Конспект по развитию связной речи подготовительная группа. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Игровое упражнение “Распространи предложение”

Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи в подготовительной группе».

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи : развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи : формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

Требования к речи педагога:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Эмоциональность;

Выразительность.

Методы развития связной речи: совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине -по серии сюжетных картинок -из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме -по стихотворению -по сказке -по скороговорке;составление описательного рассказа, заучивание стихотворений,беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

Приемы развития связной речи:

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.

Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины(передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа развитая этого вида рассказывания - содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими – как взрослыми, так и со сверстниками. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями - необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.

Составление творческого рассказа . Существуют различные варианты творческого рассказывания.

  1. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
  2. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
  3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» Л. А. Пеньевской, после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».

Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования .

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку


Вид проекта : познавательный, комплексный, творческий.

Форма : поисково-познавательная деятельность.

Участники: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Возраст: 5 - 6 лет.

Взаимодействие педагогов : воспитатель, музыкальный руководитель, логопед,родители

Проблема Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Срок реализации проекта : учебный год (сентябрь-май)

Планируемые результаты

Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей;

Обогащение словарного запаса детей;

Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, эпитетов, и других средств образной выразительности;

Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам;

Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты по проекту:

Развитие интереса детей к произведениям художественной литературы и русским народным сказкам

Закрепление умения применять свои знания в беседе, связанных с высказываниями;

Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

Получить эмоциональный отклик от своей работы;

Пополнение книжного уголка любимыми книгами детей;

Накоплен наглядно дидактический материал

1 этап -подготовительный

Вызвать интерес детей к выбранной теме проекта

2 этап -основной

Реализация плана проекта с детьми;

3 этап -заключительный.

Подведение итогов проектной деятельности.

Театрализация

Продукт детской деятельности

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Таким образом проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом но и социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения-устной речью. Среди многих задач воспитания и обучение детей родному языку, развитие речи, речевого общения- одна из главных задач.

Проблема развития связной речи издавна привлекала известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остаётся тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать её необходимо с первых лет жизни.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. По тому как, дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития связной речи является одной из актуальных и задач воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, так как с речью ребёнка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мереопределяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи - это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям, этому свидетельствуют работы моего труда (видио) Я добиваюсь, чтобы дети показали своё отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

Совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;

Составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Мною изучена литература по данной теме:

Подобраны дидактические игры и упражнения;

Сюжетные картинки для составления рассказов;

Проведена диагностика детей по развитию речевых навыков и умений;

Проведены беседы с родителями: «Воспитание усидчивости- важное условие подготовки детей к школе», «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Ежедневно ведётся работа по обучению связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем,отображающих последовательность событий;

Составление рассказов по картинкам, по фотографиям, по рисункам, учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики, пополнять и активизировать словарный запас детей;

Заучивание стихотворений,

Дыхательные гимнастики на развитие речевого аппарата без использования предметов:» Ветры», «Подуем на плечо», « Листики осенние», « Запасливые хомячки», «Пузыри», «Надуем шарики» и другие;

Артикуляционная гимнастика;

Дидактические игры: «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов», « Слова из звуков»(обучение звуковому облику слова), «Придумай новое слово», «Что лишнее?», «Составь рассказ по картинке»;

Еженедельно ведётся работа по театрализованной деятельности;

Консультации для родителей: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками, задачи ознакомления детей с книгой.», « Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии», « Воспитание ответственности у детей»,

« Застенчивость», « Роль сказки в развитии детской эмоциональности», « Причины неготовности детей к школе», « Роль театрализованной деятельности в развитии детей», « Здоровый образ жизни в семье», « Анкетирование родителей на тему: « Готовность семьи к обучению ребёнка в школе», « Использование загадок, как средство выразительности речи», « Речевая готовность ребёнка к школе», « Портрет будущего первоклассника»

Внести до конца учебного гада в речевую зону:

Дидактические игры: « Противоположности», « Читаем сами», « Читаем с ударением»; сюжетные картинки для составления рассказов («Зима», « Зимние забавы»);

В дидактическое пособие: «Пересказ» добавить рассказы: « Четыре желания» , « Играющие собаки» К. Ушинский, « Как Саша первый раз увидел самолёт» ,« Для чего руки нужны»,« Как Маша стала большой», « Помощница», « Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк; знакомство с пословицами и поговорками о зиме, весне и лете;

Чтение и заучивание стихотворений: С.Есенина « Поет зима -аукает», «Пороша»и др. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: « Зимовье зверей», « Снегурочка» ,В. Сутеев « Новогодняя ёлка» ; -в фонетическую зарядку добавить картинки по всем звукам;

Беседы с родителями: « Памятка для родителей по обучению связной речи», « Круг чтения детей семилетнего возраста», « Как избежать школьных неудач».

Познакомить родителей с дидактическими играми и лексико- грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Формы представления результатов самообразования: консультация практикум;

Творческий отчёт;

Проведение меоприятия(участиедетей на занятии)

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Образовательные цели:

закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;

расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Развивающие цели:

развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.

1 Организационный момент (мотивация)

(дети стоят возле стульчиков)

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться.

(садятся на стульчики).

2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Осень какая? (Поздняя)

- Назовите признаки поздней осени.

- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?

- Назовите перелётных птиц.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

    Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)

    Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)

    Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)

    Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)

    Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)

    Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)

- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.

Дидактическая игра «Подбери действие»

Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У цапли длинные ноги. Она какая?

У аиста длинный клюв. Он какой?

Ласточка любит тепло. Она какая?

У стрижа острые крылья. Он какой?

У гуся красные лапы. Он какой?

- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).

3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.

Динамическая пауза «Игра – подражание»

Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.

4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.

На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)

- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.

5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»

Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).

Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.

- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?

- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)

- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Запомни

Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)

Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

Итог занятия

- О чём мы сегодня беседовали на занятии?

- Что интересного и нового вы узнали?

- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?

Список использованной литературы:

1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

Подготовительная группа.

2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»

3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.


Программные задачи:

  • Учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя план-схему.
  • Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением животных;
  • схема для составления описательных рассказов;
  • Маски животных.
  • Теремок.

Предшествующая работа:

  • Беседа: «Моя любимая сказка»
  • Чтение сказок.
  • ДИ «Из какой сказки герой», «Продолжи сказку»
  • Выставка детских рисунков «В гостях у сказки»

Ход занятия:

Слайд №1

Воспитатель:

Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать там? Путешествие будет не легким, нам предстоит выполнять много трудных заданий, вы готовы к трудностям? Тогда в путь. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, хлопните в ладоши.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»).

Слайд №2.

Интересно, в какую сказку мы попали? (Ответы детей)

Слайд №3.

Воспитатель: Ничего не понимаю, что это такое?

(дети отвечают, что это схемы для описания животных)

Я поняла! Голос хочет, чтобы мы по схеме угадали персонажей сказки. Ребята, а мы сможем справиться с таким трудным заданием? (ответы детей). Тогда за работу. Располагайтесь поудобнее на полянке и за работу. (дети садятся на ковер.

Один ребенок читает схему, остальные называют животное. После правильного ответа, выставляется картинка с изображением животного.)

Посмотрите, мы угадали всех животных.

Слайд №4.

Догадались, в какой сказке мы оказались? (ответы детей.) Правильно. Это сказка «Теремок».

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, куда это мы пришли? Смотрите, на поляне стоит теремок. Интересно, кто в нем может жить? (Ответы детей. Дети подходят к домику и спрашивают: «Кто в теремочке живет?» Тишина. (Воспитатель находит маски животных). Смотрите, да это же маски, давайте их примерим. Теперь вы не ребята, теперь вы зверята. Теремок стоит пустой. Давайте придумаем новую сказку про теремок.

Игра «Теремок» с элементами ТРИЗ .

Воспитатель : Понравилась новая сказка? Чем же она вам понравилась? (Ответы детей).

Как хорошо в сказке, но пора возвращаться. А как же нам вернуться в детский сад?

Приготовились! Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, хлопните в ладоши. (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Где же мы были?

Понравилось путешествие?

А что было интересного?

В следующий раз мы с вами опять отправимся в путешествие. А куда – это будет для вас сюрприз.

Ермакова Е.В.

учитель-логопед МБДОУ №37

Г. Балаши

Конспект по развитию связной речи в подготовительной группе

Проектировочный компонент представлен в полном объеме для детей подготовительной группы.

А. Образовательные: закрепить понятия «хищники», «травоядные», «всеядные» животные, развивать умение вести диалог, учить составлять сложноподчиненное предложение, учить передавать характер и повадки изображаемого персонажа, учить пользоваться своими знаниями в разных ситуациях, развитие выразительной и эмоционально окрашенной речи.

Б. Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать с товарищами, помогать попавшему в трудную ситуацию, учить самоанализу и самоконтролю, развивать самокритичность.

В. Развивающие: развивать интерес к театральному творчеству, развивать умение передавать свой эмоциональный настрой.

Использование медиа объектов: сказки о лесных животных, иллюстрации к сказкам, фильмы о животных, СД проигрыватель, игры.

Оборудование для проведения занятия: картинки с изображением лесных животных, домики с обозначением «хищники», «травоядные», «всеядные», шапочки и жилетки лисы, волка, зайца, медведя, предметы, необходимые для драматизации сказки Сутеева «Дядя Миша»: лейка, ведро, удочки, обруч, гимнастические палки, игрушка курица, кусок голубой ткани, СД — проигрыватель, диск Е. Железновой «Веселые распевки»,

Предварительная работа в интеграции образовательных областей:

«Чтение художественной литературы» — чтение русских народных сказок о лесных животных, прослушивание записей произведений о животных в исполнении знаменитых актеров, прослушивание сказки Сутеева «Дядя Миша», беседа по сказке.

« Познание»- беседы о лесных животных, просмотр видеофильмов по СД, дидактическая игра «Подарки лесным жителям».

«Художественное творчество» — Рассматривание иллюстраций Васнецова к сказкам, рисование животных детьми, лепка фигурок лесных животных, выполнение аппликаций и оригами.

«Социализация»- подвижная игра «Волк во рву».

«Здоровье»- пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом», «Зайчик длинноухий…», подвижная игра «Лесной переполох».

Организационный компонент НОД. Приемы:

Словесный метод: беседа, ответы на вопросы, пересказ сказки посредством драматизации.

Наглядный: демонстрация картинок и домиков для животных, костюмы и предметы, необходимые для драматизации.

Практический метод позволяет поддерживать интерес детей.

Рефлексивный компонент отобразил анализ работы детей в процессе занятия. Дети были активны, все хотели исполнять какую-либо роль, каждый хотел выступить с комментариями. Не все дети смогли принять участие в драматизации, надо будет оставить задание воспитателю, чтобы все дети могли поучаствовать в драматизации.

Работы учителя-логопеда. Задачи, поставленные на занятии, были выполнены, использованные методы были эффективны, высокий эмоциональный фон занятия позволил поддерживать интерес детей.

Работы с родителями. Родителям предлагалось пересказать с ребенком небольшие сказки или рассказы, понравившиеся ему.

Описание занятия.

1. Предлагаю детям составить предложение о лесных животных и о том, что они любят. Например: Медведь любит лакомиться рыбкой, малиной и медом. После ответов всех детей прошу ответить на вопрос: кто из лесных животных относиться к хищникам, к травоядным, ко всеядным? Дети располагают картинки в три домика в зависимости от способа их питания.

2. Вспоминаем сказку, прочитанную накануне воспитателем. Выясняем с детьми, какой был медведь? (Наивный, добродушный, доверчивый, сильный). Каким был заяц в сказке? (трудолюбивый, терпеливый, добрый). Какой была лиса? (хитрая, находчивая, нечестная). Каким был ежик? (честный, приветливый, добрый). Ребенок объясняет, почему он наградил животное тем или иным качеством. Например, заяц был добрым,так как позволил медведю моркови на своем огороде. Выясняем, какими голосами разговаривают в сказке животные. (Медведь говорит низким голосом, часто удивляется. Лиса говорит ласковым голосом, заяц обстоятельно рассказывают медведю, чем он занимается, приветливо приглашают присоединиться). Домысливаем, с какими животными мог бы встретиться медведь в лесу, о чем они говорили, что делали.

3. Распределение ролей между детьми, надевание костюмов, устройство огорода зайца - огородить гимнастическими палками грядки и положить обруч - пруд, возле него поставить ведерко. На столике стоит крыша, сидит курица (это курятник, где живут куры). Разложить на полу голубую ткань - речку, у которой волк будет ловить рыбку, макет дерева, возле которого белка будет угощать медведя орехами.

4. Выполнение физминутки под песенку с СД диска Е. Железновой, предлагаю детям воспроизвести походку лисы и медведя, прыжки зайца и лягушки.

5. Драматизация по мотивам сказки. Логопед говорит слова автора. Дети в шапочках и жилетках персонажей сказки исполняют роли персонажей сказки. Дети — зрители наблюдают за действием.

6. Предлагаю детям-зрителям высказаться, кто из исполнителей ролей справился со своей задачей лучше всех. Почему они так считают? (Саша очень хорошо играл свою роль, потому что говорил басом, не забывал свои слова и еще помог волку - подсказал его слова).

7. Кто из персонажей сказки тебе был особо симпатичен, с кем бы ты хотел дружить, на кого хотел бы походить? Почему ты так считаешь? (Мне понравился заяц, потому что он трудолюбивый. Он выращивает овощи на своем огороде для запасов на зиму).

8. Как вы считаете — это сказка или рассказ, почему? (Это сказка, потому что животные не разговаривают, не ловят рыбу удочкой, не выращивают овощи и т. д.)

9. Почему же медведь спит зимой? Кто еще из лесных животных зимой спит?

Читайте также: