Уход за ногтями гитариста. Ногти для игры на гитаре Нужны ли ногти для игры на гитаре

Приветствую Вас, дорогие новички и желающие научиться играть:) На повестке дня у нас вопрос: как играть на гитаре с длинными ногтями? Дело в том, что многие девушки любят длинные ногти, в связи с чем у них возникают некоторые проблемы при игре на гитаре (или они боятся, что эти проблемы возникнут). Так и есть, ногти достаточно сильно мешают при игре.

Может быть несколько ситуаций:

  • длинные ногти на правой руке;
  • длинные ногти на левой руке.

Длинные ногти на правой руке

Длинные ногти на правой руке НИКАК не помешают Вам играть на гитаре. Это даже плюс. Я Вам даже больше скажу - для улучшения качества звучания и звонкости при игре покупают специальные медиаторы-когти , которые имитируют ногти. Эти медиаторы надевают на все пальцы правой руки - и играют.

Длинные ногти на левой руке

А вот длинные ногти на левой руке - беда. Это практически всегда беда. Честно говоря, я вообще не представляю, как играть на гитаре с длинными ногтями на левой руке. Почему?

Все дело в зажиме аккорда . Ваши ногти будут постоянно мешать правильно зажимать струны - они вечно будут странно дребезжать. Вы будете каждый раз испытывать неприятные ощущения при попытке зажать аккорд.

Что делать, если длинные ногти?

Я советую сделать выбор: учиться играть на гитаре или отращивать ногти. У Вас никогда не получится совмещать эти 2 вещи одновременно. Поверьте мне, я играю 10 лет на гитаре - и длинные ногти это всегда проблема. Даже у парней: как только отрастают ногти на левой руке, возникает острая необходимость их стричь, иначе каждая игра на гитаре превратится в пытку. С длинными ногтями играть на гитаре никак не получится, увы :(

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Сегодня я хочу рассказать Вам о способах и методах звукоизвлечения при игре на гитаре, проведя обзор самых популярных техник, приемов и предметов, с помощью которых можно добиваться разнообразного звучания Вашего инструмента. Надеюсь, что после прочтения этой статьи и просмотра всех видео Ваш гитарный кругозор заметно расширится.

Пальцевая техника

Пальцевая техника подразумевает работу правой руки почти без вмешательств инородных предметов («почти» из-за
накладных и наклеиваемых когтей). Эта техника берет свое начало у классической гитары с момента её появления. Но по ходу развития гитарного мастерства, техника пальцевой игры совершенствовалась и теперь можно выделить несколько способов игры на гитаре пальцами.

С него-то и начинают все без исключения гитаристы, у которых только что появилась гитара. Подразумевает данный способ обязательную «классическую» постановку правой руки таким образом, чтобы запястье не касалось корпуса гитары. При такой постановке возможна максимальная скорость игры с минимальной усталостью пальцев гитариста. Кроме этого, важно при игре на гитаре держать палец «р» (большой палец правой руки) не в кулаке, не напротив указательного, а двигать им как бы «вокруг» остальных пальцев, при этом, если посмотреть вниз на свою правую руку, нужно видеть «треугольник» между струной, указательным (i) и большим пальцем (р). Этот треугольник может быть большим, маленьким, средним – на Ваш выбор. Главное, чтобы он был. Зачем? Чтобы работали только пальцы без участия запястья или локтевого изгиба, потому что если Ваш большой палец будет находиться напротив указательного, то Вы не сможете выполнить четкий щипок без «подпрыгивания» кистью, что недопустимо при пальцевой технике игры на гитаре. Если Вы будете прятать Ваш большой палец внутрь кулака, то остальные пальцы (I, m, a, e) расположатся под острым углом к струнам, что повлечет за собой звукоизвлечение с шерохом и скрипом пальцев (ногтей) об струны. Руку (особенно кисть) при этом не напрягать. Она должна просто свисать вниз, а работать нужно пальцами. Ниже я привожу иллюстрацию классической постановки правой руки. Вариант «А» — правильный, В — неправильный.

Хочу добавить к пальцевой теме описание способ игры на гитаре пальцами:

Безногтевой способ игры на гитаре

Подразумевает звукоизвлечение при помощи подушечек пальцев путем небольшого оттягивания и отпускания струны под небольшим углом вверх в сторону запястья. Звук будет приглушенным, но равномерно тихим. Чтобы добиваться более громких звуков, необходимо сильнее поддергивать струну, что может привести к быстрой усталости пальцев при отсутствии опыта игры. Этот метод подойдет для начинающих, как первый шаг к освоению. После него можно переходить на

Ногтевой способ игры на гитаре

Звуки, сыгранные ногтями, чётче, громче и ярче. Но для игры с помощью ногтевого способа мало просто отрастить ногти. Большинство учебников пишет, что ногтевая пластина должна быть длиннее пальца (в среднем по учебникам) на 1-3 и до 5 мм и иметь закругленную или квадратную форму. И всё. Хочу добавить от себя, что здесь важно, в первую очередь, оценить несколько моментов, чтобы подобрать оптимальную длину ногтей:

    1. Высота Вашего запястья относительно струн. Чем оно выше, тем ногти должны быть короче
    2. Техника игры. Если Вы чаще играете апояндо (с опорой на соседнюю струну после атаки), то Вам больше подойдут короткие ногти (1-1,5 мм), если любите тирандо (без опоры на соседнюю струну), особенно с быстрым тремоло, то отращивайте ногти длиннее, чем 1,5 мм.
    3. Здоровье ногтей. В случае с тонкими и ломкими ногтями, большую длину отрастить не получится, так как они будут ломаться. Здесь есть три варианта выхода из положения: 2-3 слоя укрепляющего лака, надевание специальных «когтей» и приклеивание многоразовых синтетических (обычно акриловых) накладных ногтей (специальных) на родную ногтевую пластину специальным гелем. Отвечаю на вопрос о нарощенных в салоне ногтях: «НЕТ!». Они очень быстро стираются и ими крайне неудобно играть на гитаре.
    4. Ухаживайте за Вашими ногтями и следите за их сохранностью. Если привык играть с ногтями, то без них уже не сможешь. Поэтому думайте, прежде чем за что-то схватиться. Враг №1 для ногтей – дверные ручки. Будьте осторожны. А так же обязательно следите за гигиеной ногтей. Грязи под ними быть не должно.

Теппинг

Теппингу я в своих дальнейших очерках обязательно посвящу отдельную статью в своем гитарном блоге. Сейчас кратко опишу данный вид звукоизвлечения. Теппинг (техника больше характерна для ) подразумевает работу либо одной руки на грифе (одноголосый, как у Van Halen), либо обеих (полифонический, как у Stanley Jordan или Энвера Измайлова). Я не говорю конкретно о левой или правой руках, так как статью могут читать и левши, поэтому в этом абзаце будем различать их иначе. Пальцы при теппинге совершают постоянные легатные приемы hammer on (восходящее легато), pull off (нисходящее легато), slide (глиссандо) и иногда band (подтяжки). При работе одноголосым теппингом, вторая (свободная) рука может глушить лишние струны, встав ниже положения играющей руки. При полифоническом теппинге для глушения лишних нот возле верхнего порожка можно надевать обычную резинку для волос. Гитаристу широкого профиля, вроде меня, которые играют на всех видах гитар, тяжело работать теппингом с длинными ногтями, поэтому длина моих ногтей обычно не превышает 3 мм или я использую медиатор для ударов по грифу. Важно выполнять приемы четко, точно и с одинаковой силой, чтобы не было скачков по динамике. Изобретение теппинга вывело игру на гитаре на новый уровень. Синонимом данного метода является «фортепианная техника», что подразумевает использование до 10-ти пальцев рук (особенно, если положить гитары на специальный стол или колени). Сложность этого метода оправдывается эффектностью и завораживающими мелодиями, которые можно сыграть этим способом.

Игра чесом («боем»)

Этот способ игры характерен для эстрадного исполнения песен при аккомпанементе вокалу. Как «неклассический» метод, он мало описан в учебниках высшей гитарной школы, но и у него есть некоторые нюансы. А именно, если при пальцевой игре важно держать кисть неподвижной, то здесь запястье должно работать на всю свою амплитуду, немного «докручивать» локтевым изгибом, а пальцы, держась в легком напряжении, практически не гнутся. Запомните правило №1 работы чесом: рука должна быть расслаблена! Никакого напряжения. Отдыхайте между ударами по струнам, подобно отдыху пловца между загребанием очередной порции воды в бассейне, иначе у Вас очень быстро устанет рука.

Шестую часть общего количества учащихся нашей школы составляют гитаристы. Надеемся, что им, а также гостям сайта, покажется интересным и небесполезным материал, посвященный уходу за ногтями , ведь поговорка «ногти для гитариста – всё равно, что смычок для скрипача» – совсем не шутка, а один из действующих девизов исполнителей классической гитарной музыки.

Учитывая определенный дефицит информации на эту тему, мы решили предложить читателям выдержки из разных источников: открывает статью фрагмент из четвертой главы широко известной во всем мире гитарной школы Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре» , который касается скорее теоретических основ проблемы, после чего вас ждут увлекательные рецепты от наших преподавателей!

ЧАРЛЬЗ ДУНКАН. Глава 4 (фрагмент)

Красота гитарного тембра во многом связана с тем, что мы слышим в первый момент атаки, и зависит, в числе других качеств, от характерного набора призвуков (обертонов). Контакт со струной одной лишь подушечки пальца производит мягкий звук, достаточно выразительный, но не обладающий достаточной чистотой и ясностью.

При этом остро заточенные ногти производят резкий, угловатый звук. Толстые и тонкие ногти, соответственно, рождают слабый или насыщенный звук, ногти с округлой поверхностью имеют царапающий призвук. Следовательно, форма и шлифовка ногтей во многом определяет качество звука во время атаки.

Старый спор о том, стоит, применять ногти или нет, возникал, вероятно, потому, что жесткий тембр у большинства исполнителей, применявших ногти, определялся особенностями натуральных (жильных) струн. В любом случае, современный международный стандарт качества звука, установленный Сеговией и его учениками, успешно применявшими ногти, относит этот вопрос в область чисто умозрительных противоречий – абсолютным большинством современных гитарных исполнителей так называемой «академической» музыки, применяется ногтевое звукоизвлечение .

Затачивание ногтей

Для каждой стадии подготовки ногтей к игре (затачивания, шлифовки и полировки) требуются свои материалы.

Так, для заточки требуется маникюрная пилочка высшего качества. Наиболее распространенные пилочки с насечкой на металле, увы, буквально кромсают и, следовательно, ослабляют ногти. Абразивное полотно несколько лучше, но и оно ослабляет края ногтей и затрудняет отделку. Можно, конечно, стричь ногти ножницами, но при этом трудно избежать ломки краев ногтей, поэтому они тем более не подходят для столь деликатной работы.

Лучшая пилка – стальное полотно с насечкой и алмазным покрытием или покрытием из других драгоценных камней. Подобная пилка снимает лишнее и придает аккуратный, опрятный вид и нужную форму, не кромсая и не ослабляя кромки ногтя. Для контроля за движениями при заточке нужна опора (можно опереться локтями на колени или на стол). Ноготь следует затачивать под углом между ногтём и пилкой около 45°. Движения должны быть короткими, по прямой линии в обе стороны. Движения в одну сторону, применяемые в обычном маникюре, не совсем правильны.

Когда вы сделаете кромку ногтя ровной, приступайте к закруглению уголков, которые появились при первоначальной заточке. Чтобы закруглить ноготь с рабочей стороны, достаточно одного-двух штрихов. Для противоположного угла, возможно, потребуется более значительное закругление. Теперь осмотрите ноготь снизу: удалось ли получить форму, свойственную особенностям ваших ногтей. Проверьте, есть ли отклонения от нужной формы. Их можно устранить, подняв палец вверх и подровняв его легким штрихом пилки сверху.

Следующая стадия – шлифовка . Для нее потребуется наждачная бумага высшего качества, предпочтительно номера 500-600. Несколько штрихов со всех сторон устранят следы грубой заточки и выровняют острые края.

Заключительная стадия – полировка . Ее цель – доведение кромки ногтя до блестящей, зеркальной поверхности. Для этой цели подходит бумага для ювелирных работ, силиконо-карбидная бумага номер 500, карборундовая лента с окисью железа или наждачная бумага номер 600 с примесью вазелина. Допустим также высокосортный точильный камень, так как бумага может согнуться или помяться под воздействием острых углов полировки. (Бумагой при полировке ногтей в различных направлениях, нужно пользоваться довольно осторожно).

Уход за ногтями

Тщательный уход за ногтями – обязанность профессионального гитариста, особенно важная для тех, у кого слабые ногти. При соблюдении нужных предупредительных мер у вас не будет лишних забот.

Прежде всего, ногти должны быть всегда чистыми. Грязь впитывает влагу, что, наряду со ссадинами, приводит к ослаблению ногтей. Заслуживают внимания различные ванночки для ногтей – концентрированные растворы для них имеются в продаже в парфюмерных магазинах. В растворах содержатся компоненты, предохраняющие ногти от расслаивания и ломкости, а также делающие их более гибкими. Процедура полировки ногтей стимулирует основание ногтей, а вызванный этим прилив крови приводит к приросту ногтя.

Серьезный гитарист непременно избегает видов деятельности, опасных для ногтей (сюда не входит естественное изнашивание, неверная заточка, неправильная техника). Но даже самые безопасные занятия могут повредить ногти – никто не застрахован от неосторожных движений при открывании дверей, управлении автомобилем или затачивании карандаша. В повседневной деятельности часто возникают ситуации, приводящие к непредсказуемым повреждениям ногтей. Лучший способ избежать риска – научиться пользоваться левой рукой вместо правой, насколько это возможно. Если это войдет у вас в привычку – появится дополнительный эффективный элемент сохранения гитарной техники!

Начинающие исполнители часто считают, что отличный звук и оптимальная техника правой руки – результат исключительно правильной позиции кисти и формы ногтей. Однако задача более сложна. Разумеется, главное условие – верная позиция кисти и форма ногтей, но остальные важны не меньше – правильная посадка, положение левой кисти, оптимальные мышечные условия деятельности пальцев, действия при смене позиций.

РЕЦЕПТЫ

Б. И. Лазарева

Для укрепления ногтей можно использовать солевой раствор со следующим составом: на 1 стакан воды комнатной температуры – 1 столовая ложка соли и 1 чайная ложка лимона (можно также добавить 2-3 капли йода). «Вымачивать» в нём ногти нужно многократно, то есть курсом – по 15-20 минут (или больше) в течение нескольких дней.

Для избавления от слоистости ногтей советую делать ванночки: окунать пальцы в подогретое до температуры 35-38 градусов нерафинированное растительное масло – лучше оливковое, но сгодится и другое (примечание редакции: лучшее оливковое масло – Еxtra Virgine, его выжимают из свежайших плодов, еще не успевших окислиться, путём холодной выжимки без применения термической обработки, отчего это масло можно считать натуральным оливковым соком). Продолжительность процедуры – 5-10 минут ежедневно в течение двух-трех недель, после процедуры руки лучше протереть мягким полотенцем и пару часов не мочить.

Оба метода хорошо сочетать как друг с другом, так и с третьим – купанием в Средиземном море, чередующимся с поеданием оливок, особенно свежих (примечание редакции: в первозданном виде употребляют только столовые сорта оливок, которые отличает сочная, нежная мякоть – они собираются в средиземноморских странах в конце сентября – начале октября; большинство же обычных сортов горчат и непригодны в пищу без специальной обработки).

Нелишне также следить за рекомендациями косметологов – применяемые ими маски (например, из мякоти яблока с последующей обработкой ногтя смягчающе-увлажняющим кремом) и специальные процедуры для ногтей в большинстве случаев вполне приемлемы и для гитаристов.

ИНТЕРЕСНОЕ МНЕНИЕ

В. В. Герасимова

Проблема ногтей для гитаристов является едва ли не самой важной – как для вокалистов, например, здоровые лёгкие, голосовые связки и т.д. Одним из главных критериев оценки игры исполнителя на любом инструменте является качество звука. Для гитаристов же хорошие ногти – 90% вероятности достижения высокого качества звука (после, разумеется, достижения определенных навыков посадки и других непременных условиях профессионального развития).

Исходя из личного опыта, могу сказать, что я не знаю ни одного по-настоящему надёжного и действенного способа укрепления ногтей. Точнее, не знал до недавнего времени, пока один из моих учеников – Александр Давыденко – не открыл мне рецепт, который действительно помогает! В этом я убедился не только собственными глазами, но и, что самое важное, услышал результат ушами – на уроке!

Рецепт таков : размешать в теплой воде чайную ложку соды, несколько капель лимонного сока, несколько капель йода, растворить небольшой кусочек туалетного мыла до получения пены. В растворе держать руку 15 минут, после чего втирать миндальное или оливковое масло (продающееся в аптеке!) в основание ногтя (место, из которого он растёт). Процедуру проделывать 2 раза в неделю в течение шести недель, затем сделать перерыв в 2-3 месяца, и далее регулярно повторять по мере надобности.

Если же природа уже одарила вас хорошими, крепкими ногтями (либо вы достигли этого благодаря нашим советам) – не забывайте, ногти требуют ухода. На мой взгляд, удобнее всего пользоваться полировочными четырёхуровневыми пилками , которые можно купить практически в любом галантерейном ларьке. Однако, внимание, не перепутайте: полировать нужно не верхнюю поверхность ногтя, а ребро оного! (Хотя для музыкантов «слабого» пола, думаю, вопрос эстетики также важен – им не повредит и полировка верхней части ногтя). Делать это нужно не изредка (раз в неделю или раз в день), а столько, сколько понадобится – любой маленький заусенец на ногте не только сразу же отразится на чистоте звука, но и может стать причиной поломки ногтя.

В экстренных случаях (скажем, если перед концертом сломался ноготь) могут быть использованы и искусственные ногти – они также имеются в продаже. Однако для постоянной эксплуатации они непригодны, так как химические составы, применяемые для наклейки искусственного ногтя, разрушают природную структуру основы. Если вам всё же придется прибегнуть к этому методу – ни в коем случае не используйте клей, который поставляется в комплекте! Безопаснее и надежнее – так называемый «супер-клей», продающийся в маленьких тюбиках. Недолгое его использование практически не повредит настоящему ногтю (на фото – искусственный прозрачный ноготь для игры фламенко) .

Ну и, наконец, немного юмора, в котором (знаю по опыту) есть доля истины. Лично у меня, по неизвестным мне причинам, произошла некая эволюция ногтей вне зависимости от моих усилий (или отсутствия таковых): ногти стали не то чтобы более жёсткими, а более упругими. И стачиваться от длительных занятий стали значительно меньше. Возможно, это просто связано с теорией Дарвина: не исключено, что гитаристы тоже имеют свойство эволюционировать – из homo sapiens в homo gitarus. Последнюю формацию отличает горящий взгляд, чистое сердце, стремление всё делать левой рукой (хотя они и не левши) и хорошие ногти!

Как сказал в своё время мой Учитель – Евгений Фёдорович Ларионов – «у гитариста должно быть, как минимум, два ценных качества – нежная душа и крепкие ногти».

Дерзайте, будущие Сеговии и Пако де Лусии!

РЕЦЕПТЫ

С. Б. Привалова

Пожалуй, стоит напомнить, что слоистые или крошащиеся ногти могут быть не только конституциональной особенностью организма, но и сигналом о заболеваниях как самих ногтей, так и различных внутренних органов (пищеварительной системы, легких и т.д.). Известно, что еще древние китайские целители применяли диагностику различных недугов по ногтям (не путать с «онихомантией» – гаданием по ногтям, от греч. onix – «ноготь»). Поэтому прежде, чем экспериментировать с тем, что для вас наиболее ценно – ногтями – нелишне проконсультироваться с врачом.

Fairy не пройдет!

Тем, кто еще не в курсе, напомним также, что внешняя часть ногтя представляет собой пластину, ограниченную с трех сторон ногтевыми валиками. Её структура включает бета-кератин – весьма прочный белок, нерастворимый в воде и довольно стойкий к воздействию кислот, щелочей, а также высоких и низких температур. Вследствие пластинчатой структуры ногти способны хорошо впитывать воду и поглощать большое количество жиров (во много раз интенсивнее, чем кожа!). Поэтому положительных сдвигов в уходе за ногтями добиться не так уж сложно.

Для начала следует защитить их от препаратов, растворяющих жиры , которые заодно растворяют и межклеточные соединения роговых частиц, в результате чего ногти и становятся ломкими. Мойте посуду в резиновых перчатках! В случае их отсутствия – не злоупотребляйте мылом и содовыми растворами (а тем более жидкостями для мытья посуды), плохие ногти – болезнь слишком чистых рук! А уж если вы ковырялись перед рыбалкой в земле – вымойте руки крем-мылом, глицерином или специальным лосьоном.

Я уже опоздал? Вы умыли руки? Мылом «Хозяйственное №2»? Тогда вот вам один из рецептов , добытых на безграничных сетевых просторах.

В масло жожоба, авокадо или миндаля добавьте несколько капель эфирных масел лимона, сосны и ромашки, затем помассируйте смесью ногтевые валики и пластины или опустите кончики пальцев в чуть подогретую смесь. Результатом этого обещано скорое и видимое улучшение (на себе панацею не испытывал).

Кушайте на здоровье! Ни в коем случае не ешьте!

Одна из частых причин ухудшения состояния ногтей – неправильное питание. Мечтающие о крепких и красивых ногтях должны полноценно и, вместе с тем, рационально питаться (тогда примерно через полгода вы «почувствуете разницу»). Суммируя тысячу и один совет диетологов всего мира, рекомендую Вам употреблять в пищу больше сыра, яиц, говяжьей печени, моркови, орехов, цитрусовых, яблок, смородины, петрушки, молочных продуктов, жирной рыбы, морепродуктов, инжира, миндаля, абрикосов, сухофруктов, бананов, продуктов из муки грубого помола, картофеля, огурцов, капусты, лука, мяса домашней птицы (включая печень), студня и всего, что содержит желатин. То есть кушайте понемногу, часто, разнообразно и почти ВСЁ . Запомнили?

Чего не нужно есть – запомнить ещё легче: диетологи дружно не рекомендуют длительное употребление обезжиренной пищи. Выбирайте – либо печень и фигура, либо ногти!

Если вы уже успели съесть кусок постной говядины и напиться нежирного кефира, испытайте еще один рецепт для профилактики ломкости ногтей , предложенный еженедельником АиФ «Здоровье» (потом расскажете, помогло или нет):

купите на рынке укроп, петрушку, сельдерей, эстрагон (другое название – тархун), мелко их нарежьте, заполните ими стеклянную баночку и залейте растительным маслом до верхнего слоя, настаивайте не менее двух дней и затем принимайте по одной столовой ложке каждое утро натощак. Говорят, это настоящий бальзам для ногтей!

Состояние кожи и ногтей улучшают также контрастные ванночки – попеременное погружение кистей то в горячую, то в холодную воду, подкисленную уксусной или лимонной кислотой. По окончании такой процедуры полезен массаж со специальным питательным кремом, а также втирание соков клюквы и смородины (черной или красной). Благотворно влияет на ногти и периодическое их протирание срезом лука, сбрызнутым лимонным соком.

Хотите укрепить ногти – почаще балуйте организм поглощением продуктов, содержащих кальций (и витамин D , без которого кальций не усваивается). Можно глотать аптечные кальцийсодержащие препараты (заодно укрепите кости) – почти все они включают в состав и вышеупомянутый витамин. Если у вас пониженная кислотность – запивайте эти таблетки грейпфрутовым, лимонным или апельсиновым соком – ни в коем случае не чаем, кофе или, тем паче, не энергетическими тониками! И шоколадку после такой таблетки тоже не ешьте!

Напоследок, так и быть, еще один, чрезвычайно простой рецепт . После скромного студенческого ужина, состоящего из отварного картофеля и бутерброда с черной икрой, банку из-под икры выкиньте, а отвар из-под картофеля – нет! Когда он остынет – подержите в нём свои бедные ногти (если они у вас еще будут после предыдущих процедур). Пару месяцев таких ужинов «с последствиями» – и ногти крошиться перестанут. Если же вы имеете папу-олигарха – тогда всё совсем просто: покупайте в парфюмерных магазинах косметику для ногтей фирмы Sally Hansen. Например, средство с недвусмысленным названием «Diamond strength» обещает, что ногти станут «прочными, как алмазы».

Немного маникюра не повредит

И, наконец, нельзя обойти советы тех, кто занимается маникюром , ведь само это слово произошло от двух латинских составляющих – «manus» (рука) и «cure» (уход).

  • пользоваться не грубыми металлическими пилками, а картонными пилочками для ногтей;
  • не пилить ногти сразу после ванночек, примочек и прочих водных процедур;
  • прекрасной половине гитарного человечества – наносить лак не непосредственно на ногти, а только на защитную основу;
  • не подвергать ногти сильному ультрафиолетовому облучению, перед походом на пляж покрывать ногти защитным кремом или продающейся в аптеках американской «умной эмалью» для защиты ногтей (а лучше просто загорать в перчатках – С.П.);
  • применять питательные фруктовые (яблоки, лимон) маски, кремы на основе алоэ;
  • не применять овощные маски, поскольку почти все они содержат сушащий ногти крахмал;
  • не носить накладные ногти более одних-двух суток, давать естественным ногтям не менее 12 часов отдыха для восстановления между применениями накладных ногтей;
  • больше спать – поступающий с пищей кальций лучше всего усваивается во сне!

Вместо заключения

Надеемся, что из всего разнообразия советов, представленных в статье, каждый из читателей почерпнул для себя что-то новое.

В завершение хотели бы напомнить, что формула хоббита «не полагайтесь на голову, это у вас не самое сильное» далеко не универсальна! Прежде, чем огорчиться неудом по специальности, подумайте: может быть, дело все-таки не в ногтях? Не забыли ли вы во время экзамена взять в руки гитару?

© Сергей Привалов

© Борис Лазарев

© Валерий Герасимов

Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре

Как основной ногтевой способ звукоизвлечения широко применяется гитаристами, работающими в стиле фламенко и исполняющими классический концертный репертуар. Преимущество такой манеры звукоизвлечения весьма очевидна, так как гитара с нейлоновыми струнами при ногтевом способе звучит громче и насыщается большей тембровой красотой. Исполнение становится более ярким за счёт увеличения звукового диапазона гитары и тембровой окраски. Ноготь придаёт удару чёткость, которой так не хватает при игре безногтевым способом звукоизвлечения особенно это хорошо заметно при исполнении пассажей и арпеджио (перебора). Применение ногтя для защипывания струны производится по способу, указанному мадридским гитаристом (1784 — 1849) в его испанской школе исполнительства на гитаре (Nuevo método para guitarra ). «Сначала защипывают струну мякотью пальца, той её частью, которая обращена в сторону большого пальца; палец несколько более вытянут и менее согнут, чем при игре без использования ногтя; затем на струну скользит ноготь». Агуадо рекомендовал использовать технику игры ногтями (он считается первым гитаристом, предложившим эту идею), достигая более яркого и сильного звука. Ноготь, будучи твёрдым, может давать более заметные оттенки струны. Теряя в мягкости, звучание выигрывает в блеске силе и контрастах. В стиле фламенко нет возможности придать всю характерность этого стиля без участия ногтя, сообщающего силу басам, лёгкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо. Итак, причина по которой ногтевой способ звукоизвлечения считается более практичным, заключается в том, что при исполнении произведений ногтевым способом легче управлять своим звукоизвлечением из за более широкого звукового диапазона гитары создаваемого именно ногтями. На снимке внизу показаны места касания струн подушечками пальцев прежде чем струна начнёт скользить на ноготь.


Какими должны быть ногти для игры на гитаре

Ногтевой способ звукоизвлечения требует от исполнителя определённого ухода за ногтями, который заключается в постоянном контроле над их длинной, а так же в отсутствии неровностей и шероховатостей краёв. Слишком длинные ногти придают звуку гнусавый звук, потому что при этом не используется подушечка пальца, а только ноготь. Для ухода за ногтями потребуются ножницы и пилки, так как ногти не должны слишком длинными и возвышаться над подушечкой пальца на 1 — 2 миллиметра в зависимости от индивидуального строения ногтя и пальца. При этом ноготь должен соответствовать контуру подушечки пальца (иметь закруглённую форму).

Некоторые гитаристы придают ногтю скошенную форму от начальной точка касания струны до точки схода струны стараясь увеличить площадь ногтя при сходе струны, но такая форма ногтя сугубо индивидуальна и зависит от вашего желания поэкспериментировать над звуком. На следующей фотографии представлен ноготь большого пальца правой руки. Надо отметить, что это пожалуй максимальная длинна ногтя используемая для игры на гитаре большим пальцем.

К сожалению не все могут позволить себе ногтевой способ звукоизвлечения в связи с тем, что ногти могут быть слишком тонкими, ломкими и расслаиваться. Для некоторых чтобы устранить эту причину достаточно изменить своё ежедневное меню, включив в него достаточное количество продуктов богатых витамином B, кальцием и белком (кефир, молоко, сыр, фурма). Такой продукт как творог содержит фосфор, кальций и витамин D улучшающий рост ногтей.
Многие гитаристы используют ногти даже при игре на металлических струнах, находя в этом более интересную яркость звучания своего инструмента.

Для профессионалов давно не секрет, что от формы ногтей гитариста зависит не только красота тембра извлекаемого звука, а также форма играет большое значение в технике. Стоит сделать ногти слишком короткими, как играть становится легче, так как палец легче скользит по струнам, однако такая "заточка" негативно сказывается на звуке. Он становится слишком открытым, даже неприятным, привыкшему к красивому звуку уху. Если сделать ногти слишком длинными, то часто можно добиться красивого тембра. Однако при этом играть быстрые пассажи станоится затруднительно - ногти "тормозят" пальцы, замедляют скорость. Кстати, где-то читал, что у Пако де Лусии (короля фламенко) ногти очень короткие. О технике Пако нечего добавить. Слышал лично в живом концерте в Калуге и это было феноменально!!! Эмоции мои били через край.

Мы часто пытаемся подражать тому, что кажется нам "крутым", более совершенным, красивым. Иногда такое же происходило и со мной...

Но каково было мое удивление, когда перестав подражать кому-либо, оторвавшись от привычных способов заточки ногтей я провел мой собственный эксперимент, который, кстати, мог проделать уже много лет назад. Оказывается, можно добиться компромисса между короткими и длинными ногтями за счет изменения формы ногтя.

Почему я пишу, что этот способ является скромным и важным. Скромным - потому что мой, а я скромный человек (здесь улыбаюсь). А важным, потому что это работает! И работает именно у меня, в моем случае! Здесь хочу подчеркнуть, что если Вы повторите все в точности, как делал я, то с очень большой вероятностью у Вас не получится такой же результат. Какая прелесть))). Ведь я не могу дать совет - делайте так-то и будет Вам счастье! Зато я точно могу сказать - ищите, и найдете! И это один из способов поиска.

А почему такое происходит? Да потому, что все мы разные. И эта разность относится не только к психике, характеру, музыкальности и прочему, а также к физиологии.

Ещё хочется добавить, что есть исследователи, которые небезуспешно ищут универсальные формулы для развития техники гитариста, заточки ногтей, развития других аспектов. Совсем недавно, уже после того, как я использую свой новый способ заточки ногтей, мне попал труд Джона Тейлора "Звукоизвлечение на классической гитаре". Читать эту работу я начал с кучей сомнений, так как нашел что-то свое и мне было интересно, что же мне насоветует книга нового. И в самых последних главах, менуя кучу разных формул и доводов из области физики и геометрии, размещенных в начале книги, в конце меня ждал сюрприз. Моя формула - не новость! Тейлор различает несколько основных типов рук, типов пальцев и крепления ногтей. И на основе этого предлагаются несколько способов заточки ногтей.

Приложенные фотографии показывают мой способ заточки ногтей.

Нужно быть внимательным при постановке пальцев (ногтей) на бафик при заточке. Я имитировал здесь постановку рук на струны, пытаясь воссоздать тот же угол между пальцами и струнами.

Не секрет, форма получилась необычная. Раньше я старался найти ещё и компромисс между эстетикой ногтя (имеется ввиду не покраска ногтей лаком) и практичностью его применения в игре на гитаре. Вот это было лишним, хотя красота - дело приятное!

Конечно же, после первичной заточки требуется дальнейшая доработка деталей. Я в этом смысле делаю следующее: поправляю углы (можно видеть острые из них), которые могут быть определены в результате визуального осмотра и/или в результате игры, когда какие-то части ногтя заметно цепляются за струны, тормозя движения; полирую ногти с разных сторон, особенно предполагаемую часть ногтя, контактирующую со струной.

P.S. Подобно Джону Тейлору, в свое время Чарльз Дункан провел похожие исследования с рядом схожих открытий и доводов, которые запечатлел в своей книге "Искусство игры на классической гитаре".

Читайте также: