Народные приговорки для детей. Календарный детский фольклор, заклички, приговорки. Заклички, приговорки, которые дошли до наших дней

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, , растениям, а также обрядовые песни , которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор .

Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо.

Народные заклички к солнцу

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои дети плачут,
Есиньки хотят.

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Девки плачут,
Серу колупают,
Нам не дают,
Собакам по ложке,
Нам по крошке.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни, выскочи,
Сядь на пенек,
Опряди кужелек. (Так поют маленькие пряхи, когда прясть неохота.)

Средство узнать хорошую или дурную погоду летом. Дети идут в такое место, где раздается звучное эхо, и громко кричат:

Гнилая колода, гнилая колода,
Какая завтра будет погода?
Коли будет – отгукнись,
А не будет – заикнись. (Если отголосок немой, непогода продолжится, звучное эхо предвещает ведро)

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,
Перебей дождя.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Из-под бревнышка.

Дуга-радуга,
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,
Поведи меня в луга:
Там лук-чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Нос трясется,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.

Радуга - дуга,
Не пей нашу воду

Заклички к дождю

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Лей, лей, дождик, пуще,
Наварю я гущи,
В большом горшке
На донышке.

Дождик, дождик, пуще,
Наварю я гущи
И поставлю под кровать,
Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,
Поливай как хошь,
На дедину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром.

Дождик, дождик, пуще,
На мамину капусту,
На тятину рожь
Поливай как хошь.

Дождик, дождик,
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
На Иванову рожь
Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,
На бабину рожь,
На девичью пшеницу,
На ребячий горох,
На конячий овес,
На мужичий ячмень
Поливай весь день.

Мать, мать божия,
Подавай дождя,
Дождя серенького,
Богомоленького.

Иди, дождик, дождик,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Дождь, дождь, припусти!
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, убогий сирота,
Закрываю ворота
Ключиком, замочиком,
Золотым платочиком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в арестань,
Куплю избу со хрестом:
Богу, богу молиться,
Христу кланяться.
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,
На лесу-то гоностарь.
Дождик, дождик, пуще,
На лесу-то гуще.

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Я, убогий сирота,
Отворяю ворота
Крючком, пятачком,
Беленьким платочком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Ердань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.
У Христа сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.

Если дует ветер, приговаривают заклички к ветру:

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Пуская кораблики и лодочки в ручьи, поют:

Дуй, спо-дуй, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки,
Где идут бурлаки,
Тянут баржи за крюки.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

В каждом местечке нашей обширной Руси существуют свои различные обыкновения, различные игры, сложившиеся с давнего времени. Точно так же существуют и детские песни, переходящие от одних к другим детям; некоторые песни относятся к разного рода случаям. Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:

Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.

Гони, гони стадо
За реку рано –
Напиватися,
Умыватися.

В Егорьев день, выгоняя скот со двора, дети говорят:

Выгоню коровушку со двора голиком,
Приходи ко мне, коровушка, со всем молоком!

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям :

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Уродись, горох,
Отлично хорош,
Отлично хорош,
Множество стручков –
На потеху старым,
На веселье ребятам малым.

Песенки, связанные с сеянием репы и редьки:

Репка-репонька,
Родись крепонька,
Ни мала, ни долга,
До мышиного хвоста.
Редька – редка,
Родись хороша,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насбирают, для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко,
Цела, пол, на донышке
Или ничего.

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Никола, Микола,
Наполни лукошко
Стогом, верхом,
Перевертышком!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба –
Гриба грибового,
Во бору борового.

В поисках цветов, ягод и грибов – «аукают и укают». Ауукаем, Приукаем:

Стогом – верхом
Нам грибков,
Полных ровных
Кузовков Ауукаем.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок, прыгает на одной ноге и приговаривает:

Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду.
Мышка, мышка,
Дай водички
Из колоды,
Из ушей.

Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш,
Что хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.

Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Чтоб не низко, не высоко,
Чтобы Питер повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро, им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,
Вечер – на нашест,
Галок не перечесть.
Моя галка наперед,
Много денег наберет.
Моя пониже –
Бисеру нанижет.

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке :

Улита, улита,
Высунь рога!
Дам тебе конец пирога.

Слизень-близень,
Выкажи роги
На четыре дороги.
Слизень-близень,
Вытяни роги
По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»), они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица!
Выпусти рога –
Я дам пирога,
Масленого-премасленого.

Слизень-близень,
Выпусти рога,
Дам тебе пирога
И кувшин молока.
Как не выкажешь рога,
Пестом зашибу

Рассматривая божью коровку , дети приговаривают:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка,
Дай молочка!

Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровушка,
Ума, ума, ума,
Жить ли мне?
Умереть ли мне?

Божья коровка,
Полетай за Волгу,
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Скоморох, скоморох,
Полетай на горох,
Там твои дети
На повети
В красных рубашках,
В беленьких порточках.

Ловят паука, обрывают у него ноги, которые, положенные на бумагу, делают разные движения, причем припевают:

Мяу, мяу,
Коси траву.

Подходя к ульям на пасеке, говорят:

Пчелки гудят,
В поле летят,
С поля летят,
Медок несут.

Поп, поп, поп, выпусти собак,
Поп, поп, поп, выпусти собак!

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку), а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие букашки.

Поп, поп,
Выпусти собак,
Баре едут,
Озимь топчут!
Поп, поп,
Выпусти собак,
Кони во ржи,
Жеребята в овсе.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы, а мой на поверху.

Жили были мужики,
Брали грибы рыжики.

Тексты фольклорных закличек русского народ а использованы из следующих источников: Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212

Издавна люди обращались к различным явлениям природы как к живым существам, давая им имена и обожествляя их. Целью такого обращения было умилостивить богов природы, попросить у них хорошей погоды, солнца и дождя, отличного урожая.

Создавались красивые стихи, небольшие песенки, которые в дальнейшем получили названия "заклички" и "приговорки". Приговаривая, обращаясь к явлениям природы, каждый хотел умилостивить бога и обратиться к нему с красивыми словами.

Приговорка - это стих о животных

В древние времена дети росли в непосредственной близости к природе. Родители занимались животноводством, и дворы их были полны разной домашней живности. С самого раннего детства каждый ребенок начинал наблюдать за их поведением, копировать звуки, движения. А мамы рссказывали деткам о животных, используя небольшие стишки, потешки и прибаутки.

Со временем такие формы фольклора получили название "приговорка". Это небольшие стихотворные строки, в которых обращаются к животным.

Самыми популярными были весенние стишки. Приговорка - это возможность позвать весенних птиц назад из теплых краев, ведь именно их возвращение считалось началом нового сезона весенних полевых работ.

Заклички как вариант успокоения явлений природы

Заклички тоже проговаривали дети, обращаясь к явлениям природы. В них они стремились обратиться к солнцу, чтобы оно начало лучше греть, и пришла весна. Заклички, приговорки служили поводом к обращению во время сильной засухи или длительного дождя. В таких небольших потешках были слова благодарности природе за то, что человек может жить, питаться, расти и развиваться в гармонии с окружающим миром.

На сегодняшний день насчитывается несколько циклов закличек: весенние, летние и осенние. Каждая из них используется в качестве благодарности и прошения благ и милости по отношению к людям.

Заклички, приговорки, которые дошли до наших дней

На сегодняшний день дети в детских садах и школах учат много стишков из народного творчества на различные праздники. В них они обращаются к явлениям природы. Значение этих стишков в современном мире утрачено. Сейчас закличка, приговорка - это больше шуточное четверостишье, чем магические слова обращения к природе и животным. Сегодня человек уже может объяснить, что и почему происходит в окружающем мире благодаря накопленным тысячелетиями знаниям.

Среди самых популярных можно назвать следующие:

Жаворонки-жаворонки!

Перепелочки - перепелочки,

Прилетите к нам, принесите нам

Весну теплую, лето плодородное,

Весну с дождем, лето с травами.

Ай, радуга-дуга.

Не неси ты нам дождя.

Пригласи солнышко,

Красное ведерышко

Под наше окошечко.

Шуточные и веселые приговорки, заклички - это возможность не только научить современных детей обращаться к природе, но и любить ее.

ЗАКЛИЧКИ

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.


Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.


Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!


Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!


Буря - Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!


ПРИГОВОРКА

  • это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.


Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.


Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.


Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.


Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!



Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию ок­ружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необ­ходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связан­ный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимст­вуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одари­вание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.

На телят, на жеребят И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок -

На недель десяток!

Говорком: Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

В купальских песнях для детей привлекательны сказоч­ность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздни­ком Купалы. Например:

Купала, Купала!

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Под лазоревым цветочком,

Под шелковым платочком.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими драз­нилками:

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.

К наиболее распространенным, активно бытующим жан­рам детского календарного фольклора относятся заклички.

Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки.

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке:

Божия коровка!

Полети на небко,

Принеси нам хлебка:

Плюшек, сушек,

Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкостны приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.

Древнейший музыкальный язык календарных песен со­храняет специфические особенности архаического мелодиче­ского склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живы­ми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предель­ная ясность, простота музыкального языка календарных пе­сен, естественность их интонаций, тесно связанных с рече­выми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, ус­воению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать го­ворком.

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.



Читайте также: