Конспект познавательно исследовательской деят ти средняя группа. Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе "невидимка-воздух". Речь с движениями

В средней группе. Окружающий мир. «Наш друг воздух».

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, расширять представления детей о свойствах воздуха; подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

Формировать познавательные действия,

*помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

* способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

* развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

* прививать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

*прививать дружеские отношения между детьми.

Ход занятия.

Ребята, поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети встают в круг, вытягивая руки вверх, касаясь друг друга)

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто этот друг?

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.

Правильно, наш добрый друг - это воздух. Он нас окружает всегда и везде.

Воспитатель: А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.

А кому ещё нужен воздух?

Дети: Рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому.

Ребята, у воздуха есть свои секреты, чтобы их разгадать, мы отправимся в путешествие на поезде. Мы встанем друг за другом и отправимся в путь.

    Дети встают друг за другом, изображая поезд. Звучит песня: «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…» Запись «звуки леса» Воспитатель: Остановка «Лес». В лесу воздух чистый, свежий. Так и хочется вдохнуть его побольше. Дыхательная гимнастика: Вдохнули глубоко носом и выдохнули через рот(2-3 раза). Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, выдохнули – грудь опустилась. Мы знаем, что воздух везде. Посмотрите вокруг, вы его видите? Дети: Нет, воздуха не видно. Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воздух не имеет цвета, он бесцветный. Увидеть его нельзя, но можно почувствовать и ощутить.

Для этого попробуем поймать его в пакетик.

Дети берут прозрачные пакеты.

Воспитатель: Что сейчас лежит в пакете?

Дети: Ничего, он пустой.

Воспитатель: Что произойдет, если мы расправим пакет и взмахнем им?

Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

А кто-нибудь видел как воздух выходил из пакета?

Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Как можно еще почувствовать воздух?

Запись «Поезд»

Запись. «Шум воды»

Остановка «Речка»

В речке течет вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Воду из этой речки мы налили в стаканчики и опустили в них трубочки. Что мы увидим, если подуем в трубочки? Проверим?

Пройдем за столы.

Дети дуют в трубочки, опущенные в стаканы.

Дети: Что происходит с водой?

(ответы детей)

Воспитатель: В воде образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух.

А как воздух попал в воду?

Дети: Мы выдуваем его из себя.

Вывод: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

А теперь продолжим наше путешествие.

Дети садятся в поезд и отправляются в путь.(Запись «Поезд»)

Следующая остановка «Полянка»

Воспитатель: Ребята, воздух наш добрый друг и с ним можно даже поиграть. На этой полянке мы и поиграем.

Воздух очень легкий. И мы в этом убедимся в этом, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием, что вы и будете делать.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

Вот видите, пузыри поднимаются вверх от вашего дыхания, значит они легкие.

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть фокус? (Да!)

Тогда пройдем на полянку, сядем прямо на травку и будем очень внимательными.

Сомнем лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погружаем стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.

Воспитатель: Как вы думаете, намокла бумага в стакане?

Достаем стакан.

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Почему бумага осталась сухой?

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха.

Вывод: Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Поиграли, а теперь снова в путь.

Музыка. «Поезд»

Следующая остановка «Музыкальная»

Мы приехали на музыкальную станцию. Но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, инструменты лежат, но музыки нет.

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышала, что вы разгадываете секреты воздуха. У меня есть музыкальные инструменты. Что это? (дудочки) Если подуть в дудочку, то вы услышите звук (показ). Слышите? Это воздух в инструментах звучит

А сейчас мы поиграем. Упражнение «Дудочка»

Спасибо, ребята, что заехали ко мне в гости. Вы узнали как красиво может звучать воздух.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а для чего мы отправились с вами в путешествие?

Дети: Чтобы узнать секреты воздуха.

Воспитатель: Что нам удалось узнать о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 4: Воздух легкий.

Вывод5: Воздух можно услышать.

Вывод 6: Человек не может жить без воздуха.

На столе лежат смайлики грустные и веселые. Кому понравилось наше путешествие и кто считает, что он сегодня много нового узнал о воздухе может взять веселые смайлики, а кому наше путешествие не понравилось возьмет грустные смайлики.

Воспитатель: А вам понравилось играть с мыльными пузырями? Наш друг воздух дарит вам мыльные пузыри, чтобы вы всегда могли его ощущать, чувствовать. Когда пойдем на прогулку мы сможем поиграть с нашим другом воздухом.

А сейчас сядем в поезд и отправимся в детский сад.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и природа»

Цель:

Создать целостное представление о воде как о природном явлении.

Расширять знания детей о неживой природе, о ее влиянии на живое.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивать речь детей,

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, желание защищать и охранять ее.

Ход познавательно- исследовательской деятельности.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

Дети, отгадайте загадку:

«Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто я такая?»

Дети: - Вода.

Воспитатель:

Для чего нужна вода?

Вода нужна для того, чтобы пить, готовить еду, стирать, купаться, поливать цветы,…

Воспитатель:

Ребята, кому, кроме человека, еще нужна вода?

Вода нужна животным и растениям.

Воспитатель:

Для чего им нужна вода?

Чтобы пить и расти.

Воспитатель:

Где же животные и растения берут воду?

В ручье, в пруду, пьют из лужи, идет дождь.

Воспитатель:

Дети, а кто нам прочтет стихотворение о пользе дождя?

Ребенок читает стихотворение А. Босева «Дождь»

Теплый дождик лил да лил,

Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечник,

Вымыл ягоды черешни…

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко.

Воспитатель:

Да, ребята, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям.

А давайте с вами посмотрим, какая же она, вода?

Дети подходят к столам и садятся.

Посмотрите, у вас стоит в стакане молоко. Какого оно цвета?

Молоко белого цвета.

Воспитатель:

Посмотрите на воду. У нее есть цвет?

Нет, у воды цвета нет.

Воспитатель:

Значит, вода – бесцветная. Какая вода?

Предлагаю детям бросить в воду игрушку.

Воспитатель:

Видна ли вам игрушка? Почему?

Хорошо видна, потому, что вода прозрачная.

Воспитатель:

Ребята, выпейте глоток воды. Какая она на вкус? (Если дети затрудняются, задаю вопросы: горькая? Сладкая? Кислая?

У воды нет вкуса. Она безвкусная. Вот какая интересная вода: прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода нужна всему живому.

Физкультминутка:

Маленькие цветы (дети сидят, наклонив головы) грустят, они давно не пили. Пришел садовник, полил цветы, цветы растут (дети встают, тянут руки вверх) и радуются. Потом пошел дождик, цветы обрадовались еще больше. Дети хором читают потешку:

« Дождик, дождик, припусти,

Дай цветочкам подрасти.

Лей, лей веселей,

Землю матушку полей!»

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что вода еще и волшебница. Давайте проведем опыты и узнаем, что же она может делать? (Лью воду в стакан).

Что делает вода?

Вода льется.

Воспитатель, выливая воду в тарелку:

Что происходит с водой?

Вода разливается.

Воспитатель:

Правильно, дети, вода может литься и разливаться, потому что вода – жидкость.

Ребята, у вас на столах лежат геометрические тела, как они называются?

Дети называют.

Воспитатель:

Возьмите их в руки. Они изменили форму?

Воспитатель:

Давайте посмотрим, какую форму имеет вода. Какая форма у воды в бутылке?

Форма бутылки.

Воспитатель:

Налейте воду из бутылки в стакан. Как изменилась форма воды?

Дети переливают воду:

Вода имеет форму стакана.

Воспитатель:

Значит, вода не имеет своей формы, а принимает форму посуды, в которую налита.

Вода может еще и превращаться. Вчера я поставили воду в морозильную камеру. Посмотрите, что произошло с водой?

Вода замерзла и превратилась в лед.

Воспитатель:

Вода была жидкой, а лед?

Лед твердый.

Воспитатель:

Какую форму имеет лед?

Лед похож на кубики и пластинки.

Воспитатель:

Правильно, форма льда зависит от того, в какие сосуды мы наливали воду. Что вы еще можете сказать о льде?

Дети смотрят через пластинки и отмечают, что лед прозрачный, холодный.

Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом?

Лед тает и превращается в воду.

Воспитатель:

Во что может превращаться вода?

Вода может превращаться в лед.

Воспитатель:

Что мы сегодня узнали о воде?

Вода бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Воспитатель:

Вот сколько интересного мы с вами узнали о воде. Без воды никто не сможет жить на Земле. Вода, чистая, прозрачная, без цвета и запаха, нужна людям, животным, рыбам, птицам, растениям. Вода- волшебница. Она может превращаться в лед. Чтобы воды всегда всем хватало, ее надо беречь. Нельзя лить воду просто так на землю, нельзя бросать в реки и озера мусор. Ведь не зря о воде говорят: «Водица- царица, всем помощница».

Татьяна Березина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская .

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет) ;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивающая :

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;

Развивать у детей познавательный интерес , самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная :

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе .

Воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой, практический (опыты, словесный (беседа) .

Технологии, используемые педагогом в занятии :

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми :

педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии :

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровье сберегающие технологии :

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии :

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем :

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель : А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит :

Капелька : «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель : И сказала я в ответ :

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель : Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане) .

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода .

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(Стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель : Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода ? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают) .

Дети : Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (Чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (Они там живут – это их дом) .

Воспитатель : Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да) . Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию» , но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей : на самолете, поезде, автобусе, машине, воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля) . Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость » .

Воспитатель : Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой) . Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся , а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель : Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод : потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (Дети отвечают) .

Воспитатель : Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха » .

Воспитатель : Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду) . Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей) .

Правильно, вода ничем не пахнет , значит она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса » .

Воспитатель : Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода ? (Ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (Вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ) . И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего ? (Вкуса) .

Опыт 4. «Вода бесцветная » .

Воспитатель : Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха , не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой) .

– Какого цвета молоко? (Белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей) .

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей) .

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей) .

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей, (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (Вода не имеет цвета , она бесцветная) .

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка : игра «Тучка» .

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки, а ветерок нас закружит (кружатся) .

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку) .

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон) .

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных) .

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч) .

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой) . И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый? (Сильный) .

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной» . Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица : 1-е – что мы узнали : вода жидкость , её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки : Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок .

Программное содержание:

Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

Воспитывать у детей самостоятельность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Обогащать словарь детей словами: магнит, намагниченный, притягивает, отталкивает.

Материалы:

Магниты, коробка с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные предметы и др.) предметами.

Словарная работа:

магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение.

Предварительная работа:

- чтение отрывков из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

Игры с магнитной доской и различными магнитными предметами (овощи, фрукты, цифры, буквы);

Игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Ход занятия:

К детям в группу приходит Робот:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ДА!)

Скажите, что вы любите делать? (ответы детей)

А я, как и вы, люблю играть, гулять и еще я люблю экспериментировать, делать разные опыты, испытывать различные предметы.

И вы знаете, ребята, мы с моим другом Незнайкой хотели построить новую машину для уборки снега, для которой нужны железные детали, но как всегда Незнайка все перепутал. И теперь в моей коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие детали вместе и никакой машины мне не построить. Что же мне теперь делать?

Воспитатель:

Ребята, как же мы можем помочь Роботу разобрать детали? Как отличить железные детали от остальных? (ответы детей)

Посмотрите, а у меня есть вот такие волшебные камушки, которые помогут вам (раздаю каждому ребенку магнит).

А кто знает, как называются эти чудо - камушки? (магниты)

Что может делать магнит? (притягивать предметы)

А все ли предметы он может притягивать? (ответы - предположения детей)

Из какого материала сделаны эти предметы? (из железного)

Что осталось в коробке и почему?

Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.

Воспитатель:

Ребята, а у меня для вас есть вот такие скрепки. Из чего они сделаны? (из металла).

Если мы поднесем магнит к скрепке, то, что произойдет?(предположения детей)

А теперь осторожно поднесем скрепку к другой скрепке. Что происходит? (скрепка притягивается к другой).

Значит, скрепка стала магнитной. А магнитной она стала из - за чего? (из - за касания с магнитом. Дети намагничивают скрепки и составляют цепочку из намагниченных скрепок).

Вывод: Еще одно свойство магнита - намагничивать другие железные предметы).

Воспитатель:

Ребята, Робот сказал же вам, что он любит экспериментировать. Вот он вам приготовил еще один опыт. Подойдите к столу. Посмотрите, Перед вами «озеро», в котором плавают кораблики («озеро» - емкость с водой, кораблики - пробки с воткнутыми кнопками).

Кораблики двигаются? А сможем ли мы их подвигать? Как? (предположения детей, экспериментирование)

Сумеем ли мы их собрать в одном углу? Как? (действия с магнитом)

А теперь со своими магнитами походите по группе, поищите предметы, которые притягиваются магнитом (действия детей: обратить внимание на детские шкафчики - на дверках тоже есть магнит. Зачем он там нужен? (ответы - предположения детей)

Ребята, итак, сегодня мы познакомились с волшебным камушком, который называется МАГНИТ .

А вот вам задание домой: поищите дома предметы, которые притягиваются магнитом, а завтра расскажите о них мне и Роботу.

Робот: - Ребята, а я хочу вам подарить игру, которая называется « Из чего сделаны предметы», играйте и познавайте.

Татьяна Дроздова

В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности , дети превратились в ученых и проводили различные опыты с воздухом в "научной лаборатории".

Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас ; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух) ; Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; формировать желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность , использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций; развивать познавательную активность , активность, наглядно-образное мышление.

Оборудования : шарики, пакеты, стаканы, трубочки, веер, резиновые игрушки, медицинская резиновая груша.

Воспитатель : Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух !

Воспитатель : Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты , как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (дети надевают халаты)

Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Есть он и в стакане, и в группе , и на улице, и в волосах. Почему сквозь воздух мы видим друг друга , все окружающие нас предметы? Почему? Какой воздух ? (ответы детей) . Воздух прозрачен , и поэтому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду , в том числе и в пустом стакане.

ОПЫТ 1 с пустым стаканом и водой для того, чтобы доказать, что воздух есть везде , но он бесцветен и поэтому мы его не видим.

ОПЫТ 2 . Обнаружение воздуха при помощи зрения . На столе перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля. Педагог уточняет, что случается с воздухом , когда его вдыхает человек. Ставит задачу : опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что произойдет. Затем педагог констатирует ответы детей. Педагог. Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух . Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет ? (Ответы детей.) Он бесцветен и прозрачен.

Вывод. Воздух есть повсюду . Его можно увидеть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная , воздуху послушная ) . Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух . Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут .

Здорово мы поиграли с воздухом . Вам понравилось?

ОПЫТ 3 . Обнаружение воздуха с помощью слуха .


1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух .

2. Подобное провести с надутым воздушным шаром , выпуская из него воздух . (2 детей)

3. Опыт с дудочкой . (2 детей)

Вывод. Воздух не увидели , но услышали.

ОПЫТ 4 . Обнаружение воздуха осязанием . Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку. Педагог. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух . Напомните, пожалуйста, когда и при каких условиях образуется ветер?


Возьмите, пожалуйста, в руку веер и создайте движение воздуха . (дети выполняют задание.) Ощутили воздух ?


Вывод. Воздух мы не видим , но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом .

Можно ли воздух увидеть ? Как?

Можно ли воздух услышать ? Как?

Можно ли воздух почувствовать ?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.

Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом» Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Цель: расширять представление детей об условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет, закрепить знания.

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.



Читайте также: