Что давать ребенку чтобы. Чем накормить ребенка: рецепты простых и вкусных блюд для детей. Бананы с миндалем

Depositphotos

По статистике, собранной экспертами ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины», только 40% детей в России каждый день едят фрукты и овощи (в каких количествах – большой вопрос). Между тем, в норме школьнику нужно съедать 4-5 порций овощей в день.

Овощи: 4-5 порций

Включая в детский рацион достаточное количество овощей, вы убиваете сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок получает клетчатку, необходимую для переваривания пищи и хорошей перистальтики кишечника. Во-вторых, все овощи богаты ценными микроэлементами.

Витамин А содержится в брокколи, моркови, тыкве и помидорах; витамин D – в картофеле, зеленых салатах, белокочанной и морской капусте; витамин Е – в шпинате, спарже, брокколи и также в морской капусте; витамин К – в спарже, чесноке, шпинате и картофеле.

Как уговорить ребенка съедать больше овощей? Пробуйте готовить блюда разных вкусов и консистенции, добавляйте новые специи и ищите вариант, который понравится ребенку. Кому-то нравятся салаты из свежих овощей, кому-то – супы-пюре или овощи, запеченные с мясом, кому-то – овощные рагу (но мы таких детей пока не встречали).

У Maggi появилась полезная идея , как сделать, чтобы ребенок съедал больше овощей: новый большой пакет и композиция душистых трав и специй . В пакете можно запекать сочную курицу сразу с овощами, наполняя блюдо вкусом и ароматом, чтобы дети с удовольствием съедали, что им положено.

Фрукты: 300 г день

Диетологи рекомендуют осенью давать детям сезонные фрукты и ягоды – яблоки, груши, виноград, арбузы, дыни, персики, айву, а зимой – цитрусовые. Хорошим решением могут стать ягоды, из которых получаются вкусные компоты, морсы, смузи и десерты. В норме школьник должен съедать около 300 г фруктов в сутки, желательно в первой половине дня, так как фрукты, съеденные на ночь, могут провоцировать брожение.

Напомним, что почти во всех фруктах содержится большое количество фруктозы, которая, хотя и не так вредна, как белый сахар (глюкоза), но все-таки может провоцировать набор веса у детей, предрасположенных к ожирению. Так, например, фруктовый салат из бананов, персиков, киви и груш, щедро приправленный взбитыми сливками, можно приравнять по калориям к паре шоколадных батончиков. И хотя в таком салате кроме калорий еще и много витаминов, забывать об угрозе детского ожирения не стоит – проблема ожирения с каждым годом.

Подключаем источники белка

Белки необходимы для нормального функционирования практически всех систем и тканей нашего организма. Благо выбор продуктов, богатых белками велик – это и мясо, и рыба, и молочные продукты, и бобовые, в которых содержится растительный белок.

Сбалансированное питание по мнению диетологов включает в себя минимум 1 порцию кисломолочки в день (стакан ряженки или кефира, творог, несладкий йогурт, сметана) и блюда из мяса, птицы или рыбы на завтрак и/или ужин. Величина порции будет зависеть от возраста ребенка, его телосложения и образа жизни. Если в вашей семье растет спортсмен, норма употребления белка в сутки для него будет больше обычной.

Стоит заметить, что степень усваивания белка из разных продуктов питания не одинакова. Так, например, из яиц усваивается почти 100% содержащегося в них белка, из молочных продуктов, мяса, птицы и рыбы – больше 90%, а из бобовых, овощей и орехов – 50-60%. Лучше сочетать богатые белком продукты с овощами, а гарниры в виде каш, макарон и пюре вынести в отдельный прием пищи, например, завтрак.

Кстати, рыба богата не только белками, но и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3, которые помогают укрепить иммунитет слизистых и снизить количество простуд в период . Также рыбий жир положительно влияет на нервную систему, память, способствует улучшению умственной деятельности и даже помогает повысить успеваемость в школе.

Когда лето подходит к концу, и родители и дети вспоминают о школе. Конечно же, есть огромное желание, чтобы этот уж этот учебный год стал успешным. А вот один из вариантов помочь ребенку быть умнее — стараться правильно и полноценно его кормить.

Работу мозга обеспечивают железо, йод, цинк. Если малыш не получает, или получает мало, этих веществ — мыслить он станет плохо, память будет слабой, работоспособности низкой.

Ученые давно знают, что такой микроэлемент как йод оказывает влияние на умственное развитие малышей. Все, что связанно с интеллектуальным развитием маленьких детей, моторика их конечностей на ранних стадиях развития, — все это лучше развито у детей, чьи родительницы, будучи беременными, употребляли препараты йода, а дети получали питание, которое давало им необходимую часть этого микроэлемента.

Выход для того, чтобы изменить показатели йода, вот в чем — покупаем, скажем, йодированную соль или аптечные комплексы, в которых есть йод, находящийся там, в профилактической дозе. Не опасайтесь, малыш не получит его больше, чем необходимо…

Капризное железо

При нехватке железа, у детей меняются вкус и обоняние, у них появляется интеллектуальная вялость, бледность. Такие детки, стают ко всему безразличны. Их мозгу не хватает кислорода. Его, как известно, клеткам мозга доставляют атомы железа. При его недостатке железа у детей ухудшаются память и внимание, меняется абстрактное мышление, а у школьников — снижается интерес к учебе, возникают проблемы в усвоении математики.

Много продуктов, употребляемых нами изо дня в день, содержат железо: это бобовые, хлеб, мясо, гречка, пшено, печень. Так из-за чего же возникает дефицит? Оказывается этот микроэлемент плохо усваивается. Больше всего человеческому организму «нравится» гемовое железо, которое содержится лишь в животных продуктах. Для пополнения организма железом, необходимо употреблять печень и постное мясо. Мешают его усвоению также и кальций с фосфором, если их в организме в избытке.

Выход есть: кормите малыша вкусными обедами дома, следите, чтобы желудок и кишечник у него работали нормально и были в норме.

Коварный цинк

От нехватки цинка случается аллергия, замедляется половое созревание и наступает бесплодие. А недавние исследования еще больше расширили этот список. Цинк принимает участие в защите клеток мозга от нежелательных воздействий, влияет на обмены, находится в состав тканей мозга, контролирует синтез белков, отвечающих за память и обучаемость.

Коварство того микроэлемента в том, что дефицит его внешне длительное время никак не проявляется. У половины жителей мира, в развитых странах, есть та или иная нехватка цинка.

Если ребенок плохо видит в темное время суток, щурится, проверьте, как у него дела с цинком. Нужно сдать кровь на цинк. Есть нехватка?

Много цинка в макрели, сельди, мясе и яйцах, кедровых орешках, грибах, зерновых. Он лучше усваивается из мясных продуктов.

Наш эксперт - врач-диетолог, кандидат медицинских наук Иван Демидов.

Немногие родители могут похвастаться тем, что относятся к вопросу детской еды с философским спокойствием, рассуждая примерно так: мол, проголодается ребенок - поест, а если не ест - значит, не голоден.

Но большинство мам и пап и уж, конечно, практически все до единой бабушки единодушны: ребенка надо накормить любой ценой. Недаром же ходит шутка о том, что «бабушка - это единственный человек, которая любит тебя не только за то, что ты есть, но и за то, что ешь».

Когда я ем, я глух и нем

Вот и колдуют мамы и бабушки на кухне, стараясь изобрести для дорогого дитятки что-то повкуснее и посытнее. Да еще и украшают всевозможными способами. На это у них уходит много времени и сил. И, естественно, они потом очень расстраиваются, когда все их кулинарные шедевры ребенок отвергает. Накормить капризулю не помогают ни уговоры, ни сказки, ни песни и пляски.

Некоторые родители, не выдержав, прибегают к военной хитрости: включают во время обеда телевизор или показывают ребенку мультики по компьютеру. Увлеченный сюжетом, малыш автоматически открывает рот и таки съедает все, что в него впихивают. Цель достигнута, ура!

Но, увы, не все так радужно. Ведь еда перед экраном очень вредна.

  • Во‑первых, потому что во время просмотра малыш не может контролировать свой аппетит и, как правило, съедает больше, чем ему нужно. А это - прямой путь к лишнему весу.
  • Во‑вторых, следя за интересной историей, дети «забывают» жевать и стараются быстрее проглотить пищу, что ведет к плохому пищеварению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • В‑третьих, привычка есть и заниматься чем-то еще (например, смотреть мультики) вредит нервной системе. Так что эта хитрость решительно не подходит.

Волшебный вкус!

Но в арсенале у родителей есть еще ухищрения. Не хочет малыш есть обычный суп или овощное рагу, тогда они кидают в стряпню бульонный кубик - и простое блюдо в мгновение ока превращается в ароматное чудо. Стоит лишь его понюхать - и уже слюнки текут. А разок попробуешь - за уши не оттащишь. Что же это за секрет?

Да просто усилитель вкуса. Во многих современных продуктах, особенно в фаст-фуде, содержатся соли глутаминовой кислоты - глутаматы, в частности глутамат натрия (Е‑621).

Справедливости ради стоит сказать, что это - не совсем «химия», поскольку глутаминовая кислота содержится во многих натуральных продуктах: парном мясе, только что сорванных с грядки овощах, свежесобранных фруктах и ягодах…

Кстати, именно поэтому свежие продукты обладают наиболее ярким вкусом и запахом. Но по мере хранения и кулинарной обработки количество этой аминокислоты уменьшается. Соответственно, добавление глутаматов возвращает готовым продуктам их утраченный в процессе производства вкус. Именно поэтому пища с такими добавками так популярна.

Многие дети, раз попробовав суп из пакетика с усилителем вкуса, воротят нос от домашнего борща и простого куриного бульона. Поэтому лучше им «усиленную» пищу не пробовать вовсе. Безопасное количество глутамата натрия для взрослых составляет не более 1,5 г в сутки или 0,5 г за один прием. Для подростков суточная доза не должна превышать 0,5 г. Ну а малышам такая еда, кроме вреда, ничего не принесет.

Секреты аппетита

Но что же все-таки делать, если малыш плохо ест? Попробуйте следующее:

  • Соблюдайте режим кормления. Кормите чадо каждые 3,5-4 часа.
  • Не давайте ребенку в перерывах между едой ничего, кроме обычной воды. А непосредственно до обеда или ужина лучше и жидкости не употреблять.
  • Сладости и фрукты можно давать только после еды, причем лучше приучить ребенка к тому, что есть конфеты можно только за столом, а не где придется.
  • Соблюдайте ритуал приема пищи. У малыша должно быть свое место за столом, своя посуда (в идеале ребенок должен сам ее выбрать по своему вкусу). Дети - большие консерваторы, они любят, когда все идет так, как они привыкли.
  • Не сажайте за стол возбужденного малыша. После активных игр почитайте 10 минут книжку, прежде чем приступать к еде.
  • Чтобы возбудить аппетит, перед трапезой ребенку можно дать небольшое количество легкого овощного салата или квашеной капусты. Или соленый огурец.
  • Лучше не давать одно и то же блюдо несколько дней подряд. Детям с плохим аппетитом требуется максимально разнообразная пища. Как правило, дети не любят долго жевать, поэтому старайтесь готовить более жидкие супы и каши, а вместо мяса чаще давайте котлеты.
  • Готовьте вместе: еда, приготовленная своими руками, всегда вкуснее.
  • Малоежкам необходимы физическая активность и свежий воздух. Впрочем, это не повредит и всем остальным малышам.

Учтите психологию

Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.

  • Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
  • Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу - в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
  • Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).

В возрасте около года ребенок начинает иначе относиться к пище. Он становится более разборчивым и менее голодным. И это не удивительно. Если бы он продолжал есть так же много, как и раньше, и так же быстро прибавлять в весе, он бы вырос величиной со слона. Теперь у ребенка есть время внимательно изучить свое меню и решить, что ему нравится, а что - нет. А вы помните, как он вел себя за столом в 8 месяцев? Тогда ему казалось, что он умирает от голода перед каждым кормлением. Он едва мог дождаться, пока ему повяжут нагрудник, и затем тянулся ротиком к каждой ложке. Ему было безразлично, что он ел. Он был слишком голоден, чтобы разбираться.

Есть и другие причины для разборчивости ребенка. Он начинает ощущать себя личностью со своими собственными желаниями. Поэтому, если раньше у него были сомнения на счет какой-либо пищи, то теперь он решительно ее отвергает. Память ребенка также улучшается. Возможно, он думает про себя: "Есть мне дают регулярно, так что я всегда успею съесть столько, сколько мне надо".

Чем кормить ребенка в год? Фото - фотобанк Лори

При прорезывании зубов аппетит ребенка часто уменьшается, особенно когда растут первые коренные зубы. Довольно продолжительное время он, возможно, будет съедать лишь половину своей обычной порции, иногда и вообще отказываться от еды. Главное, надо помнить, что аппетит совершенно естественно меняется от недели к неделе или даже изо дня в день. Мы, взрослые, знаем это по себе. Сегодня нам хочется помидоров, а завтра гороховый суп покажется нам необыкновенно вкусным. С ребенком происходит то же самое. Но мы этого не замечаем до года, так как ребенок в этом возрасте слишком голоден, чтобы отказываться от какой-либо еды.

Эксперименты доктора Дэвис

Доктор Клара Дэвис поставила себе задачу выяснить, что будут есть дети, если они будут руководствоваться только своими желаниями, и если им будет предложен широкий выбор простых блюд. Для опыта она выбрала троих детей в возрасте от 8 до 10 месяцев, которые до этого не пробовали ничего, кроме грудного молока, и не могли быть предубеждены против каких-либо видов пищи.

Вот как она их кормила. При каждом кормлении перед детьми ставили шесть или восемь тарелок с различной простой и здоровой пищей: овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Детям помогали есть только тогда, когда они показывали, что именно они хотят. Например, 8-месячный малыш запускал руку в протертую свеклу, а затем слизывал ее прямо с руки, - тогда ему давали чайную ложку свеклы. Затем снова ждали, чтобы он показывал, что он хочет еще. Может быть, опять свеклы, а может - тертого яблока.

Доктор Дэвис обнаружила три важных обстоятельства. Во-первых, дети, которые сами выбирали свое меню из числа простых разнообразных блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не стал ни слишком худым, ни слишком толстым. Во-вторых, питание такого ребенка за определенный период времени включало все необходимые элементы, как если бы он питался в точном соответствии с научными предписаниями. В-третьих, от одного приема пищи до другого ото дня ко дню аппетит ребенка менялся.

Ребенок может несколько дней подряд есть преимущественно зелень. Затем он вдруг начнет предпочитать продукты, содержащие крахмал. А иногда он удивит вас тем, что ограничится на обед лишь свеклой, причем съест ее в 4 раза больше, чем вам покажется нормальным. И после этого у него не будет ни рвоты, ни болей в желудке, ни поноса. Ребенок может иногда выпить 250 г молока в дополнение к полному обеду, а в ужин отказаться от молока вообще. Доктор Дэвис следила за потреблением детьми мяса в течение многих дней. Несколько дней ребенок съедал обычную порцию мяса, в последующие дни он стал съедать его все больше и больше, после чего потребление мяса снова снижалось. Этот факт навел доктора Дэвис на мысль: очевидно, организм ребенка остро нуждался в каком-то веществе, содержащемся в мясе, что и явилось причиной его усиленного потребления. Затем доктор Дэвис провела ряд экспериментов и со старшими детьми, даже с больными, и результаты были те же.

Что родители должны уяснить

Сказанное выше не значит, что родители должны предоставлять на выбор своему ребенку шесть или восемь блюд на каждый обед, как в ресторане. Но это значит, что родители могут доверить ребенку самому решать, что есть, если ему предлагается разнообразная и здоровая еда с учетом его вкусов на данный момент. Это означает, что родители могут позволить ребенку, если ему хочется, съесть большее, чем обычно, количество какого-либо продукта и не беспокоиться о последствиях. Более того, это означает, что родители не должны беспокоиться, если у ребенка появляется временное отвращение к какому-либо продукту.

Современному человеку трудно смириться с этим. Мы много слышали о научном подходе к питанию и забыли, что наш организм знал все это еще миллионы лет назад. Каждая гусеница точно знает сорт нужных ей листьев и не станет есть никаких других. Олень пробежит тысячи километров, чтобы полизать соли, если его организм требует этого. Снегирь хорошо знает, что полезно его организму, не прослушав ни одной лекции на эту тему. Поэтому не удивительно, что человек также в некоторой степени обладает интуитивными знаниями о том, что ему полезно. Я не хочу сказать, что ребенок или взрослый всегда ест только то, что ему полезно, и я не хочу сказать, что родителям не нужно знать, из чего складывается здоровая пища. Если мать кормит своего ребенка только конфетами и чаем, то нет возможности удовлетворить потребности организма из такого набора. Важно, чтобы мать знала, чем полезны овощи, фрукты, молоко, яйца, каши, и могла обеспечить ребенку рациональное питание. Но для нее также важно знать, что необходимо считаться с инстинктами ребенка, что аппетит его, естественно, должен меняться и что в конечном счете он получит все необходимые питательные вещества, если ему не привили предубежденности к каким-либо продуктам.

Пусть ребенок не ест овощей, если не хочет

Если он вдруг , которые ему нравились на прошлой неделе, пусть будет так, как он хочет. Если вы не будете его уговаривать, он вскоре снова полюбит эти овощи. Но, если вы будете настаивать, чтобы он ел то, что ему не нравится в данный момент, вы добьетесь только того, что временное отвращение ребенка к данному блюду станет постоянным. Если он дважды откажется от каких-то овощей, не давайте ему их в течение, скажем 2 недель.

Разумеется, матери неприятно, если ребенок отказывается есть то, что было специально для него куплено и приготовлено и что ему нравилось на прошлой неделе. Матери трудно сдержаться и не рассердиться в такой ситуации. Но надо учитывать, что уговоры и угрозы только привьют ему отвращение к данному блюду.

Если он любит одни овощи и не любит другие, что очень типично для второго года жизни ребенка, давайте ему те, что он любит.

Если он вообще не хочет есть никаких овощей, давайте ему больше фруктов. Если он ест достаточно фруктов, молока и принимает витамины, он восполняет все, что имеется в овощах.

Что делать, если ребенку надоели каши

Многим детям на втором году жизни . Не заставляйте ребенка ее есть. Существует масса заменителей, которые вы можете предложить ему, например хлеб, макароны, печенье, картофель и т. д. Даже, если он вообще будет отказываться от продуктов, содержащих крахмал, в течение нескольких недель, то это ему не повредит.

Не беспокойтесь, если иногда ребенок будет пить мало молока

Молоко - очень ценный продукт. Оно содержит большинство веществ, необходимых ребенку. Около 750 г молока в день совершенно достаточно для любого ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, если его питание достаточно разнообразно. Большинство детей в этом возрасте выпивает молока не больше указанного количества, а иногда и меньше. Если родители начинают беспокоиться или настаивать и заставлять ребенка выпить больше, то постепенно молоко будет ему все меньше и меньше нравиться. И в конечном счете он будет пить молока меньше, чем он пил бы, если бы его не заставляли.

Не просите ребенка выпить еще молока, если он ясно показал, что больше не хочет. Каждый раз, когда он должен сопротивляться вашим уговорам, ему все больше кажется, что он действительно не хочет молока. Даже, если он будет выпивать в день не более 200 г - не беспокойтесь и подождите, пока он сам захочет больше. Если он продолжает выпивать молока меньше, чем пол-литра, вы можете заменить его другими молочными продуктами (сыр, творог, кефир и др.).

Если же в течение месяца, вы должны обратиться к врачу. Врач пропишет кальций. А ребенок, возможно, рано или поздно опять полюбит молоко.

Не прививайте ребенку предубежденности против каких-либо продуктов

Мы не случайно обсуждаем здесь этот вопрос. Дело в том, что неприятности с кормлением начинаются обычно между годом и двумя. Ребенок упрямится, мать беспокоится, и чем больше мать настаивает и уговаривает ребенка, тем меньше ему хочется есть. А чем меньше ребенок ест, тем больше беспокоится мать. Каждый обед становится пыткой. И это может продолжаться годами. Напряженность, растущая в отношениях между родителями и детьми, ведет к другим проблемам воспитания.

Самый лучший способ сохранить хороший аппетит ребенка, это не мешать ему думать, что он сам хочет есть, а не вы хотите его накормить. Пускай он съест больше одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется. Вы должны обеспечить ему разнообразное и полноценное питание, но выбирайте такую пищу, которую он действительно любит. Не удивляйтесь, что его вкусы меняются от месяца к месяцу.

Если вы не будете заставлять ребенка есть, то, вероятнее всего, он будет съедать достаточно для удовлетворения потребностей своего организма, хотя количество еды будет разным день ото дня. Но, если вы считаете, что его питание не включает всего необходимого, вы должны обратиться к врачу.

Если ребенок играет за столом

Это может превратиться в проблему даже до года. Происходит это потому, что ребенок уже не так голоден, как раньше. Ему больше нравится карабкаться, играть с ложкой или с едой, переворачивать чашку, бросать вещи на пол. Я видел, как одного маленького мальчика кормили, в то время как он забрался с ногами на стул, отвернувшись от мамы. Или в другой раз он ходил по комнате, а за ним ходила его многострадальная мать с тарелкой и ложкой.

Игра за столом означает, что ребенок вырос и его мать больше беспокоится о его питании, чем он сам. Все это очень неприятно, раздражает вас и в конечном счете может привести к потере аппетита у ребенка. Не допускайте этого. Вы, наверное, заметили, что ребенок начинает играть за едой, когда он частично или полностью утолил свой голод, а не тогда, когда он еще очень хочет есть. Поэтому, если он перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, спустите его на пол и уберите тарелку.

Вы правы, когда вы тверды, но не нужно сердиться. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы его еду не убирали, как будто он хочет сказать: "Вы меня не поняли, я еще не наелся", дайте ему еще одну возможность. Но, если он не сожалеет, что еду убрали, не пытайтесь накормить его немного позже. Если он слишком проголодался до следующего кормления, накормите его пораньше. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он будет внимательнее к своей еде и не начнет играть с ней раньше, чем насытится.

Но здесь нужно оговориться. Годовалый ребенок получает огромное удовольствие, запуская руку в овощное пюре или размазывая кашу. Он может одновременно охотно кушать. Я бы не рекомендовал запрещать ему экспериментировать со своей едой, так как для него это - познание окружающего мира. Однако, если он пытается перевернуть тарелку, держите ее крепко или отодвиньте, или прекратите кормление.

Чем раньше ребенок начнет есть сам, тем лучше

Возраст, в котором ребенок начинает есть ложкой самостоятельно, зависит главным образом от взрослых. Доктор Дэвис обнаружила в своих экспериментах, что некоторые дети довольно хорошо ели ложкой даже до года. Но у излишне заботливой матери ребенок не будет есть ложкой даже в 2 года. Все зависит от того, когда вы дадите ему возможность попробовать свои силы. Большинство детей проявляет желание есть ложкой около года, и если им не мешают, то многие из них могут прекрасно есть ложкой без посторонней помощи к полутора годам. Подготовка к самостоятельному кормлению начинается еще в 6 месяцев, когда ребенок ест, держа в руке печенье, хлеб или что-нибудь еще, затем в 9 месяцев, когда вы даете ему размятую вилкой еду и он берет руками маленькие кусочки и кладет их в рот. Если вы не разрешаете ребенку есть руками, то, возможно, он гораздо позже, чем другие дети, научится есть ложкой.

Большинство детей просто выхватывают ложку из рук матери, когда они чувствуют потребность научиться есть самостоятельно. Мать может подумать, что ребенок капризничает, но лучше, если она отдаст эту ложку ребенку, а сама возьмет другую.

Ребенок быстро обнаруживает, что просто заполучить ложку еще недостаточно, что научиться есть самому очень трудно. Ему понадобится несколько недель, чтобы научиться зачерпывать еду, и еще несколько недель, чтобы донести пищу до рта, не опрокинув ложку по дороге. Он скоро устает от этих бесплодных попыток и начинает играть с едой. Тогда вы должны убрать еду, оставив лишь несколько крошек мяса, чтобы ему было с чем экспериментировать.

Даже, когда он честно старается есть ложкой, он испачкает и себя, и все вокруг, и вы должны с этим примириться. Если вам жалко ковер, постелите под стул ребенка большую клеенку.

Если он научился пользоваться ложкой, не кормите его больше сами. Сначала он хочет научиться есть сам, так же как он все хочет делать сам. Но когда он видит, как это сложно, и если вы будете одновременно кормить его, он может потерять всякий интерес к самостоятельной еде. Другими словами, когда он научится доносить хотя бы крупицу пищи до рта, вы должны дать ему несколько минут перед каждой едой для самостоятельных действий. Когда ребенок особенно голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод. Чем лучше он справляется с ложкой, тем дольше вы должны оставлять его наедине с едой.

Когда он научится съедать свое любимое блюдо за 10 минут, вы должны вообще перестать его кормить. На этом этапе матери часто допускают одну ошибку. Они говорят, например: "Он научился сам есть мясо и фрукты, но я до сих пор должна кормить его овощным пюре, кашей и картошкой". Это уже рискованно. Если он справляется с одним видом еды, значит он сможет справиться и с другим. Если вы будете по-прежнему кормить его пищей, к которой он равнодушен, вы будете все больше расширять пропасть между теми видами пищи, которые он сам хочет, и теми, которыми вы хотите его накормить. В конечном счете он совсем охладеет к "вашей" пище. Но, если вы просто постараетесь обеспечить ему разнообразное питание с учетом его вкусов и разрешите ему есть самостоятельно, то, вероятнее всего, на протяжении нескольких недель его питание будет включать все необходимое, хотя один день и будет непохож на другой.

Итак, в возрасте от 12 до 15 месяцев дети сами хотят научиться есть самостоятельно. Но, предположим, ребенку не дали такой возможности в этом возрасте, а затем после 2 лет ему говорят: "Ты уже большой и должен сам кушать". Ребенок может не согласиться с этим, так как он уже привык, чтобы его кормили, и ему уже неинтересно осваивать ложку. Таким образом, мать упустила блестящую возможность научить ребенка есть самостоятельно.

Дорогие родители, не воспринимайте все сказанное слишком буквально. И не беспокойтесь, если у вашего ребенка что-то не получается. Не думайте, что есть один-единственный правильный возраст, чтобы научиться самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям.

Я только хотел подчеркнуть, что дети сами хотят освоить ложку раньше, чем многие матери думают, и что очень важно, чтобы родители постепенно переставали кормить ребенка по мере того, как он все лучше и лучше делает это сам.

Вашему малышу исполнился годик, у него растут зубки, он старательно учится пережевывать пищу, у него появляются первые вкусовые пристрастия. Однако общий стол ему пока противопоказан. Чем же можно кормить ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью? Давайте определимся с основными требованиями, предъявляемыми к детскому питанию.

Правила здорового питания для детей до 3 лет: чем кормить ребенка с 1-3 лет?

У нормально развивающегося малыша к 2 годам должны прорезаться около двадцати зубов. А это означает, что ребенок может уже не только откусывать, но и пережевывать пищу. Не секрет, что пережевывание пищи способствует выработке пепсина и соляной кислоты в желудочном соке, что существенно облегчает процесс ее переваривания.

Родители прекрасно знают, что от 1 года до 1,5 лет ребенка необходимо кормить пять раз в сутки. Некоторые малыши после года сами отказываются от пятого кормления и переходят к четырехразовому питанию. Беспокоиться по этому поводу не стоит, здоровый малыш сам в состоянии регулировать количество кормлений. В этот период родители должны стараться постепенно заменять полужидкие блюда на более плотные. Новые блюда малыш должен есть с ложечки. От соски и бутылочки нужно постепенно отказываться.

  • Питание полуторагодовалого крохи необходимо сбалансировать, желательно с помощью диетолога. Основой питания в этом возрасте становятся продукты, содержащие животный белок.
  • Для детей от 1,5 до 2-х лет объем пищи составляет примерно 1300 граммов в сутки.
  • На 3-м году жизни малыш может съедать в сутки около 1500 граммов пищи.

Как составить меню для ребенка 1,5 - 3 лет: таблица

Продукты Нормы потребления продуктов для детей 1,5-2 лет/примеры блюд Нормы потребления продуктов для детей 2-3 лет/примеры блюд
Молоко/м. продукты Суточное количество: 500 мл.

5% -творог – 50 грамм.

5 грамм – сливок 10%.

5 грамм – сметаны 10%.

биолакт, йогурт – 2,5%

Блюда: каши, запеканки творожные, десерты.

Суточное количество: не менее 600 мл.

100 граммов творога 5-10%.

10 грамм сливок 10-20%.

10 грамм сметаны – 20%.

кефир, йогурт до 4%.

После 2 лет допускается более жирное молоко от 2,5 до 3,2%.

Блюда: каши, сырники, вареники, десерты.

Мясные Норма: 85-100 граммов в сутки.

Говядина.

Крольчатина.

Телятина.

В меню могут быть включены печень, язык.

Блюда: паровые тефтельки, тушеные котлетки, мясное и печеночное пюре и т.д.

Норма: 110-120 граммов в сутки.

Говядина.

Телятина.

Крольчатина.

Мясо ягненка.

Субпродукты.

Блюда: котлеты паровые, тефтели, мелко порубленное тушеное мясо, рагу, мясное и печеночное пюре.

Рыбные Суточная норма до 3 лет – 30 граммов 1 раз в неделю. Рекомендуется – морская, белая рыба. Можно готовить блюда из минтая, трески, хека, тунца. Допускается речная рыба – форель.

Красная рыба не желательна, часто вызывает аллергические реакции.

Можно приготовить: рыбный супчик с морковью, тушеную рыбу, котлетки, тефтельки и т.д.

Суточная норма: 50 грамм три-четыре раза в неделю.
Блюда из птицы Детям до 2-х лет рекомендуется включать в меню мясо куры, индейки.

Куриное мясо считается более аллергенным, поэтому его рекомендуется давать не чаще двух раз в неделю.

Можно начать давать куриное мясо 3 раза в неделю. Желательно использовать только грудку — белое мясо. Из нее можно приготовить тушеные биточки, котлетки, тефтельки.

Крупяные гарниры и каши

Диетологи рекомендуют включать в детское меню: гречку, овсянку, пшено, ячневую крупу, перловку. Детям до трех лет в среднем можно употреблять до двадцати граммов крупы.
Хлебобулочная продукция Можно использовать лапшу и вермишель в качестве гарнира к мясным блюдам. Из них также можно готовить молочные супы. Однако эти продукты очень калорийны и об этом не следует забывать. В сутки можно съедать не более 50 граммов хлебобулочной продукции.
Овощи Отлично стимулируют работу кишечника, усиливают аппетит, снабжают детский организм витаминами и минералами.

Суточная норма не менее 200 граммов овощей.

Из овощей можно приготовить: биточки из капусты, морковные котлетки, рагу овощное и т.д.

В суточном рационе 3-х летнего ребенка должно быть не менее 250 граммов овощей. Добавляются: томаты, патиссоны, зеленый лук и чеснок (в маленьких количествах). Дети охотно едят редис, репу, редьку. Многим нравится шпинат, щавель.

Детишки охотно грызут сырые овощи и любят самые разные овощные салаты.

Фрукты

Норма — не менее 200 граммов. Вводить новые фрукты и ягоды нужно минимальными порциями, чтобы была возможность своевременно заметить возможные аллергические проявления. В меню также можно включать сезонные ягоды: бруснику, малину, клубнику, клюкву, ежевику, черноплодную рябину, крыжовник. (Понемногу). В трехлетнем возрасте можно постепенно увеличивать количество фруктов и ягод (если на них нет аллергии).

Родители должны знать, что: черноплодка, черная смородина и черника – могут закрепить стул.

Киви, абрикосы, сливы действуют как слабительное.

Из ягод и фруктов можно готовить кисели, соки, компоты, морсы, добавлять их в кашу и десерты.

Полезные сладости и десерты Десерт должен вводиться в меню только в два года – не раньше! Десерты должны быть максимально легкими для усвоения. Педиатры настоятельно рекомендуют родителям особо не торопиться пичкать детишек сладостями. И все же, полезные сладости для детей этого возраста есть. Например: печеное яблочко, мусс из ягод, кисели, творожно-банановое суфле. В меню «сладкоежки» в 3 года можно добавить суфле из яблок, моркови и манной крупы.

Дети охотно едят клюквенно-манный мусс, сливовое суфле и яблочную пастилу. Рецепты этих десертов любая мамочка без труда найдет в интернете.

Что нельзя есть детям до 3 лет: список, распространенные ошибки родителей

10 основных продуктов, которые противопоказаны маленьким детям:

  • Любые колбасные изделия. Практически все производители добавляют в свою продукцию консерванты, ароматизаторы и красители.
  • Морепродукты, а именно: креветки, крабы, мидии. Эти морепродукты в 80% случаев вызывают у детей раннего возраста аллергические реакции.
  • Свинина, баранина, утиное и гусиное мясо. Тугоплавкие жиры, содержащиеся в этих продуктах, плохо перевариваются и негативно сказываются на работе ЖКТ. Могут вызывать боли, метеоризм, запоры.
  • Виноград и дыня. Эти фрукты плохо влияют на ПЖ и увеличивают газообразование.
  • Мороженое. Высокий уровень жирности негативно сказывается на работе ПЖ. Обожаемое детьми лакомство очень часто становится .
  • Мед. Полезный продукт, но, к сожалению, довольно часто вызывающий аллергию.
  • Жирное молоко, провоцирует проблемы с обменом веществ.
  • Торты, шоколад, пирожные, печенье. Эти «вкусняшки» содержат в себе огромное количество вредных пищевых добавок.
  • Какао. В этом напитке содержится теобромин – алкалоид. Кроме того, какао очень жирный напиток.
  • Все газированные напитки — они раздражают ЖКТ.
  • Диетологи не рекомендуют трехлеткам готовить супы на любы мясных бульонах.
  • Детям категорически запрещается давать любой фастфуд, чипсы, соленые сухарики.
  • До двух лет малышам нельзя есть квашеную капусту, любые соленья, сельдерей, орехи.
  • Красную и черную икру можно давать в маленьких дозах лишь после 5 лет.
  • Грибы (в любом виде) не рекомендуется давать детям до восьми лет, а кофе не раньше 12 лет.
  • Большинство педиатров считают, что ни в одно блюдо детям до 3 лет нельзя добавлять сахар.

А. Мосов, врач по гигиене питания детей и подростков:

Ребенку не стоит давать соль и сахар так долго, как это возможно, в идеале - до трех лет обходиться без них. К сожалению, традиции таковы, что мы сами приучаем ребенка к сладкому и соленому. Поэтому придя в детский сад, он неизбежно столкнется со сладкой кашей, сладким чаем или какао и солью, которая добавляется почти во все блюда. Преодолеть эту традицию непросто, поэтому лучше, если ребенок будет готов к этому и перед детским садом привыкнет к слегка подсоленной пище. Проблем со сладкой кашей и сладким какао, думаю, не будет, поскольку все мы имеем врожденное предпочтение к сладкому вкусу.

Мед по сути представляет собой тот же насыщенный раствор сахаров, хотя его употребление вместо сахара более предпочтительно, поскольку мед содержит целый ряд микроэлементов и других биологически активных веществ. Впрочем, полезные свойства меда в значительной степени - преувеличение. И давать его ребенку надо с осторожностью - у детей этот продукт нередко вызывает аллергию.

С 1,5 до 3 лет дети постепенно переводятся на 4-х разовое кормление. Суточный объем пищи у детишек этого возраста составляет от 1200 до 1500 мл.

Примерный режим кормления малыша 2-3 летнего возраста

Завтрак – 8.00.

Обед – 12.00.

Полдник – 15.30.

Длительность кормления не должна превышать 30-40 минут.

Рацион ребенка дополняется новыми продуктами постепенно и обязательно строго индивидуально. Объем воды для детей этого возраста, по мнению Союза педиатров, строго не устанавливается. Все зависит от климатических условий, активности малыша, от жидкости, поступающей в его организм в ходе основного приема пищи. Родители должны ориентироваться на потребности малыша.

Главные требования, которые предъявляют педиатры к питанию детей от 1,5 и до 3 лет – это сбалансированность и разнообразие.

Можно ли детям есть манную кашу?

Еще не так давно манная каша была «главным» блюдом на детском столе. Наверное, многие помнят рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным», в котором несчастный Дениска выливает тарелку манной каши на шляпу гражданину, идущему фотографироваться. Жалко и пострадавшую шляпу гражданина и Дениску, организм которого никак не соглашался съесть кашу. И был в некоторой степени прав. Современная медицина утверждает, что манная крупа на 2/3 состоит из углеводов, а именно крахмала. Поэтому манка довольно плохо переваривается. Глюкен, содержащийся в манке, очень часто вызывает аллергические реакции у детей. Манная каша отличается высокой энергетической ценностью, но полезными витаминами она не богата. Кроме того, фитин, входящий в ее состав, мешает полноценно усваиваться кальцию, железу и витамину D. Педиатры не рекомендуют давать манную кашу детям до года. Конечно, жаль шляпу гражданина из «Денискиных рассказов», но, по мнению большинства педиатров, поступок главного героя вполне оправдан. Хотя, лучше бы кашей накормить маму или папу. Взрослый организм прекрасно воспринимает манку, ведь она очищает кишечник от слизи и благотворно влияет на выведение лишнего жира. Но детский организм устроен по-другому.

Советы специалистов

По мнению педиатра-иммунолога М.А. Хачатуровой – у детей довольно чуткая природная реакция на пищу. Если ребенок по какой-то причине наотрез отказывается от определенного продукта – не стоит кормить его им насильно. Скорее всего, данный продукт просто не подходит ребенку и его следует заменить на другой. А , читайте на нашем сайте в другой статье.

Врач М.А Хачатурова предупреждает родителей — если у ребенка тусклые волосы, плохо растут ногти (ломаются и крошатся), его нужно срочно показать педиатру и диетологу. Скорее всего, у малыша имеются проблемы с кишечником и ему необходимо восстановить нормальную микрофлору. После чего, нужно скорректировать рацион его питания, и сбалансировать количество витаминов и минералов в организме.

Врач-педиатр А. Парецкая:

При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов - то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие - с определенной периодичностью. Будем для простоты составлять расчет на неделю - поэтому распределим продукты по дням. Ежедневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные - исходя из количества приемов.

Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на некоторые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекомендуется давать 5-6 раз в неделю минимум - то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.

Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать калорийность и питательную ценность продукта - то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры - на другие жиры, белки - на другие белки. Например, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей - картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.

Правильно сформированное пищевое поведение – залог будущего здоровья вашего малыша.

Читайте также: