Раскраска к сказке финист ясный сокол. Нарисуем сокола. Признаки волшебной сказки

Страница 1 из 2

Было у крестьянина три дочери. Старшая и средняя завистливые и злые, а младшая Машенька, добрая, ласковая, работящая, неписаной красоты.
Как-то поехал крестьянин в город на базар, позвал дочерей проститься и спрашивает:
– Какие подарки, доченьки, вам привезти?
– Привези нам, папенька, шали расписные, золотом шитые, – попросили старшая и средняя.
– А мне, батюшка, если сыщешь, перо Финиста – ясна сокола, – попросила Машенька.

Вернулся крестьянин домой грустный, старшим дочерям подарки привёз, а младшей не нашёл.
Собрался в город в следующий раз. Заказали дочки разных подарков, а Машенька опять попросила пёрышко ей привезти.
В городе крестьянин все лавки обошёл, а перышка нигде не нашёл. По дороге домой встречает маленького старичка.
– Куда едешь, милый? – спросил старичок.
– Домой возвращаюсь из города. Дочкам подарки везу, да вот только младшей подарка найти не могу. Хотела она пёрышко Финиста – ясна сокола.

– Пёрышко это не простое, заветное. Возьми его в подарок своей дочери, да будет она счастлива.
Обрадовался крестьянин, во всю мочь погнал лошадей домой.

Вечером, когда все легли спать, взяла Машенька пёрышко, ударила его об пол и говорит:
– Милый Финист – ясный сокол, прилети ко мне, суженый мой.
И возник ниоткуда молодец красоты невиданной. А к утру превратился в сокола и улетел в дальние края.
Стал он летать к Машеньке каждый вечер, пока злые сёстры не заметили его. Позавидовали они Машеньке и задумали злое.
Зашли к ней в светлицу, и пока её не было, воткнули в рамы ножи и иглы, а сами спрятались посмотреть, что будет.

Ясный сокол подлетел к окну, а сесть некуда, ножи торчат острые. Стал он биться в окно, да Машеньки в комнате нет. Разбился в кровь ясный сокол, лапки поранил. И говорит тогда:
– Если нужен я тебе, то найдёшь меня за тридевять земель, пока трое кованных башмаков не истопчешь, три посоха не переломишь, три шапки железных не потеряешь.

Тут Машенька вошла в светлицу, услышала это, да поздно. Улетел её Финист – ясный сокол.
Выплакала все слёзы и стала в дальние края собираться, сокола своего искать. Заказала башмаки кованные, посохи и шапки железные. Простилась с батюшкой и сёстрами и пошла куда глаза глядят.
Долго ли, коротко ли, пришла на поляну, а на ней избушка на курьих ножках.

– Встань ко мне, избушка, передом, к лесу задом. Войти хочу, отдохнуть.
Повернулась избушка, вошла Машенька и увидела в избушке Бабу Ягу. А та давай ругаться:
– Фу, фу, девица, что ты ходишь-бродишь, спать мешаешь?
– Ищу я, бабушка, Финиста – ясна сокола, – отвечает Машенька.

– Долго тебе искать, девица. Живёт он теперь в тридесятом государстве. Околдовала его царица тамошняя. Вот, милая, возьми яичко золотое и блюдце серебряное. Иди к царице и наймись к ней в служанки. Только блюдце и яичко не продавай, а отдай так, только попроси ясна сокола увидеть.

Пошла Машенька дальше. Шла, шла, уже и башмаки кованные износила. Тут опять выходит на полянку, а там избушка на курьих ножках вертится.
Зашла Маша в избушку, а там Баба Яга сидит.
– Фу, фу, девица, что ищешь ты здесь?
– Иду в тридесятое царство за Финистом – ясным соколом, – отвечает Машенька.
– Вижу и у сестры ты моей побывала. Она тебе решила помочь, и я помогу. Может, и сыщешь своего сокола. Вот тебе золотая иголка и серебряные пяльцы. Иголка не простая, сама вышивать умеет. Если станет царица просить тебя продать, то не продавай, а даром отдай, только пусть разрешит на Финиста посмотреть.

Продолжаем серию рисунков «Хищные птицы». Хотела написать «начинаем», но спохватилась – мы уже рисовали хищников - филина и сову.

Но они ночные, а сейчас речь пойдёт о тех, кто охотится днём. Рисовать их я буду не только чтобы ещё один урок написать на сайт, а и из личного интереса - недавно гуляли с сыном по лесу, и в небе увидели силуэт парящей птицы.

О! Это хищная птица, - умно, но очень неопределённо подумала я. И, придя домой, сразу взялась восполнять пробелы в своих знаниях. По моим прикидкам получается, что мы видели сокола.

Да вот - того в чью честь люди величают героев «Соколами», девушки в сказках зовут любимых соколиками. Финиста - Ясного Сокола помните?

Ещё широко известна соколиная охота - крупные (благородные) соколы и зайца могут «взять». Соколы помельче обходятся ловлей мышей, ящериц или мелких пташек. Впрочем, есть и мелкие соколы, питающиеся насекомыми.

Но пора переходить к заявленной теме - как нарисовать сокола.

Рисуем сокола в полёте

Конечно, сначала нарисуем схему карандашом.

Туловище компактное – вытянутое, шея не выделяется - так что вместе с головой птица выглядит как торпеда. Тем более, что и клюв невелик и сильно загнут вниз. Хвост узкий, в полёте сложен, а не развёрнут веером.

Крылья… вот крылья очень велики, считается, что они имеют серповидную форму. Ну, это как посмотреть, если в три-четверти, то изгиб крыльев выглядит весьма хитро.

Ну, и как раскрасим? А вот – окраска светло-охристая с многочисленными пятнами, можно сказать - рябая.

Дааа, мощная птица, залюбуешься!

Нарисуем голову сокола

Что сразу бросается в глаза? - Большие круглые глаза с внимательным и недобрым выражением и клюв с очень сильно загнутым крючком надклювьем (так называется верхняя половина клюва).

Голова сплюснутая, лоб очень покатый - всё для обтекаемости формы и быстроты полёта.

Даже контурный рисунок головы сокола очень впечатляет, а уж если раскрасить...

И ещё один урок - как нарисовать сидящего сокола. Или стоящего?

Поэтапный рисунок - сокол приземлился

Сокол приземлился и зорко осматривается.

Туловище почти выпрямлено, вытянуто вверх.

Крылья пока ещё не сложены на спине и готовы к полёту. Лапы цепко держатся мощными когтями за пенёк - ну правильно, с ровной земли соколу при его больших крыльях было бы очень сложно взлететь.

Сокол гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер класс по рисованию гуашью от 5 лет " Пейзаж с соколом"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок, рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа с соколом в технике гуашь.
Задачи:
-учить детей рисовать сокола в технике гуашь;
-совершенствовать навыки построения предварительного наброска, умение правильно располагать рисунок на формате листа;
-упражнять в работе кистью (всем ворсом, кончиком), умение использовать в работе мазки различной направленности и амплитуды;
-развивать глазомер, внимательность, интерес к работе с цветом;
-воспитывать интерес к традициям и обычаям родной Земли.

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Сегодня главным объектом нашего творчества является сокол. Эта птица всегда имела очень важное значение в жизни людей, в славном наследие наших предков сохранилось множество легенд, мифов и сказок о соколе.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
(автор В.Высоцкий)
Сокол необыкновенная и единственная в своём роде хищная птица, которая имеет мощный клюв и когти, который нападет на своего врага только напрямую, в лоб. Сокол никогда не "бьет лежачего", он всегда ждет, пока его противник будет способен продолжать сражаться.
Именно поэтому славяне чтили сокола, как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. А, лобовое столкновение на поле боя было излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.
И сейчас спустя годы и столетия, и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.


В богатом культурном наследие наших предков сокол разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу. В соколе люди всегда видели силу самого неба, а золотой сокол на знамёнах и щитах обозначал космическую гармонию
Сокол стал символом мужественности, воинственности и благородства, для которого честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство, он-за справедливость.
В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.


Славянская мифология знает двух чудесных соколов:
Первый из них Рарог-воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Семарглом.
Согласно старинным преданиям, Семаргл является старшим сыном Сварога, имя ему-Огонь Сварожич. В начале времен, когда Сварог ударил магическим молотом по бел-горюч камню Алатырю-разлетелись божественной искры, высеченные из камня, которые разгорелись, и из пламени родился Огненный Бог Семаргл. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, и словно Солнце, озарил всю Вселенную. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер-так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.


В сказочных преданиях птица Рагог (огненный сокол победы) является воплощением Семаргла в земном мире, он выполняет роль первозданного огня, который питает жизнью весь мир. Он представляет собой огненный дух, который несет тепло и мощь, покровительствует ему сам бог Сварог. Рарог, кстати, был связующим звеном между Высшим миром (Правь) и земным (Явь). То есть он внимательно слушал наставления богов на небе, а потом прилетал к людям и рассказывал их. Считается, что эта птица приходит к своему владельцу со сверкающим оперением и приносит ему защиту от болезней, от врагов. Также огненный сокол ограждает дом от зла, дурного глаза, помогает обрести семейное счастье.


Также воплощением бога Семаргла был и Финист (пламенный сокол битвы).
Как персонаж русских сказок, Финист Ясный Сокол, является чудесным супругом в облике сокола, тайно посещавшим возлюбленную. По одной из легенд его возлюбленная-богиня Леля . Она и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку.
Волшебное перо птицы Финиста Ясна Сокола обладает чудесными свойствами: оно не только помогает юноше-Финисту оборачиваться в сокола, но и убирает на его пути все преграды. Будь то непроходимая чаща, глубокая пропасть или огромное вражеское войско.


Каждая сказка-это великое наследие наших предков, через которую они пытались передать своим потомкам знания, технологии и достижения древней цивилизации. Сказа о Ясном Соколе не исключение-главная героиня отправляется за Ясным Соколом в тринадесятый (три на десяти) Чертог. Тринадцатый Чертог (созвездие) на Сварожьем круге-это Чертог Финиста. То есть проделала путь в другую солнечную систему на семи космических кораблях, с семью пересадками, износив по дороге семь пар железных сапог (обувь с искусственной гравитацией, для перемещения в космическом корабле) и изглодав семь железных хлебов (образ пищи космонавтов, которая хранится в металлической упаковке).


В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в "Слове о полку Игореве". Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга, стоящий на страже границ Руси, мог оборачиваться соколом.
Ныне Финист Ясный Сокол является образом возрождения России, которая погружаясь в литературные корни верований своих предков пытается стать на ноги, обрести вновь духовную силу, творить благо дружбой, а не враждою. Светлая Россия, стремящаяся быть первой, живой, правящей во благо державой.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги формата А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-палитра

Ход мастер-класса:

Работу начнём с предварительного наброска простым карандашом. Находим середину листа и разделяем его на две части с помощью горизонтальной линии. Примерно по середине этой линии располагаем овал головы сокола.


Далее рисуем клюв и глаз птицы, и линии груди и спины сокола. Внешне предварительный рисунок нам напоминает предыдущею работу по рисованию кролика .


Затем работаем с цветом, нам понадобится розовый цвет. Его можно создать на палитре, всё зависит от имеющихся в наборе цветов, можно использовать и алый и рубиновый цвета-смешиваем с белым.
Розовым цветом используя мазки в горизонтальном направление покрываем практически всю поверхность работы, Неокрашенными оставляем-линию горизонта, облако (его силуэт рисуем сразу красками) и сокола, а так же самую нижнюю часть работы-там позже разместим линию земли с травами.


В самой верхней части рисунка с помощью синего цвета рисуем линию облаков.


Соединяем синий цвет с розовым фоном неба с помощью полусухой кисти, как бы растираем краску. Затем нижнее облако заполняем белым цветом, также мазки белого цвета добавляем и над самой линией горизонта, аккуратно соединяя их с розовым цветом. В облако вводим немного оттенков синего цвета, создавая тем самым голубые оттенки.


Теперь нам понадобится чистый алый или рубиновый цвет, который мы использовали для создания розового. Им мы нарисуем лес-он находится по ту сторону озера и отражается в нём.


В нижней части этим же цветом будем рисовать травы-используя приём "примакивания".


Травы рисуем из трёх ярусов-сначала красный, затем синий и чёрный цвет, нанося один слой цвета на другой.


Чёрным рисуем силуэты стволов деревьев.


Также чёрным рисуем веточки деревьев, и наносим красные тени на стволы. Далее используем в работе жёлтый цвет для клюва и глаза птицы, а белый для грудки сокола.


Снова работаем чёрным.


Ну и самая ответственная работа-это оперение птицы. Нам необходимо аккуратно соединить чёрный цвет с белым, работаем чистой кистью с водой (кисть моем часто) маленькими мазками-создаём различные оттенки серого цвета-имитируя пёрышки сокола. Клюв прорабатываем по такому же принципу, соединяем чёрный с жёлтым+немного мазочков белого цвета.

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 32,5х25,5 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, - ее управляющий - князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862-1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835-1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам - «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937). «Не так давно, в 1898 году, - писал Стасов, - Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”... На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина - 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике - альграфии - плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.



Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Читайте также: