Анализ фз 166. Законы пенсионной реформы

Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» государственная дума приняла, а после опубликовала в Собрании Законодательства в 2001 году 15 декабря, а последние изменения в него были внесены 03 июля 2019 года.

Этот акт регулирует основания возникновения этого права, условия и порядок начисления пенсий по гарантированному государством пенсионному обеспечению. И так, рассмотрим более подробно.

Преамбула

Помимо рассматриваемого закона, регулирующим гос. пенсионное обсечение граждан РФ, существует еще три ФЗ:

  1. Конституция РФ (ст. 39) не один закон государства не может противоречить этому главному и основополагающему закону страны;
  2. ФЗ «О трудовых пенсиях»;
  3. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эта нормативно-правовая база направлена на работу с государственным пенсионным обеспечением. Она даёт гражданам знания о пенсионной выплате в нашей стране.

Общие положения

Общие положения вышеназванного закона говорят о:

  1. Праве на возникновение пенсионного обеспечения;
  2. Понятиях, применяемых в данном законе;
  3. Лицах, в отношении кого действуют положения закона;
  4. Видах пенсий, положенных данным ФЗ;
  5. Праве человека на одну пенсию по выбору;
  6. Категориях лиц, имеющих возможность получать две пенсии;
  7. Финансовом обеспечении расходов на их выплату.

Условия назначения пенсий

Условия при назначении пенсий разные, и зависят они от категорий граждан, претендующих на ее получение.

  1. Право на возникновение пенсии по гос. обеспечению возникает у таких служащих, при наличии стажа работы на должностях гос. и гражданской службы от 15-ти лет (плюс положения, указанные в Приложении к закону), уволен такой служащий может быть по основаниям, указанным в законе о «Государственной и гражданской службы» и замещать федеральные гос. должности лицо должно 12 полных месяцев;
  2. Граждане из числа космонавтов и их семей. Право на такую пенсию возникает независимо от возраста. Мужчинам нужно иметь 2, а женщинам – 20 лет трудового стажа. Пенсия может быть назначена только при увольнении со службы

Право на пенсию по потере кормильца имеют только лица, прямо указанные в законе:

  • Дети, не достигшие совершеннолетия, либо достигшие, но проходящие обучение по очной форме (до 23 лет максимум);
  • Родители, по достижению пенсионного возраста, либо, родители-инвалиды;
  • Супруг (супруга) погибшего;
  • Еще одним важным условием является наличие у погибшего кормильца звания «Летчик – космонавт СССР» или «Летчик-космонавт РФ»;
  1. Военнослужащие и члены их семей. Следует знать, что под понятие «военнослужащие», относятся лица, указанные в ст. 8, рассматриваемого закона. Право на данную пенсию возникает у человека, проработавшего на таких должностях минимум 20 лет. Для некоторых служащих, указанных в законе существует предельный возраст — 45 лет, при этом общий стаж работы должен составлять 25 лет, включая стаж на занимаемой должности — 12,5 лет.

Право на ‏пенсию по ‏потере ‏кормильца ‏возникает ‏у лиц, ‏состоявших ‏на ‏иждивении ‏военнослужащего, ‏и ‏не ‏имеющих ‏иных ‏доходов возникает ‏в ‏случае гибели ‏ㅤ военнослужащего ‏при ‏ исполнении ‏служебных ‏обязанностей, ‏а ‏ также в ‏течение ‏3-х ‏месяцев со ‏дня ‏увольнения ‏со ‏службы;

  1. Участники ‏ВОВ ‏и ‏лица, ‏награждённые ‏знаком ‏«Житель ‏блокадного ‏Ленинграда». ‏Правом ‏на ‏эту ‏пенсию ‏может ‏воспользоваться ‏лицо, ‏при ‏установлении ‏ㅤ ему ‏инвалидности ‏любой ‏группы ‏и ‏лицо ‏должно ‏быть ‏военнослужащим. ‏Отказом ‏может ‏служить ‏нанесение ‏умышленного ‏увечья ‏или ‏ㅤ иного ‏вреда ‏здоровью;
  2. Граждане, ‏пострадавшие ‏от ‏техногенных ‏и ‏радиационных ‏катастроф. ‏ Лица, ‏имеющие ‏право ‏на ‏эту пенсии ‏указаны ‏в ‏ст. ‏10 ‏. Закона, ‏перечень ‏ㅤ является ‏полным ‏и закрытым. ‏Пенсия ‏по ‏инвалидности ‏при ‏поражении ‏радиацией ‏назначается ‏при ‏наличии ‏соответствующего ‏удостоверения. ‏Пенсия ‏ㅤ по ‏достижении ‏общего ‏пенсионного ‏возраста ‏назначается ‏на ‏5 ‏ лет ‏раньше, ‏установленного ‏общего ‏срока; ‏ㅤ
  3. Нетрудоспособные ‏ㅤ граждане. ‏Условиями ‏для назначения ‏социальной ‏пенсии ‏являются ‏основания, ‏указанные ‏в ‏ст. ‏11 ‏ рассматриваемого ‏закона. ‏ㅤ Это ‏лица ‏с ‏инвалидностью ‏всех ‏групп, ‏дети-инвалиды ‏(при ‏наличии ‏соответствующего ‏медико-социального ‏заключения) ‏дети, ‏потерявшие ‏ㅤ родителей, ‏граждане ‏из ‏малочисленных ‏народов, ‏иностранные граждане, ‏проживающие ‏на территории РФ, ‏как ‏минимум 15 лет. ‏ㅤ

Размеры пенсий

Размер пенсии в большинстве своем зависит от размера социальной пенсии, в процентном соотношении , зависит от

  1. Федеральные государственные служащие. Их зависит от проработанных лет на должности и от заработка. При минимальном стаже службы, пенсии составит 45 % от заработной плюс 3 % за проработанный год минимального размера, но не 75 %. При в районах, эта увеличивается на северного
  2. Военнослужащие. По для этих граждан в от инвалидности (III, II, I) и появления этой При 175, 250 и 300 % соц. При возникшем в военной 150, 200, 250 % от того же В потери – 200 % в травмы, и 150 % в заболевания на нетрудоспособного семьи;
  3. Участники ВОВ и награждённые «Житель Ленинграда». ВОВ из инвалидности устанавливается: 250, 200, 150 %; награжденным «Житель Ленинграда» — 200, 150, 100 %. Размер инвалиду, на которого нетрудоспособные семьи, сумма – пенсия + 1208 руб. 90 коп. на нетрудоспособного семьи. Если в регионе предусмотрены северные или иные коэффициенты, то они прибавляются к указанной сумме;
  4. Граждане, пострадавшие от катастроф. Социальная пенсия из граждан, перенесших болезнь иные заболевания — 250 %, а так же связанные с по на этих 200 % — для лиц, на этих Пенсии по – 250 % от соц. Пенсии по кормильца: 250 % — дети одинокой и обоих и 125 % — при кормильца нетрудоспособных семьи;
  5. Лица из космонавтов и состава. Пенсия при 20 и 25 лет у и в 55 % от за год этого еще + 3 %. Так же надбавки достигшим 80 лет – 200 % от соц. лицам 55 лет, на нетрудоспособного семьи – 32 % на члена 64 % на и 100 % за трех и Пенсия по таким лица 85 % (I и II гр.) от довольствия и 50 % (III

Что второй лиц, то стаж же, как и у при этом 2/3 должны на испытательных пенсия в случае составлять от 800 до 1000 %.

Видео: Комментарии специалиста

Стаж государственной службы, трудовой стаж и среднемесячный заработок

К стажу государственной службы относятся периоды осуществления такой службы на:

  1. Гос. должностях РФ и субъектов;
  2. Гос. должностях федеральных служащих (указанные в соответствующем реестре);
  3. Воинских должностях, включённые в список гос. должностей;
  4. Должностях налоговой полиции, органов по контролю и надзору за оборотом наркотических средств;
  5. Должностях таможенных органов;
  6. Должностях работников прокуратуры РФ;
  7. Муниципальных должностях;
  8. Выборных должностях, включенных в список федеральных должностей.

Под понятием трудовой стаж следует понимать — общий период работы, засчитываемый в страховой стаж.

Все периоды службы складываются в общий период работы, а исчисление трудового стажа происходит в календарном порядке. При службе на воинских должностях расчет происходит: 1 календарный день на военной службе приравнивается к 2 дням работы.

Начисление:

  • Размер пенсии исчисляется из расчета среднего заработка за последние 12 месяцев службы до дня ее прекращения;
  • Размер заработка для пенсии по факту не может быть выше 2,8 должностного оклада (либо, 0,8 денежного довольствия).

Особенности пенсионной системы

Установление, индексация, выплата и доставка пенсий

Пенсия устанавливается только по личному заявлению лица, претендующего на ее получение. Данное обращение может быть осуществлено в любой период после получения такого права. Пенсия – это право, а не обязанность! Об этом стоит не забывать. Органы пенсионного фонда сами не будут ничего никому начислять и выплачивать.

Перерасчет пенсии для лиц инвалидов производится при смене группы инвалидности, причины ее возникновения, количества иждивенцев. Перерасчеты пенсии для других категорий граждан производится по основаниям, указанным в ФЗ № 166.

Индексация пенсий производится для:

  1. Федеральных служащих при общем повышении денежного довольствия для этой категории граждан;
  2. Военнослужащих. Основания указаны в ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. Социальных пенсий – каждый год — 1 апреля;
  4. Сстальных категорий граждан, при индексации социальных пенсий.

Выдача пенсий производится при наличии документа, дающего право на ее получение и документа, удостоверяющего личность.

А доставка может производится любым удобным способом, через:

  • Почту России;
  • Банк (при чем, любой);
  • Службу доставки пенсии.

При выборе способа доставки необходимо об этом уведомить органы пенсионного обеспечения, посредством такого заявления. Так же пенсию может получать доверенное лицо, путем составления нотариально удостоверенной доверенности.

Порядок вступления Закона

Данный ФЗ начал свое действие с 01.01.2002 года. Те условия, которые были приняты ранее, и они были в большем размере, то в новом законодательстве они были сохранены в полном объеме. В Российском законодательстве существует правило «не допущение к худшему».
Лицам, имеющим степень инвалидности III, II и I (до 2004 года) применяются правила чтения закона I, II, III группы инвалидности.

Приложение

Приложением к комментируемому закону является — стаж гос. гражданской (иной приравненной к ней службе) при назначении пенсии за выслугу лет. Оно показывает в какие годы, какой размер стажа должен иметь место быть, начиная с 2019 года. В 2019 году – 15,5 лет и так до 2025 года поэтапное увеличение за каждый год по 6 месяцев. С 2026 года и дальше стаж этой службы будет составлять 20 лет.

Что нового в последней редакции

Рассмотрев весь закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нужно сделать вывод чего же касались последние изменения в нем.

В новой редакции говорится о том, что:

  • Стаж гос. службы исчисляется на день увольнения с этой службы, ранее это положение отсутствовало.;
  • В старой редакции был установлен конкретный безапелляционный срок гос. службы (15 лет), в новой этого нет, этот срок теперь указан в Приложении к закону;

Новая редакция говорит о том, что служащим может предоставляться пенсия, назначаемая в соответствии с законом «О страховых пенсиях» (ранее этого положения не было).

Пенсия по гос. обеспечению начисляется в качестве компенсации при выходе на социальную, а не как было ранее, трудовую пенсию. По тексту закона все, что касалось трудовой пенсии было заменено на социальную.Было добавлено положение о перерасчете пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим.

Граждане, имеющие травмы, достигшие определенного возраста, потерявшие родителей или супруга имеют право на получение пенсионного обеспечения. Федеральный закон номер 166 регулирует процессы, способы получения гражданами помощи от государства и определяет категории и условия для получения пенсии. Закон также контролирует правоотношения между такими лицами и государством.

Описание 166 ФЗ

  • В главе первой описаны общие положения закона. Описаны другие акты и законы, регулирующие сферу пенсионного обеспечения и термины и понятия, используемые в законе и их определения. Дан список лиц, имеющих право на получение пенсии в Российской Федерации, и описаны категории пенсионного обеспечения. Способы финансирования государством и процессы увеличения или сокращения расходов на пенсии согласно постановлениям Правительства РФ;
  • В главе номер два, описаны условия назначения пенсии для каждой категории лиц, включая гражданских служащих, нетрудоспособных и недееспособных граждан, космонавтов и их семей, граждан, пострадавших в катастрофах с радиацией или техногенных катастрофах и их семей, работников летно-испытательного состава, участников Великой Отечественной Войны, военнослужащих и их семей, награжденных знаками «Жителю блокадного Ленинграда». Описан порядок, по которому устанавливается инвалидность гражданина. Описаны также ситуации по получению пенсии в случае, если семья потеряла кормильца;
  • В третьей гл. оформлены размеры денежных средств в случае назначения о получении пенсии лицом. Описана каждая категория лиц, перечисленная выше;
  • В гл. четыре описаны трудовой стаж и стаж службы. Описан процесс вычисления пенсии гражданина по среднемесячному заработку и согласно стажу;
  • В пятой оформлена индексация пенсионного обеспечения, процесс выплаты и доставки средств гражданину. Даны сроки, по которым государство определяет размер пенсии по населению и проводит изменения. Описан процесс перерасчета и выплат, способы доставки пенсии гражданину, в случаях, если лицо не имеет возможности самостоятельно получить средства в пунктах выдачи;
  • В шестой главе описан порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. Оформлено сохранение пенсии в размерах предыдущих лет. Описана система получения денежных средств иностранными гражданами, проходившими военную службу на территории Российской Федерации. Даны дополнительные положения и заключения закона.

В приложении к закону дана таблица с перечислением необходимого стажа работы в государственных или муниципальных органах для получения пенсии за выслугу лет.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 131

Последние поправки

Последние поправки в закон о пенсионном обеспечении граждан РФ были внесены 1 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 148. Согласно этим изменениям в статье два, в седьмом абзаце фраза «федеральных органах государственной охраны» была изменена на слова «органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны)».

Вам будет интересно: ФЗ 143 в новой редакции 2018

Согласно третьей статье описываемого закона, кроме обычных граждан Российской Федерации, пенсию могут получать:

  • Лица, получившие травму при прохождении военной службы. Им полагается пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости;
  • Члены семей, у которых погиб родственник космонавт. Таким лицам полагается пенсия по случаю потери кормильца;
  • Участники Великой Отечественной Войны вправе получать пенсию по инвалидности и по старости;
  • Пенсия начисляется так же, как и участникам ВОВ, гражданам, получившим знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Матери и отцы лиц, проходивших военную службу и получивших травму, или погибших, имеют право на получение денежных средств. Родителям полагаются средства по потере кормильца;
  • Жены, супруги которых получили травмы или погибли во время военных действий или конфликтов, вправе получать пенсию по потере кормильца;
  • Любые семьи, потерявшие кормильца также вправе получать денежные средства при предъявлении в соответствующие органы доказательств родства.

Описаны также процессы получения денежных средств лицами, имеющими несколько категорий пенсионного обеспечения. Один гражданин вправе получать пенсию по потере кормильца, по старости и за выслугу лет и т. д.

В седьмой статье описаны условия и требования для получения пенсии федеральными государственными служащими. Размеры денежных средств и сроки выслуги лет для служащих определены в приложении настоящего ФЗ о гос. пенсиях. Государственные служащие имеют право получать пенсию за выслугу лет вместе с денежными средствами по инвалидности и по старости.

Пенсия таким лицам не выплачивается в период работы в:

  • Государственной службе Российской Федерации;
  • Межгосударственном или межправительственном органе;
  • Гос. службе РФ при замещении другого лица;
  • Муниципальном органе или при замещении другого лица в муниципальном органе;
  • Государственном органе субъекта Российской Федерации.

В статье 7.2 описана система начисления и получения денежных средств гражданами, участвовавшими в испытании летной техники. Лица, участвовавшие в исследованиях и испытаниях серийной авиационной техники, парашютно-десантной и аэрокосмической техники, воздухоплавательной техники, получают пенсию за выслугу лет только в случае наличия трудового стажа в размере 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. В ситуациях, когда гражданин ушел с места работы по состоянию здоровья, трудовой стаж снижается до 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин. Должности, размер средств и исчисление периода работы регулируется Правительством Российской Федерации.

В статье номер 11 закона о социальных пенсиях описаны условия и требования для начисления денежных средств нетрудоспособным гражданам. В соответствии с данной статьей, пенсию имеют право получать:

  • Инвалиды с детства или лица, получившие 1, 2 или 3 группу инвалидности;
  • Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Иностранные лица, проживающие на территории России и отвечающие описанному выше условию;
  • Родители, имеющие в семье детей-инвалидов;
  • Граждане, относящиеся к категориям малочисленных народов Севера и проживающих на территориях народов Севера, достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • Граждане, не достигшие 18 лет, несовершеннолетние, потерявшие одного родителя или обоих, учащиеся на очных отделениях образовательных учреждений.

Перечисленным гражданам может быть установлена также пенсия по потере кормильца, по старости или инвалидности.

Текст действующей редакции закона

ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств. Граждане должны иметь при себе документы, доказывающие права на получение помощи, в виде паспорта, свидетельства о смерти, медицинской справки и т. д.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.



Читайте также: