Развитие памяти и внимания у взрослых. Как взрослому развить память и внимание. Тренировка памяти у пожилых людей

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Привет всем моим читателям! Мы с вами каждый день чему-то учимся, развиваемся, открываем мир для себя и идем к своим высоким целям. Для этого нам нужны не только упорство и энергия, но и хорошая память. Мозг нужно постоянно тренировать и держать в тонусе. В развитие памяти упражнения помогают лучше всего.

Особенности памяти человека

Вы помните, сколько стихов вы учили в школьное время? Учить стихи нужно не только для того, чтобы привить любовь к литературе. Таким образом развивается память.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

ТОП 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей


Развить память – это то же, что и накачать пресс. Процесс требует упражнений и постоянных тренировок.

Следующие задания помогут вам вернуть свой мозг в тонус и научиться запоминать даже большие объемы информации.

Итак, показываю самые эффективные упражнения:

1.Опишите картинку

Это простое упражнение для зрительного восприятия. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее 3 минуты. Потом отвернитесь или закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Попросите кого-то проконтролировать вас. После проверки проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день. А лежать на диване и смотреть на картинки – это совершенно несложно.

2.Даты

Для многих людей запомнить дату или номер телефона очень сложно. А все потому, что мало тренировок. Откройте учебник по истории и выберите 10 любых дат. Пытайтесь их запомнить. Стройте ассоциации, запоминайте зрительно. И со временем вы будете всех удивлять своими способностями.

3.Ассоциации

Чтобы было легче запоминать числа, нужно придумать к каждой цифре ассоциацию. Напишите на листе цифры от 0 до 10. Потом придумайте и подпишите, на что похожа каждая из них. Например, 8 – это снеговик, а 0 – яйцо. Дальше попытайтесь записать свой номер телефона, но не цифрами, а этими ассоциациями.

4.Животные

Найдите картинку с изображением разных животных: от бабочки до слона. Посмотрите на иллюстрацию и попытайтесь запомнить всех представителей фауны. Дальше возьмите лист бумаги и напишите их названия, но в алфавитном порядке. Делайте это раз в день, пока не получится 100% результат.

5.Стихи

Ну что, вернемся в школу? Учить стихи – это простой, но эффективный метод, проверенный годами. Школьники вечерами страдали над книжками, чтобы развивать память. То же придется делать и вам. Выберите любимого автора, чьи произведения вам нравятся. Читайте определенный стих много раз в день: в маршрутке, на работе, перед сном. Потом пытайтесь его кому-то рассказать. Делайте это с разными стихотворениями. Через время вы заметите, что стали их запоминать гораздо быстрее. Таким образом и память станет лучше, и хобби появится.

6.Слова

Это отличный метод и развивать ум, и изучать язык. А как известно, выучить язык без умения запоминать информацию невозможно. Напишите на маленьких бумажках слова и расклейте их по дому. Ежедневно обращайте на них внимание и пытайтесь повторять вслух. Таким образом вы тренируетесь и учите новые слова. Такую систему рекомендуют даже учителя по иностранному языку.

7.Пары

Для повышения концентрации внимания и умения запоминать существует много игр. Одна из них – это «Пары». Суть в том, что перед вами, к примеру, 16 перевернутых карточек. Их нужно разворачивать по очереди и запоминать. А потом ваша задача – найти их пары. Например, две бабочки, два мячика. Такое приложение можно найти онлайн или же скачать на телефон и тренироваться где угодно.

8.Чтение вслух

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок. Помните, как в школе мы пересказывали целые параграфы? Оказывается, это было не зря.

Как улучшить память и внимание у взрослых, — вопрос, волнующий многих. Ведь от того, насколько мы способны к обучению и восприятию новой информации, зачастую, зависит качество нашей жизни. Существует множество способов развития умственных способностей, о которых пойдет речь в данной статье.

Методики развития памяти в домашних условиях

Ответ на вопрос как улучшить работу мозга, а, следовательно, и память в домашних условиях, особо актуален для студентов, людей, изучающих иностранные языки, правила дорожного движения и т.д. Для развития памяти и внимания требуются постоянные умственные тренировки.

Чтение является одним из лучших способов улучшить память. Это связано с образами, возникающими в воображении в процессе знакомства с новым литературным произведением. Кроме того, чтение повышает словарный запас и уровень интеллекта.

Улучшить память и, в целом работу мозга, не сложно. Достаточно ежедневно решать ребусы, головоломки, шарады и разгадывать кроссворды. Логические игры заставляют мозг работать: запоминать ходы, строить стратегии, стараться предугадать следующие события.

Если научиться запоминать все продукты, которые необходимо купить в магазине, а не пользоваться списком, можно достаточно быстро .

Отвечая на вопрос, как развить память и внимание у взрослого, важно понимать, что процесс запоминания основан на трех главных составляющих:

  • эмоции;
  • ассоциации;
  • повторение.

Чтобы запомнить информацию надолго, важно сосредоточиться на ней и представить себе запоминаемое слово, дорожный знак, число и т.д. в ярких красках, а не просто зазубрить его. Мозгу легче запоминать информацию, если у человека она вызвала определенные эмоции.

Идеи, позволяющие ускорить работу мозга

  1. Периодически нужно что-либо менять в повседневной деятельности. Можно посещать новые интересные места или выбрать другой маршрут на работу. Деятельность, которой ранее человек не занимался, заставит мозг развиваться, будет способствовать формированию и укреплению новых нейронных связей.
  2. Важно регулярно делать упражнения, улучшающие кровообращение мозга. Для этого необходимо разогреть кисти рук между собой, далее растереть виски, лоб, уши. Затем, легкими круговыми движениями промассировать всю голову.
  3. Давайте своему мозгу отдохнуть каждый день хотя бы на 15 минут. Расслабляться стоит в спокойном месте с приглушенным светом.
  4. Нужно больше двигаться , желательно на свежем воздухе.
  5. Если необходимо запомнить какую-либо информацию, следует изучить ее перед сном . Во сне подсознание лучше обрабатывает полученный материал.
  6. Стараться не использовать калькулятор, если необходимо что-либо решить. При регулярном вычислении в уме память с каждым разом тренируется все больше.
  7. Не стоит забивать свой ум ненужной информацией.
  8. Чтение книг , изучение иностранных языков, запоминание стихов и беседы на различные темы — вот, что существенно помогает улучшать память и мышление.

Важно! Для более качественного запоминания иностранного слова, следует его перевести и придумать яркую ассоциацию к нему.

Народные средства для улучшения памяти

Улучшения показателей мозговой деятельности можно достичь не только тренировочным путем. Понизить внутричерепное давление, избавиться от шума в ушах, снизить симптомы мигрени, улучшив, тем самым, свою память, можно народными средствами.

Например, можно сделать настойку клевера . Для этого наполните емкость объемом 1 литр головками данного растения и залейте водкой до верха. Хранить настойку нужно 2 недели в прохладном, защищенном от света месте.

Употреблять средство необходимо 1 ст. ложке на ночь в течение трех недель.

Важно! Данный метод противопоказан будущим мамам и людям с сердечной недостаточностью.

Повысить мозговую деятельность можно с помощью настойки из корня девясила . Измельченные корни растения (1 ст. ложку) необходимо насыпать в емкость и добавить 2 стакана водки, затем убрать в темное место. По прошествии месяца, настой процеживают.

Принимать средство нужно трижды в день перед едой в количестве 20 мл. Лечение стоит проводить хотя бы 30 дней в году. Противопоказан людям с сердечными и почечными заболеваниями, а также при беременности.

Стимулировать работу головного мозга поможет кора рябины красной . Одну ст. ложку рябины заливают стаканом горячей воды и кипятят на плите в течение 10 минут. Отвар должен настояться в 5-6 часов, после чего массу процеживают. 20 мл отвара необходимо принимать 3 раза в день. Курс должен составлять 35 дней, дважды в год. Принимать настой нельзя при повышенной свертываемости крови и беременности.

Продукты, диета для мозга и памяти

Улучшение памяти, мышления и внимания зависит от того, что мы едим.

Продукты, положительно сказывающиеся на работе интеллекта:

  • фрукты: красный виноград; лимон; авокадо; киви;
  • овощи: чеснок; свекла; красная капуста и брокколи; баклажаны; зеленый горошек; красная фасоль; шпинат; морковь;
  • ягоды: клюква, черника;
  • морская капуста;
  • розмарин;
  • орехи, фисташки, тыквенные семечки;
  • жирные сорта рыбы и морепродукты;
  • курага;
  • шалфей.

Диеты, по мнению ученых, не лучшим образом сказываются на работе мозга. Питание должно быть сбалансированным, чтобы организм получал весь комплекс витаминов и микроэлементов. Это цинк, йод, бор, кальций, магний, железо. Однако, не стоит злоупотреблять жирной пищей. Жиры способны поглощать глюкозу и подавлять умственную деятельность.

Важно! Мозг человека на 90% состоит из воды, поэтому обезвоживание не лучшим образом сказывается на его работе. Воду стоит пить за пол часа до еды или через 1,5 часа после. На 10 кг веса человек должен пить минимум один стакан в день.

Условно, память человека можно разделить на 2 типа: краткосрочную и долгосрочную. Мозг устроен таким образом, что полученная информация попадает сначала в краткосрочную память. Если материал не повторять, информация исчезнет. Следующие советы помогут в ответе на вопрос, как улучшить свойства памяти:

  1. При изучении материала, нужно стараться вникнуть в него, избегая простого заучивания. Осмысленная информация воспринимается легче.
  2. При изучении любого материала, стоит выделить для себя основную мысль и стараться ее выучить в первую очередь. Все отступления, примеры и ремарки вспомнятся в последствии.
  3. При изучении иностранных слов следует чередовать их порядок , так как память имеет свойство лучше запоминать информацию в начале и в конце текста.
  4. Следует чередовать тематику изучаемого материала.
  5. Для развития долгосрочной памяти эффективно использовать методику ассоциаций . Суть ее заключается в том, что запоминаемая информация связывается с определенными событиями, песнями, картинками, людьми и так далее. Например, английское слово «look» можно связать с русским «лук».
  6. Представляйте в уме то, что вы пытаетесь запомнить.
  7. Для того, чтобы информация запоминалась легко, стоит подкреплять интерес к изучаемой теме просмотром занимательных фильмов или прочтением увлекательной статьи.
  8. Одной из важных составляющих успешной работы головного мозга является здоровый сон .

У пожилых людей, в силу возрастных изменений, внимание и память ухудшаются. Необходимо постоянно поддерживать показатели интеллекта на должном уровне. Принципы, связанные с тем, как тренировать память зрелого человека, не многим отличаются от стандартных методик, перечисленных в статье.

Главное – регулярно выполнять упражнения, на развитие памяти, внимания и мышления, и следить за своим самочувствием (особенно людям с болезнями сердечно-сосудистой системы).

Музыка для работы мозга

Для улучшения памяти и, в целом работы мозга, можно прослушивать музыку. Доказано, что классические и расслабляющие мелодии способствуют формированию стабильного эмоционального фона, при этом стимулируют память, мышление и внимание.

В середине ХХ в миру был открыт эффект бинауральных ритмов — пустой звук, который наш мозг воспринимает как естественные биения низкой частоты. Прослушивание данных звуков как самих по себе, так и в фоновом с классической музыкой режиме, позволит лучше запоминать изучаемую информацию и с большим успехом решать различные умственные задачи.

ТОП-10 препаратов для улучшения памяти и работы мозга

Бывают ситуации, когда нужно . В таких случаях помогут или ноотропы. Ниже предлагаем рассмотреть данные препараты, предназначенные для улучшения работы мозга и памяти:

Усиливает умственную работоспособность, нормализует сон, благотворно сказывается на психо-эмоциональном состоянии. Применять препарат следует не меньше месяца.

Положительно влияет на мозговое кровообращение и нормализует метаболизм тканей мыслительного органа. Улучшает внимание, память, скорость и точность сенсорномоторных реакций.

Нормализует процессы обучения и памяти в ЦНС, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок.

Оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга. В результате чего человеку легче дается запоминание и воспроизведение информации.

Пантогам

Сироп, в составе которого содержатся аминокислоты, активирующие умственную и физическую работоспособность.

  • В1 — отвечает за способность быстро усваивать новый материал;
  • В2 — способен ускорять умственные процессы;
  • В3 — влияет на быстроту воспоминаний, сосредоточенность. Необходим тем, кого беспокоит вопрос, как развить внимательность;
  • В5 — отвечает за долгосрочные воспоминания;
  • В6 — ускоряет мыслительные процессы и повышает интеллект;
  • В9 — отвечает за устойчивость запоминания, повышает работоспособность;
  • В12 — помогает перекодировке информации из в долговременную, в период сна.

Недостаток витаминов группы В подавляет процесс синтеза аминокислот, что приводит к ухудшению памяти. Помимо группы В, существуют другие витамины, способные стимулировать работу мозга:

  • Витамин С способствует лучшему усвоению полезных веществ В-группы, предотвращает умственные перегрузки.
  • Витамин D – защищает клетки мозга от преждевременного старения.
  • Витамин Е – противостоит вредному влиянию токсинов, помогает легче воспринимать новую информацию.
  • Витамин Р – улучшает концентрацию и внимание.

Стоит сдать анализ крови на состав гормонов и микроэлементов в организме. Если каких-либо веществ не хватает, врач подскажет, как их восполнить.

Важно! Применять витамины, стимулирующие мозговую деятельность, следует в комплексе.

БАДы для мозга

NSP

Содержит в себе растительные компоненты (гинкго Билоба, гоготу кола, бакопа), лецитин и омега-3.

БАДы позволяют нормализовать нервную систему, улучшить память и внимательность у взрослого.

Данные средства используют люди, перенесшие инсульт или другие заболевания мозга.

Doppelherz

Сочетает в себе экстракт растения Гинкго Билоба и витамины В1, В2, В6. В комплексе, эти вещества способны улучшить мозговое кровообращение, укрепить стенки кровеносных сосудов, улучшить память и внимание.

Эвалар

Представлена широким ассортиментом биодобавок и таблеток, содержащих в себе целый ряд полезных витаминов (группы С, D, Е, P, В) и элементов.

Благодаря составу БАДов, кровообращение мозга улучшается, вместе с тем, память и умственная деятельность в целом становятся более эффективными.

Solgar

Выпускает свою продукцию по уникальным технологиям с 1947 года. Она представлена широкой линейкой пищевых добавок, в состав которых входят растительные компоненты, витамины и микроэлементы, помогающие мозгу работать более эффективно.

Как легко улучшить память

Чтобы тренировать свою память, следует записывать произошедшие события, интересные детали и мысли. Иными словами – вести дневник. Это позволит, по истечении времени не упустить важные моменты за определенный период жизни, анализировать события и тренировать память. Ведь деталь, отмеченная в дневнике. способна повлечь за собой целую цепочку воспоминаний.

Одной из методик для улучшения долгосрочной памяти является повторение информации. Как утверждают ученые, существуют определенные интервалы, в течение которых необходимо учить материал. Повторять информацию следует:

  • через 15-20 минут (первое повторение);
  • затем через 6 часов;
  • 24 часа;
  • 48 часов;
  • через 3 дня;
  • 5 дней;
  • 8 дней.

Выполняя упражнения по повторению материала через определенные промежутки, информация усвоится мозгом надолго.

Упражнения для тренировки памяти и внимания у взрослых

Следующие методики предназначены для людей, которых интересует ответ на вопрос, как улучшить мозговую деятельность:

  1. Одним из самых эффективных упражнений, способствующих развитию памяти у взрослых, является запоминание предметов . Лучше его выполнять в паре с другом. Он должен выложить перед вами несколько предметов (это может быть что угодно). Их необходимо запомнить в течение 30 секунд. Затем вы отворачиваетесь, а напарник убирает один из предметов. Вам нужно определить, чего именно не хватает. Чтобы усложнить задачу, вещи можно менять местами.
  2. Необходимо написать 12-15 пронумерованных слов (различных по значению и тематике) и постараться их запомнить в течение 45 секунд. По истечении этого времени нужно написать слова, соблюдая их последовательность.
  3. Упражнение «Незнакомец» поможет улучшить память у взрослых. В любом общественном месте (очередь, транспорт и т.д.) обратите внимание на незнакомого человека, посмотрите на него в течение пяти секунд, затем отведите взгляд и постарайтесь вспомнить детали его внешнего вида и одежды. Если получится запомнить 10 элементов образа человека, это будет считаться хорошим результатом.
  4. Использование метода Айвазовского позволяет улучшить фотографическую память и работу мозга. Нужно изучать какую-либо картину в течение 5 минут, внимательно вглядываясь в детали. Затем, необходимо закрыть глаза и воспроизвести уведенное в своей памяти в мельчайших подробностях. Для наилучшего результата, запоминаемые объекты можно перенести на бумагу.
  5. Сочиняйте истории . Это упражнение необходимо для запоминания каких-либо списков, чисел или наименований. Здесь потребуется включить фантазию. Необходимо придумать несложный сюжет, сказку, где будут присутствовать необходимые данные в логической последовательности. Яркие образы и ассоциации помогут запомнить нужную информацию.

Мнемотехника

Одной из методик, применяемых для развития внимания, памяти и мышления, является мнемотехника (или мнемоника). Запоминание в данном приеме происходит благодаря упорядоченному расположению, связыванию информации между собой с помощью ассоциаций.

Например, каждой букве алфавита присваивается определенная цифра. Затем из таких чисел можно составлять слова, предложения и даже целые рассказы.

Цифры можно ассоциировать также с любыми другими предметами или явлениями. Запоминание информации с помощью мнемотехники предусматривает использование созвучных слов, рифм, ярких ассоциаций.

Среди методик мнемоники, применяемых для развития памяти, есть так называемый «эффект римской комнаты». Объекты, которые необходимо запомнить, мысленно помещаются в хорошо знакомую комнату на определенные места.

Скорочтение

Следующая методика, применяемая для улучшения памяти, называется скорочтение. Овладев данным умением, можно как минимум в 3–4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала. При этом значительно ускоряются все мыслительные процессы.

Развить способности к скорочтению можно не выходя из дома. При отработке навыков данной методики важно:

  • Избегать «регрессий» — повторного перечитывания текста.
  • Тренировать внимательность . Это поможет выделять главное среди написанного, не фиксируя свой взгляд на тексте с малой значимостью. При этом развивается «Просматривание» без внимательного фокусирования.
  • Избавляться от привычки проговаривать текст про себя , воспринимая слова в нем по визуальному типографическому образу. Если вы натренируете мозг воспринимать слова и словосочетания картинкой, можно значительно увеличить скорость чтения, стимулируя при этом мыслительную деятельность.
  • Необходимо освоить методики, повышающие поле охвата зрения . Например, таблица Шульте – упражнение на память и внимательность. Смысл его – с максимальной быстротой находить символы (цифры, буквы), расположенные в сетке. Использовать при этом лучше периферийное зрение, не перемещая взгляд и не проговаривая про себя информацию.

Онлайн-тренажеры для мозга

Викиум

Если вас интересует вопрос, как быстро развить память, стоит обратить внимание на онлайн-тренажеры. Один из них Викиум.

Человеку необходимо зарегистрироваться на сайте, далее система предложит пройти задание на диагностику внимания, памяти и мышления.

На основании результатов тестов, тренажер подбирает индивидуальную программу тренировок для мозга. Задания на развитие памяти и мышления, концентрацию и фокусировку внимания градируются от простых к более сложным.

Пользуясь данным тренажером, можно выбрать, как именно вы хотите развивать показатели умственной деятельности.

Например, можно натренировать устойчивость, избирательность внимания, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую. При развитии памяти будут учитываться точность запоминания, способность запоминать информацию на слух.

Задания способны тренировать наблюдательность, навыки скорочтения и качество мышления.

BrainApps

Онлайн-тренажер предлагает пользователям пройти тестирование, определяющее уровень развития мыслительных навыков.

На основе его результатов, система подбирает индивидуальную программу, состоящую более чем из 100 тренажеров на развитие внимания, концентрации и улучшение памяти.

При регулярных занятиях, результаты появятся уже через несколько недель.

Мобильные приложения, развивающие мозг

«Как развивать память и мышление, не вставая с дивана?» — вопрос, интересующий многих. Для этого придуманы специальные приложения для мобильных устройств.

Российское приложение, в котором 1001 задача для счета в уме.

  • Скачать на
  • Скачать на

Программа предлагает пройти задания, суть которых сводится к следующему. На экране в случайном порядке появляются кружки с цифрами, необходимо запомнить последовательность их появления.

На первых уровнях это кажется простой задачей, однако в дальнейшем увеличивается число всплывающих объектов и нужно хорошенько поднапрячь ум, чтобы зафиксировать в памяти их последовательность. Программа определяет возраст мозга по итогам прохождения заданий.

  • Скачать на
  • Скачать на

Приложение на английском языке, но в нем имеются понятные иллюстрации. Здесь можно в игровой форме поработать над развитием внимания, скорости и гибкости в решении задач.

Можно составить индивидуальную программу умственных тренировок.

  • Скачать на
  • Скачать на

Загадки да Винчи

Здесь собраны загадки на различные тематики. По мере отгадывания, открываются все новые уровни.

Приложение имеет приятный интерфейс, пользователь как будто погружается в 15 век. Если задания слишком сложны, можно воспользоваться подсказками.

Специалисты нередко проводят параллели между укреплением ума и тела. Их сила и выносливость могут иссякнуть от бездействия либо возрасти от целенаправленной подготовки. Решение задач на укрепление памяти и внимательности активизирует работу мозга, развивает воображение, творческую деятельность, защищает от возрастных изменений.

Важность памяти и внимания

В отличие от животных, чье мировосприятие ограничивается сиюминутными ощущениями, люди способны фиксировать приобретенные ранее знания и опыт, и использовать их при планировании дальнейших действий. Только благодаря памяти человек сохраняет воспоминания об окружающих явлениях и законах их существования.

Физиолог И. М. Сеченов считал память основным условием психической жизни, силой, которая лежит в основе всего развития человека.

Она также непосредственно участвует в процессе восприятия окружающей действительности. Особо важную роль память и внимание играют в ходе обучения.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее. Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу. Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать.

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.

Упражнения для тренировки:

  1. Найти отличия. Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
  2. Тест на внимание для компании людей. Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
  3. Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
  4. Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
  5. Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
  6. Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
  7. Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Дети способны запоминать большие объемы информации, но их мышление имеет свои особенности.

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Память у детей школьного возраста чаще всего развита лучше, чем у дошкольников. Главная сложность состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к информации, побудить его анализировать и структурировать получаемые сведения, выделять из них главное. Постоянное механическое заучивание ведет к тому, что внимание школьника переключается на посторонние предметы, и он забывает материал.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста и подростков невозможно без тренировки концентрации внимания. При выполнении этой задачи помогут упражнения на тренировку логического мышления. Школьник должен уметь составить план рассказа, выделить из него основные тезисы, вкратце изложить содержание материала. Дети 1-4 классов, у которых особенно хорошо развита образная и зрительная память, могут составлять план в картинках.

Упражнения для детей младшего школьного возраста:

  1. Найти лишнее слово. Ребенку предлагается ряд из 4 слов, объединенных по какому-нибудь признаку. Например: кошка, собака, корова, волк. Нужно найти слово, выбивающееся из логического ряда. В данном случае это волк (дикое животное, тогда как другие – домашние).
  2. Фотоаппарат. На стол кладутся 10 предметов в произвольном порядке. Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на них, а потом закрывает глаза и перечисляет вещи, которые запомнил. Хорошо, если предметы будут объединены тематически. Так можно играть в сыщика, шпиона, медсестру и т. д.
  3. Невербальная фантазия. Школьника просят показать какой-нибудь предмет или процесс (например, автомобиль, поезд, кошку, умывание). Чтобы разнообразить упражнение, можно поменяться местами: взрослый показывает, а ребенок отгадывает. Игра развивает воображение и творческие способности.
  4. Упражнение на развитие усидчивости. Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркивать в нем какую-нибудь букву (например, “е”). Упражнение регулярно повторяется в течение месяца, букву при этом можно менять. Результаты фиксируются в специальном журнале. Со временем они должны улучшаться.
  5. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенку предлагаются вопросы из самых разных областей. Например, какого цвета подсолнух, кто больше: слон или лев, что такое пила и отвертка и т. д. Такую тренировку хорошо проводить в соревновательной форме в классе или группе.

Игры для подростков:

  1. Логически связанный текст. В предлагаемом школьнику тексте цифрами (от 1 до 10) выделяются 10 основных тезисов. Подросток должен прочитать статью, а затем по памяти пересказать основные положения в заданном порядке. Хорошим результатом может считаться воспроизведение 7 и более тезисов.
  2. Запоминание слов. Школьнику предлагается список из 20 слов с порядковыми номерами. На их запоминание дается минута. Затем подросток должен воспроизвести слова и связанные с ними порядковые номера. Чтобы получить результат в процентах, число правильных ответов умножается на 5.
  3. Кто больше запомнит. Участники садятся в круг. Первый игрок называет любое слово (например, “кино”). Второй повторяет его и говорит свое (“кино”, “оператор”). Третий участник называет уже 3 слова (“кино”, “оператор”, “сценарий”). Игрок, не сумевший повторить все слова, выбывает.
  4. Рисуем и запоминаем. Ведущий медленно зачитывает список из 15 слов. Задача участников – быстро зарисовать перечисленные предметы. Качество рисунка не важно, главное – чтобы игрок смог правильно назвать зашифрованное слово. Выигрывает участник, правильно запомнивший наибольшее количество предметов.
  5. Слова с одной буквы. Участники садятся в круг. Ведущий объявляет какую-нибудь букву, а задача игроков – назвать предмет, находящийся в комнате, название которого начинается с этой буквы. Участники, не сумевшие назвать слово, выбывают из игры, пока не останется один победитель.

Тренировка памяти и внимания у взрослых

Современному человеку приходится держать в голове много информации, необходимой для работы и учебы.

С возрастом память чаще всего ухудшается, что связано как с уменьшением в мозге количества нервных клеток, так и со стрессами, вредными привычками, неправильным образом жизни, недостаточным временем для сна. Поэтому память и когнитивные способности надо постоянно совершенствовать с помощью специальных тренировок.

Упражнения для взрослых:

  1. Тренировку можно совмещать с бытовыми делами. Например, совершая покупки в магазине, многие берут с собой шпаргалки со списком необходимых продуктов или звонят домой. Нужно постараться заранее все обдумать и обойтись без подсказок.
  2. Хорошо тренирует память внимательное чтение. Читать можно в любое время: в дороге, в обеденный перерыв или перед сном. Усвоив информацию, нужно мысленно пересказать ее как можно точнее. Чтобы не терять времени, это можно делать на улице или в дороге. Постепенно объем текста следует увеличивать.
  3. Чрезвычайно полезно для мозга запоминание различных деталей. Разговаривая с человеком, рекомендуется обращать внимание на его одежду, обувь, цвет глаз, манеру выражаться и т. д. Потом все это следует мысленно воспроизвести. На улице можно обратить внимание на номера домов, маршрутов автобусов, номерные знаки автомобилей. А запоминание ценников в магазине поможет еще и сэкономить.
  4. Данное упражнение требует спокойной обстановки. Нужно выбрать какой-нибудь предмет и внимательно его изучать в течение 30 секунд. Затем, отвернувшись, следует описать вещь как можно подробнее. Имеют значения любые детали.
  5. Психологи рекомендуют упражнения, задействующие сразу несколько чувств. Например, в парфюмерном магазине можно побрызгать понравившийся парфюм на полоску, а затем постараться вспомнить его название. Пробуя новое блюдо, рекомендуется связать его вкус с каким-нибудь интересным образом.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Решение различных интеллектуальных задач является отличной профилактикой многих возрастных патологий, включая рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Стихи для развития памяти у взрослых

Эта методика улучшения памяти применяется уже давно. Благодаря своему ритмическому рисунку, эмоциональной составляющей и рифмам, стихи запоминаются гораздо лучше, чем проза. В процессе заучивания нейроны получают дополнительное кровоснабжение, их деятельность активизируется. Между клетками мозга формируются новые связи, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

При изучении стихов развивается речь, происходит пополнение словарного запаса, расширяется эрудиция. По мнению Бродского, человек, пропуская через себя информационное и эмоциональное наполнении поэзии, обогащает мозг. А чтение стихов вслух стимулирует ораторские способности и расширяет коммуникативные навыки. Хотя данная методика используется преимущественно при обучении детей, она будет полезна для людей любого возраста.

Как показывает практика, лучше всего запоминаются общеизвестные произведения любимых поэтов. Не случайно многие помнят наизусть целые главы “Евгения Онегина” или даже всю поэму целиком. При этом для тренировки памяти и улучшения потенциала мозга полезно брать более сложные и менее любимые стихи. Для данных целей хорошо подходят произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Блока, Пастернака, Есенина, Маяковского.

Упражнения для разивития памяти

В список вошли развивающие игры для взрослых из книги “Память не изменяет”.

Странный зоопарк

Человеку на минуту показывают картинку с изображением разных животных: млекопитающих, рептилий, насекомых, членистоногих, рыб. Когда рисунок убирают, участник игры должен перечислить все увиденные существа в алфавитном порядке на листке бумаги.

Запоминательная минутка

Игроку показывают список знаменательных событий из жизни разных людей. Он должен 3 раза прочитать текст и максимально точно изложить запомненное. Пример задания:

  • Коля и Маша поженились 15 октября 2002 г.;
  • Даша поступила в университет 3 сентября 1995 г.;
  • Вася родился 4 ноября 1982 г.;
  • День города будет отмечаться 28 февраля 2017 г.

Белый Бим Черное ухо

Участнику показывают картинку с разными животными и их кличками (конь Скакун, собака Астор и т. д.). Чтобы запомнить их наизусть, дается полминуты.

Пишем историю

Человеку показывают список исторических личностей (от кардинала Ришелье до Томаса Эдисона) с датами их рождения. Потом список “перемешивают”, и даты уже не соответствуют фамилиям. Игрок должен восстановить историческую справедливость, правильно поставив нужный год рождения против имени каждого исторического деятеля.

Воображаемый ковер разбит на черные и белые квадраты, в которых находятся схематические изображения цветков. Игрок изучает рисунок столько, сколько ему необходимо. Затем ему придется ответить на несколько вопросов. Например, сколько цветков с 3 лепестками изображено на рисунке.

Криптография

Это самое сложное упражнение, для выполнения которого придется тренироваться каждый день в течение нескольких недель.

Необходимо запомнить наизусть шифр, в котором каждой из 15 букв соответствует какой-нибудь значок. Задание можно считать выполненным, когда человек сможет расшифровывать слова из 9 букв.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Пространственное скоростное сравнение

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей. Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

Числовой и буквенный охват

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

Запоминай и прокликай

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Сложное скоростное движение

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

Сложность заданий адаптируется под уровень игрока.

3 назад

Здесь требуется запомнить текущую последовательность цифр и сравнить ее с той, которая была показана раньше (например, 2 или 3 карточки назад). Для ответов есть 2 кнопки: “Да” и “Нет”. Сложность игры в том, что задания постоянно меняются.

Память – процесс, протекающий в головном мозге и напрямую зависящий от общего состояния нервной системы. Доказано, что с возрастом память у человека ухудшается, внимание рассеивается, скорость восприятия информации снижается. Чтобы мышление и память оставались в тонусе, их необходимо развивать и тренировать.

При чрезмерных умственных нагрузках и стрессовых ситуациях мозг теряет способность фиксировать большие объёмы информации, разделять сведения на важные и не очень. После напряжённого дня в мыслях оседают мелкие заботы, а действительно важные дела и события неожиданно забываются.

Для правильной работы мозга, а значит и хорошей памяти, необходимы:

  • Сон. Спокойный, регулярный и длительный.
  • Смена деятельности. Лучше выстроить работу в течение дня таким образом, чтобы не приходилось засиживаться над одним делом, так как это приводит к снижению внимания и концентрации. Работу с цифрами сменить чтением документации, а телефонные переговоры – перепиской.
  • Физические нагрузки. Спорт полезен для каждого человека, а если повседневная деятельность подразумевает умственное напряжение, то двигательная активность особенно необходима. Подойдут занятия плаванием, бег, гимнастика, спортивные игры, силовые упражнения.
  • Сбалансированное питание. Желающим улучшить внимание и запоминание диетологи советуют чаще употреблять: орехи и семечки, отруби, чернику и чёрную смородину, морепродукты и рыбу, оливковое и растительные масла.
  • Прогулки на свежем воздухе. Насыщение кислородом клеток, тканей и органов – обязательное условие нормальной работы организма человека. При нехватке кислорода мыслительные процессы замедляются, снижается концентрация, внимание и работоспособность.
  • Полноценный отдых. Накопленные стрессы, нервное истощение и хроническая усталость не пройдут за один день, поэтому не стоит пренебрегать ежегодным отпуском. Лучше отправиться на море, в горы, на природу, чтобы восстановить силы.
  • Лекарственные препараты. В некоторых случаях лечащий врач назначает препараты для улучшения памяти.

Упражнения для развития зрительной памяти

Кроме способов улучшения памяти, применяют разные методы её развития. Ежедневно выполняя несложные упражнения, можно научиться запоминать быстрее и лучше.

  • Простой и доступный метод развития зрительной памяти впервые озвучил русский художник-маринист Айвазовский. Предмет, пейзаж, группа людей рассматривается несколько секунд (не больше 10). Затем увиденное воспроизводится по памяти с закрытыми глазами. Объект представляется в мельчайших подробностях, как бы «вырисовывается» перед глазами. Можно мысленно задавать себе уточняющие вопросы об объекте, точном расположении деталей и предметов, цветах и материалах, движениях. Не открывая глаз, нужно постараться удерживать подробный зрительный образ и одновременно проговаривать описание. В первое время можно открывать глаза на пару секунд и снова пытаться восстановить увиденное с закрытыми глазами.

Такие нехитрые упражнения дополнительно тренируют умение запоминать подробности, из которых в итоге в памяти и складывается чёткая картина. Визуализация помогает отвлечься от собственных мыслей, улучшить внимание, стимулирует нормальную мозговую деятельность.

Чтобы зрительно запомнить сложный предмет или образ, попытайтесь в момент визуализации придать его части яркую окраску. Если запоминая лицо женщины, представить на губах яркую помаду, мозг получит дополнительный стимулирующий импульс, образ запомнится лучше.

Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления. По этим деталям предмет можно найти из множества похожих.

Развиваем память на звук

Для развития слуховой памяти вырабатывают привычку вслушиваться в окружающие звучание, выделять отдельные звуки, выполнять упражнения на слуховое внимание. Можно прислушиваться, закрыв глаза, и стараться подробно запомнить несколько звуков, отдаленных и близких. Через некоторое время их нужно подробно воспроизвести в мыслях, представить, как они звучат громче или тише, по отдельности и вместе.

Полезно и разучивание стихотворений вслух. В первый день разучивается первая строчка, во второй день к ней добавляется вторая. Причём следует сначала выучить новую строчку отдельно, а затем повторить разученный отрывок полностью. Развивает слуховую память пение песен или проигрывание музыки про себя.

Как развить дополнительные виды памяти

Стоит обратить внимание на запахи, стараться запомнить их вместе со зрительным образом. Тактильные ощущения тоже позволяют запоминать лучше, прикосновения используются для активации осязательной памяти.

Эффективно работает память, если задействовать сразу несколько её подвидов. Важную дату свадьбы можно произнести вслух в виде эмоционального предложения – «Одел кольцо второго мая!» Слуховая память лучше фиксирует яркие выражения. Затем эту же фразу записать 3–4 раза, буквами разного размера. Зрительная память автоматически зафиксирует различия в одинаковых по содержанию текстах. К тексту лучше добавить рисунок, который запомнится лучше слов - обручальное кольцо с датой внутри. Закрепить результат поможет подбор ассоциации: второе число – два человека, май – весна – любовь – свадьба.

Оценка и тренировка с помощью тестов

Даже обладателям крепкой памяти не помешают периодические тренировки.

Для самопроверки и оценки внимания и памяти используются тесты. Тестирование – увлекательное и полезное занятие, которое нравится взрослым и детям. Регулярное проведение тестов с целью улучшения результата – эффективный способ тренировки памяти.

Тесты могут включать:

  • Списки слов для запоминания, которые нужно прослушать или прочитать, а затем записать в том же порядке с нумерацией. Аналогичный тест проводится с числами.
  • Списки слов, для которых быстро зарисовываются ассоциации в виде символов или рисунков. Затем по рисункам восстанавливается изначальный список. Другой вариант теста предлагает записывать ассоциации одним словом.
  • Карточки с символами или изображениями, расположенные в определённом порядке. За короткий промежуток времени запоминается порядок, затем расставляются карточки.
  • Таблицы с числами от 1 до 25, расположенными в ячейках в хаотичном порядке (таблицы Шульте). Требуется как можно быстрее найти числа в порядке возрастания.
  • Тексты, в которых присутствуют выражения, отражающие главную мысль. После прочтения текста зачитываются отрывки без основных выражений, которые необходимо вспомнить по ходу чтения.

Игры и повседневные занятия для памяти

  • Некоторые настольные игры развивают внимание и память. Например, взрослые версии популярной детской игры «Мемо», состоящей из карточек с парными изображениями. Карточки раскладываются рубашкой вверх и открываются попарно. Цель игры – запомнить расположения парных картинок и собрать как можно больше пар. В «Мемо» для взрослых картинки очень похожи между собой, игра требует высокой концентрации и внимания.
  • Не менее популярна игра «Эрудит», в которой из набора букв составляются слова. Подбор слов развивает не только память, но и мышление.
  • Практиковать запоминание можно постоянно в течение дня. Полезно отказаться от списка покупок, при этом можно составлять его, но не брать с собой в магазин. Со временем нетрудно выучить номера телефонов родных и близких, даты рождения.
  • Отличная тренировка для памяти – изучение иностранного языка. Для запоминания слов и выражений их развешивают на листочках бумаги в местах, которые оказываются на уровне глаз.

Упражнения для развития памяти требуют регулярного выполнения в течение некоторого времени. Сформированные полезные привычки повысят концентрацию внимания и работоспособность, позволят постоянно развивать собственное мышление и узнавать новое об окружающем мире.



Читайте также: