Занятие по формированию связной речи. Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с онр. Схема составления связного высказывания

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Цель:

Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».

Инсценировка сказки.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.

3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.

Образовательные:

1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.

2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

1. Маски животных.

2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.

3. Игрушка щенок.

4. Кукла Таня.

5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.

6. Массажный мячик.

7. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.

3. Изготовление масок для инсценировки.

4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

5. Подбор музыкального сопровождения.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

3. Загадки.

4. Физминутка «Кошка».

5. Вводная беседа.

6. Чтение сказки.

7. Вопросы к детям после чтения сказки.

8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».

9. Повторное чтение сказки.

10. Инсценировка сказки.

11. Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент .

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

(Звучит негромкая лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.

ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.

Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».

Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)

(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)

2. Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.

Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)

(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)

  • Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
  • Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
  • Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
  • Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
  • Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
  • Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
  • Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».

3. Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.

- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

5. Чтение сказки.

6 . Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.

О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?

Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?

Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)

Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)

Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)

Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)

Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)

Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)

Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)

Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)

7.Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)

Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.

8. Повторное чтение сказки.

А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.

(Повторное чтение сказки.)

9. Инсценировка сказки.

- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.

Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».

(Инсценирование.)

10 . Итог.

Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.

Сказка про домашних животных.

Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.

Около будки сидела собака и говорила своему щенку:

Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.

А какая у тебя работа? – спросил щенок.

Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.

Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.

Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.

Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.

Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел конь.

Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.

Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

По демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышле­ние детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (ро­бот, кукла, пирамидка; луноход, кон­структор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произой­дет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходи­мо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике.

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девоч­кой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отве­чать полно и точно:

Кто вошел в группу?

Что взял Алеша?

Что взяла Катя?

Что строил Алеша?

Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)



3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш­
ню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений
детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз­
меру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услы­шат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они виде­ли. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашива­ются трое-пятеро ребят. .... .

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность
детей.

Занятие № 15

Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Цели : Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объе­динять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свой­ствами и качествами, действий с ними. Развивать внима­ние и словесно-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед предлагает детям взять свои

стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчи­ки перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повто­рить за ним по три-четыре определе­ния. Признаки называются к предме­там, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, лег­кая. (При затруднениях подбираются более простые определения и ко­личество их уменьшается.)

1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступ­ление трех «артистов».

Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой - моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.

Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, на­поминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:

Что взял Петя?

Что взял Витя?

Что взяла Лена?

На что Петя выдавил пасту?
- Что намылил Витя?

Что расчесывала Лена?

Чем Лена расчесывала волосы?

(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)

2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физ­культурной паузе.

3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую - вперед, затем правую руку к плечу, левую - вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)

4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети - соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)

причесываться... (расческой) и т.п.

Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочета­ниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.

5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстра­ции объекта.

В качестве объекта, к которому нужно подобрать определе­ния, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помо­щью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5-6 определений. (Мыло - гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)

Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, ве­шать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жес­тами, словами.

6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.

Занятие № 17

Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием

Фланелеграфа.

Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуй­ста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, са­дись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.

/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объяс­няет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнасти­ку в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.

2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:

Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)

1где сидит мама?

Что мама делает?

Где сидит папа?

Что читает папа?

Что делает папа?

Где папа читает газету?

Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)

3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их пол­ным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»

За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездоч­ку или фишку.

4. Для уточнения родственных отношений и развития мыш­ления проводится игра «Кто - кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для бра­та Алеши? и т.п.

5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.

6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.

После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за до­бавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

II период обучения

Занятие №8

Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих после­довательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, ко­торые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших кварти­рах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.

1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных карти­нок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.

Объяснение содержания картинок дается в такой последова­тельности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмот­реть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:

- Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в ком­нату - и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит
несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша - хороший, Петруша - хороший!» Подняла Маша
голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение расска­за, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:

Кто жил у Маши в доме?

Как звали кота?

Как звали попугая?

Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)

Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

Почему Маша решила, что кот съел попугая?

Что лежало рядом с котом?

Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются вари­анты ответов.)

3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу­
гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» - попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь
предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попу­гая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай
клюет зернышки и т. п.

5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.

(Количество детей, занятых в пересказе, определяется време­нем, оставшимся до конца занятия.)

III период обучения

Занятие № 11

Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной

Картинке.

Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сю­жетной картинке. Уточнить и активизировать словарь де­тей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шиш­ки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».

1 . Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изоб­ражена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке.

После рассматривания картинки логопед рассказывает исто­рию о заботливой девочке, которая помогла собаке:

Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около
разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:

Когда это было?

С кем Оля пошла в лес?

Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)

Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого гла­гола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагает­ся выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)

4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»

Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его воп­рос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рас­сказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словес­но-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к на­зываемым им:


отнимать - давать;

опускать - поднимать;

падать - вставать;

ссориться - мириться;

смеяться - плакать;

кричать - молчать;

открывать - закрывать и т. п.

Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.

Логопед задает ребятам вопросы до картинке:

Когда это было?

Куда пошли мальчик и девочка?

Что они собирали?

Почему мальчик заплакал?

Что сделала девочка?

Что сказал ей мальчик?

Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание со­ставлению предложений с включением нескольких определений:

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, кра­сивые, белые и т. п.)

Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).

Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внима­ние на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.

2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).

Для развития словесно-логического мышления проводит­ся игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».

При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сы­рым и что только после варки и жаренья?» и т. п.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Лена с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой елке подошли

И огромный гриб нашли.

После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»

6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ

Подготовительная к школе логогруппа.

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расширять знания детей по теме, воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: Текст русской народной сказки «Мужик и медведь» , овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Отгадай загадку». Я буду загадывать вам загадки а вы будете их разгадывать. Слушайте первую загадку:

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

(Картошку)

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно картошка. Послушайте следующую загадку:

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Ответы детей)

Воспитатель: И эту загадку вы отгадали. Слушайте следующую:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

(Капуста)

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки вы разгадали. Скажите, урожай каких овощей чего собирают осенью?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке «Мужик и медведь».

Воспитатель: Вы прослушали сказку, а теперь скажите - что посеял мужик?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята скажите, когда мужик собрал урожай репы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Почему мужику пришлось делиться с медведем?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Как мужик разделил свой урожай?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Почему он его так разделил?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Почему медведь рассердился на мужика?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что посеял на следующий год мужик?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что теперь взял себе медведь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Кто выиграл в этот раз и почему?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Почему у медведя с мужиком вражда пошла?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру «Отгадай по вкусу».

Ребята, у меня на столе лежат разные овощи, назовите их (огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла).

(Дети называют овощи.)

Воспитатель: Я по очереди буду завязывать вам глаза и давать попробовать кусочек одного из овощей, а вы постарайтесь определить, что вы попробовали.

(Ребенок пробует и называет овощ.)

Воспитатель: Опиши, какой он?

(Рассказ ребенка: «Это помидор - он вкусный, и полезный». И т.д.)

Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками - три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке. Шаги на месте.

(Н. Нищева)

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы сегодня слушали?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Кто в ней главные герои?

(Ответы детей.)

Воспитатель: О каких овощах говорилось в этой сказке?

(Ответы детей.)

Литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

О чем мы будем сегодня говорить?

Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

Назовите предмет, который находится справа от чашки.

Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

От Федоры убежала голубая чашка.

От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

Я склеила голубую чашку.

Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.
Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

О чем мы скажем сначала?

Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

О чем мы скажем потом?

О цвете.

Какого цвета наш чайник?

Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

О чем нужно сказать теперь?

О форме.

Какой формы чайник?

Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

Что научились делать на занятии?

Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.



Читайте также: