Семинар - тренинг для классных руководителей "Школа лидера" методическая разработка (класс) на тему. Семинары для классных руководителей Семинары для классных руководителей по воспитательной работе

Материалы:

Из опыта воспитательной работы Школы 1210

В соответствии с планом работы Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы 8 декабря в ГБОУ «Школа № 1210» прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя».

В семинаре приняли участие более 100 участников: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители из 89 образовательных организаций города Москвы.

Во вступительном слове директор школы №1210, Терехов Павел Станиславович, обратил внимание на то, что классный руководитель играет большую роль в воспитании личности учащегося, однако, в достижении высоких личностных результатов, обучающихся не малая роль принадлежит технологиям воспитательной работы. Павел Станиславович определил основные принципы, которые лежат во основе взаимодействия классных руководителей Школы №1210 с родителями и педагогами: сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество.

В рамках семинара прошел Мастер-класс «Организация работы Детско-родительского клуба «Мы вместе». Клуб активно работает в образовательной организации уже 10 лет. Организаторами и ведущими Клуба являются классные руководители совместно с педагогом-психологом. Тематика Клуба разнообразна и отвечает запросам родителей и детей. Обсуждая важные темы за круглым столом, участвуя в интересных викторинах и играх, создавая совместные проекты, родители и дети выстраивают отношения на основе доверия и принятия друг друга.

Еще одной формой совестной деятельности учащихся, родителей, учителей и классных руководителей Школы №1210 является детско-родительский квест. Мастер-класс по организации и проведению квеста «Путешествие на Северный полюс» по программе развивающего обучения «Золотой ключик» был представлен заместителем директора по воспитанию и социализации ГБОУ Школа №1210 Юртаевой Мариной Павловной. В начале игры дети вместе с родителями, учителями и классным руководителям строят корабль, готовятся к серьезному путешествию, изучают животный и растительный мир, климат Крайнего Севера. А затем, дети проходят различные испытания, в ходе которых им необходимо продемонстрировать определенные знания и умения. Главный принцип построения квеста: от ученика к учебному предмету (а не наоборот). Подобная организация учебных занятий позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои возможности, понять, что от его личного результата будет зависеть успех всего класса в достижении цели – покорить Северный полюс.












На мастер-классе «Что за прелесть эти сказки!» была продемонстрирована эффективная практика взаимодействия классного руководителя (Касимовой Т.В.) и педагога дополнительного образования (Бахчиевой В. Г.), основной целью которой является изучение литературных произведений через их театрализацию. Результаты такого взаимодействия были представлены участникам семинара: обучающиеся 3 «В» класса, с большим удовольствием и радостью, под аплодисменты зрителей рассказали сказку А.С.Пушкина (а это большой объем текста и достаточно сложное смысловое содержание), «Сказка о попе и работнике его Балде». Вот они – личностные результаты, да еще и в рамках ведущей деятельности младших школьников – учебной!

Подводя итоги, участники отметили практическую значимость семинара.












Песня развивает, воспитывает, объединяет!

18 декабря в Школе № 825 прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя». В семинаре приняли участие более 70 участников из 39 образовательных организаций города Москвы: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители.

Особенностью воспитательной системы школы №825 является, говоря словами В.А. Караковского, воспитание «крупными дозами»; система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.Особая системообразующая роль в воспитательной системе школы № 825 принадлежит коллективным творческим делам, вокруг которых концентрируется годовой цикл работы школы.Одной из самых эффективных воспитательных практик, по мнению директора школы, Юрия Шелухина, является организация и проведение Праздника Песни, которому в этом году исполнилось 40 лет.

Марина Исаева, заведующая отделом воспитания и дополнительного образования, отметила: « В нашей школе поют и танцуют все дети (1-11 класс) независимо от способностей, поскольку, мы считаем коллективное пение средством воспитания гражданина и патриота, развивающее умение слушать и слышать друг друга, воспитывающее чувство локтя и ответственности за общее дело. Мы ориентированы на развитие солидарности, а не конкуренции и поэтому наш Праздник песни – это песенный фестиваль, а не конкурс.

Участники семинара увидели выступления классных коллективов «Моя Москва». В концерте приняли участие учащиеся 1-ых, 4-ых, 7-ых, 10-х классов. Ребята продемонстрировали не только умение петь и танцевать, а умение сотрудничать в песне и танце: всем было очевидно, что каждый класс – это команда, во главе которой – классный руководитель! Все классные руководители классов, которые приняли участие в выступлении, являются выпускниками Школы 825 и будучи школьниками, принимали участие в Празднике Песни!






В рамках семинара была организована работа педагогических площадок «Особенности деятельности классного руководителя при подготовке Праздника песни на различных уровнях образования». Руководители площадок раскрыли особенности технологии организации Праздника Песни в начальной, основной и старшей школе.

Большинство участников подчеркнули, что готовы в своих образовательных организациях реализовывать идею традиционного круга ключевых дел с ежегодным обновлением форм и содержания, которые позволяют объединить детей и взрослых для достижения одной цели.

Семинар-практикум для классных руководителей.

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

Цель: Напомнить педагогам о правилах взаимодействия с родителями.

Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре – практикуме, который я назвала – Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почем так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Обращение ведущего к аудитории.

У каждого есть карточка – облачко. На одной стороне карточки напишите, пожалуйста, причину, по которой вы пришли на семинар.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен.важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Практическая часть

Сейчас предлагаю перейти к практической части и выполнить упражнения из родительского собрания «Тепло семьи». (сопровождается презентацией и музыкальным сопровождением).

Игра «Похвали себя ». Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поопладируем за смелость.

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!

Литература:

    Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.

    Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.

    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

Щекотихина И.В. МБОУ лицей № 40 г.Орла

МБОУ лицей № 40

Подготовила и провела:

педагог-психолог

Щекотихина И.В.

Орел, 2013

Семинар-практикум «Активные формы работы с родителями»

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Цель семинара-практикума: создание условий для формирования у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы.

Задачи:

    формирование представления о целях, задачах и основных направлениях взаимодействия школы и семьи;

    отработка навыков использования активных форм работы с родителями на примере родительских собраний;

    повышение психолого-педагогической культуры учителей.

Целевая аудитория: классные руководители, старшие воспитатели.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Оборудование:

    мультимедийная презентация,

    листы формата А4 на каждого участника,

    листы формата А3 по количеству творческих групп,

    карандаши, ручки, фломастеры,

    филворд,

    карточки с заданиями.

Подготовка зала: В зале стоят 4-6 столов и стулья вокруг них. Ноутбук, проектор, экран.

Ход семинара

При входе в зал участники семинара рассаживаются согласно интересам за столы, на которых лежат листы формата А4, маркеры, цветные карандаши и ручки.

Знакомство с темой и проблемой.

Ведущий: Уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего семинара «Активные формы работы с родителями». Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Цель работы с родителями: создание единого воспитательного пространства «семья-школа».

(Слайд 3)

Направления работы школы с родителями состоит в следующем: (Слайд 3)

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

На слайде (Слайд 4) представлена структура работы лицея с родителями, важная роль в этом процессе принадлежит именно классным руководителям.

Основная часть

Ведущий: Учитель вынужден взаимодействовать со всеми родителями, не зависимо от своего желания. Ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми родителями. Психологи выделили несколько типов родителей, с которыми приходится сталкиваться учителю.

Работа в группах.

Задание: изобразите графически тип родителей, опираясь на предлагаемое описание. Представьте свое изображение.

Типы родителей (Приложение 1).

    Позитивно ориентированные.

    Союзники.

    Манипуляторы.

    Творческие.

    Равнодушные.

    Деструктивные.

(Слайд 6)

Итак, наиболее приемлемыми типами родителей являются первые два: позитивно ориентированные и союзники. Наибольшие сложности во взаимодействии учитель испытывает с деструктивными типами родителей. Здесь все будет зависеть от мастерства самого учителя: сможет он наладить диалог с такими родителями или нет.

Работа в группах. Мини-исследование.

Задание: изобразите на предложенной вам окружности пропорциональное соотношение типов родителей в ваших классных коллективах.

Обсуждение диаграмм.

Ведущий: Для установления конструктивного диалога с семьями учащихся необходимо знать причины, вызывающие непонимание между родителями и педагогами.

Работа в группах. (Слайд 7)

Задание: подумайте, какие причины вызывают непонимание в системе «родитель – учитель». Взгляните на эту проблему глазами учителя и глазами родителя.

Обсуждение результатов группового решения проблемы.

(Слайд 8). Причины непонимания между учителем и родителем

    Низкий (разный) уровень социально-психологической культуры родителей и педагогов.

    Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школе, а учителей – об условиях и особенностях семейного воспитания.

    Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.

    Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Ведущий: Предлагаю познакомится с результатами анкетирования, проводимого с целью в ыявления способов и форм привлечения родителей в наше образовательное учреждение.

Исследование проводилось в ноябре 2013 года. В опросе приняли участие 52 педагога.

Результаты исследования в процентном соотношении представлены на слайде (Слайд 9).

Вопрос

Вариант ответа

Да

Нет

Не знаю

Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

100%

Легко ли им попасть в школу?

Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

Проводим ли мы обучение родителей?

Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

Как видно из таблицы, большинство опрошенных учителей положительно ответили на вопросы анкеты. Большинство учителей считают, что персонал школы доброжелателен по отношению к родителям учащихся, однако 21% респондентов указали, что не весь персонал доброжелательно относится к родителям. В школу легко попасть, но, по мнению 52% учителей, родителям трудно найти учительскую, кабинет завуча и директора. Педагогический коллектив проводит обучение родителей, консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др. Родители активно участвуют в делах школы.

Таким образом, в школе созданы почти все условия для эффективной работы учителей с родителями учащихся.

Ведущий: Большую роль в выстраивании взаимодействия с родителями учащихся играют те формы и методы, которые использует учитель в своей работе. Опираясь на три основных направления работы с родителями, в педагогической литературе выделяются следующие формы.

Слайд (Слайд 11)

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

    родительские университеты;

    конференции;

    индивидуальные и тематические консультации;

    родительские собрания;

    тренинги.

    дни творчества детей и их родителей;

    открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

    родительское общественное патрулирование;

    шефская помощь

    участие родителей класса в работе совета школы;

    участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

    участие в работе совета содействия семье и школе

Ведущий: Вы все знакомы со многими из этих методов и форм.

Работа в группах. ФИЛВОРД «Формы работы с родителями» (Приложение 2)

Задание: Найдите и вычеркните названия различных форм работы с родителями, соответствующих данным определениям (Слайды 12, 13):

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей (практикум).

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя (открытый урок).

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания (собрание).

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным (тренинг).

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам (ринг).

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (консультация).

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания (лекция).

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей (конференция).

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт (дискуссия).

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников (игра).

Ведущий: Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д. Среди многих форм работы с родителями (организация дней «открытых дверей, различные формы участия родителей в делах школы и т. д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.

Наиболее часто используемыми методами работы на родительском собрании являются работа в группах и ролевые игры (Слайд 14).

Работа в группах (карточки)

Задание: воссоздайте предлагаемые методы, результаты обсудите в группе.

Карточка 1. Тема собрания: «Выбор профессии» (Слайд 15)

Цель: выявление представлений родителей о выборе профессии их детьми.

Родители делятся на группы – «родителей» и «подростков».

Вопросы для обсуждения:

    Какая профессия является, на ваш взгляд, удачно выбранной?

    Назовите предпочитаемые профессии.

    Приоритет у возможностей родителей или интересов самого ребенка.

Взгляды родителей сопоставляются с реальными результатами предварительного анкетирования детей.

Карточка 2. Тема собрания: «Решаем проблему» (Слайд 16)

Группе родителей необходимо принять общее решение по поводу педагогических проблем, возникших в классе. Перед родителями в начале собрания формулируется проблема (недружный класс, дети не хотят учиться).

Родители распределяются на мини группы. Каждая получает «Бланк анализа проблемы» и заполняет его письменно.

Бланк анализа проблемы

В чем суть проблемы

Как ее можно решить

Кто это будет делать

Когда работа в группах завершена, участники озвучивают результаты. Материалы групп обобщаются и подытоживаются (после собрания классный руководитель подводит итоги и сообщает родителям; подведение итогов проводится прямо на собрании; выбирается группа родителей, которые подводят итоги). Результат обсуждения обязательно фиксируется письменно.

Карточка 3. Тема собрания: «Как общаться с подростком» (Слайд 17)

Родителям предлагается на время почувствовать себя подростком, войти в его роль, представить, о чем он думает, что чувствует. С этой целью родители осуществляют поиск разрешения ситуаций, в которых могут оказаться их дети (ситуации может предлагать педагог или сами родители).

Ситуации для обсуждения

    Подросток уходит в свою комнату и демонстративно закрывает дверь перед носом родителей.

    Мама спрашивает сына, выучил ли он уроки. Он отвечает: «Надоело, когда меня учат!»

    Дочь целый день лежит на диване с наушниками, слушает музыку. На все просьбы мамы начать делать уроки не реагирует.

Родители предлагают свои варианты решения из позиции подростка и родителя.

Обсуждение проигранных форм и методов.

Ведущий: Исследователи выделяют ряд условий, позволяющих эффективно применять активные методы в работе с родителями.

(Слайд 18). Условия применения активных методов на родительском собрании

Обеспечение безопасности участников . Педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.

Заинтересованность родителей . Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.

Организация пространства . Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

Необходимость предупредить родителей заранее . Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

Выбор оптимального времени на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

(Слайд 19). Родительское собрание будет эффективным , если:

ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а в отношении эмоциональных существует некоторая недооценка. Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

Удовлетворять принципам:

    активности (следовать желаниям родителей);

    оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

    значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

    результативности; сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

Организовывать обмен мнениями и идеями.

Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

Проводить рефлексию.

Заключительная часть

Ведущий: Итогом нашего семинара-практикума является совместная выработка рекомендаций классному руководителю по проведению родительских собраний.

Работа в группах.

Обсуждение и обобщение рекомендаций.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Рефлексия, подведение итогов (3 минуты)

Ведущий предлагает участникам семинара выполнить упражнение «Уборка в доме».

(Слайд 21)

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников семинара, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Материал: карточки с изображением чемодана, мусорного ведра и мясорубки, ручки.

Проведение:

На слайде нарисован чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с семинара, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ

Позитивно ориентированные.

Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет и незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Союзники.

Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они не всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы.

Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.

Главное орудие против манипуляторов - научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.

Творческие.

Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны не всегда хорошо организованны. Главное - не отнести их к деструктивным. Союз с ними необходим, так как особая роль "творческих" - в их способности модернизировать весь процесс совместной работы, изменяя критерии (они всегда ориентированы на качество).

Равнодушные.

Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними - ваш авторитет.

Деструктивные.

Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.

    Блокирование - родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.

    Агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.

    Стремится к признанию - привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.

    Уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.

    Доминирование - настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.

    Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции "заботящегося родителя", "врача", который помнит старую, но очень верную формулу: "здоровый на больного не обижается". Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей (практикум ).

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя (открытый урок ).

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания (собрание ).

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным (тренинг ).

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам (ринг ).

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (консультация ).

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания (лекция ).

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей (конференция ).

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт (дискуссия ).

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников (игра ).

Ж

У

Ц

Т

О

Н

Л

Е

С

Е

Р

Ы

Х

Е

Я

Г

Р

И

Л

Ь

С

О

Р

К

У

С

У

М

Р

Е

П

Э

Т

З

Н

Е

И

М

А

Р

Л

Ь

Н

Е

В

А

У

Е

Н

Г

Е

Д

О

Ч

Н

И

К

У

Ц

Х

Г

Ц

Р

Л

А

К

М

Е

Н

О

Р

И

К

Л

И

А

О

Б

У

И

Р

Г

Е

Н

Я

Ь

З

Я

Б

Д

Ы

Ц

Е

Х

Ы

Ю

Н

Ф

А

Б

Р

Д

И

С

К

У

С

С

И

Я

Е

Д

Б

О

Ж

С

А

Н

А

Т

О

Р

И

Й

З

ФИЛВОРД «Формы работы с родителями»

Найдите и вычеркните названия различных форм работы с родителями, соответствующих данным определениям:

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам.

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

А

О

Л

Д

Ш

Р

Р

И

Н

Г

М

Ы

К

Д

Р

А

Н

И

Г

З

Ж

П

К

О

Е

Д

Й

К

Н

И

О

Г

И

Т

Я

Е

Щ

К

В

М

У

П

Р

А

К

Т

И

К

У

М

О

Р

А

К

Л

Г

И

Р

Е

Н

И

Я

П

Н

Е

А

О

С

О

Б

Р

А

Н

И

Е

Ф

С

Д

Р

Н

О

Ч

Ю

Л

Е

К

Ц

И

Я

У

И

И

Ф

А

Л

Е

Ж

У

Ц

Т

О

Н

Л

Е

С

Е

Р

Ы

Х

Е

Я

Г

Р

И

Л

Ь

С

О

Р

К

У

С

У

М

Р

Е

П

Э

Т

З

Н

Е

И

М

А

Р

Л

Ь

Н

Е

В

А

У

Е

Н

Г

Е

Д

О

Ч

Н

И

К

У

Ц

Х

Г

Ц

Р

Л

А

К

М

Е

Н

О

Р

И

К

Л

И

А

О

Б

У

И

Р

Г

Е

Н

Я

Ь

З

Я

Б

Д

Ы

Ц

Е

Х

Ы

Ю

Н

Ф

А

Б

Р

Д

И

С

К

У

С

С

И

Я

Е

Д

Б

О

Ж

С

А

Н

А

Т

О

Р

И

Й

З



Читайте также: