История создания детской одежды. Ассортимент детской одежды. Старинная детская одежда

Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема : «Как появилась одежда

Образовательная область : «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «речевое развитие» , «социально-коммуникативное развитие»

Цель : сформировать представления детей об одежде , которую носили люди раньше.

Образовательные задачи :

Формировать у детей представление об одежде , которую носили раньше;

Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – какая одежда была раньше , чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение) .

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) –помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком одежды .

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды .

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию :

Демонстрационные :

Видеофильм (Письмо от Маши,

Слайды с альбомом Маши (5 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» , слайды «Ателье» (6 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» )

Раздаточные :

билеты : одежды ;

Картинки с изображением времени года;

Картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин ;

Картинки с изображением предметов одежды , которую люди носили раньше и на одежду нашего времени .

Технические средства : ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд) .

Звуковое оформление : фонограмма «стук колес поезда» .

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в деятельность.

Есть ли у вас бабушки?

А где они живут?

Как вы думаете, где они хранят свою одежду ?

Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком : объяснить назначение предметов одежды ?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей об истории появления одежды .

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда . Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи ) .

Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного» ).

Как вы думаете удобно было носить такую одежду ? (нет)

Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы » )

А эту одежду можно было долго носить? (нет)

Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью» ).

Удобно ли так было носить ткань? (нет)

Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда » )

Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды . (слайд 5 «Разные предметы одежды » ).

Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды , которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи :

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает» ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду ? Кто эти люди?

Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды , и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды . На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды . Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

дети повторяют (фонограмма) .

Вот наша остановка, которая называется «Ателье» .

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка,а на другом : кокошник, сарафан и передник).

Здравствуйте, как Вас зовут?

Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана» ).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,можно было многое узнать о женщине : ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике» )

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник» ). Это все женская одежда .

Кафтан - мужская одежда , которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана» )

Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки» )

Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен , с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин . (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке» ).

Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес,дети повторяют : прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма) .

Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи : закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды .

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать .

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду , которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?

И стория детской моды сравнительно невелика – впервые мода для детей появилась чуть более 200 лет назад в Англии. Уже в те времена родители не хотели одевать своих детей, как взрослых и, поэтому, для мальчиков начинают выпускать удобные детские пиджаки, а для девочек – легкие платьица.

Детская мода в наше время

Но как бы не менялась детская мода, какие бы этапы развития не затрагивали историю детской моды, все равно родители будут стараться одеть своего ребенка красиво и современно, ведь задача пап и мам – присвоить своим детям хороший вкус во всем.

В настоящее время подростки очень хорошо разбираются в моде, они следят за современными тенденциями и стараются идти в ногу со временем. Новые коллекции для подростков подходят к сегодняшнему ритму жизни и отражают подростковую субкультуру.

Подростки, как и взрослые люди, хотят быть модными, современными и уверенными в себе. Они сами решают, что и когда носить. Но главное в одежде для детей – это удобство и комфорт.

В новой одежде хочется чувствовать свободным и красивым. В любой ситуации ребенок должен излучать уверенность в себе.

Если раньше считалось, что только девушки следят за модой, увлекаются историей детской и взрослой моды и стараются всегда выглядеть великолепно, то теперь и молодые люди часто обращают внимание на свой внешний вид.

Множество известных фирм стали выпускать коллекции одежды, которые предназначены специально для молодого поколения. Для пошива детской одежды используются хлопок, шифон и поплин – удобные и безопасные материалы, а при выборе детской одежды можно увидеть разнообразие всех цветов радуги.

У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

В Российской империи детская мода развивалась по особому сценарию. Само понятие «мода» было применимо только к одежде детей из богатых семей. А, например, на крестьянскую детскую одежду большое влияние оказывали традиции. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково. Отличалась отделка: она зависела от видов рукоделия, популярных в конкретном регионе.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!

Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Для малышек шились платьица - трапеции с широкими кружевными воротниками и рукавами-фонариками, наряд дополняли белые кружевные панталончики. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. Именно в таком платье на страницах «Войны и мира» перед нами впервые предстала тринадцатилетняя Наташа Ростова.

Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.

И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.

В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.

Лариса Тренина
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство с историей одежды»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

Тема : «Знакомство с историей одежды »

Для детей старшей группы

Цель :

Познакомить детей с историей создания одежды ; активизировать познавательную деятельность.

Задачи :

Обучающая : Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды ; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды . Научить понимать, что человек создает одежду для своей жизни .

Развивающая : Помочь осознать, что все вещи созданы людьми; развивать способность к преобразовательной деятельности. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.

Воспитывающая : Воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.

Материал к занятию : «Машина времени» , костюмы людей прошлого, разрезные картинки с изображением одежды , изображение Золушки.

1. Вводная часть

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Ребята, какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда ?

Какую одежду носят девочки ?

Какую одежду носят мальчики ?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Дети передают мяч друг другу

Воспитатель : Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

все про свою любимую одежду

Быстро расскажет нам.

Раз, два, три – говори!

Ребенок : Моя любимая футболка пятнистая, зеленая, легкая

Ребенок : Мое любимое платье.

(игра повторяется несколько раз)

2. Основная часть

Дети садятся на стулья (две команды)

Воспитатель : Я знаю, что все вы любите путешествовать.Наше сегодняшнее путешествие будет очень необычным : мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Мне нужны два смельчака.

Воспитатель приглашает двоих детей сесть в «Машину времени» и надевает на них костюмы первобытных людей, сделанные из листьев и из шкуры животного.

Воспитатель : Сережа и Ваня оказались у нас в далеком прошлом, и вы видите на них одежду первобытных людей . Расскажите, пожалуйста, о своей одежде .

Воспитатель : Чем была хороша одежда из листьев , а чем плоха?

Ответы детей . Одежду из листьев легко изготавливать, она легкая, в ней не жарко, она необычная; быстро приходит в негодность, недолговечная, быстро рвется, листья высыхают и рассыпаются, надо часто менять.

Одежда из шкур животных теплая, ее можно долго носить, ее можно делать разнообразней; ее трудно добывать, надо выследить и поймать животное, снять шкуру и т. д. ; жалко животных

Воспитатель : Приглашает следующего смельчака и надевает на него следующий костюм (обматывает куском ткани)

Прошло много времени прежде, чем люди научились делать ткань. Сначала человек просто заворачивался в кусок ткани. Ткань была значительно прочнее листьев, но была ли удобной такая одежда .

Ответы детей . Такая одежда не давала свободно двигаться, она все время спадывает, неудобно бегать

Воспитатель : Тогда человек сшил края ткани нитками, так получилось одежда похожая на нашу . Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда . Какие виды одежды вы знаете ?

Ответы детей .

Воспитатель : Интересно, зависит ли ваше настроение от того, какая одежда на вас надета ?

Этюд «Мое настроение»

Попробуйте показать, что вы думаете, если на вас надеты красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда , мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, бальное платье или вечерний костюм…

Воспитатель : Теперь прямо в этих бальных костюмах и отправимся на нашей «Машине времени» в сказку

Тише, тише, тишина.

Сказка к нам идет сама

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла… фея

Эти буквы нам принесла настоящая сказочная фея. Если их выложить в том же порядке что и цвета радуги, то мы узнаем, в какую сказку попадем.

З – красного цвета

О – оранжевого

Л - желтого

У - зеленого

Ш – голубого

К – синего

А – фиолетового

Дети на фланелеграфе выкладывают название сказки

Появляется Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.

Воспитатель : Милая, Золушка, чем же мы можем тебе помочь

Золушка. Мачеха приказала мне сшить три бальных платья за один вечер. Боюсь, что я не успею

Воспитатель : Ребята, с радостью тебе помогут.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают из разрезных картинок три платья.

Золушка благодарит детей .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель : Мачеха злая, жадная. А Золушка…

Мачеха грубая, а Золушка (нежная, добрая)

Мачеха неряшливая, а Золушка (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка (трудолюбивая, работящая)

Мачеха рассеянная, а Золушка (внимательная)

Мачеха, а Золушка. (нежная)

Воспитатель : А как ты, Золушка трудишься, что делаешь?

Золушка : Я буду говорить, что делаю, а вы добавляйте

Игра «Добавь словечко»

Золушка : Я готовлю. (обед)

Я чищу. (посуду)

Я стираю (белье)

Я глажу (платья, рубашки)

Я шью. (одежду )

Я штопаю (носки)

Я поливаю (огород)

Я колю. (дрова)

Я мою. (полы)

Воспитатель : Какая пословица подходит Золушке?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Умелые руки не знают скуки.

Делу – время, потехе – час.

Дети выбирают «Умелые руки не знают скуки»

Воспитатель :Я еще одну пословицу знаю : «Кто трудиться, у того все сбудется!» Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют пословицу несколько раз.

Воспитатель : Золушка, наши ребята прекрасно разбираются в тканях, и знают, из каких тканей шьют теплую одежду .

Дети. Из драпа, шерсти, трикотажа, вельвета, фланели.

Воспитатель : Из каких тканей шьют легкую, нарядную одежду .

Дети. Из шелка, капрона, нейлона, бархата, атласа, парчи.

Золушка : Помогите мне выбрать ткань для бального платья (дети вместе выбирают)

Золушка : (достает мешочек для шитья) . Угадайте, без каких помощников мне не обойтись. Отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки, Золушка достает предметы из мешочка.

Птичка – невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(иголка с ниткой)

Инструмент бывалый,

Не большой, не малый,

У него полно забот,

Он и режет и стрижет

(ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Кошка лапой мня катала

На мне все нитки размотала

(катушка с нитками)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается

(утюг)

Словесная игра «Бесконечное предложение»

Золушка садится и начинает шить.

Воспитатель : Что делает Золушка?

Дети : Золушка шьет.

Воспитатель : Сколько слов в этом предложении?

Дети : Два слова.

Воспитатель : Какая Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

Дети : Платье.

Воспитатель : Увеличьте это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Воспитатель : Для кого она это делает?

Дети : Для мачехи сестер.

Воспитатель : Зачем нужны эти платья.

Дети : Чтобы нарядить их на бал.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет бальные шелковые платья для мачехи и сестер, чтобы нарядить их на бал

Воспитатель : Ребята, давайте развеселим Золушку.

Игра «Придумай нелепицу»

Воспитатель берет два предмета, используемые для шитья, например ножницы и ткань.

Воспитатель : Придумайте предложение про эти два предмета.

Дети : Ножницами разрезали ткань.

Воспитатель : А теперь придумайте небылицу про эти предметы

Дети : Ткань разрезали ножницы. (Наперсток уколол иголку. Нитка шила иголкой. и т. д)

Воспитатель : Ребята, а не хочется ли вам сделать для Золушки что – нибудь приятное.

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее настоящее бальное платье. А каким оно, будет нам помогут узнать эта таблица и кубик.

(На гранях кубика написаны цифры (1 – 5) . Одна грань пустая).

Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.

Получившийся рисунок закладывают в «машину времени» и через мгновение достает красивое бальное платье.

3. Заключительная часть

Золушка благодарит детей .

Воспитатель : Дорогие ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба помогла Золушке стать счастливой.



Читайте также: