Основные понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство. Физическое совершенство - это красота и здоровье тела Физическое совершенствование определение

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО (от греч. physis - природа) - обусловленный исторически конкретным об-вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых -целей; одна из важнейших характеристик гармонического развития личности. Понятие «Ф. с.» в различные исторические эпохи изменялось, приобретая различное содержание в зависимости от характера социальных отношений и определяемого ими типа общественного идеала. В эпоху античной демократии физическое развитие свободного человека было необходимым условием воспитания воина д гражданина. В период разложения рабовладельческого об-ва и с появлением наемного войска физическое развитие перестает быть целью общественного воспитания и становится частным делом. Христианская доктрина аскетизма, долгое время определявшая общественное сознание, практически исключала требование физического совершенствования человека. Выдающиеся гуманисты прошлого (Ф. Рабле, М. Монтень, Руссо), и особенно социалисты-утописты (Ш. Фурье, К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн), придавали особое значение формированию Ф. с., но связывали этот процесс прежде всего с игровой деятельностью. Только марксизм, выявив действительные условия освобождения труда, определил и условия, при к-рых Ф. с. выдвигается в число задач социальной практики. В социалистическом об-ве Ф. с, выступает как обобщенная цель всей системы физического воспитания народа и одновременно предстает как неотъемлемая часть коммунистического эстетического идеала, поскольку, во-первых, служит нормой, образцом, целью и, во-вторых, воплощается в конкретно-чувственном образе. Понятие «Ф. с.» выражает определенные представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека, сами эти представления формируются в практике активных занятий физической культурой, в процессе физического воспитания. Конкретные формы достижения Ф. с. и воспринимаются как явления эстетического порядка. Образ Ф. с. приобретает достоинство красоты в той мере, в какой он в своей чувственно-конкретной целостности выступает как гуманистическая ценность, способствующая гармоническому развитию личности, расширению границ свободы об-ва и индивида. Завоеванием социализма является как раз то, что он не просто открыл красоту свободного человека, в т. ч. и в отношении пластическом, двигательном, но и сделал эту свободу достоянием каждого. Закономерно, что в Программе КПСС указывается на необходимость вести целеустремленную работу по «формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое » . В качестве эстетического идеала, выражающего наши представления о прекрасном в телесном облике человека, Ф. с. становится одним из ориентиров в системе социалистических ценностей. Одновременно оно предстает и как процесс физического воспитания, нацеленного на раскрытие творческих потенций человека.

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Смотреть что такое "ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО" в других словарях:

    Физическое совершенство - высшая степень гармонического физического развития (См. Физическое развитие) и всесторонней физической подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и др. сфер жизнедеятельности. Достижение Ф. с. в масштабах… …

    физическое совершенство - fizinis tobulumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aukščiausias asmens kūno kultūros lygis, idealas. atitikmenys: angl. physical excellence; physical perfection vok. physische Perfection, f; physische Vollkommenheit, f rus.… … Sporto terminų žodynas

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни и трудовой деятельности … Психомоторика: cловарь-справочник

    Физическое совершенство - В широком смысле слова есть целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    совершенство - , а, ср. * “Физическое совершенство.” Название значка ГТО /V степени. ◘ Значок IV степени [ГТО] “Физическое совершенство”. Юность, 1972, № 4, 100 … Толковый словарь языка Совдепии

    Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - целенаправленное развитие физических способностей, двигательных навыков и умений человека, способствующее его физическому совершенству как неотъемлемому качеству всесторонне развитой личности (см. Всестороннее развитие личности). Физическое… … Научный коммунизм: Словарь

    СОВЕРШЕНСТВО - понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость… … Философская энциклопедия

    Готов к труду и обороне СССР - У этого термина существуют и другие значения, см. Готов к труду и обороне. Запрос «ГТО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Готов к труду и обороне» (ГТО) программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,… … Википедия

    Знак ГТО - Запрос «ГТО» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. ГТО «Готов к труду и обороне» программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой … Википедия

Книги

  • Путь к силе и здоровью , Георг Гаккеншмидт. Содержание: Воспоминания о Гаккеншмидте Введение Глава I. Упражнения для молодыхи старых Глава II. Мы должны быть сильными Глава III. Мнения знаменитых атлетов о тренировке Глава IV.…

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку и специальную.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

СПОРТ – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

Ø Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Ø Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

Ø Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

Ø Многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Ø Приобретение базовых знаний научно-практического характера.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Ø Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость);

Ø Формирование этических и эстетических качеств личности;

Ø Развитие интеллекта;

Ø Развитие психомоторной функции.

Методы воспитания

Ø МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, сложившиеся традиции:

a) УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ (разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.)

b) УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ (показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.)

Методы воспитания

Ø МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ (метод практического приучения) заключается в такой организации повседневной жизни и многократно повторяемой человеком деятельности, которая позволяет совершенствовать навыки поведения в различных ситуациях, повышая сознательность. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Ø НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Методы воспитания

Ø МЕТОД ПООЩРЕНИЯ представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающих человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Ø МЕТОД НАКАЗАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) – система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Основные понятия

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Основные понятия

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория);

Ø ВРЕМЕННЫЕ (длительность движений и темп);

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (это скорость и ускорение);

Ø ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Физические качества

Ø СИЛА

Ø БЫСТРОТА

Ø ВЫНОСЛИВОСТЬ

Ø ГИБКОСТЬ

Ø ЛОВКОСТЬ

Ø СИЛА - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Ø СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Ø АБСОЛЮТНАЯ СИЛА - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Ø ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:

Ø Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.

Ø Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Ø Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.

Теория и методика физической подготовки

ТЕОРИЯ - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему или ее элементы, функции.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Средства

СРЕДСТВО

1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособление.)

Средства развития силовых качеств

В качестве основных средств используются физические упражнения , направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям.

Понятие нагрузки

Нагрузка- это дополнительная по сравнению с покоем СТЕПЕНЬ функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятия «внешней» и «внутренней» стороны нагрузки

Внешняя сторона

Форма выполнения упражнения.

Вес на снаряде

Продолжительность выполнения упражнения

Преодолевание расстояния

Скорость движения

Внутренняя сторона

Потребление кислорода

Легочная вентиляция

Конкретная работа мышц

Энергетическая стоимость

Характеристики нагрузки

Объем нагрузки

Километраж

Общий вес отягощений

Общее число движений

Общая пульсовая стоимость (телеметрия)

Энергетическая стоимость (телеметрия)

Характеристики нагрузки

Интенсивность нагрузки

Скорость движения

Разовый вес отягощения

Мощность работы

Пульсовая интенсивность (отношение ЧСС к продолжительности выполнения упражнения)

Энергетическая стоимость

Зоны интенсивности

Максимальная

Субмаксимальная

Умеренная

Зоны интенсивности

Зоны интенсивности % использование жира

Соотношение интенсивности и объема

Соотношение обратно-пропорциональное - чем выше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.

Понятие плотности занятия

Плотность занятия – отношение времени выполнения упражнения к общему времени занятия.

Основные понятия

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце

Степень утомления по внешним признакам

Изменение цветовых оттенков кожи

Потоотделение

Качество выполнения упражнения

Сосредоточенность внимания

Настроение

Общее самочувствие

Интервалы отдыха

Отдых между подходами

Ординарный

Напряженный

Мини-макс интервал

Отдых между занятиями

Ординарный

Суперкомпенсаторный

Основные понятия

Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

(от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. любой деятельности.

Методика проведения занятия

Форма занятия

Структура занятия

Определение частных целей и задач

Определение средств и методов исходя из принципов

Определение технического и методического обеспечения занятия

Принципы и методы силовой тренировки.

Принцип или начало (лат. principium , греч. αρχή) - в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

1) начало - основа основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Ме́тод (от греч. μέθοδος - «способ») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

«Не вреди»

Учитываются показания и противопоказания, ограничения в адаптации к физической нагрузке.

Принцип доступности.

Учитывается доступность средств в координационном, функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам.

Принцип биологической целесообразности.

Учет специфичности реакций организма на тренирующее воздействие.

Программно-целевой принцип

Планирование процесса осуществляется из содержания целей и задач.

Реализация программно-целевого принципа

Принцип интеграции.

Учет всех накопленных знаний, статистики и практического опыта спорта и ЛФК.

Принцип взаимодействия психических и физических сил человека.

Единство духа и тела.

Управление телом через психологические приемы.

Принцип индивидуализации.

Реализуется в индивидуальном подходе с учетом психологических и физиологических сторон.

Реализуется непосредственно при персональном тренинге.

Принцип половых различий.

Учитывает физиологическую и психологическую особенность полов.

Принцип возрастных изменений в организме.

При разработке фитнес-программ учитываются возрастные особенности человека.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Важнейшим критерием в отборе применяемых средств является эстетика.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.

Создание концептуальной платформы здорового образа жизни.

Понимание человеком высших аспектов бытия (смысла жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.)

Принцип биоритмической структуры.

Ритм-основа всех биологических связей.

Учет биоритмов (суточных, месячных, годовых…)

Основные методические направления

1. Упражнения с отягощениями НЕ достигающими околопредельных величин.

2. Упражнения в которых отягощения приближаются к максимальным.

Методы экстенсивного воздействия

Плохо

Невозможно в полной мере воссоздать тот специфический способ функционирования мышечной и других систем организма, при котором максимально проявляются эти способности.

Хорошо

Объем мышечной работы существенно активизирует обменно-трофические процессы (мышечный объем, укрепление ОДА, нет травм.)

Методы интенсивного воздействия

Плохо

Не подходят детям.

Риск травм.

Не позволяют стимулировать морфо-функциональные перестройки в мышцах. Затруднен самоконтроль.

Хорошо

Гарантируют высокую степень развития собственно-силовых способностей. Быстрое их прогрессивное изменение.

Основные методы развития физических качеств.

Равномерный. Характеризуется равномерной нагрузкой на всем протяжении выполнения упражнения.

Переменный метод

Характеризуется меняющейся нагрузкой или сменой двигательных действий (упражнений).

Интервальный метод.

Характеризуется интервалами выполнения упражнения и отдыха.

Переменно-интервальный

Характеризуется изменяющимися нагрузкой и интервалами времени выполнения упражнения-отдыха.

Повторный метод

Характеризуется повторением упражнения с соблюдением всех его стандартов.

Повторно-интервальный

Характеризуется повторением упражнения с четким регламентом времени отдыха.

Соревновательный метод

Характеризуется созданием условий соревнования, в результате которого достигается максимальный эффект от выполнения упражнения.

СИЛОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Силовое упражнение представляет из себя повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1-5 с) и значительным внешним сопротивлением (более 30% от максимального произвольного усилия). Заметим, что понятие упражнение часто используется как синоним целостного двигательного действия, например, подъем штанги из исходной позы и возвращение к ней.

Классификация силовых упражнений

1. УПРАЖНЕНИЯ С ВНЕШНИМ ОТЯГОЩЕНИЕМ

Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением

Обеспечивается посредством специальных снарядов

Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением

Отягощение не лимитировано и в определенных случаях варьирует независимо от воли выполняющего упражнение.

Упражнения с отягощением собственным телом.

Упражнения в самосопротивлении.

Динамические

Статические

Статико-динамические

Преодолевающего характера

Уступающего характера

Локальные и региональные

Тотальные -общего воздействия

2. ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Ø На мышцы рук

Ø Ног

Ø Брюшного пресса,

Ø Спины и т.д.

3. ПО ПРИЗНАКУ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Ø скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

Ø упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

Ø упражнения, требующие высокой координации движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

Ø упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

4. ПО ПРИЗНАКУ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЯ:

Ø Циклические;

Ø Ациклические;

Ø Смешанные.

5. ПО ПРИЗНАКУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН МОЩНОСТИ:

Ø Максимальной;

Ø Субмаксимальной;

Ø Большой;

Ø Умеренной.

6. ПО ПРИЗНАКУ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

Ø Соревновательные;

Ø Специально подготовительные;

Ø Обще подготовительные.

Частные принципы силовой тренировки.

И развития человека в соответствии с требованиями жизни. Многие современные люди не слишком развиты в этом отношении. Конечно, можно возразить, что условия современной жизни не требуют наличия особой силы. Сейчас для того чтобы жить и зарабатывать, достаточно иметь умственные способности. Но все-таки настоящая радость жизни возможна, только если человек обладает здоровым телом.

Физическое совершенство - это тот идеал, к которому должен стремиться каждый для формирования гармонично развитой личности. И при этом физическое совершенствование обязательно должно взаимодействовать с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитие тела для физического совершенства

Красота тела? движений, хорошая осанка и гармоничность в пропорциях. К показателям физического совершенства относятся все эти качества. Спорт и упражнения воспитывают желание быть цельным и слаженным в движении. Тренируя и развивая свое тело, мы подсознательно стремимся к эстетической красоте. Если бы не было этих мотивов, занятия спортом теряли бы всякий смысл. К тому же физическое совершенство - это именно то, что благотворно воздействует на умственные способности.

Важность физического развития

Мы все время должны заботиться о своем физическом развитии, если хотим поддержать организм в Это единственно верный путь избежать раннего старения, только таким способом можно укрепить и развить все части нашего тела.

Если мускулы бездействуют в течении продолжительного времени, то они теряют свою эластичность и увядают. Такое явление является обратным процессу развития и выражается в и их дряблости. Чаще всего такие проблемы возникают у людей, которые ведут сидячий и малоподвижный образ жизни. Такие люди устают от любого движения, а ослабленная нервная система становится причиной стресса и прочих заболеваний.

Стресс же, в свою очередь, негативно сказывается на работе внутренних органов, что ярко выражается на теле женщин в виде целлюлита. Наше тело, допустим, через целлюлит, подает нам сигналы, что мы ведем неправильный образ жизни.

Показатели физически развитого человека

Понятие "физическое совершенство" достаточно широкое, и прежде всего оно связано с уровнем и характером здоровья человека, с его работоспособностью и продолжительностью его жизни. Крепкое здоровье дает человеку возможность быстро и безболезненно адаптироваться к различным изменениям в жизни, быту и работе. Физическое совершенство - это именно то, что помогает добиться увеличения работоспособности.

Если на протяжении жизни человек часто болеет и рано умирает, то вряд ли это указывает на физическое совершенство. Стоит также отметить, что среди часто болеющих можно встретить и людей в отличной физической форме. Значит, и совершенство - это не одинаковые понятия. Совершенствование природы человека в широком смысле этого понятия во многом зависит и от социальных факторов.

Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей (Ашмарин,1988).
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:

· уровень здоровья;

· физическая подготовленность;

· пропорциональное телосложение

· рациональная техника

· физкультурная образованность

· творческое долголетие.

2.8. Спорт – вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.

Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение (по Н.И. Сулейманову, 2001)

Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

В настоящее время необходимо уточнить соотношение части общепедагогических понятий, по которым отсутствует единая точка зрения среди ученых. К таким понятиям следует отнести, на наш взгляд, понятия образования, воспитания, обучения, технологии, методики и ряд других.

С учетом вышесказанного в статье сделана попытка логически обосновать определения главных понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношения ведущих понятий на общепедагогическом и философском уровнях.

Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий:

- физическое (телесное) развитие - есть комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной);

- физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;



- физкультурная деятельность - есть форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства;

- физическая культура - есть вид материальной культуры, характеризующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства;

Общепедагогический уровень определения понятий. После определения наиболее общих (философских) понятий следует перейти к более конкретному уровню определения основных понятий теории физической культуры. В качестве такового выступает общепедагогический уровень определения основных категорий теории физической культуры. Это связано с тем, что в содержании понятия физической культуры большой вес имеет педагогическая составляющая, т.е. физкультурное образование. К числу общепедагогических понятий, выступающих в качестве понятийного базиса в теории физкультурного образования, следует отнести понятия образования, воспитания, цели, задач, принципов, содержания, средств, методов и форм организации обучения, технологии и методики обучения. Системное определение данных понятий может быть представлено следующим образом:

- образование - есть процесс и результат целенаправленного формирования человека. Его основными элементами являются воспитание и обучение человека;

- воспитание (в узком смысле слова) - представляет собой целенаправленное формирование личности;

- обучение - есть целенаправленное формирование знаний, умений и навыков у человека с целью усвоения им социально-исторического опыта;



- цель образования - есть идеальный результат целенаправленного формирования человека;

- задача образования - это часть цели, отражающая определенную сторону идеального результата целенаправленного формирования человека;

- принцип образования- определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования человека;

- средство образования - это предметы, отношения и виды деятельности, используемые в процессе целенаправленного формирования человека;

- метод образования - способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;

- форма организации - образования представляет собой общий способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для достижения цели образования (урок, семинар, практикум и т.п.);

- метод организации образования - это конкретный способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для решения определенной задачи образования;

Технология образования- способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и форм организации, обеспечивающий эффективное достижение цели образования;

-методика образования есть область педагогики, которая на основе единства конкретных педагогических закономерностей и соответствующей технологии образования реализует его цели и задачи. Она занимает промежуточное положение между теорией и технологией.

Специально педагогический (конкретный) уровень определения понятий. В данном разделе будут приведены определения основных понятий теории физкультурного образования как ведущей составной части теории физической культуры. Часть основных понятий последней была определена при характеристике философского уровня определения понятий.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие определения основных понятий в теории физкультурного образования:

- физкультурное образование - целенаправленное физическое (телесное) формирование человека;

- физкультурное воспитание - целенаправленное формирование личности в аспекте достижения ею физического совершенства;

- физкультурное обучение - целенаправленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства;

- теория физкультурного образования - высшая форма научного знания о физкультурном образовании, дающая целостное представление о закономерностях формирования физического совершенства человека;

- оздоровительный спорт - пограничное между физической культурой и спортом социальное явление, сущность которого составляет решение оздоровительных задач с помощью средств спортивной тренировки;

- цель физкультурного образования - идеальный, мысленный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического совершенства;

- принцип физкультурного образования - определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства;

- средство физкультурного образования - предметы, отношения и виды деятельности, которые используются в процессе взаимодействия субъекта и объекта образования с целью достижения последним физического совершенства;

- метод физкультурного образования - способ использования его средства в процессе формирования физического совершенства человека;

- форма организации физкультурного образования -общий способ упорядочения взаимодействия участников процесса формирования физического совершенства;

- технология физкультурного образования -способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий достижение физического совершенства;

- методика физкультурного образования - одна из форм научного знания о физкультурном образовании, которая на основе единства педагогических закономерностей и технологии образования реализует процесс формирования физического совершенства;

- результат физкультурного образования - уровень достижения физического совершенства как целевой сущности физической культуры;

- физическое совершенство (в широком смысле понятия) - целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека.

К числу наиболее "предметных" категорий теории физической культуры следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и доказательства, приведем лишь непосредственные определения данных понятий и их разновидностей. Прежде всего отметим, что необходимо более четко разделять понятия "двигательное качество" и "двигательная способность". Исходя из этого, возможно следующее соотношение данных понятий и их разновидностей (см. табл 1):

- двигательное качество человека - существенная определенность в его двигательном взаимодействии с окружающей средой, проявляемая посредством соответствующих свойств;

- двигательное свойство человека - это конкретное функциональное проявление двигательного качества в процессе двигательного взаимодействия с окружающей средой;

- двигательная способность человека -совокупность его индивидуальных особенностей, определяющих степень успешного осуществления двигательной деятельности.

В нашем понимании понятие "двигательное" является родовым по отношению к понятиям "физическое (кондиционное)" и "координационное". Учитывая это, дадим определения следующим понятиям:

- "физическое (кондиционное) качество" - разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессе осуществления им двигательной деятельности;

- "физическая (кондиционная) способность" - это совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешности проявления физического качества в двигательной деятельности;

- "координационное качество" - разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно психофизиологических (психомоторных) свойств организма человека в процессе регулирования двигательной деятельности;

- "координационная способность" - это разновидность двигательной способности, представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешного проявления координационного качества в двигательной деятельности.

Таблица 1

Соотношение двигательных качеств и способностей

№ п/п Двигательные способности Двигательные качества
Физические (кондиционные) Физические (кондиционные)
1.1 Собственно силовые Мышечная сила (медленная)
1.2 Скоростно-силовые Мышечная сила: взрывная скоростная
1.3 Скоростные Двигательная быстрота
1.4 К мышечной выносливости Мышечная выносливость: анаэробная (скоростная) аэробная (общая) аэробно-анаэробная силовая
1.5 К гибкости Гибкость
Координационные Координационные
2.1 Дифференцировочная Кинестезическое дифференцирование: пространственное временное силовое
2.2 Ориентационная Пространственная ориентация
2.3 Ритмическая Ритмичность движения
2.4 Реагирующая Двигательная реакция
2.5 К сохранению равновесия Сохранение равновесия
2.6 К перестроению движений Перестроение движений

Конкретные разновидности понятия "физическое качество" могут быть определены следующим образом:

- мышечная сила человека - физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процессе двигательной деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяется на максимальную (медленную), взрывную и скоростную. Максимальная сила проявляется в процессе преодоления максимального и субмаксимального сопротивления в относительно медленных движениях, взрывная - в максимально быстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления и скоростная сила - в максимально быстрых движениях с относительно небольшим, чаще средним, сопротивлением;

- двигательная быстрота человека - физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают скоростные характеристики двигательной деятельности. Формами двигательной быстроты являются двигательная реакция, быстрота отдельного движения и частота движений;

- выносливость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно-анаэробную) и силовую;

- гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают амплитуду двигательных действий.

С учетом данного ранее общего определения физической способности определение понятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического качества будет схоже с определением родового понятия физической способности, только в дефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной его разновидности. Например, силовая способность будет определятся как совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационного качества является классификация, предложенная в свое время учеными ГДР: П. Хиртцем, Г. Людвигом, И. Велнитцем, Д.Д. Блюме. Они выделяют следующие базовые координационные способности , а поскольку ими, как правило, не различаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовые координационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное, временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессе выполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование на раздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данных качеств будут выглядеть следующим образом:

- кинестезическое дифференцирование- координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют достижению определенной степени точности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;

- сохранение равновесия - координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют удержанию тела в состоянии равновесия или его возвращению в данное состояние;

- пространственная ориентация - координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют определению и изменению положения и движения тела в пространстве и времени в соответствии с определенным пространством действия и /или движущимся объектом;

- ритмичность движения - координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют формированию последовательности фаз движения;

- двигательная реакция - координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех морфофункциональных свойств организма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенный сигнал;

- перестроение движений - координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроения действий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданной программой действий.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

Этот процесс характеризуется следующими показателями:

1. Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).

2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).

3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс управляемый. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения.

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.

Физическая подготовка - это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не может быть единого идеала физического совершенства.

Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.

В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра: духовную чистоту; моральное совершенство; физическое гармоничное и оптимальное развитие.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:

1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям.

2. Высокая общая физическая работоспособность

3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка

4. Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений

5. Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека.

6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.

Читайте также: