

1 ребенок: Коляда-Маляда! Ты подай пирога!

2 ребенок: Не подашь пирога- мы корову за рога!

3 ребенок: Подашь пирога- будет рожь чиста!

4 ребенок: Будет рожь чиста, обмолотиста!

5 ребенок: Будет с колоса по хлебу! С зерна по пирогу!

А с 8 по 19 января (до Крещения) - время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым веселым. Вот и мы сегодня с вами будем праздновать, петь и веселится.

Ребят, а давайте споем песню «Веселого Вам Рождества» .

Песня: «Веселого Вам рождества» .

Скомор1: Здравствуйте, красны девицы!

Скомор2: Здравствуйте, добрые молодцы!

Скомор1: Добрый день, всем людям добрым.

Скомор2: Поздравляем с Рождеством и с Новым годом!

Скомор1: Все на колядки пришли сюда ребятки!

И овсень и коляда будут с нами, да!

Скомор2: Собирайся народ, на наше представление!

Скомор1: Веселись, народ, будет всем угощение! (по животу себя погладить)

Скомор2: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Скомор1: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Скомор2: Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Скомор1: Все за нами повторяйте,

Да смотрите не зевайте!

Игра «Вперёд четыре шага» +

Скомор2: Мы принесли вам интересную игру, она про сказки, а называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Скомор1: В магазин я заходил, шарики для вас купил.

В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секретик отгадает, тот конфетку получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – загадкой внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает)

Загадки: 1. Он слетает белой стаей

И сияет на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег) .

2. Что за звездочка такая

На пальто и на платке_

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь вода в руке? (снежинка)

3. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохатулька,

Зимний леденец… сосулька.

4. Все его боятся,

Больно может он кусаться

Прячьте уши, прячьте нос

Ведь на улице … .мороз.

Хозяйка: И загадки разгадали. А теперь пора плясать, себя в танце показать.

Общая пляска-хоровод «Новогодняя ночь»

Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга

Баба – Яга:

Я – бабулечка лесная

Обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать!

Здравствуйте ребятишки, кочерыжки!

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Игра «Ведьмина метелка»

(игра проводится в кругу, под музыку Баба Яга по кругу на полу крутит метелку, а ребята должны подпрыгивать, не давая себя запятнать метелкой)

Баба Яга: Ой, что я вам скажу, ой, очень интересное расскажу.

Ведь мы жители лесные, веселые, озорные,

В Старый Новый Год, любим гадать.

Можем вам сейчас, и показать, хотите?

Только, чур, внимательно смотрите.

Гадания на горшочках.

Гадание на горшочках

Посередине зала ставят лавку, на ней 6 закрытых горшочков; девочки идут по кругу со словами:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется.

Девочки поочередно достают из горшочка вещи, которые находятся внутри каждого из них; музыкальный руководитель комментирует значение содержимого того или иного горшочка:

Полотенце - полотенце далеко расстилается - ждут тебя дороги, путешествия.

Булка - мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет, благополучие.

Колечко - Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, будут женихи.

Лента - Через поле идучи, русу косу плету, шелком переплетаю, золотом перевиваю. Лента - к богатству и прибыли.

Прутик - это к веселью, к новой игре

Хозяйка: Во что же с мальчишками сыграть?

Игра "Обруч».

Два обруча, мальчикам завязать глаза; кто на четвереньках сможет пролезть сквозь обруч.

Скомор1: Баба Яга, Баба Яга, а не хочешь ли ты пирога? С луком, с перцем с комариным сердцем.

Баба Яга: Хочу милок, кто ж не хочет то?

Тогда вот тебе пирог!

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог.

Испекли мы пирог, положили на порог,

Да экий он высоконький,

да экий он широконький!

Да экий он мягошенький!

Режь да ешь!

Скомор2: Вот еще одна игра, собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!

Игра «Шалунишки»

Дети располагаются по залу и встают врассыпную

Баба-Яга:

что с ногами не пойму

вправо, влево носятся.

не стоят они на месте

так плясать и просятся!

Свободная пляска под веселую музыку. В танце Баба Яга вызывает всех плясать. Музыка останавливается, дети рассаживаются.

Баба-Яга: А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а то все забудете и ничего не сбудется (бросает детям звездочки)

Скомор1: Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра.

Скомор2: Пышных пирогов, мягоньких блинов.
Кому песни поем, тому сбудется,
тому сбудется, не забудется!

Хозяюшка: Дети, давайте споем песню для гостей «К нам гости пришли».

Хозяюшка: мы играли, танцевали, Рождество встречали, ну посмотрим и что наколядовали. Открывает мешок с угощением, раздает детям.

Колядовщики: Дай вам Господь всего, всего!

Здоровья, удачи, благополучия!

Счастья тому, кто в этом дому!

Конкурсант:

Лысякова Александра Николаевна,

Воспитатель старшей разновозрастной группы

СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»

Абатский район

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
  2. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
  3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
  4. Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.

Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.

Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»

Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?

Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Поют все:

Коляда, коляда!

Пришла коляда.

На другой день Рождества!

Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?

Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.

Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.

Девочка : А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Пошла коляда

В первый день Рождества

В первый день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тому двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Бабушка Люба:

Ах вы хитрые ребятки.

От гадайте -ка загадки.

Загадывает загадки.

1.Голодна – мычит.

Сыты – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажаты в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.

Бабушка Люба:

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:

За ваша старанье

Вот вам угощенье.

Кушайте на здоровьице

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят

Ряженый родитель:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.

Колядка:

Пошла коляда,

В другой день Рождества

В другой день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети подходят к дому и стучат в дверь.

Дети: Дома ли хозяйка?

Баба Нэля: Дома, дома.

Открывает дверь дети заходят.

Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем душевно встречаем.

А колядующих всегда уважаем.

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Лил хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тома двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Девочка Даша К:

Пролетел соколок

Через тетушки дворок

Обронил сапожек

Дай, тетушка, пирожок.

Баба Нэля:

Нету, деточки, нету милые.

Уж стара я стала, прибирать все стала:

Пирожок – на полок,

Пяточек – в сундучок.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Девочка Соня:

Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.

Дети поет песню «Снеженика».

Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.

  1. Что такое снеженика? Что такое снеженика?

Что такое снеженика? Я ответить вам могу:

Это ягода такая, это ягода такая,

Это ягода такая, что искрится на снегу.

  1. У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,

У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.

И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.

  1. Снеженику не ищите, снеженику не ищите,

Снеженику не ищите, по лесам и по полям,

Потому что, потому что, потому что снеженика,

Потому что снеженика – это выдумка моя.

Приложение музыкальное №1

Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.

Хлебом – солью привечаю,

Кашей, чаем угощаю!

Ложки деревянные, пирожки румяные.

Проходите гости дорогие!

Ну, дети, присаживайтесь!

Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.

Бабушка Нэли :

Наступили Святок

Радостные дни.

И зажглись на елках

Яркие огни.

Погадаем, ведь без этого нельзя.

Мы узнаем многое друзья.

Баба Нэля гадает детям.

Ход гадания:

Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.

Родитель ряженый:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Возвращаясь в детский сад поют.

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем.

Кабы нам колядок

На недель десяток

Подойдя к садику воспитатель спрашивает.

Воспитатель: А какие же святки без плясок?

Девочки: А мы ногу на носок

Мальчики: Мы присядем ногу в бок.

Девочки: Тапотушками пойдем.

Мальчики: С вами мы плясать пойдем.

Звучит русская народная песня «Барыня»

Приложение №2

Танцуют все дети и взрослые.

Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю

Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»

Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют

«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»

При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.

Читайте также: