Конспект НОД в разновозрастной группе. Донские казаки. Помни, брат, что у казаков

В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

В гостях у казаков
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.
Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами
праздник.
Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных
посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут
беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике
здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.
(Под музыку выходит с шарами петух)
Петух: Кукареку! Кукареку!
Ну, вот все в сборе
Можно праздник начинать,
В круг друзей всех собирать.
Эй, ребята, детвора!
Петь, плясать пришла пора
Давайте знакомиться.
Гребень красный,
Рубаха алая
Я ребята - петух­зазывала!
Подходи по одному
Расскажу вам, что к чему.
Никакого тут секрета,
Хоть кого я расспрошу:
Ведь праздника, как этот,
Не бывало на Дону!
(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)
А сейчас настало время
К творчеству народ будить;
Все традиции забыты -
Нужно срочно возродить.
Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»
Эх, донские казаки,
Эх, донские казаки,
Казаки, Казаки,
Казаки, Казаки,
По станицам гуляли,
По станицам гуляли,
Гуляли, гуляли,
Гуляли, гуляли.
Молодушек любили,
Молодушек любили,
Любили, любили,
Любили, любили.
К одной двое ходили,
К одной двое ходили,
Ходили, ходили,
Ходили, ходили.
Одну двое любили,
Одну двое любили,
Любили, любили,

Любили, любили.
Подарочки носили,
Подарочки носили.
Носили, носили,
Носили, носили.
Подарочек не простой,
Подарочек не простой,
Не простой, не простой,
Не простой, не простой,
С ручки перстень золотой,
С ручки перстень золотой,
Золотой, золотой,
Золотой, золотой.
Серябряна калечка,
Серябряна калечка,
Калечка, калечка,
Калечка, калечка.
Балить мая сердечка,
Балить мая сердечка,
Сердечка, сердечка,
Сердечка, сердечка.
Балить сердце и живот,
Балить сердце и живот,
И живот, и живот,
И живот, и живот.
Далеко милай живет,
Далеко милай живет,
Он живёт, он живёт,
Он живёт, он живёт.
Часто вести подаёт,
Часто вести подаёт,
Подаёт, подаёт,
Подаёт, подаёт.
А я ево не боюсь,
А я ево не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
На улицу покажусь,
На улицу покажусь,
Покажусь, покажусь,
Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,
Чубатые ребяты,
Ребяты, ребяты,
Ребяты, ребяты,
Прелестнаи казаки,
Прелестнаи казаки,
Казаки, казаки,
Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после
того, как с полей был убран урожай до последнего
зернышка. И только тогда пекли караваи из нового
урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним
словом, всем можно было отдохнуть.
У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по
обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.
(Выходят хозяин и хозяйка)
Хозяин: Добрый день, гости званые и желанные.
Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!
Хозяин: Милости просим к нашему куреню!
Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и время­
провождение приятное. И по старому донскому обычаю,
дорогих гостей встречаем хлебом­солью. А главный хлеб
на Дону - это, конечно, каравай.
(Выходит каравайщица с хлебом­солью)
Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки.
Милости просим к нашему куреню.
Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара»
- круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши
предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл -
круглое красное солнышко, круглый годовой цикл.
Вселенная нашими предками представлялась тоже
замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали,
развивается по кругу...
Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хо­
роводы.
(Хороводный танец «Заплетайся плетень»)
Ведущий. В давние времена собирались люди на
праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли осо­
бый хлеб - он получил название «пирог», от слова
«пир».
(Звучит лирическая музыка)
Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из
пресного теста.
Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное
- только по большим праздникам.
Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В
старину начинки пирогов отличались большим
разнообразием.
Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками,
маком, рыбой и даже с кислицей.
Овощная начинка тоже была самая
Ведущий:
разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными
огурцами.
Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку
и начинку ели ложками.
Ведущий: Готовили такие пироги­тарелки с начинками из
лука, капусты и моркови.
(Музыка затихает)

Ведущий.
По форме пироги различались на долгие,
круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось
раньше, вкладывался большой смысл.
Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей,
Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли
уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой,
топтаники из гороховой муки и многое другое.
Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами.
Давайте лучше споем.
Ведущий. Собирайся, народ,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
С удалым добрым молодцем,
С удалым добрым молодцем.
Девочка. Ой, ребята, а я что видела!
Все. Что!?
В наш веселый хоровод.
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Песня «Посею лебеду…»
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!
Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак ­ повёз!
Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!
Мальчик.
Катя­Катюха

Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!
Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.
Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь, сворачивай!
Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.
Частушки
Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.
Эй, девчонки­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчоночки­ дончанки,
До чего же хороши!
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Эх, донская­ то земля.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.
Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.
Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.
Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите­ка
мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?
Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.
Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.
Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба
ответа верны, так как это слово имеет два значения.
А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест
пироги в печи - не садись на печь»?
Казак: Да потому что испортятся ­ тесто сядет.
Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не
испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб,
пока все хлебы не испеклись.
А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?
Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.
Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно
начинать нужно?
Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.
Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.
Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться
сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей
посмотреть.
Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны.
Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?
Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок,
чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись
по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».
Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я
предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.
Все. Любо, любо!
Песня «По полю, полю»
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю
Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
Кликал­выкликал, кликал­выкликал
Сизголубицу свою,
Сизголубицу свою.
Ты ходи сюда, ты ходи сюда,
Сизголубушка моя,
Сизголубушка моя.
Я тебя люблю, я тебя люблю
За походочку твою,
За походочку твою.
По двору идёшь,
По двору идёшь,
Словно павушка плывёшь,
Словно павушка плывёшь.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю

Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю.
Полю.
Ведущий.
путешествие отправляться.
колобок, покажи нам заветный уголок.
Ну вот, казаки и казачки, можно и в
Катись по блюдечку,
(Звучит песенка колобка)
Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в
замечательную страну под названием «Детство». Да и
как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом
раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а
круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так
часто это слово встречается в детских потешках,
прибаутках и колыбельных песнях.
Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как ка­
зачки своих малышей спать укладывали, как их качали,
что им пели?
(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбель­
ную)
Хозяйка:

Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток.
Приди, Котя, ночевать.
Нашу девочку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога
Да кувшинчик молока,
Кушай, Котя, не проси.
(Выходит дочка с куклой)
Дочка:

О, качи­качи­покачать,
Испеку тебе калач,
Спи­ко, Танечка, не плачь.
Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да
перепекчи.
Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?
Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни­ то
тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с
маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку
посадить да в печку засунуть.
А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких
детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?
Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали
под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали
поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так
и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты
ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным,
совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в
печку, как пирог совали.
Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно
отправляться дальше в путешествие.
Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам
заветный уголок.
Мы с вами попали в страну под названием «Загадка».
Очень загадочная страна.
Каравайщица:

Не сиди на печи,
Налетай на калачи,
Пироги получит тот,
Кто отгадку назовет.
1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают?
(Блины)
2. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям
плачу. (Хлеб)
3. Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет
как камень. (Пирог)
Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и
у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в
пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.
- А давайте мы устроим состязание в смекалке, на­
ходчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.
Викторина
Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем
викторину по словарю донского говора.
Горище – чердак
Гутарить – говорить
Гумно – место для хранения зерна
Курень – дом
Вечерить – ужинать
Шлях – дорога
Атаман – вожак
Казаки – вольные люди
Майдан – площадь
Станица – село большое
Хутор – село маленькое
Кочет – петух
Чувяки – тапки
Хворать – болеть
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Баз – сарай
Нехай – пусть

Ноне – сегодня
Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали
кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было
нельзя. А какие? Знаете?
(дети в зале перечисляют)
Заповеди казаков:
­ Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
­ По тебе судят обо всем казачестве.
­ Служи верно своему народу, а не его вождям.
­ Держи слово! Слово казака дорого.
­ Чти старших, уважай старость.
­ Сам погибай, а товарища – выручай.
­ Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но
помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть
– не жестокость!
­ Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!
­ Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!
Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора
бы и честь знать.
Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.
Хозяин: Из­за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.
Давайте и мы споем песню
Звучит «Песня о России»
1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри ­ простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.­2р./
2. Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина ­ Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь ­ яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.

О житье­бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, ­
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз
услышали о донском каравае, о казачьих обычаях,
традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже,
чем, то место, где ты родился и вырос.

24 октября учащимся школы № 2 и вечерней школы Излучинска довелось побывать в гостях у казаков. Встречу провели в Центральной районной библиотеке с представителями местного хуторского казачьего общества пгт. Излучинск.
Атаман хуторского казачьего общества пгт. Излучинск Лукьянченко Владимир Владимирович рассказал о культуре, быте и истории казачества, познакомил с их нравами, традициями и обычаями. Высказал главную мысль мероприятия «Донести до молодежи чувство патриотизма, чувства любви к Родине, семейным ценностям». Атаман отвечал на различные вопросы школьников – что означает ношение серьги в ухе у казаков, на какое время присваивалось звание “казак”, какие существуют воинские казачьи звания, может ли женщина быть атаманом и прочее.
Казаки умеют и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтят традиции и уважают предков, они истинные сыны своего Отечества. Они участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.
Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.
Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость.
Культ коня у казаков преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Конь для казака, друг, товарищ и брат. Они понимали голос, управлялись без повода, и никогда не бросали своего хозяина. Есть подтверждённые исторические факты о том, как кони выносили раненых казаков с поля боя, зубами хватали их за одежду или за руку и волоком вытягивали из пекла сражения. Без коня казака нет. Казаки – это лучшая конница в мире, не знающая ни страха, ни поражения.
Гармоничные и звучные песни передаются из уст в уста в семьях казаков. Издавна казаки придают своему песенному творчеству особое значение. Песни не только развлекают, но учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают духовный мир человека.
Участники мероприятия услышали, насколько разнообразны казачьи песни и их жанры в исполнении ансамбля казачьей песни «Дружина» из г. Нижневартовска (руководитель Дмитрий Верещагин). Зажигательные, искрометные казачьи песни, которые понравились своей неудержимостью и высоким артистизмом.
Выставка «Казачий круг» дополнила яркую встречу с казаками. На ней все желающие смогли рассмотреть казачьи костюмы, нагайку, шашку. Книги, раскрывающие быт и историю казачества, художественную литературу о казаках.
В заключении встречи все участники пришли к единому мнению, что надо беречь родину, природу, уважать старших, оказывать им посильную помощь, любить школу, своих друзей, знакомых и незнакомых, расти настоящими патриотами своей родины, достойными своих отцов, дедов и прадедов, соблюдая свои обычаи и традиции.

14 октября в селе Медведево по благословению настоятеля храма свт. Кирилла протоиерея Петра силами Хуторского казачьего общества «Хутор Донузлав», по сценарию директора Медведевского сельского Дома культуры проведен праздник в честь Дня Покрова Пресвятой Богородицы и Дня казачества.
На празднике присутствовали председатель Медведевского сельского совета - глава администрации сельского поселения И.В. Ткаченко, казаки поселка Черноморского, сел Красная Поляна и Межводное и участники художественной самодеятельности Краснополянского сельского Дома культуры.
Началось мероприятие с водосвятного молебна, который отслужил протоиерей Петр, после чего состоялся праздничный концерт, в котором участвовали коллективы Медведевского сельского Дома культуры - вокальная студия «Хорошее настроение» и детский танцевальный ансамбль «Солнышко» (руководитель - О.В. Михайленко), детский вокальный ансамбль «Смайлики» и вокальный ансамбль «Зорюшка» (руководитель - С.А. Иванова), а также гости праздника - вокальная группа «Поющие сердца» Краснополянского сельского Дома культуры (руководитель - Т.А. Тертышная).
Во время праздника гости с удовольствием опробовали угощения - казачью кашу кулеш, сладкие пышные булки и ароматный узвар.
Здесь же была организована выставка казачьего оружия, на которой представлены мечи-кинжалы, пулеметы, секиры и другое вооружение.
Мероприятие прошло в дружеской, праздничной атмосфере. Зрители радушно принимали всех выступающих самодеятельных артистов, дружно танцевали и пели казачьи песни.
В заключение праздника атаман Хуторского казачьего общества «Хутор Донузлав» В.В. Култышев сердечно поблагодарил всех участников праздника, гостей и зрителей за поддержку в проведении Дня казачества.

О. Михайленко,
директор Медведевского СДК

Культура казачества – это яркие личности, высоко духовные и нравственные. Воспитание проходит в рамках моральных и нравственных принципов, на патриотизме, ориентация на семейные ценности. В данной статье мы рассмотрим малую часть тех обычаев и традиций, которым следовали казаки.

В казаках воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящий воинов. Когда рождались дети, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Также нельзя обойти сторон обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, отец сажал ребенка на коня, подрезал чуб (первый раз) и давал саблю. Этот обряд уходит далеко в древности. Здесь прослеживается мотив волоса. Т.к. волосы являются женским мотивом, то подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином.

Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной.

Что умел делать ребенок в 14 лет?

Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.


История донских казаков

Молитва после рождения

Ранее был и другой обычай, который выполнялся вскоре после рождения. Когда ребенку исполнялось 40 дней, мать приходила из церкви с очистительной молитвой. Ребенка брал отец и цеплял саблю, сажа на коня. Далее подстригал ему первые волосики. После этого отец отдавал сына матери и поздравлял с донским казаком. Но сейчас этот обычай уже не используется, а только живет в памяти народа.


Другие обычаи

Горсть земли в поход


Песня донских казаков в походах

У донских казаков воинов с древности и до сих пор имеется обычай брать в поход горсть родной земли. Как правило, земля берется не где попало, а либо у церкви, или же на могли родителей. В крайнем случае, земля бралась во дворе родного дома. Землю зашивали в мешочек и вешали на груди рядом с крестом. Данный обычай имеет следующий смысл: если казака убивали в походе, то горсть родной земли была у него на груди.


Совет

Также всегда прощались с Доном. Прощание сопровождалось шутками, но не стоит думать, что это легкомыслие. За шутками казаки прятали глубокие чувства.

Когда казак приступал к службе, то по коню своему он мог определять исход. Если конь мочился, то это говорило о беде (либо получит ранение, или случится беда с его лошадью, или казак в плен попадет). Если лошадь испражнялась, то это был добрый знак, что казак придет целый и невредимый. Самый главный страх – это уронить шапку при выходе из дома. Это говорило о том, что казак убит будет. Каждый казак относился к этим приметам с глубочайшим доверием.


Важно!!!

Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.

Церковные праздники

Празднование церковных торжеств было совместным. Из каждого дома доносились песнопения, псалмы. Если были престольные праздники, то после молебна устраивали общий обед – тут каждый приносил что-то вкусное, и, конечно же, были станичные рыба и мясо. После общего обеда, казаки разделялись и праздновали три дня по ватагам. Было принято также угощать и стариков, приглашать их в гости. Существовало несколько циклов, которые делились по временам года. Например, зимний цикл составлял рождество, крещение, новый год. В рождество девушки ходили под окнами и пели колядки группами. Детки разносили кутью, получали подарки.


Вывод:

Это только малая часть обычаев донских казаков. Это колоритный и яркий народ, который относился с особым доверием ко всем традициям и обычаям своего народа, края. Все выполнялось, как и должно было это выполнять. Культура казаков, их традиции и обычаи складывались в течение длительного времени. В их воспитании была духовность, культура, патриотизм и многие другие качества, которые было почтено иметь настоящим воинам, донским казакам.


История донских казаков

Читайте также: